Автор: Николаева Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: городской округ Стрежевой, Томская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе «След на земле…» (по повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» и рассказу А.Никольской-Эксели «Вам письмо»)
Раздел: среднее образование
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
Методическая разработка
урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе
с использованием интерактивной доски
Тема урока - «След на земле…» (по повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» и
рассказу А.Никольской-Эксели «Вам письмо»)
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока – урок-телемост
Технология урока
– технология
развития критического мышления, сочетающаяся с
фронтальной и групповой формами работы
Цель урока – создать условия для формирования ценностно-смысловой компетенции на
примере художественного анализа повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» и
рассказа А.Никольской-Эксели «Вам письмо»
Задачи урока -
Образовательная
способствовать формированию у учащихся представления о нравственных категориях
персонажей повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» и рассказа
А.Никольской-Эксели «Вам письмо»;
раскрыть причины, этапы и последствия скитаний собаки, оставшейся без хозяина;
через конкретные человеческие судьбы показать драматизм этого явления.
Воспитательная
способствовать воспитанию бережного отношения к нашим четвероногим друзьям;
продемонстрировать
школьникам
на
примере
конкретных
художественных
произведений неразрывную связь человека с миром природы и тем самым вызвать
стремление задуматься над проблемами нравственного выбора;
создать образное и личностное восприятие событий, описываемых в предложенных
произведениях.
Развивающая
способствовать развитию критического мышления и коммуникативных способностей
школьников;
продолжить формирование умений прослеживать причинно-следственные связи,
использовать различные источники знаний, анализировать и интерпретировать текст
художественного произведения в единстве содержания и формы, самостоятельно
формулировать и излагать свою точку зрения
Оборудование:
мультимедийный проектор, ПК; интерактивная доска, мультимедийная
презентация «След на земле…» в программе
Notebook
для интерактивной доски;
аудиозапись
инструментальной
пьесы
«Поезд»
А.
Петрова;
тексты
повести
Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо», тексты рассказа А.Никольской-Эксели «Вам
письмо» (из сборника «Город Собак»); цветные карандаши.
В ходе подготовки урока создаются группы учащихся в соответствии с учебными
возможностями и индивидуальными особенностями.
Аннотация
Есть ценности, которые не покупаются и не продаются. Ни за какие деньги невозможно
купить утраченное здоровье. Дружба, проверенная годами, не продается. Верность и
преданность – тоже. Так у людей. По мироощущению Бернарда Шоу, собаки – самые
преданные «люди». Он говорил: «Чем ближе узнаю людей, тем больше нравятся собаки».
1
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
Человек и собака на протяжении многих веков идут по жизни рядом, но, к сожалению,
не всегда вместе. Человек физически сильнее, собака сильна безграничной верой в человека,
неподкупной преданностью.
Породистые и беспородные, они спасают от эпидемии целые города, много лет подряд,
до самой смерти, приходят на одно и то же место встречать своего хозяина, жертвуя собою,
выталкивают людей из-под колес, бросаются в воду, спасая утопающих, находят под
завалами раненых… А скольких, нуждающихся в помощи во время Великой Отечественной
войны, удалось вытащить с поля боя собакам.
Никто не знает, что они чувствуют, какую переживают боль, когда их бросают те, кого
они любили. Собаки умеют многое. Умеют даже прощать, но не умеют забывать ни при
каких обстоятельствах.
Католическая церковь при Иоанне Павле Втором признала существование у собак души,
с тех пор им позволено заходить в храм…
Чарльз Дарвин писал о собаках: «…любят нас больше, чем себя». Жизнь показывает, что
это действительно так. Примеров тому тысячи.
Донести до сердец учащихся те чувства, что испытывает собака, покинутая по
сложившимся обстоятельствам, преднамеренно ли, попытаться передать невыносимую боль
от потери близкого – то, для чего и проводится данный урок внеклассного чтения.
Повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» актуальна и ныне. Учащиеся
должны знать это произведение. Именно такие книги остаются с человеком на всю жизнь.
Писатель не наставляет, не поучает, он рассказывает в своих дневниковых записях о верном
друге Биме. Повесть была написана в 1971 году.
В 2009 году за книгу «Город Собак» почетного звания «Посол мира» удостоена Анна
Никольская-Эксели, молодая детская писательница, родившаяся в Барнауле. «Хорошие
поступки должны совершаться не на скорую руку и для галочки, а от чистого сердца и всей
души. На то они и хорошие поступки. Иначе весь смысл пропадает. Ведь зачем мы живем?
Чтобы делать добро, вероятно… Но доброту не продашь и не купишь в магазине. Она либо
есть в человеке, либо ее нет», - уверяет своих читателей автор. Ее книга посвящается всем
неравнодушным людям. 26 рассказов о собаках. 26 разных историй, объединенных
безмерной любовью к четвероногим и хвостатым. В рассказе А.Никольской-Эксели «Вам
письмо» и повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» много общего. Поговорим
об этом с детьми.
Все учащиеся самостоятельно прочитали повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим
Черное ухо» и в рамках регионального компонента на уроках по литературе Алтая
познакомились
со
сборником
А.Никольской-Эксели
«Город
Собак».
По
прочтении
произведений ученикам был предложен совместный просмотр художественного фильма
«Белый Бим Черное ухо» в 2-х сериях по мотивам одноименной повести Г.Н.Троепольского,
поставленного
сценаристом
и
режиссером
Станиславом
Ростоцким
(производства
киностудии им. М.Горького, 1977 г. с непревзойденным Вячеславом Тихоновым в главной
роли). О том, что и «ложь бывает святой как правда», о том, что укор совести перестает
давать спать по ночам, о том, как безгранична верность собаки, ждущей своего хозяина, в
конце концов, о том, какие мы, люди, кто мы есть на самом деле, и будет идти разговор на
данном уроке.
Урок внеклассного чтения «След на земле…» рассчитан на 2 учебных часа и проводится
перед изучением повести-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» по УМК «Литература. 6
класс» под ред. Г.С.Меркина.
Урок проводится в форме телемоста. Учащиеся становятся участниками моделируемых
событий.
Класс разделен на группы (1-ая группа «Корреспонденты», 2-ая группа «Библиографы»,
3-я группа «Кинокритики», 4-ая группа
«Кинологи», 5-ая группа «Литературоведы»).
Каждая из групп имела возможность выбрать задание в соответствии со своими интересами,
а также индивидуальными возможностями.
2
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
Методическая разработка урока внеклассного чтения «След на земле…»
Для создания эмоционального фона перед уроком звучит аудиозапись инструментальной
пьесы «Поезд» (А.Петров). (Слайд 1).
