Автор: Шукенова Гульбагида Хисметовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Байбекская СОШ им.Абая Кунанбаева"
Населённый пункт: село Байбек Астраханской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные педагогические педагогические на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование
Современные педагогические технологии на уроках
русского языка и литературы в условиях реализации
ФГОС ООО
Вечно изобретать, пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться-
вот единственный курс учительской жизни …
К.Д. Ушинский
В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не
усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что
такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние
факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка,
а внутренние обусловлены психологическим и эмоциональным складом ребёнка.
Как же заинтересовать учащихся? Важно найти способ, который помог бы научить
ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения,
применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого
ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные
операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает
результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.
Наверное, сегодня нет такого учителя, который не задумывался над вопросами:
«Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать
на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» И это не случайно: новая организация
общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником
определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как
самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного
образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели -
воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться
самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном
процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие
возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное
время. Современные образовательные технологии позволяют учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных
областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и
самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в
организации учебных занятий;
- добиваться высоких результатов обученности учащихся.
«УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача
– пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися
активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые
образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на
уроках русского языка и литературы, а также и во внеурочное время, помогают мне в
успешном решении данной задачи.
В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает
сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное
содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический
менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный
характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,
которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют
поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном
процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие
возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное
время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени,
отведённого на выполнение домашнего задания. Современные образовательные
технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, позволяют учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных
областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и
самообразовательную деятельность;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в
организации учебных занятий;
- добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую
сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства
русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище
общемировой культуры), но также и показать практическую ценность знаний в
дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно
говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть
богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию
собственных творческих способностей.
Моя главная педагогическая задача, как я её вижу, – пробудить интерес детей к учебной
деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного,
так и дополнительного материала.
Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес
учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения
программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и
воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в
том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим
перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным
технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы
для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Современным образовательным технологиям должны быть присущи определённые
характеристики:
- гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество
образования;
- эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать
положительные результаты;
- наукоёмкость: технологии должны иметь серьёзное научное обоснование;
- универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та
же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов,
должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с
разным уровнем развития;
- интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и
тем самым должны дополнять друг друга.
Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и
учителя».
Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных
направлений педагогической стратегии:
- гуманизация образования и личностно ориентированный подход;
- интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;
- доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.
Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной
проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый
учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-
коммуникационных технологий. Это даёт возможность учителю работать
дифференцированно и индивидуально, а также экономит время. Всё это побуждает меня к
поиску новых педагогических технологий и использованию их в своей практике.
На своих уроках, наряду с традиционными, я применяю современные
образовательные технологии.
Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько
обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации,
обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством
самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.
Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются
наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих
уроках я применяю компьютер в различных режимах:
- использование готовых программных продуктов;
- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);
- работа с Интернет-ресурсами;
- компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся
и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;
- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-
анализ и т.п.);
- создание слайдов с текстовым изображением;
- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;
- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;
- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;
- DVD/CD;
- электронные энциклопедии;
- самостоятельная работа учащихся (закрепление).
Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и
литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и
решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его
дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность
обучающихся.
Результаты использования ИКТ на уроке:
- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
- применяется индивидуальный подход;
- повышается степень наглядности при изложении учебного
материала;
- развивается творческий потенциал детей;
- появляются возможности для моделирования учебного
процесса;
- снижается утомляемость учащихся;
- сокращается время на опрос.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал
В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было
интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою
информационную культуру, идти в ногу со временем. Именно поэтому я активно
использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность
проводить уроки на новом современном уровне.
Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую
личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных
проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а
также содействует развитию у учащихся критического мышления.
Я активно использует технологию проблемного обучения на разных этапах урока: на
этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке
учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии
деятельности и т.п.
Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию,
обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения.
Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному
взгляду на вопросы.
Результаты использования данной технологии:
- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою
позицию;
- воспитывается уважение к чужой точке зрения;
- активизируется познавательная деятельность учащихся;
- увеличивается количество творческих работ;
- учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.
Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала
учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по
усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче
аттестационного экзамена в форме ГИА, ЕГЭ.
На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной
работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках
русского языка и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения
зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического
индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.
На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную,
групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с
выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх
предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со
свободным развёрнутым ответом.
На уроках контроля применяю разно уровневые тестовые задания (элементы
технологии уровневой дифференциации).
Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий
потенциал личности ребёнка в процессе обучения.
На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся,
чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате
проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного
процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и
являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.
Мои ученики готовят индивидуальные и групповые проекты.
Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным
и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную,
групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и
исследовательским методом обучения.
Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной
картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в
целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления
и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей
действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к
развитию логики, коммуникативных способностей.
Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве
дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений
различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка
и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров
слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.
Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает
их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний
за пределами материала учебника.
Одной из традиционных остаётся игровая технология. Данная технология
обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий создаётся при помощи
игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности. В процессе игры у учащихся
вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются
внимание, стремление к знаниям.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс
обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение и
предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, а потому
считаю важным обратиться к основным требованиям к уроку с позиций
здоровьесбережения.
Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует
осуществлению личностного развития учащихся.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности
заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к
выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то,
что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в
конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным
минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень
умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический
тип мышления. Во внимание также принимаются индивидуальные запросы личности, её
возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач
применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции
знаний, разно уровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за
основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет
учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный
материал.
Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она
происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании
необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это
доступность домашней работы. Дифференцированный подход к выполнению домашнего
задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт
возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы.
Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных
особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и
мышление школьника.
Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных
технологий с целью развития интереса к предмету и, как следствие, повышения
эффективности обучения.
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на
уроках русского языка и литературы даёт результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их
активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному
изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению
систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень
рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Применение современных образовательных технологий позволяет :
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными
программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для
того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное
образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям,
стоящих перед школой. Внедрение современных информационных технологий в
учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи
развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы
учащихся.
Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями,
позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические
материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для
учащихся. Информационно-коммуникационные технологии делают возможным
удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового
общения в интерактивном режиме.
Психологи отмечают, что для современного человека характерно стремление к
визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд,
чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно-коммуникационных
технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные
пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и
воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более
интересным.
Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных
технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику
преподавания, а будут являться её составной частью.
Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать
причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется
неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме.
Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не
заменит даже самая умная машина. Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся
годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к
обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой
сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника,
организатора познавательной деятельности. Современная система образования
предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик
«свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для
успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому
собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего,
измениться самому.
В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития,
нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Но, мне кажется, эти слова о нём, о
современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать
всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с
современными информационными технологиями могут существенно повысить
эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным
учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Что проводится мной на уроках.
В результате использования на уроках ИКТ формируется эмоционально положительное
отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего
урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего
освоения художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует
не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.
На своих уроках, наряду с информационно-коммуникационными технологиями, я
использую такие современные образовательные технологии, как:
групповые технологии (работа в парах, в группах);
проблемно-поисковое обучение;
тестовая технология;
здоровьесберегающая технология;
технология использования игровых методов;
проектная технология;
дифференцированное обучение;
технология личностно-ориентированного обучения;
индивидуального подхода, самостоятельная работа.
В устной работе я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила. Ученик
рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся
меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному
материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается
монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание,
заставляет включиться в работу).
В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный
диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило
словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием
«Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу
подписывают «Выполнял…». По аналогии составляется «графический диктант для
соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или
справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет
знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость,
ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать
с учебной книгой, справочной литературой.
После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет
«карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос
(устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический
вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.
Традиционно в начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных
диктантов, домашних упражнений, мини-сочинений, взаимодиктантов.
Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и
графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с
карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном
диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая
спорные вопросы. Очень эффективны игры – соревнования, основанные на
групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Кто вперед», «Кто последний»
(кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, глаголов совершенного вида…).
Мне очень нравится (да и детям тоже) игра «Эстафета». С последней парты передается
листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та
команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в
записанных словах.
Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за
результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает
урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми
играми, уроками – практикумами. Групповая работа возможна на уроке на разных его
этапах.
При проверке домашнего задания учащиеся могут задавать учителю вопросы по
домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (2
человека): учащиеся проверяют выполнение упражнения по кругу, вместе разбираются в
трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может
дополнить высказывание своего товарища.
После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде
опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем
происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов –
исключений, вводных слов, вставных конструкций, обращений или пишут письмо
соседней группе.
При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то
определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу.
Обобщение материала можно провести также в форме соревнования.
Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает
субъективный фактор при проверке результатов, а также развивает у ребят логическое
мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по
форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых
заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один
правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие
заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление
соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания на
отбор необходимых позиций из предлагаемого списка; задания, требующие определить
пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.
Тестовые технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по
русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, по русскому языку в новой форме.
Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью
проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый,
исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является
проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных)
знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования.
Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении
всегда есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы»,
которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших
задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков
самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и
достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет
формулирование темы. Проблемное и эффектное название устраняет однообразие стиля
урока, повышает интерес учащихся. Результат использования проблемного обучения:
повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-
познавательной и информационной компетентности.
Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны письменные
(творческие) работы, в ходе выполнения которых они находят ответ на поставленный
вопрос.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как
поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении
всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный
процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются
информационные технологии.
Проектное обучение: детям на уроках литературы предлагаю создать презентацию на
определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы,
осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке.
Одной из традиционных остаётся игровая технология. Игровая форма занятий создается
при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает
огромными возможностями. Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и
использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно
ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не
состоится диалог.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся
приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание
здоровьесберегающим технологиям.
\Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с
динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды
работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только
объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический,
лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная
работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый
элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и
одновременно отдыху ребят.
Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и
способствует сохранению здоровья детей.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на распознавание
ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а
контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому
планированию.
На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить
физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно,
эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования
различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания:
словесный, наглядный, самостоятельную работу и другие.
Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических
картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет
учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве,
раскрыть свои творческие способности.