Напоминание

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях школы-интерната


Автор: Стоян Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Горловская СШИ №16"
Населённый пункт: Горловка
Наименование материала: Актуальность изучения и обогащения индивидуального опыта
Тема: Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях школы-интерната
Раздел: начальное образование





Назад




Актуальность изучения и обогащения индивидуального опыта воспитателя

ГКОУ «Горловская специальная школа-интернат №16»Стоян Натальи Николаевны

по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников»

Нам, современным педагогам, приходится жить и работать в сложное время.Время,

когда в нашей стране произошли большие изменения и произошла переоценка жизненных

ценностей. И все, что касается патриотизма, отошло на задний план.Поэтому мы –

педагогии должны вместе с родителями работать над патриотическим воспитанием

подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где

живет человек, начинается с детства Известно, что младший школьный возраст –

важнейший

период

становления

личности,

когда

закладываются

предпосылки

гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,

их красоты и величия».

Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением

традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н.

Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и др.

Актуальность работы: В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема

патриотического

воспитания

детей,

материальные

ценности,

стали

всё

больше

доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте,

милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период

нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям

нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство,

Родина.

Я работаю в школе-интернате много лет и, исходя из своего опыта работы в этом

направлении, могу дать утвердительный ответ: детям доступно чувство любви к родным и

близким, родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало

патриотизма, которое рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного

воспитания.Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в

детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и

культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут

соотечественниками.

Работа по патриотическому воспитанию проводилась с 2022 г по сентябрь 2025г.

Цель моей педагогической деятельности − формирование духовно-нравственной

личности, воспитание достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Воспитание у учащихся любви и привязанности к своей семье, дому,школе, улице,

городу Горловка;

2.Формирования бережного отношенияк природе и всему живому.

3.Проявлении сострадания,заботливости ,внимательности к родным и близким,

друзьям сверстникам, к тем, кто о них заботится.

4. Воспитания уважения к труду;

5.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную

деятельность обучающихся в условиях семьи и школы.

В

своей

работе

по

патриотическому

воспитанию

использую

различные

образовательные технологии:

.Игровые,

.ИКТ,

.Здоровьесберегающие,

.Проблемные,

.Развивающего обучения,

.Проектный метод

.

Мною

определены

основные

принципы,

которые

легли

в

основу

моего

педагогического опыта.

1 Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально –личностное

формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети

выступают, как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не

просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство,сочувствие и взаимодействие –

приоритетные формы общения педагога с детьми.

2 Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю подачу материала

по тематическим блокам: родная семья, родной город, моя школа, родная страна, родная

природа, родная культура.

3.Принцип наглядности

4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала

(от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой

системе.

Патриотическое воспитание − как одно из направлений социально-личностного

развития детей − я считаю важной частью своей педагогической

деятельности.

Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания

теплой и уютной

атмосферы.В процессе работы постепенно подвожу детей к пониманию того, что такое

семья., постепенно переходя от малого к большему − школа, родной город, страна.

Собирая

и

рассматривая

фотографии,читая

произведения

художественной

литературы,делаю праздничные рисунки и открытки, участвуя в совместных с родителями

мероприятиях,я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут

вместе,любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами

семьи, значение труда взрослых.Поэтому основное внимание уделяется воспитанию

любви к самым близким в семье – маме и папе.бабушке и дедушке.

Ребята принимают свой дом таким, каков он есть, и любят его.Это чувство «родного

дома» ложится в основу любви к Родине.С родителями они гуляют по улицам родного

город, ездят загород, отдыхают в разных местах родной страны. В школе-интернате

участвуют в различных праздниках, с удовольствием знакомятся с профессиями

родителей.

Для меня воспитателя, очень важно, чтобы воспитанники полюбили свою школу,

чтобы жизнь детей была в интернате интересной, насыщенной,запоминающейся.Так

начинается формироваться их интерес к социальной жизни. И моя задача, как воспитателя

углубить и развивать его. Хочется также отметить, что народное творчество – это тоже

патриотическое воспитание. Произведения устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в

духе патриотизма.

Родной город…Он славен своей историей,традициями, достопримечательностями,

лучшими людьми, национальными праздниками.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию,

что их город – частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу

люди разных национальностей.В процессе работы я знакомила детей с родным краем

через художественную литературу, иллюстрации, использовала наглядные предметы

и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда

и т.д.).

Теоретическая база опыта

Работу по патриотическому воспитанию начала с изучения научной и методической

литературы, которая помогла мне с разных сторон подойти к вопросам патриотического

воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным

условиям

работы

воспитателя

школе-интернате.по

нравственно-патриотическому

воспитанию

В своей работе с воспитанниками, я пытаюсь систематизировать работу по

воспитанию чувств любви к родному селу и к своей стране, объединить в единое целое

все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста: нравственное,

интеллектуальное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.

При

составлении

перспективного

плана

работы

мною

была

использована

«Образовательная

программа

для

учащихся

1

4

классов

по

направлению

«Патриотическое воспитание», результатом освоения которой является воспитание

будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-

патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. В

Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств,

любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая

многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. В программе

чётко прослеживается нить воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как

любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым

людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей

стремления в своих поступках.

Используя в работе учебно-методическое пособие «Патриотическое воспитание

школьников». Авторы книги: Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев

В пособии рассматривается деятельность педагогических работников образовательных

учреждений по патриотическому воспитанию детей. Материалы данного пособия легли в

основу викторин, бесед, дидактических игр.

Технология системы работы

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных

подходов к патриотическому воспитанию. Одним из таких подходов, проектный метод.