Инсценирование:
Школьники (3-4 человека) заинтересованно читают объявление о пропавшей собаке у
импровизированной «Доски объявлений»: «Пропала собака – сеттер, белый с черным ухом,
кличка Бим, выдающегося ума ученая собака. Местонахождение просим сообщить за
хорошее вознаграждение по адресу…». Мальчишки шумно спорят:
- У моего дедушки в Новгороде сеттер живет. Знаете, какой он умный. Я прошлым
летом два месяца у бабушки с дедушкой гостил. Вот смотрите, у меня и на мобильном
фотография Графа сохранилась. Смотрите, смотрите. Графушка очень умный. Дед говорил,
что эти собаки свой дом не покидают.
- А я в одном журнале читал, что клички у собак, как у нас, людей, имена, тоже что-
нибудь обозначают. Побежали в библиотеку, я помню обложку того журнала.
Запыхавшиеся школьники вбегают в библиотеку:
- Елена Анатольевна! Галина Михайловна, помните, я вчера журнал читал?
Сотрудницы библиотеки (в их роли выступают девочки-старшеклассницы) подают
взволнованным мальчикам журнал «А почему?».
Один из школьников быстро находит нужную страницу:
- Вот, слушайте. Собаки, имеющие кличку Бим, хорошо поддаются дрессировке, любят
детей, незлобные, безмерно преданы своим владельцам.
- Смотрите, смотрите, что здесь написано! – радостно восклицает другой школьник. –
Подходят собакам породы сеттер, а также небольшим дворовым собакам.
В библиотеке «включен» телевизор. Передают «Новости». Внимание ребят привлекает
один из новостных сюжетов.
В роли корреспондента участник группы «Корреспонденты»:
- Добрый день! Вас приветствует корреспондент местной телевизионной студии «Стоп-
кадр» Добрин Леонид.
Перенесемся в 1971 год… 40 лет назад в №1 и №2 журнала «Наш современник» впервые
была опубликована повесть, написанная сельским учителем Гавриилом Николаевичем
Троепольским. Пожалуй, не было в то время человека, не знавшего о скитаниях белого с
черным ухом Бима… Повесть читали, передавали из рук в руки.
Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 15 языков
мира, в американских колледжах входит в обязательную программу по литературе и даже
названа одной из лучших книг для слепых детей, пользующихся шрифтом Брайля
.
А в 1998 году в Воронеже перед входом в местный Театр Кукол «Шут» главному герою
книги Биму был установлен памятник. (Слайд 2).
Мальчишки оживленно переговариваются:
- Вот здорово! Ребята, а давайте сейчас быстро по домам, пообедаем и встретимся на
нашем месте. До вечера еще далеко. Будем искать Бима.
- Конечно, надо искать! Я даже представить боюсь, если бы наш Граф потерялся…
«Сотрудницы библиотеки» дают каждому из мальчиков зачитанные книги:
- Ребята, подождите минутку, возьмите «Белый Бим Черное ухо», почитайте.
- Спасибо, теперь-то уж обязательно прочитаем!
Учитель:
Лапа моя, лапа,
Носа моя, носа,
Я научусь плакать
Тихо и безголосо.
Я научусь думать
3
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
Много и без истерик,
Гордость запру в трюмы
И научусь ВЕРИТЬ!
Чуда моя, чуда,
Рада моя, рада,
Хочешь, с тобой буду
Весь выходной рядом?
Хочешь, прижмись с лаской
Мокрым своим носом.
Хочешь про снег сказку?
Только ЖИВИ, пёса!
Вот такое трогательное стихотворение Р.Рождественский посвятил собаке и назвал его
«Моей Собаке». Вы знаете, что удивительно, в заглавии этого стихотворения слово Собака
написано с заглавной буквы. Наверное, не случайно. Чем больше живешь на этой земле, тем
больше убеждаешься – в жизни вообще не бывает случайностей и мелочей. Человек,
живущий рядом с собакой, да-да, я не оговорилась, не собака, живущая рядом с человеком, а
именно человек, становится другим: кого-то пес изменил, кого-то устыдил, кого-то
подтолкнул к доброму поступку.
Представьте себе зимний вечер, отдыхающий после напряженного трудового дня город.
Представили? Закройте глаза, пусть картинка станет зримее. Видите, много-много огоньков?
Это окошки многоэтажек. Какие-то из них плотно задернуты шторами, какие-то, напротив –
будто всему миру рассказывают о жизни своих обитателей. Что там, за этими окнами?
Открывайте, пожалуйста, глаза. Как вы думаете?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель:
А давайте мы с вами мысленно перенесемся в один из городов. (Слайд 3). «Какой?» -
спросите вы? Я не знаю названия этого города. Знаю только, что есть здесь улица Проезжая
и есть дом номер сорок один. А живет в одной из квартир этого дома бывший журналист,
немолодой уже человек, участник Великой Отечественной войны, Иван Иванович Иванов.
Он в домашних тапочках. На его рабочем столе какие-то бумаги. А рядом с ним – пес, сеттер
(слайд 4), но собака необычная.
Участники группы «Кинологи» представляют устный журнал «Знакомьтесь:
сеттер»:
По стандартам охотничьих собак сеттер-гордон должен быть обязательно черным, с
блестящим синеватым отливом цвета воронова крыла и обязательно с четко отграниченными
яркими рыже-красными подпалинами. Сеттеры-гордоны выведены в Шотландии. Порода
сложилась к началу второй половины XIX столетия. Современные шотландские сеттеры
приобрели более быстрый ход. Собаки
спокойного, мягкого характера, послушные и
незлобивые, они рано и легче принимаются за работу, успешно используются и на болоте, и
в лесу… Для сеттеров характерна отчетливая высокая стойка с головой не ниже уровня
холки.
У Г.Н.Троепольского мы читаем: «Великое искусство – работа сеттера! Вот он идет
легким галопом, подняв голову, ему не надо опускать ее и искать низом, он берет запахи
верхом, при этом шелковистая шерсть облегает его точеную шею; оттого он так и
красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью».
Учитель:
Даже белые отметины на не предусмотренных стандартом местах считаются большим
пороком у гордонов. Бим же выродился таким (открывается «шторка» на слайде 4):
туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом,
только одно ухо и одна нога черные, как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато-
рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям – сеттер-гордон, а
окрас – ну ничего похожего.
4
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
У писателя Гавриила Николаевича Троепольского была любимая собака, он очень часто
разговаривал с ней, даже читал ей свои рукописи, представляете?
У нас сегодня, действительно, очень необычный урок внеклассного чтения. Я
приглашаю всех вас стать участниками виртуального телемоста. (Слайд 5).
Как вы думаете, что такое телемост?
Учащиеся высказывают предположения:
- Связь между какими-нибудь населенными пунктами.
- Связь с помощью современных средств телевидения.
