Автор: Серсенбиева Альбина Арсланбековна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с N3 "Березка"
Населённый пункт: СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, НЕФТЕКУМСКИЙ РАЙОН, НЕФТЕКУМСК
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников посредством игры»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-
эстетического направления развития детей №3 «Березка»
«Формирование предпосылок финансовой грамотности
у старших дошкольников посредством игры»
Квест-игра
(по мотивам русской народной сказки)
«Гуси-Лебеди»
Программное
содержание:
создание
условий
для
формирования
экономических
представлений
у
старших
дошкольников
в
процессе
приобщения их к финансовой грамотности через русскую народную культуру,
инновационные формы работы (квест-игра, виртуальное путешествие).
Задачи: Обучающие:
1.Продолжать обучать детей старшего дошкольного возраста экономической
культуре, создавая условия для развития наблюдательности и познавательных
интересов ребенка в процессе знакомства с финансовой грамотностью.
2.
Расширить
представление
детей
о
необходимости
рационального
использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги.
3. Дать представление о возможности оплаты
товара
монетами
разного
достоинства.
Развивающие:
1. Развивать навыки контроля и самоконтроля в решении финансовых вопросов
(трудовые доходы и расходы, потребности человека: «хочу» и «надо»)
2.
Развивать
сообразительность,
гибкость
и
самостоятельность мышления,
умение договариваться между собой, выполнять
задания
в
определенных
условиях.
Воспитательные:
1.Воспитывать
уважительное
отношение
к
людям
разных
профессий,
зарабатывающим деньги, бережное отношение к их труду, к их увлечению, к
традициям,
желанию
экономно
относиться
к
финансовым
средствам,
заработанным собственным трудом.
2.
Воспитывать
эмоционально
положительное
отношение
и
интерес
к
деятельности экономического характера.
3. Сформировать навыки командной работы
Оборудование: видео-запись обращения Бабы-Яги к детям, куклы Баба-Яга,
Аленушка и Иванушка,
картинки с изображением героев сказки: печка,
яблоня, речка, картинки с заданиями, монеты достоинством 1 руб., 2 руб., 5
руб., 10 руб., бумажные купюры, пластиковая карта, хлебобулочные изделия,
салфетки, стаканчики, кошелек, массажные мячики, проектор.
Предварительная
работа:
проектная
деятельность
по
финансовой
грамотности, чтение художественной литературы на тему финансов, знакомство
с пословицами и поговорками по финансовой грамотности, загадывание
загадок, решение задач, изготовление атрибутов, раздаточного материала,
оформление группы в соответствии с игрой, беседы по заданной теме.
Методы и приемы:
игровой,
словесный,
исследовательская деятельность,
практическая деятельность.
Словарная работа: услуга, товар, расход, доход, купюра.
Индивидуальная работа:
ХОД ИГРЫ.
Под запись музыкальных фрагментов из сказки «Гуси-
Лебеди», дети с педагогами входят в группу.
Выстраиваются полукругом к зрителям.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют
гости, давайте вместе скажем «Здравствуйте»
- Что мы желаем человеку, когда говорим
«Здравствуйте!»? Дети: Мы желаем
здоровья.
-Это вежливое, доброе слово хочется говорить снова и снова, все
вместе:
Логоритмическое упражнение «Здравствуйте!»
Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг!
Здравствуй, здравствуй, дружный круг!
Фон появляется Баба – Яга (игрушка)
Б.Я.: Здрасьте! Здрасьте! Опять у них что-то здесь интересненькое,
а меня, Бабусеньку- Ягусеньку не позвали! А у меня такое горе…
такое горе…Я кошелек с монетами потеряла. (плачет). Так вот,
сообщаю. Иванушку из сказки «Гуси-лебеди» я уже похитила.
Хотите вернуть – жду Вас у меня в Избушке с моим утерянным
кошелечком! Все! Время пошло!
Воспитатель: Ребята, спасем Иванушку от злой Бабы Яги? Для
начала нам нужно попасть в сказку. Для того чтобы нам
переместиться в сказку нам необходимо сосчитать от 0 до 10 всем
вместе и произнести волшебные слова.
Ногой топнем, в ладоши
хлопнем, Вокруг себя
повернемся,
Дружно за руки
возьмемся, Глаза
закроем, скажем
«Ах!» И окажемся в
гостях!
В гостях у сказки!
Фон Выходит Аленушка. (кукла)
Вос-ль. А вот и Аленушка, посмотрите, она
плачет! Аленушка: Помогите мне, ребята,
очень помощь мне нужна.
С братцем маленьким Ванюшей возле дома мы играли. Побежала я
немножко погулять с подружками, а братца гуси – лебеди
украли! (Алёнушка плачет)
Воспитатель: Знаем, Аленушка, появлялась у нас вредная Баба-
Яга, но мы постараемся тебе помочь, только где же искать
избушку бабушки Яги?
Аленушка: Когда гуси пролетали, что-то здесь вот потеряли.
