Автор: Бернацкая Светлана Станиславовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка занятия "Элементы Хохломской росписи"
Тема: ДПИ
Раздел: дополнительное образование
г. ХАБАРОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА ТАЛАНТОВ»
(МАУ ДО ЦДТ «РАДУГА ТАЛАНТОВ»)
Методическая разработка занятия
Дополнительного образования детей на тему:
«Элементы Хохломской
росписи»
Автор: Бернацкая Светлана Станиславовна
Педагог дополнительного образования
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка
2.
Конспект занятия
3.
Заключение
4.
Список литературы
5.
Приложение № 1-Рисунки учащихся.
Пояснительная записка: Проведение занятий в ИЗО -студии, возраст учащихся 7-
9 лет, продолжительность занятия- 45 минут.
Тема урока: «Хохломская роспись»
Тип занятия: Комбинированный- усвоение новых знаний и практическая работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Цели занятия: Ознакомление с историей промысла и произведениями народного-
декоративно прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и
особенностями рисунка «Хохлома»;
Задачи занятия:
Образовательные: формирование умений выполнять элементы хохломской
росписи;
Развивающие: развитие воображения, художественного вкуса;
Воспитательные: воспитание интереса к урокам рисования, уважения к мастерам
народного промысла
Методы обучения: беседа, демонстрация, практическое упражнение,
самостоятельная работа.
Виды деятельности: восприятие искусства, рисование.
Материалы и оборудование:
Для обучающихся: желтая бумага, кисти, гуашевые краски, ватные палочки,
баночка для воды
Для педагога: наглядные пособия «Хохломская роспись», бумага, кисти, гуашевые
краски, баночка для воды
Ход урока:
Организационный момент:
Организация внимания учащихся, мотивация к работе. Проверка готовности к
уроку.
Актуализация знаний учащихся
Человек издавна старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов.
Внутри дома вышитые полотенца, расписная посуда. В каждом селе есть свои
умельцы, но есть сёла, где все занимаются чем-то одним, это и есть- промысел. С
каким народным промыслом, мы с вами. познакомились на прошлом уроке?
- Городецкая роспись.
Сообщение темы и цели занятия: тема нашего урока «Хохломская роспись»
Объяснение нового материала:
Вы не знаете, ребята.
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, –
Вот чем славится она.
Сегодня мы продолжим знакомство с народными промыслами России. Вы
познакомитесь с историей промысла, узнаете приёмы, способы и виды этой
росписи.
Хохломская роспись возникла во второй половине XVII века в Нижегородской
губернии благодаря пересечению традиций старообрядцев-иконописцев и местных
мастеров-токарей. Изначально старообрядцы, используя технику позолоты,
украшали деревянную посуду, но из-за дороговизны олова изобрели технику
«золочения» с помощью оловянного порошка. Название роспись получила от
села Хохлома, куда привозили изделия на продажу, и которое благодаря своему
расположению на торговых путях способствовало распространению промысла по
всей стране.
Хохлома берёт своё начало в окрестностях Нижнего Новгорода, а конкретно — в
деревнях левого берега Волги. Название происходит от села Хохлома, крупного
торгового центра XVII века, где продавали изделия.
Считается, что промысел зародился благодаря старообрядцам-иконописцам,
бежавшим в Заволжье от преследований и привёзшим с собой навыки написания
икон, в том числе техники золочения. Центрами современного хохломского
промысла остаются города Семенов и Ковернино в Нижегородской области, где
продолжают традиции народных мастеров.
Для достижения эффекта золота на дереве сначала использовали дорогостоящее
олово. Местные мастера, используя традиции иконописи и богатое
деревообрабатывающее мастерство, изобрели технику покрытия деревянных
изделий оловянным порошком с последующей пропиткой льняным маслом.
Сформировались два основных вида росписи:
Верховая: рисунок наносится на уже «золотой» (серебристый) фон.
Под фон: узор сначала обрисовывается, а затем фон заполняется черной или
красной краской.
Стадии производства изделий хохломской росписи включают:
Изготовление заготовки: сначала из мягких пород дерева (липы, березы, осины)
вытачивают неокрашенные заготовки, называемые «бельем».
Подготовка изделия:
Грунтовка (вапа): заготовку покрывают очищенной жидкой глиной, которая
сохнет несколько часов.