Учитель:
Да, вы правы, телемост – это двухсторонняя аудио и видеосвязь между двумя и более
удаленными объектами средствами телевизионной техники и спутниковой связи. Так вы
согласны с моим предложением? Тогда начинаем.
Перед вами тексты повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» и рассказа
А.Никольской-Эксели «Вам письмо». Вы хотели бы узнать подробнее об авторах этих
произведений? Ну, так давайте узнаем. На связь с нами выходят наши специальные
корреспонденты.
Участники группы «Корреспонденты» (слайд 6):
- Добрый день! Мы ведем свой репортаж из стен Центральной городской библиотеки
имени М.Ф.Борисова. Хотим рассказать вам о нашей землячке, детской писательнице, Анне
Никольской-Эксели.
Анна Олеговна Никольская-Эксели родилась 14 июня 1979 года в Барнауле. Окончила
гуманитарный
факультет
Алтайского
государственного
технического
университета,
Московскую международную школу дизайна, Колледж искусств и дизайна в Лондоне. Анна
Никольская-Эксели является членом Международной Федерации Русских Писателей, а
также членом Товарищества детских и юношеских писателей России при Союзе писателей
России. Лауреат премии «Издано на Алтае. Лучшая детская книга-2005», номинант
Демидовской премии-2007 в области литературы, финалист литературного конкурса им. В.П.
Астафьева-2007 в номинации «Малая проза», второго Международного конкурса детской и
юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Толстого-2007,
международного конкурса «Литературная Вена-2008». В 2009 г. удостоена почетного звания
«Посол мира», присуждаемого международным форумом «Конвент народной дипломатии» в
Риме (Италия). Замужем. Живет на две страны – Россия и Турция. Имеет дочь.
Почетное звание «Посол Мира» присуждено Анне Никольской-Эксели Международным
форумом неправительственных организаций «Конвент Народной Дипломатии». Штаб-
квартира форума находится в Риме, а возглавляет его известный писатель-литературовед,
общественно-политический деятель, дипломат и постоянный представитель Казахстана в
ЮНЕСКО (Париж) Олжас Сулейменов. Именно его строки «Земля, поклонись человеку!»
начертаны на обелиске Юрия Гагарина.
Международный форум основан в 2000 году, в него входят такие организации, как
«Гринпис», «Зеленый интернационал», «Врачи без границ», «Дикая природа». Звание
«Посол Мира» интернационально и присваивается один раз в два года по восьми
номинациям, в том числе «За вклад в литературу». В России «За миротворчество» его был
удостоен известный детский хирург Леонид Рошаль. Книги Анны Никольской-Эксели
«Хвостатый лекарь» и «Город Собак» в Италию попали, можно сказать, случайно. Обычно
этого
звания
удостаиваются
деятели
маститые
и
широкоизвестные.
Комиссия,
ознакомившись с книгами Анны, приняла решение присвоить этот почетный титул писателю
молодому и начинающему. Ее рассказы о животных наполнены гуманизмом, любовью к
животным и трепетным отношением к окружающей природе. Жителю Алтая статус «Посол
Мира» присуждается впервые.
Наш родной Алтайский край находится в предверии празднования 75-летия. Анну
Никольскую-Эксели
без
преувеличения
можно
поставить
в
один
ряд
с
нашими
замечательными
земляками:
В.М.Шукшиным,
Р.Рождественским,
Г.С.Титовым,
5
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
В.С.Золотухиным. Благодарим за внимание, с вами были Мария Любимская и Дмитрий
Поздняков.
Учитель:
Мария, Дмитрий, благодарим вас за предоставленный сюжет. Центральная городская
библиотека имени М.Ф.Борисова по-прежнему на связи с нами, и я передаю слово
библиографам.
Участники группы «Библиографы»:
Гавриил Николаевич Троепольский прожил долгую жизнь, 90 лет, и оставил добрый
след на земле. Закончив обучение в сельскохозяйственном училище, Троепольский
некоторое время преподавал в сельской школе в родной Воронежской губернии. После
напряженного трудового дня молодой учитель записывал свои впечатления: тут и охотничьи
зарисовки, и портреты сельчан, и заметки крестьянского быта. С 1937 года стал печатать
свои рассказы и очерки в газетах и журналах. В 1937 году в альманахе «Литературный
Воронеж» появился рассказ «Дедушка», позднее в течение многих лет лучшие свои работы
Троепольский печатал в журнале «Новый мир», редактором которого был Александр
Трифонович Твардовский.
Учитель:
Мы с вами не только прочитали повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» и
рассказ А.Никольской-Эксели «Город Собак», но и посмотрели художественный фильм
«Белый Бим Черное ухо» в 2-х сериях по мотивам одноименной повести Г.Н.Троепольского,
поставленного
сценаристом
и
режиссером
Станиславом
Ростоцким
(производства
киностудии им. М.Горького, 1977г).
На связь с нами выходят «Кинокритики». Добрый день! Мы внимательно слушаем вас.
Участники группы «Кинокритики»:
Более тридцати лет исполнилось фильму «Белый Бим Черное ухо». (Открывается шторка
слайда 6). На его премьеру, которая состоялась в кинотеатре «Пролетарий» 22 сентября 1977
года, в Воронеж приезжали режиссер Станислав Ростоцкий, актеры Вячеслав Тихонов, Раиса
Рязанова, Валентина Владимирова, Алексей Чернов.
Несмотря на то, что одноименная повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо»
появилась раньше фильма, кино способствовало популярности Бима и в нашей стране, и за
рубежом. Ну а в родном городе он сделался достопримечательностью Воронежа. Недаром 5
сентября 1998 года на проспекте Революции ему был установлен памятник.
Так как у Бима из нержавеющей стали нет постамента и, соответственно, пояснительной
таблички, то многие его юные поклонники думают, что он родился в расположенном рядом
театре «Шут». Нет, Бим – герой книги и фильма, хотя радует детвору и на подмостках
кукольного театра.
Ростоцкий увлекся приключениями Бима. Новая экранизация Троепольского стала звездным
часом режиссера, принесла ему высшую награду того времени – Ленинскую премию. (Парадокс:
автор книги о Биме удостоен в 1975 году лишь Государственной премии СССР).
Трогательный двухсерийный фильм о судьбе собаки-горемыки, теряющей любимого хозяина,
покорил миллионы и детей, и взрослых.
Автор фильма бережно отнесся к литературному первоисточнику. Тем не менее жалко тех,
кто познакомился с Бимом лишь в кино и не читал повесть.
Учитель:
Вспомните, пожалуйста, кому посвящает свою повесть Г.Н.Троепольский.
Учащиеся отвечают
Учитель:
Александра Трифоновича Твардовского Троепольский считал своим наставником. Его
памяти и посвящена повесть «Белый Бим Черное ухо», которую Твардовский читал еще в
рукописи.
Учитель:
В какой форме ведется повествование в повести?