Воспитатель: Ребята, посмотрите это маршрут к
избушке Бабы Яги! (показывая на маршрут,
объясняя).
По тропинкам мы пойдем, и избушку
Б.Я найдем. Весело за мной шагайте и
не отставайте.
Воспитатель:
Ой, ребята, смотрите, болото, а на каждой кочке монеты. Кто
загадку отгадает, тот монеты получает.
1.Я кладу их не в платок, я кладу их в кошелек. (Деньги)
2: У меня игрушка есть, и монеток в ней
не счесть.
Моя игрушка — свинка, дырка у нее на
спинке.
Монетки в дырку я кладу, когда их станет много, жду.
(Копилка)
3: Кто товары продает — молоко, сметану, мед? (Продавец)
4: Кто товары покупает, деньги продавцу вручает?
(Покупатель)
5: Где на прилавке товары лежат,
Все разложенные в ряд? (В магазине)
(После загадывания-отгадывания дети «перебираются» по
болоту)
Воспитатель:
быстро мы и перебрались через болото, а вот и печка.
(Смотрят маршрутный лист)
Дети : Здравствуй, печка!
Воспитатель: Печка, ты ответь скорей, не видала ль ты гусей?
Печка:
Я ответить бы вам рада, мне помочь немного надо.
Напекла я пирогов, крендельков и
пирожков!
Пирожки мои купите и ребят всех
угостите!
Воспитатель: Ребята, давайте купим у печки выпечку, а то они
могут испортиться, скорее налетайте покупайте. Ребята
выбирайте себе любое изделие , присаживайтесь за столы и
выкладывайте монеты ( на столе выпечка с ценниками)
(дети покупают и на своем столе раскладывают из монет
стоимость товара)
Воспитатель: Ребята, если печка напекла пирогов и решила нам
продать, это производство товара или предоставление услуги?
(ответы детей )
Давайте уточним, что такое товар? (Ответы. Товар – это разные
предметы, которые производят) товар – это то , что можно
купить и продать.
А что такое услуга? (Услуга – это помощь, которую можно
предоставить другому)
Печка предлагает поиграть в игру «Сигнальщики» ?
Вы должны поднять красные карточки, если я называю товар, а если
речь пойдет об услуге, то синюю карточку. Будьте внимательны.
(стрижка волос – услуга,
кукла – товар,
ремонт одежды – услуга,
отправка писем, посылок – услуга,
карандаши в магазине – товар,
прием у врача – услуга,
тортик в кондитерской – товар).
Молодцы. Со всеми заданиями печки справились.
Печка: Дальше прямо вы идите, там, у яблони спросите.
Воспитатель. А пока будем идти, давайте разомнемся
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимать и разжимать пальцы)
Один и два – оплатим дом (отогнуть мизинец и безымянный
пальцы)
Дом, в котором мы живем.
Третья монетка – одежду купить (отогнуть средний палец)
На четвертую монетку, купим есть и пить (отогнуть
указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в
кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: а вот и яблонька.
Здравствуй, яблонька, скажи скорей! Не видала ль ты гусей?
Яблоня: Я ответ бы вам дала, помогите мне сперва. Мои яблочки
созрели, я решила их продать, помогите мне определиться с
деньгами, какие деньги бывают? Какие удобнее?
Задания:
Воспитатель: Ребята, ответьте пожалуйста как называются деньги,
которыми мы пользуемся? (рубли) (показать бумажные деньги и
монеты) Как мы называем эти деньги? Да верно, они называются
монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как
думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас мы с вами это проверим. Проходите к столу
здесь у нас будет мини лаборатория. Встаньте так, чтобы было удобно
всем.
Зачем мы с вами пришли сюда? Чтобы помочь узнать яблоньке,
что удобнее в обращении монеты или купюры.
Как настоящие исследователи мы будем записывать результаты
опытов напротив наших денег на доске.
Посмотрите внимательно на оборудование. Что же мы возьмем
вместо настоящей купюры, для эксперимента?
Ответы детей – бумагу. А почему мы берем бумагу?
1 эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монету в
другом бумагу. Что произошло? Бумага помялась, а монета нет.
Теперь давайте попробуем порвать их (бумага рвется, а монету
порвать не возможно).
Воспитатель: какой вывод можно сделать, что лучше монета или
купюра?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно монета в обращении лучше. Она не
мнется и не рвется. На напротив монеты ставим плюсик, в этом
эксперименте монета показала лучшие качества.
2 эксперимент:
Воспитатель: Следующий эксперимент мы проведем с водой.
Перед вами два стаканчика с водой. Опускает в первый стаканчик
бумагу, что произойдет?
Совершенно верно, бумага размокнет и не будет пригодна к
использованию.
А теперь проверим монету. Что происходит с ней?
Какой вывод делаем, кто в этом эксперименте выиграл?
Ответы детей.
Воспитатель: Отмечает плюсик монете.
3 эксперимент:
Воспитатель: Давайте возьмем в руки монету и купюру и
определим, что легче.
