Напоминание

"Современные педагогические педагогические на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"


Автор: Шукенова Гульбагида Хисметовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Байбекская СОШ им.Абая Кунанбаева"
Населённый пункт: село Байбек Астраханской области
Наименование материала: статья
Тема: "Современные педагогические педагогические на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование





Назад




Современные педагогические технологии на уроках

русского языка и литературы в условиях реализации

ФГОС ООО

Вечно изобретать, пробовать,

совершенствовать и совершенствоваться-

вот единственный курс учительской жизни …

К.Д. Ушинский

В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не

усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что

такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние

факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка,

а внутренние обусловлены психологическим и эмоциональным складом ребёнка.

Как же заинтересовать учащихся? Важно найти способ, который помог бы научить

ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения,

применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого

ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные

операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает

результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.

Наверное, сегодня нет такого учителя, который не задумывался над вопросами:

«Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать

на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» И это не случайно: новая организация

общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником

определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как

самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного

образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели -

воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться

самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном

процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие

возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное

время. Современные образовательные технологии позволяют учителю:

- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных

областях деятельности;

- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и

самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в

организации учебных занятий;

- добиваться высоких результатов обученности учащихся.

«УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача

– пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися

активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые

образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на

уроках русского языка и литературы, а также и во внеурочное время, помогают мне в

успешном решении данной задачи.

В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные

стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает

сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное

содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический

менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный

характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования

отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,

умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,

которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют

поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном

процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие

возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное

время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени,

отведённого на выполнение домашнего задания. Современные образовательные

технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, позволяют учителю:

- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных

областях деятельности;

- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и

самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в

организации учебных занятий;

- добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую

сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства

русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище

общемировой культуры), но также и показать практическую ценность знаний в

дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно

говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть

богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию

собственных творческих способностей.

Моя главная педагогическая задача, как я её вижу, – пробудить интерес детей к учебной

деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного,

так и дополнительного материала.

Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес

учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения

программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и

воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в

том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим

перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным

технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы

для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Современным образовательным технологиям должны быть присущи определённые

характеристики:

- гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество

образования;

- эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать

положительные результаты;

- наукоёмкость: технологии должны иметь серьёзное научное обоснование;

- универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та

же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов,

должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с

разным уровнем развития;

- интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и

тем самым должны дополнять друг друга.

Педагогическая технология «это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ

совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению

учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и

учителя».

Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных

направлений педагогической стратегии:

- гуманизация образования и личностно ориентированный подход;

- интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;

- доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной

проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый

учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-

коммуникационных технологий. Это даёт возможность учителю работать

дифференцированно и индивидуально, а также экономит время. Всё это побуждает меня к

поиску новых педагогических технологий и использованию их в своей практике.

На своих уроках, наряду с традиционными, я применяю современные

образовательные технологии.

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько

обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации,

обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством

самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются

наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих

уроках я применяю компьютер в различных режимах:

- использование готовых программных продуктов;

- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);

- работа с Интернет-ресурсами;

- компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащихся

и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;

- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-

анализ и т.п.);

- создание слайдов с текстовым изображением;

- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;

- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;

- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;

- DVD/CD;

- электронные энциклопедии;

- самостоятельная работа учащихся (закрепление).

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и

литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и

решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его

дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность

обучающихся.

Результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход;

- повышается степень наглядности при изложении учебного

материала;

- развивается творческий потенциал детей;

- появляются возможности для моделирования учебного

процесса;

- снижается утомляемость учащихся;

- сокращается время на опрос.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал

В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было

интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою

информационную культуру, идти в ногу со временем. Именно поэтому я активно

использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность

проводить уроки на новом современном уровне.

Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую

личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных

проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а

также содействует развитию у учащихся критического мышления.

Я активно использует технологию проблемного обучения на разных этапах урока: на

этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке

учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии

деятельности и т.п.

Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию,

обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения.

Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному

взгляду на вопросы.

Результаты использования данной технологии:

- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою

позицию;

- воспитывается уважение к чужой точке зрения;

- активизируется познавательная деятельность учащихся;

- увеличивается количество творческих работ;

- учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.

Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала

учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по

усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче

аттестационного экзамена в форме ГИА, ЕГЭ.

На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной

работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках

русского языка и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения

зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического

индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.

На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную,

групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с

выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх

предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со

свободным развёрнутым ответом.

На уроках контроля применяю разно уровневые тестовые задания (элементы

технологии уровневой дифференциации).

Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий

потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся,

чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате

проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного

процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и

являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

Мои ученики готовят индивидуальные и групповые проекты.

Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным

и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную,

групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и

исследовательским методом обучения.

Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной

картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в

целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления

и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей

действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к

развитию логики, коммуникативных способностей.

Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве

дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений

различных авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка

и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров

слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.

Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся, повышает

их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж знаний

за пределами материала учебника.

Одной из традиционных остаётся игровая технология. Данная технология

обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий создаётся при помощи

игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,

стимулирования учащихся к учебной деятельности. В процессе игры у учащихся

вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются

внимание, стремление к знаниям.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс

обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение и

предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, а потому

считаю важным обратиться к основным требованиям к уроку с позиций

здоровьесбережения.

Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует

осуществлению личностного развития учащихся.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности

заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к

выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то,

что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в

конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным

минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень

умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический

тип мышления. Во внимание также принимаются индивидуальные запросы личности, её

возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач

применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции

знаний, разно уровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за

основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет

учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный

материал.

Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она

происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании

необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это

доступность домашней работы. Дифференцированный подход к выполнению домашнего

задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт

возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы.

Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных

особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и

мышление школьника.

Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных

технологий с целью развития интереса к предмету и, как следствие, повышения

эффективности обучения.

Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на

уроках русского языка и литературы даёт результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их

активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному

изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению

систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень

рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет :

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными

программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для

того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное

образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям,

стоящих перед школой. Внедрение современных информационных технологий в

учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи

развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы

учащихся.

Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями,

позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические

материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для

учащихся. Информационно-коммуникационные технологии делают возможным

удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового

общения в интерактивном режиме.

Психологи отмечают, что для современного человека характерно стремление к

визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд,

чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно-коммуникационных

технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные

пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и

воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более

интересным.

Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных

технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику

преподавания, а будут являться её составной частью.

Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать

причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется

неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме.

Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не

заменит даже самая умная машина. Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся

годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к

обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой

сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника,

организатора познавательной деятельности. Современная система образования

предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик

«свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для

успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому

собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего,

измениться самому.

В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития,

нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Но, мне кажется, эти слова о нём, о

современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать

всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с

современными информационными технологиями могут существенно повысить

эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным

учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Что проводится мной на уроках.

В результате использования на уроках ИКТ формируется эмоционально положительное

отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего

урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего

освоения художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует

не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.

На своих уроках, наряду с информационно-коммуникационными технологиями, я

использую такие современные образовательные технологии, как:

групповые технологии (работа в парах, в группах);

проблемно-поисковое обучение;

тестовая технология;

здоровьесберегающая технология;

технология использования игровых методов;

проектная технология;

дифференцированное обучение;

технология личностно-ориентированного обучения;

индивидуального подхода, самостоятельная работа.

В устной работе я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила. Ученик

рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся

меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному

материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается

монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание,

заставляет включиться в работу).

В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный

диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило

словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием

«Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу

подписывают «Выполнял…». По аналогии составляется «графический диктант для

соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или

справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет

знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость,

ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать

с учебной книгой, справочной литературой.

После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет

«карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос

(устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический

вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.

Традиционно в начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных

диктантов, домашних упражнений, мини-сочинений, взаимодиктантов.

Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и

графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с

карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном

диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая

спорные вопросы. Очень эффективны игры – соревнования, основанные на

групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Кто вперед», «Кто последний»

(кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, глаголов совершенного вида…).

Мне очень нравится (да и детям тоже) игра «Эстафета». С последней парты передается

листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та

команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в

записанных словах.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за

результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает

урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми

играми, уроками – практикумами. Групповая работа возможна на уроке на разных его

этапах.

При проверке домашнего задания учащиеся могут задавать учителю вопросы по

домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (2

человека): учащиеся проверяют выполнение упражнения по кругу, вместе разбираются в

трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может

дополнить высказывание своего товарища.

После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде

опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем

происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов –

исключений, вводных слов, вставных конструкций, обращений или пишут письмо

соседней группе.

При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то

определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу.

Обобщение материала можно провести также в форме соревнования.

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает

субъективный фактор при проверке результатов, а также развивает у ребят логическое

мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по

форме вариантов ответов. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых

заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один

правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие

заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление

соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания на

отбор необходимых позиций из предлагаемого списка; задания, требующие определить

пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.

Тестовые технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по

русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, по русскому языку в новой форме.

Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью

проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый,

исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является

проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных)

знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования.

Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении

всегда есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы»,

которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших

задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков

самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и

достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет

формулирование темы. Проблемное и эффектное название устраняет однообразие стиля

урока, повышает интерес учащихся. Результат использования проблемного обучения:

повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-

познавательной и информационной компетентности.

Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны письменные

(творческие) работы, в ходе выполнения которых они находят ответ на поставленный

вопрос.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как

поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении

всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный

процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются

информационные технологии.

Проектное обучение: детям на уроках литературы предлагаю создать презентацию на

определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы,

осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке.

Одной из традиционных остаётся игровая технология. Игровая форма занятий создается

при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения,

стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает

огромными возможностями. Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и

использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно

ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не

состоится диалог.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся

приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание

здоровьесберегающим технологиям.

\Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с

динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды

работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только

объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический,

лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная

работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый

элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и

одновременно отдыху ребят.

Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и

способствует сохранению здоровья детей.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на распознавание

ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а

контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому

планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить

физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно,

эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования

различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания:

словесный, наглядный, самостоятельную работу и другие.

Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических

картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет

учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве,

раскрыть свои творческие способности.



В раздел образования