6
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
Учащиеся отвечают:
- Это дневник, куда человек записывает все самое сокровенное.
Учитель:
Вы правы.
Автор для убедительности изображенных событий использует прием
дневниковых записей, которые создают иллюзию правдоподобности психологической
картины повести. А вы обратили внимание на то, как Троепольский называет такие записи?
Учащиеся отвечают:
- Записки хозяина.
Учитель:
Верно. И встречается в тексте такая запись 4 раза.
- А для чего, по вашему мнению, автор использует «Записки хозяина»?
Учащиеся:
- Они помогают раскрыть образ Ивана Ивановича, и мы много узнаем из них о Биме.
Заранее подготовленный ученик зачитывает цитату из главы 4:
«…Но так пусть и остается такое в той тетрадке о Биме. Сейчас прямо напишу на
обложке: «Бим». Здесь все будет только для самого себя. Ведь записки я начал ради
спасения чести Бима, виновного в своем рождении, но они разрастаются все больше и
больше, и уже обо всем, что связано не только с Бимом, но и со мной…»
Учитель:
Вы, наверняка, заметили, что рассказ о событиях заносится в дневник по горячим
следам, но все же с некоторым временным разрывом. Этот временной отрывок между
переживаниями и рассказом о нем позволяет осмыслить и проанализировать состояние
героя, найти причины и объяснения его поступкам. Отсюда выводы, которые делает Иван
Иванович в своих дневниках.
Группа «Литературоведы» получала опережающее задание к уроку. Участники этой
группы должны были, работая над содержанием дневниковых записей, воссоздать
нравственные принципы Ивана Ивановича.
Давайте дадим им слово. Наш телемост не прерывается. Я приглашаю всех участников
телемоста принять участие в выполнении первого творческого задания.
(Слайд 7)
(«Шторка» открывается постепенно)
Дневник Ивана Ивановича
(Записки хозяина)
«В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место.
Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской – чувствами всегда
неотразимыми, если между ними не втерлось подхалимство, каковое потом,
постепенно, превратить все в ложное – и доброту, и доверие, и ласку»
«Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем,
«незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь,
вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие».
«Голубое имеет свой звук, оно звучит как покой, забвение, но только временное, всего
лишь для отдыха; такие минуты никогда не надо пропускать»
«Природа творит по устойчивому закону: необходимость одного в другом»
«Время неостановимо, неудержимо и неумолимо. Все – во времени и движении»
«…все более растет во мне жалость к птицам и животным»
«В осеннем солнечном лесу человек становится чище»
Учитель:
Вы абсолютно верно заметили: нравственные принципы Ивана Ивановича дают ему
право носит гордое звание ЧЕЛОВЕК. Он будто по ступенькам поднимается все выше и
выше в своем познании действительности и отношении ко всему и всем, что его окружает.
Учитель:
7
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
Я предлагаю вам небольшую викторину. За каждый верный ответ вы получаете
изображение собачьего следа. (Приложение 1)
Викторина
«Вторая стена была занимательнее. Она вся состояла из разных брусочков, каждый из
которых хозяин мог вынуть и вставить обратно». О чем речь?
(Библиотека Ивана Ивановича)
В каком возрасте, по законам кинологии, щенок определяется и оформляется в
близкое к тому, что называется породной собакой?
(Это будет известно лишь в шестимесячном возрасте)
«А может быть, художник и поместил собак на главное место как укор людям за их
малодушие в несчастье, как символ верности, надежды и преданности». О какой
картине художника XVI
века Д.Бассано вспоминает Иван Иванович в своих
дневниковых записях?
(«Моисей иссекает воду из скалы»)
Какие цветы были любимыми у жены Ивана Ивановича?
(Подснежники)
Какая примета о подснежниках существует в народе?
(Подснежники – к счастью, говорят в народе)
Так уж устроено зрение у собаки, что голубое он видит только… Каким?
(Серым)
Каким должен быть нос здоровой собаки?
(Холодным)
О каком слове идет речь: «И вот уже несколько раз он слышал слово «…», он его не
понимал, но собачьим нутром догадывался, что оно тревожное, плохое слово,
жуткое», «…слово это звучит горем…»
(Это слово «осколок»)
Милиционер, разыскивая хозяина Бима через Союз охотников, назвал номер,
обозначенный на ошейнике собаки. Какой номер был у Бима? (24)
Какая надпись была выгравирована на латунном жетоне, прикрепленном Дашей во
всю ширину ошейника Бима?
(«Зовут его Бим. Он ждет хозяина. Хорошо знает свой дом. Живет в квартире один.
Не обижайте его, люди»)
Учитель:
Молодцы! Давайте подведем итоги викторины.
(Учащийся, набравший наибольшее
количество баллов-«следов», получает в подарок книгу А.Никольской-Эксели «Город Собак»)
Учитель:
Вспомните, пожалуйста, персонажей повести Троепольского в той последовательности,
как они появлялись на страницах произведения. Каждый из героев, и главных, и
второстепенных, каким-либо образом связан с Бимом. Предлагаю вам поработать с текстом и
проследить, опираясь на обращение к Биму, отношение к собаке. (Слайд 8)
(Учащиеся находят в тексте цитаты. Только после этого раздается таблица
(Приложение 2), в которой при помощи цветных карандашей нужно сделать отметку:
зеленым цветом обвести героя повести, который относится к Биму с участием,
пониманием и любовью; черным - персонаж, относящийся к собаке равнодушно либо
враждебно)
Персонаж повести
Обращение к Биму, отношение к собаке
Иван Иванович, хозяин
«Глупая твоя голова», «мальчик», «глупыш»,
«Бимка», «милый друг», «дурачок» «милый
собачонок» «брат»
8
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
«собака интеллигентная», «дружище»…
Павел Титыч Рыдаев,
председатель домкома
«- У-у, быдло!»,
« - Здравствуй, братка, здравствуй, значит»,
«Кобель этот – собака стоящая, и ее надо
беречь»
Тетка-кляузница
небольшого роста,
визгливенькая и жирная
«Какая-то паршивая собака меня, советскую
женщину, ни во что не ставит!»
Гость-охотник
«Потрепал по голове», «умный пес»
Лесник, хозяин кордона
« - Хороший пес, хороший. Умный пес. За
всю облаву не гавкнул и не завыл»
Врач «Скорой помощи»
«Ну и собака!»
Степановна
«…сердешный какой, а…», « - Пришел,
горемышный?», «Так и знала: накормился
сам. Умница», «…а ты пес сообразительный»
Девушка в белом халате
«Петров! Прогони кобеля, а то мне шеф
намылит шею, начнет выпинаться: «Псарня,
а не «Скорая помощь»! Гони!»
Человек в черном халате
« - Вот я тебе, тварь! Пошел! Пошел!»