Метод проектов актуален и очень эффективен.

Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Во-вторых,

проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого

ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную

активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни

воспитательной деятельности.

В-третьих, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных

областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью

картины окружающего мира.

В-четвертых, проектная деятельность позволяет задействовать различные виды

детской деятельности.

Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что

проект не “привязан” к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем

творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При

реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект, использование

проектного метода один из путей достижения качества образования, его обновления,

эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.

Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим направлениям, с

целью выполнения поставленных задач.

«Горловка-мой город родной»

Цель: расширение представлений детей о природных ресурсах родного края,

воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

«Традиции на Руси»

Цель: знакомство детей с жилищем русских людей; расширение знаний об устройстве

русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формирование

представлений о христианских праздниках.

.«Символы России»

Цель: знакомство детей с государственной символикой России, области, района.

.«Герб моей семьи»

Цель: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

Отдельное место занимает художественная литература: Ввожу в круг детского чтения

именно те книги, которые повествуют о родной земле, о стране, о людях, трудящихся на

благо Отчизны. Замечательные детские писатели: А.П. Гайдар, В.А. Осеева, В.А Каверин,

Ю.И. Коваль, Л.А. Кассиль, В.Ю. Драгунский, А.Л. Барто – не только своими рассказами,

но и всей своей жизнью показывали пример служения Отчизне.

В своей группе к тематическим праздникам организовываю уголки, выставки:

«Наследники Победы»»,»Мой край -Донбасс»,»От сердца к сердцу»

Приобщая детей к русской культуре, читаем русские народные сказки.заучиваем

русские народные потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного

искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. Особое место

отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских

пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества:

«Нет в мире краше Родины нашей».

«Человек без Родины,что человек без песни»

«Один в поле не воин»

«Береги Родину,как зеницу ока»

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Воспитанники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных

национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе

поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей.

Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной

ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.

Благодаря работе по патриотическому воспитанию мы по-новому начинаем относиться

к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе

стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Святой

Николай», «Рождество» и «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица»,

«Мама-главное слово в судьбе, «Связь поколений», «Никто не забыт и ничто не забыто».

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение

их

к

трудовой

деятельности. Знакомя

детей

с

трудом

взрослых,

воспитываю

положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий,

желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится

настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании

трудиться и бережно относиться к его богатствам.

Мои воспитанники уже способны принимать активное участие в защите природы, им

доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание

цветов, овощей. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось

с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его

благоустройству (озеленение, уборка улиц).

Воспитывая будущих граждан страны, учу их радоваться труду на общественное

благо, прививаю им чувство ответственности, а потому требую от них чёткого

выполнения порученного дела, приучаю самостоятельно замечать и устранять непорядок,

не надеяться на то, что работу сделает взрослый. Конечно, взрослый и поможет, и

тактично подскажет, что ещё нужно сделать и как, но при этом он должен следить, чтобы

не снизилась активность и инициатива самих детей. Действенным средством такого

воспитания является похвала, поощрение.

В период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его

индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми

близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье

зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер,

поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через

призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям

самые лучшие

нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на

родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников

формирования детской личности.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких

лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет

сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим

корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по

патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с

родителями:

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких

лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет

сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим

корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по

патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с

родителями:

«Книга Памяти»,Герои моей семьи

конкурсы рисунков

фотовыставки «Семья -начало начал», «Мой любимый домашний питомец», «Лето-

это маленькая жизнь» и др.

Приглашение на занятия родителей ,которые защищают Родину на СВО

игровые программы

Анкетирование родителей «Мой ребёнок, какой он?»

Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание

рисунков, аппликаций).

.Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию

младших школьников»).

Проведён конкурс «Семейному чтению наше почтение!»».

Провела родительское собрание на тему «Нравственное воспитание младших

школьников».

Акция «Кормушка для птиц»

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких

лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет

сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим

корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по

патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с

родителями:

«Книга Памяти»,Герои моей семьи

конкурсы рисунков

фотовыставки «Семья -начало начал», «Мой любимый домашний питомец», «Лето-

это маленькая жизнь» и др.

Приглашение на занятия родителей ,которые защищают Родину на СВО

игровые программы

Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»

Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание

рисунков, аппликаций).

.Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию

младших школьников»).

Проведён конкурс «Семейному чтению наше почтение!»».

Провела родительское собрание на тему «Нравственное воспитание младших

школьников».

Акция «Кормушка для птиц»

.Результативность опыта

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о

Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но

при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм

«от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-

нравственную

работу

души,

а

уже

в

свою

очередь

любящее

сердце

создает

патриотическое мировоззрение. Цель патриотического воспитания детей младшего

школьного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена

любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной

трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат

длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание

детей осуществляется ежесекундно: в организованной образовательной деятельности

режимных моментах, самостоятельной деятельности и, конечно же, в семье. Работа

строится

таким

образом,

чтобы

она

проходила

через

сердце

каждого

воспитанника .Систематическая работа позволила накопить у детей достаточно большой

запас знаний по истории, привить детям чувство любви и привязанности к природным и

культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе

воспитывается патриотизм. Речь детей стала более образной, расширился кругозор и

словарный запас, усилился познавательный интерес

Заключение

Таким образом, мы считаем, что систематическая работа по воспитанию нравственно -

патриотических чувств детей имеет свои положительные результаты, а школа и семья

выступает

той

социокультурной

средой,

создающей

оптимальные

условия

для

формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ

гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».



В раздел образования