(кладут на ладонь бумагу и монету, дуют)
Воспитатель: да, монета тяжелее купюры и это не всегда удобно,
т. к. если в кошельке их много, это тяжело и не всегда удобно. Ставим
плюсик купюре.
4 эксперимент:
Воспитатель: А сейчас я положу купюру и монеты в разные
кошельки. Потрясу и поверну. Делаем вывод, с бумажными
купюрами удобнее, они не просыпаются. Ставим плюсик купюрам.
Давайте подведем итог, что же лучше в обращении купюра или
монета. По одним свойствам выигрывает купюра, а по другим монета.
Какой вывод мы делаем?
Ответы детей.
Воспитатель: вы правы, нам нужны и монеты и купюры.
Ребята, а какое средство оплаты может быть еще в кошельке?
Ответы детей. (пластиковая карта)
Воспитатель: А чем же она удобнее?
Яблонька: Вот спасибо ребята, за помощь я дарю вам волшебные
яблочки, которыми можно поиграть
Пальчиковая гимнастика « Яблочки» (Су-джок)
Яблоко на веточке, солнцем
озарённое, - Это чудо -
чудное, юное, зелёное…
Яблоко от яблони далеко не падает,
А лежит и ждёт оно, чтобы нас порадовать. (собрать су-джок)
Воспитатель: яблонька задания твои мы выполнили с
яблочками поиграли, помоги же нам скорей, где найти этих гусей?
Яблоня: Дальше двигайтесь вперед, путь вас к речке приведет.
Фон Подходят к речке.
Воспитатель: Здравствуй речка! Нам ответь скорей! Не видала ль
ты гусей?
Речка: Я ответить бы вам рада, мне помочь немного надо.
Воспитатель: Надо выполнить задание, правильно определить, что
такое доход, а что же такое расход. Кто мне скажет, что такое
доход? (ответы детей) это все заработанные деньги семьи
А что такое расход? (ответы детей) это затраты.
Хорошо давайте поиграем в игру
Дидактическая игра «Доход-расход» (воспитатель бросает
мяч ребенку и задает вопрос, ребенок поймав мяч должен назвать
доход это или расход)
- Покупка хлеба в магазине
- Оплата коммунальных услуг
- Папа получил зарплату
- мама заплатила за детский сад
- дедушка получил пенсию
- бабушка купила молоко
- брат получил стипендию
- мама купила билеты в кино
Молодцы ребята, справились с заданием.
Речка: Гуси мимо пролетали, что-то здесь вот потеряли! (Достает
кошелек с монетами)
Воспитатель: Ребята, Аленушка, смотрите, это же кошелек Бабы –
Яги! Спасибо, Речка!
Речка: Прямо через лес пойдете и избушку там найдете.
Воспитатель:
Вот мы и пришли к избушке, где живет Яга-старушка, А вот и
Ванечка сидит, грусти, ждёт нас.
Баба-Яга:(выходит из Избушки)
Ух, касатики мои! Что, уже пришли?
Воспитатель: Отдавай-ка нам Ванюшку, злая
бабушка – старушка, Кошелек свой забирай,
обещанье исполняй.
Баба-Яга: Ладно, ладно, забирайте, но сначала поиграйте со мной.
Скучно мне одной в лесу.
Дидактическая игра «Хочу-надо»
Воспитатель: Что обозначают эти два понятия - «Хочу» и
«Надо». Что это? (это потребности человека).
Что обозначает «Надо»?(это то, что человеку нужно в первую
очередь).
- Что означает «Хочу?» (это то, о чем мечтает
человек). Второстепенная потребность.
Б.Я: Ничего не понимаю, мне все надо, и я все хочу,
Ой, запутали бабушку (страдальчески).
Воспитатель: Б.Я, мы тебе все сейчас объясним. Ребята,
посмотрите на экран. Надо назвать , что к какой потребности
относится?
Дидактическая игра «Хочу, надо»
Б.Яга А пословицы и поговорки о деньгах знаете?
Восп. Конечно знаем. Ну-ка, ребята кто хочет назвать?
(дети называют пословицы и поговорки)
Баба-Яг: Ну, меня вы удивили , знаниями поразили.
Ванюшку вам я отдаю!
Волшебные слова скажите, и домой вмиг прилетите! А я пойду
спать, уморили вы меня.
Б.Я убегает.
Фон волшебная музыка.
Воспитатель: Аленушка нам пора возвращаться!
Алёнушка : спасибо вам ребята за братца , примите от нас
угощения.
Волшебные слова.
Дети: Здесь мы были не напрасно, погостили мы прекрасно ,
посчитаем от 10 до 0 в обратном порядке
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,0 - все мы и
вернулись в д/сад!
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие? В какой
мы сказке сегодня побывали? Каких сказочных персонажей
встретили? Как мы помогли Печке? О чем попросила яблонька?
Молодцы, ребята. Все сложные задания выполнили, братца
Аленушке вернули. Давайте попрощаемся с гостями.