Прохожий (Тощий)
«Привет, Черное ухо!»
Прохожий (Человек в комбинезоне)
«…вынул из сумки кулек, положил перед
Бимом конфету и потрепал пса за черное
ушко», «Дрессированный. Интеллигент!»
Прохожий (Толстый-претолстый, с
толстой палкой в руке, в толстых очках, с
толстой папкой)
« - Ну и ну! Дошли: кобели на проспекте»
Дворник
«…погладил Бима по спине…»
Прохожий (Человек с мясистыми
обвислыми губами, крупно-морщинистый,
курносый, с глазами навыкате)
«…вскричал:
- Безобразие! Кругом грипп, эпидемия, рак
желудка, а тут что? – тыкал он всей ладонью
в Бима. – Тут среди массы народа, в гуще
тружеников, сидит живая зараза!»
Даша (белокурая девушка с большими
задумчивыми и теплыми глазами)
«милый пес», «милейшее животное»
Милиционер
«…пошлепал по шее легонько…», «Собака
хорошая, дрессированная»
Толик
« - Смотрите, какие умные глаза!», «Мама,
мама, ты посмотри, какие у него глаза!
Человеческие!»
Серый дядька (в серой узкополой шляпе,
при сером бантике вместо галстука, в
сером пиджаке, серо-белых брюках, с
короткой серой бородой)
Новые серые дома, двери все одинаковые,
открыла им женщина в сером платье
« - Молчи, молчи, выродок!»
Рабочий завода (Паренек в синем
комбинезоне)
« - Эй, Черное ухо! Привет!», « - Жив,
курилка? Здравствуй!»
Рабочие завода
«…молча протягивали ему ладонь,
здоровались…»
Матрена (Обходчица )
« - Что с тобой, собачка? Ты что, Черное ухо?
За кем же ты так бежал, горемыка?»
9
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
Ветеринар
«Собака не бешеная, а больная. Избитая и
изуродованная. Эх, люди!»
Вагоновожатая
«потрепала его за ухо», «Бим, здравствуй!»
Хороший человек, Хрисан Андреевич,
Алеша, Петровна
«Черноух», «брат», «Черноух – чудо
преестественное», «собака непродажная», «В
чем дело – не знаю, но чую – собака эта
важнецкая, беречь надо»
Областная редакция
«Не объявляйте, пожалуйста. Пусть живет до
срока»
Клим
«Пужа-ай, черт хромой!», « - Ищи, балда!
Калека чертова!»
Шурик со стройки
«Возьми, мудрец», «брат»
Михей, сторож на стройке
« - Э, да тут гость, никак? Эка тебя подвело,
бездомник несчастный, право слово. Ну,
заходи, что ль», «Черноушко»
Смена
« - Сматывайся, образина»
Учитель:
Обратили внимание, какого цвета больше? Конечно, зеленого.
Попробуйте сделать вывод: людей, обладающих какими качествами, все-таки намного
больше?
Учащиеся отвечают
Учитель:
Предлагаю вашему вниманию следующее творческое задание. Перед вами карточки с
цитатами из повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» (Приложение 3). Какое
слово пропущено?
«Но на четвертый день малыш уже стал привыкать к … (теплоте рук) человека»
«И все же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся
добрые губы и как прикасаются к шерстке … (теплые), ласковые пальцы»
«Биму было … (тепло) и уютно. Он тут же на всю жизнь понял: «хорошо» - это ласка,
благодарность и дружба»
«Голос у Даши мягкий, душевный, тихий и, казалось, спокойный; руки … (теплые) и
нежные, ласковые»
«Паренек в синем комбинезоне… подавал Биму свою добрую человеческую лапу, грубую, но
… (теплую)»
«У этой грубоватой на вид женщины был … (теплый) и спокойный голос»
«… (Теплые) и милые эти четыре существа в чужой квартире – три человека и одна собака»
Учащиеся выполняют задание. Определяют семантику слова «Теплота».
Учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы:
Давайте вернемся в нашу «студию». Предлагаю всем разделиться на группы по 5 человек
и, общаясь в группах, постараться поразмышлять над следующими вопросами
(Приложение 4):
Автор повести не дает некоторым персонажам имена. Почему?
Почему нет указания на название города?
Автор говорит об Иване Ивановиче, когда тот, не задумываясь, забрал щенка:
«Нашелся чудак». Почему именно «чудак»?
10
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
В четвертой главе повести в «Записках хозяина» Троепольский рассуждает о
вынужденном поступке – даче взятки водителю автобуса за провоз Бима.
Попробуйте объяснить фразу «Словно продаешь свою совесть по мелочам»
Почему добрый, сострадательный, чуткий Иван Иванович, зная, что придется
лечь на операционный стол, заранее не побеспокоился о судьбе прирученной им
собаки?
По сюжету повести сын
Ивана Ивановича погибает во время Великой
Отечественной войны, а по фильму иначе – сын погибает в горах. Как вы
думаете, почему режиссер фильма С.Ростоцкий изменил эту сюжетную линию
повести?
Добрых людей много, почему же зло победило?
В качестве опережающего задания учащиеся осмысливали таблицы «Человек и
собака», «Чувства хозяина, чувства Бима» и самостоятельно заполняли таблицу
«Скитания Бима».
Работа по данным таблицам (Приложение 5)
Человек и собака
«Игра на равных: хозяин без чутья, собака без ружья»
«Малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека»
«Так теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал
каждого, и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.
В этом основа, соль дружбы»
«Друзья все больше и больше понимали друг друга,
любили и жили на равных – человек и собака»
«Утром они вместе собрали рюкзак, протерли от масла стволы ружья, легко позавтракали…»
«Я вот, Бимка, тоже… на старости лет с внучкой живу. Родители-то народили да и подались
аж в Сибирь, а я воспитала
Муж бросил. Мальчик умер… А мне тридцать лет. Жила на квартире. Уезжаю.
Она каялась Биму: «Я вот – тоже. И отца и мужа провожала на войну… Видишь, Черное ухо,
старая стала… а все не забуду… Я тоже бежала за поездом… и тоже упала… и просила себе
смерти…»
Степановна начинала понимать собаку… Долго она сидела около Бима и думала о своей
жизни. И так ей захотелось в деревню, где она родилась и выросла, так стало тоскливо в этих
каменных клетках, где люди годами не знают друг друга,живя в одном доме, даже в одном
подъезде
И пошел у них разговор о жизни… - Плохая твоя жизнь, Черное ухо, видать сразу… Оно –
что же, - спросил он первым делом, - либо твоя очередь на ордер еще не пришла? Либо –
что?.. Я, брат, тоже вот: очередь приходит и уходит, Михей остается. Сколько их, домов-то,
понастроили, а я все вот с этой будкой переезжаю с места на место. Ты вот убегёшь, к
примеру, и попробуй ты написать мне письмо: некуда. Без адреса пятый год: «СМУ -12,
Михею»
Чувства хозяина
Чувства Бима
Он долго стоял перед окном, всматриваясь в
темно-сиреневую ночь. Потом взглянул на
портрет женщины и проговорил:
11
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
- Видишь, мне стало немножко легче. Я уже
не одинок. – Он не заметил, как в
одиночестве постепенно привык говорить
вслух ей или даже самому себе, а теперь и
Биму. – Вот я и не один, - повторил он
портрету.