Покрытие олифой: затем наносят несколько слоев олифы (варёного льняного
масла).
Лужение: на высохшую олифу втирают порошок алюминия или олова (полуду),
который придаёт изделию серебристый цвет.
Роспись: на серебристую поверхность масляными красками наносится рисунок,
обычно используя красный и черный цвета.
Заключительная обработка:
Лакировка: готовое изделие покрывают несколькими слоями специального лака
для защиты.
Закалка: изделие отправляют в печь, где температура (около 300°С) превращает
серебристую поверхность в золотистую.
Художественные особенности:
- Давайте рассмотрим изделия Хохломы. Часто используется растительный
орнамент, изображающий ягоды, цветы, листья, а также фигуры птиц и рыб.
Цветовая гамма: традиционно применяются три основных цвета: золотой,
красный и черный. Золото ассоциируется с красотой, красный – с молодостью и
силой, а черный – с землей.
В хохломской росписи сложилось два вида письма:
«Верховая» роспись: рисунок (традиционно красный и черный) наносится поверх
золотого фона.
«Под фон»: золотой узор (листья, цветы, ягоды) рисуется поверх черного или
цветного фона. Художники стремятся создать красивые, причудливые узоры,
вызывающие положительные эмоции.
Физкультминутка:
«Раз, два, три – закружись»: дети встают, делают несколько быстрых вращений
руками вокруг себя, как вихрь, а затем останавливаются.
«Поднимите лапки»: руки поднимаются вверх, затем опускаются вниз, имитируя
движения ветки. Дети могут имитировать рост дерева, как на рисунке.
«Птички полетели»: дети делают махи руками, изображая полёт птиц, которые
могут встретиться в хохломских узорах.
«Ягодки»: имитация сбора ягод. Дети делают наклоны и собирают ягоды в
воображаемую корзину, как на рисунке.
«Золотая спираль»: дети вращают кистями рук, как при рисовании золотых
спиралей, используемых в хохломе.
Практическая работа:
Прослушивание мелодий из русских народных сказок и былин, такие как "Вдоль по
Питерской", "Лучинушка".
Поэтапное выполнение задания:
Придумайте интересную форму предмета и распишите его травным орнаментом с
ягодами или цветами. На жёлтой бумаге наведите стебель плавной тонкой линией,
а затем ритмично, по обе стороны от него, расположите ягоды или цветы. Следите
за колоритом рисунка.
-Не забывайте, что элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения
предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку держим тремя пальцами
перпендикулярно поверхности листа. Кисть руки расслаблена, ею мы можем делать
вращательные движения в любую сторону. Ничего специально вырисовывать не
надо, рука всё сделает сама.
Завиток- выполняется с лёгким нажимом в середине элемента;
Осочка- выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз;
Травинка - это, тонкий плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны
отходят изогнутые стебельки с осочками и завитками. Выполняется мазками с
небольшим плавным утолщением.
Для смородинки используем печатку-ватную палочку. Начинаем рисовать её с
травинки;
Подведение итогов занятия и оценка работ:
Демонстрация наиболее удачных работ. Выставка. Оценки.
-Молодцы, вы очень красиво нарисовали.
-Какую особенность травной живописи вам удалось произвести и почувствовать в
своей работе? (узор получается мягких очертаний, лёгкий, подвижный)
-С произведениями какого народного декоративного- прикладного искусства вы
сегодня познакомились? (Сегодня мы познакомились с искусством Хохломской
росписи)
-Почему Хохломскую роспись называют золотой и пламенной (Золотой- потому,
что после того, как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают
масляными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся
как бы золотыми. Пламенной- потому, что окрашенную посуду закаливают в
пламени горячей печи и основной цвет росписи красный.)
Заключение: никогда не уничтожить потребности человека, который стремится к
красоте. Важно, чтобы окружающий нас мир и наш дом были прекрасны. И мы
можем украсить наш дом изделием с Хохломской росписью, сделанной своими
руками. Можно подарить такое изделие своим дорогим и близким людям.
Список использованной литературы:
1.
Хохломская роспись. Альбом для творчества/ Орлова Л.
2.
ФГОС Народное искусство – детям. Золотая хохлома.
Приложение № 1