Разве смог бы я вынести столь жуткое
одиночество, если бы не было Бима?
…Как она была мне необходима! Она тоже
любила подснежники. Прошлое как сон…
Верил Бим в доброту человека. Великое
благо – верить. И любить. Собака без такой
веры – уже не собака, а вольный волк или
(что хуже) бродячий пес.
Он забывал войну, забывал невзгоды
прошедшей жизни и свое одиночество.
Даже сын Коля, его кровное дитя, отнятое
жестокой войной, будто присутствовал с
ним, будто он, отец, доставлял ему радость
даже мертвому.
Он ведь тоже был охотником!
Скитания Бима
Чувства одинокой собаки
Первая ночь без хозяина
Ивана Ивановича увозит
«Скорая помощь»
«Ждать! Вот теперь вся цель жизни Бима»
«Но как тяжко было в ту ночь одному, как больно!.. И Бим
затосковал»
«В полночь, когда взошла луна, стало невыносимо… И вот
глубокой ночью он завыл, протяжно, с подголоском, завыл как
перед напастью»
«Утром Степановна принесла кашу, положила ее в Бимову миску,
но он даже и не встал»
Первый день одиночества и поисков хозяина
«И Бим бросился в дверь. Молнией проскочил ступеньки со
второго этажа, выскочил во двор. Искать, искать хозяина!»
«К середине дня Бим отчаялся»
Во дворе «Скорой
помощи»
«Бим сидел у куста сирени с поблеклыми уже листьями до самого
вечера. К вечеру на собаку обратили внимание… Кто-то принес
ему кусочек колбасы – Бим не притронулся; кто-то хотел взять
его за ошейник – Бим отбежал… Бим сидел статуей … он ждал»
По городу бежала красивая, с блестящей шерстью,
ухоженная собака – белая, с черным ухом…
Бим поцарапался в
родную дверь, но она не
открылась
«Тогда он лег у порожка, свернувшись калачиком. Не хотелось ни
есть, ни пить – ничего не хотелось. Тоска»
12
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
Вторая ночь
В городской квартире
«В эту ночь Бим уже не выл… А утром снова забеспокоился.
Искать, искать друга! В этом весь смысл жизни»
Второй день поисков
Вновь во дворе «Скорой
помощи»
«В Бима бросались камнями, хотя и нарочито мимо, махали на
него палками и наконец больно-пребольно стегнули длинной
хворостинкой. Бим отбежал, сел, посидел малость и, видимо,
решил: тут его быть не может, иначе не гнали бы так жестоко. И
ушел Бим, слегка опустив голову»
По городу шел одинокий, грустный, ни за что обиженный пес.
Вышел он на кипучую улицу. Людей было видимо-невидимо, и все спешили, изредка
торопливо перебрасываясь словами, текли куда-то и текли без конца
Происшествие на
проспекте областного
города
«…Бим уныло присел, опустил голову… и пошел… в печали и
унынии»
В отделении милиции
«Бим лег, как и полагается: задние ноги под себя, передние
вытянуты вперед, голова – глаза в глаза с собеседником и чуть
набочок»
«Бим запрыгал, ткнул носом в колено милиционера, лизнул руку
Даше и смотрел ей в глаза, так, как могут смотреть только умные
и ласковые доверчивые собаки»
«…вздрагивал от волнения»
Степановна изливала
душу сама перед собой,
обращаясь к Биму
«…Бим горюет, страдает…»
«Бим не стал есть, хотя третьи сутки у него не было во рту ни
крохи»
Третья ночь
«Бим снова остался один коротать ночь», «…он видел во сне
Ивана Иваныча – дома или на охоте…»
«Очень сильно болел рубец от хворостины, но это было ничто в
сравнении с большим горем и неизвестностью. Ждать. Ждать.
Стиснуть зубы и ждать»
Третий день поисков
«В это утро Бим чуть не плакал»
«…Бим заскулил, потом и завыл с тоски в голос…»
Молодой парк вновь
отстроенного района
города
«Бим и в самом деле страшно похудел без Ивана Иваныча и
потерял уже былой вид: живот подтянуло, нечесаная шерсть
свалялась на штанах и помутнела на лоснившейся когда-то спине.
Тоска и голод не красят и собаку»
«За неделю Бим ел всего лишь второй раз»
Вынужденный ночлег в
квартире Серого дядьки
«…устал он, обессилел так, что даже у чужой двери на некоторое
время задремал, хотя и тревожным сном»
Первая ночь, когда Бим не пришел домой, в свою квартиру
«…снова видел во сне Ивана Иваныча…»
«Тоска невыносимая, одиночество тяжкое, и никуда от него не
денешься»
«Серый стал молотить Бима палкой… Бим уклонялся от ударов,
инстинктивно оберегая голову, и стонал, как человек…»
«Злой человек изловчился-таки и саданул по голове. Бим на
несколько секунд потерял сознание, задрыгав лапами…»
В предрассветной мути бежал Бим по улице
У родной двери
«Болело все от побоев, стучало в голове и сильно тошнило, сил не
13
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
было»
По городу бежала с виду унылая собака, но преданная, верная и смелая
Дни шли за днями. Бим их уже не замечал
Отчаянная попытка
найти хозяина на улицах
города
«…если бы люди догадались, то они могли бы проверять по Биму
свои часы. Появись он у парка – пять утра, у вокзала – шесть, у
завода – половина восьмого, на проспекте – двенадцать, на
левобережье – четыре часа дня…»
«Бим за короткое время стал худущим, но серьезным псом, и у
него была цель жизни – искать и ждать»
Вокзал
«И Бим, бедный Бим, теперь уже несчастный Бим…»
«…очень больно внутри…»
Бим догоняет поезд,
увозящий Дашу
Опасные рельсы
«Как лебедь умирает после потери любимой, взмывая вверх и
бросаясь оттуда камнем; как журавль, потеряв родную и
единственную журавлиху, вытягивается плашмя, распластав
крылья, и кричит, кричит, прося у луны смерти; так тогда и Бим:
лежал, видел в бреду единственного и незаменимого друга и
готов был ко всему…»
«Бим смотрел ей вслед мутными глазами. Но потом с огромным
усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрел за нею»
«…все тело мучительно ныло от вчерашних побоев Серого,
трудно было дышать на ходу…»
По полотну железной дороги семенила хворая собака
«Бим взвыл от страшной боли, но никак не мог оторвать лапу от
рельсов: на стрелке лапа попала в могучие тиски»
Надвигающийся поезд
«Бим сжался в комок от боли и страха»
Возвращение в город
«Бим попрыгал на трех ногах, измученный, изуродованный. Он
часто останавливался и лизал онемелые и уже припухшие пальцы
больной лапы, кровь постепенно утихла, а он все лизал и лизал до
тех пор, пока каждый бесформенный палецне стал идеально
чистым. Это было очень больно…»
«К родной двери он прихромал далеко за полночь»
Письмо
«Бим, бедный Бим, умиравший и воскресший, раздавленный и
спасенный, больной и без капли надежды, Бим задрожал»
«Бим вдруг расслабленно опустился на пол и вытянулся, положив
голову на лист. Из глах его покатились слезы. Бим плакал первый
раз в жизни»
А посреди комнаты лежала всего лишь одинокая собака
Спустя какое-то время… «Толик не узнал Бима: поджарый, без живота, свалявшаяся
шерсть, кособокая походка, выпирающие наружу ребра…»
Недели через две
«…лапа стала заживать…»
«Расчесанная Толиком шерсть придала Биму вполне пристойный
вид. А вот голова стала болеть не переставая: от ударов Серого
что-то в ней будто сместилось. Иной раз Бим испытывал
головокружение…»
Поздней осенью
«Да, Бим остался калекой, хотя с головой дело будто бы и
уладилось»
В деревне
«…Бим пошел с ним рядом, печальный и расстроенный»
«Сытая жизнь без свободы опротивела Биму»
«Бим не выдержал – взвыл горько и безнадежно»
14
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
Клим с размаху ударил
Бима изо всей силы
носком громадного
сапога в грудь снизу
«Бим охнул. Как человек, охнул»
«…с трудом встал на четыре лапы, покачался чуть-чуть и рухнул
вновь…»
«Он остался один на сырой, холодной земле, один-одинешенек на
всем белом свете. Внутри что-то оборвалось от удара, и это «что-
то» стало теплым, оно захватило дыхание, сперло грудь, оттого
он и потерял слзнание. Но вот он кашлянул, его стошнило,
вздохнул – дышать больно. Еще раз схватил воздух открытым
ртом и откашлялся. С усилинм приподнял голову: поле качалось
так, будто Бим плыл по волнам в половодье…»
Страдания
продолжаются
«И бим шел. Еле шел, но все-таки шел. На губах выступила кровь,
а он шел. Кашлял кровью, а шел. Спотыкался, припадая на
колени, и шел. Ложился от бессилия на холодную землю, вставал
и вновь продвигался еще»
«Бим доплелся до ручья…»
«Ночь прошла. Большая, осенняя, ноющая внутри ночь»
«…лаять он не мог, потому что, кроме хрипа, из этой попытки
ничего не получилось в искалеченной груди»
По направлению к шоссе шла собака
«Голова опущена, хвост висел безжизненно, как у бешеной»
«Ах, если бы Бим мог
знать, что судьба еще
раз забросит его в этот
же самый лес»
«Бим провожал взглядом удаляющийся свет фонарика и молчал –
в удивлении, в неведении и горькой обиде»
По шоссе бежала тощая хромая собака
На стройке
«…Бим, обессилевший до последней степени, прилег…»
«Бим вошел в сторожку и молча лег, почти упал у порога»
Учитель:
Как нужно было Троепольскому чувствовать собаку, понимать ее душу, «читать» ее
мысли, чтобы настолько трепетно передать это, перенеся на страницы своего произведения!
Не случайно, обращаясь к нам, читателям, автор писал: «…Читатель-друг!.. Другой –
мой читатель, к тебе обращаюсь. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у
каждого писателя свои «законы». Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама
жизнь – смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут
рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого».
Найдите ключевые слова и словосочетания, ярко показывающие эту неразрывную связь
человека и собаки. Выделяйте их карандашом того цвета, который вам захочется именно
сейчас использовать. Обратите внимание на глаголы.
Работа учащихся с цитатами из текста (Приложение 6).
«Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал»
«…осваивал интонацию голоса»
«Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга»
«Друзья все больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и
собака»
«Бим был удивлен: друг-то не чует»
«Игра на равных: хозяин без чутья, собака без ружья. Так теплая дружба и преданность
становились счастьем, потому что каждый понимал каждого, и каждый не требовал от
другого больше того, что он может дать»
15
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
«К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. По глазам
уже понимал: хорошо смотрит хозяин на человека – и Биму он знакомый с той же минуты;
недружелюбно взглянет – и Бим иной раз даже взрычит; даже лесть (ласковую лесть) он
улавливал в голосе чужого»
«Что до интеллигентности, то Бим даже умел так: научился сам, дошел своим умом,
царапаться в дверь, чтобы открыли»
«Только не знал Бим, не знал и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от
такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не
открываются, сколько в них не царапайся»
«Так и шли, присматривая друг за другом»
«Даже обиделся в первый раз, заревновал»
«Утром они вместе собрали рюкзак, протерли от масла стволы ружья, легко
позавтракали…»
«(охота) Бим завертелся, заюлил волчком, хватая собственный хвост, взвигнул… Остаток
ночи Бим пролежал у кровати друга. Какой уж тут сон! Бим был в восторге»
«Бим отвернулся в сторону еще больше, но понял, что разговор идет о нем. И вздохнул»
«Ночью Бим спал беспокойно»
«Горестное состояние хозяина, волнение Степановны и то, что она взяла со стола ключи, -
все это передалось Биму, и он находился в тревожном ожидании»
«Вот этого Бим никогда не видел у своего друга, чтобы вот так горошинами скатилась
вода из глаз»
«Когда унесли носилки и щелкнул замок, он лег у двери, вытянул передние лапы, а голову
положил на пол, вывернув ее на сторону: так собаки ложатся, когда им больно и тоскливо;
они и умирают чаще всего в такой позе»
«Бим начинал терять веру в человека»
«Так вот второй раз в жизни Бим узнал вкус слез человека: первый раз – горошинки хозяина,
теперь вот эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просоленные неизбывным
горем»
Учащиеся называют значимые для них слова и словосочетания. Объясняют, почему
использовали карандаш именно такого цвета.
Учитель:
Вы обратили внимание, что каждая глава заканчивается выводом? Вновь слово нашим
«Литературоведам». Помогите нам. Какие предложения в каждой главе показались вам
наиболее значимыми? Над чем вы задумались?
Название главы
Вывод
Глава 1. Двое в одной комнате
«Какая же все-таки несправедливость на белом свете!»
Глава 2. Весенний лес
«Только не ведали они, ни Бим, ни Иван Иваныч, что
когда-то этот день, если бы они вспомнили, показался бы
им огромным счастьем»
Глава 3. Первый неприятель
Бима
«Если бы он знал, как горькая судьба сведет Бима и
Лохматку, если бы знал, когда и где они встретятся, не шел
бы он теперь так спокойно. Но будущее неизвестно и
человеку»
«Так бывает: ждет человек доброго дня, а выходят одни
неприятности. Бывает»
Глава 4. Желтый лес
«Ах, желтый лес, желтый лес! Вот вам и кусочек счастья,
вот вам и место для раздумий. В осеннем солнечном лесу
человек становится чище»
Глава 5. На облаве в волчьем
«Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И
16
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
яру
любить. Собака без такой веры – уже не собака, а вольный
волк или (что хуже) бродячий пес. … Но горе той собаке,
которая потеряет любимого друга-человека, будет его
искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным
волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той
же собакой, преданной и верной потерянному другу, но
одинокой до конца жизни»
Глава 6. Прощание с другом
«Но что поделаешь, если собаки понимают людей, а те не
всегда понимают собак и даже друг друга»
«Люди все разные, они могут быть и хорошими и
плохими»
Глава 7. Поиски продолжаются
«Маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные,
бывают и плохие»
Глава 8. Случай на стрелке
«Нет на земле ни единого человека, который слышал бы,
как умирает собака. Собаки умирают молча»
«Отгрызть собственную лапу, как это делает иногда волк в
капкане, собака не может. Она ждет помощи, она надеется
на помощь человека»
«Но в школу бежать надо: это большая ответственность –
ходить в школу, самая первая ответственность в жизни –
перед семьей, перед учителем, перед друзьями»
Глава 9. Маленький друг,
ложные слухи, тайный донос на
Бима и отступление автора
«Если писать только о добре, то для зла – это находка,
блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут
видеть несчастных и в конце концов не будут их
замечать…»
Глава 10. За деньги
«Человек – тоже животное, только более чувствительное»
«Так уж у собак заведено – никогда не забывать обратный
путь. У людей этот инстинкт с веками пропал или почти
пропал. А зря. Очень полезно не забывать обратный путь»
Глава 11. Черноух в деревне
«В городе молоко не пахнет человеческими руками,
разными пряными травами и совсем
Глава 12. На просторе полей.
Необычная охота. Побег
«О великое мужество и долготерпение собачье! Какие
силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что
даже в предсмертный час вы движете тело вперед? «
«Велики и многогранны лечебные познания собаки.
Отпустите собаку в начале бешенства в лес: через две-три
недели она придет истощенная до полного бессилия, но
здоровая. … Именно у собаки и надо учиться, как ее
лечить. Природа закрепила настолько богатые «знания» у
собаки, что чуду этому люди никогда не перестанут
удивляться»
Глава 13. Лесная больница.
Папа с мамой. Гроза в лесу
«Благо тому, кто сумел впитать в себя все это с детства и
пронес через жизнь, не расплескивая ни капли из
дарованного природой сосуда спасения души!»
«Так ненависть, затмевая разум (отличие от животных!),
может иногда настолько овладеть существом, что полезное
считается вредным, а вредное – полезным»
Глава 14. Путь к родной двери.
Три уловки
«Но свет не без добрых людей»
«Скучно сторожу, где бы он ни сторожил, а тут – живое
существо смотрит на него изумленным, человеческим,
измученным, откровенно страдающим и потому даже
17
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
поражающим взором»
«…ни одна собака в мире не считает обыкновенную
преданность чем-то необычным. Но люди придумали
превозносить это чувство собаки как подвиг только
потому, что не все они и не так уж часто обладают
преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы
это было корнем жизни, естественной основой самого
существа, когда благородство души – само собой
разумеющееся состояние»
Глава 15. У последней двери.
Тайна железного фургона
«Будь у нее ребенок – какой бы вышел человечище!» (О
Тетке)
Глава 16. Встречи в поиске.
Следы Бима на земле. Четыре
выстрела
«Добрых людей много: ты спрашивай, знай, свое»
«И ложь бывает святой, как правда»
«А ведь это Бим оставил такой четкий след на земле»
Глава 17. Лес вздохнул
«Нет, не спокойно и в этом голубом храме с колоннами из
живых дубов»
Учитель:
Тема нашего урока «След на земле…». А как по-вашему, какой след на земле оставил
Бим?
Учащиеся отвечают:
- Толик и Алеша стали друзьями.
- Младший Иван больше не смог работать собачником.
- «Потом, после, через много лет, Толик будет вспоминать эти предвечерние часы со
светло-сиреневым окном»
- «Отец провел шершавой, деревянной ладонью по волосам сына и проговорил: - Это
хорошо, Алеша… Душа в тебе есть, мальчик…»
Учитель:
Возвращаемся к работе нашего телемоста. Перенесемся в деревню. «Какую?», -
спросите вы. Наверное, таких деревень тысячи по России. У нее нет названия. А живет здесь
пенсионер Сергей Юрьевич, уже 25 лет минуло с тех пор, как, похоронив жену, перебрался
он в эти края. Вы узнали героя?
Учащиеся отвечают:
Это герой рассказа А.Никольской-Эксели «Вам письмо» из сборника «Город Собак».
Учитель:
Все верно. Обратимся к слайду 19 и попробуем сравнить повесть Г.Н.Троепольского
«Белый Бим Черное ухо» и рассказ А.Никольской-Эксели «Вам письмо».
Учащиеся, анализируя рассказ «Вам письмо», сравнивают героев, события, сюжетную
линию двух произведений.
Учитель:
Вот такая история со счастливым концом. Когда я первый раз взяла в руки книгу
А.Никольской-Эксели «Город Собак», думала, прочитаю 1-2 рассказа. А закрыла книгу,
только перелистнув последнюю страницу. Я желаю вам такого чтения, чтобы вы тоже не
замечали времени. Я искренне верю, что вы станете людьми неравнодушными, чуткими,
понимающими, умеющими любить.
Рефлексия:
Представьте себя Бимом из повести Троепольского или Мальчиком, героем рассказа
«Вам письмо», и попробуйте выразить 1-2 предложениями то, что вам хотелось бы сказать
людям.
Учитель:
18
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
Я благодарю вас за урок, было очень интересно вести диалог с такими вдумчивыми
читателями. Предлагаю выбрать домашнее задание.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1)
Создание видеоклипа «Собаки умирают молча» или «Скитания Бима»
2)
Написание сочинения-миниатюры «Но что поделаешь, если собаки понимают людей,
а те не всегда понимают собак и даже друг друга»
3)
Чтение рассказов из сборника А.Никольской-Эксели «Город Собак»
19
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
20
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
21
Николаева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №4» г.Камень-на-Оби Алтайский край
22