Напоминание

ДПИ


Автор: Бернацкая Светлана Станиславовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Радуга талантов"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка занятия "Элементы Хохломской росписи"
Тема: ДПИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




г. ХАБАРОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА ТАЛАНТОВ»

(МАУ ДО ЦДТ «РАДУГА ТАЛАНТОВ»)

Методическая разработка занятия

Дополнительного образования детей на тему:

«Элементы Хохломской

росписи»

Автор: Бернацкая Светлана Станиславовна

Педагог дополнительного образования

2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2.

Конспект занятия

3.

Заключение

4.

Список литературы

5.

Приложение № 1-Рисунки учащихся.

Пояснительная записка: Проведение занятий в ИЗО -студии, возраст учащихся 7-

9 лет, продолжительность занятия- 45 минут.

Тема урока: «Хохломская роспись»

Тип занятия: Комбинированный- усвоение новых знаний и практическая работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Цели занятия: Ознакомление с историей промысла и произведениями народного-

декоративно прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и

особенностями рисунка «Хохлома»;

Задачи занятия:

Образовательные: формирование умений выполнять элементы хохломской

росписи;

Развивающие: развитие воображения, художественного вкуса;

Воспитательные: воспитание интереса к урокам рисования, уважения к мастерам

народного промысла

Методы обучения: беседа, демонстрация, практическое упражнение,

самостоятельная работа.

Виды деятельности: восприятие искусства, рисование.

Материалы и оборудование:

Для обучающихся: желтая бумага, кисти, гуашевые краски, ватные палочки,

баночка для воды

Для педагога: наглядные пособия «Хохломская роспись», бумага, кисти, гуашевые

краски, баночка для воды

Ход урока:

Организационный момент:

Организация внимания учащихся, мотивация к работе. Проверка готовности к

уроку.

Актуализация знаний учащихся

Человек издавна старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов.

Внутри дома вышитые полотенца, расписная посуда. В каждом селе есть свои

умельцы, но есть сёла, где все занимаются чем-то одним, это и есть- промысел. С

каким народным промыслом, мы с вами. познакомились на прошлом уроке?

- Городецкая роспись.

Сообщение темы и цели занятия: тема нашего урока «Хохломская роспись»

Объяснение нового материала:

Вы не знаете, ребята.

Отчего и почему

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная,

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, –

Вот чем славится она.

Сегодня мы продолжим знакомство с народными промыслами России. Вы

познакомитесь с историей промысла, узнаете приёмы, способы и виды этой

росписи.

Хохломская роспись возникла во второй половине XVII века в Нижегородской

губернии благодаря пересечению традиций старообрядцев-иконописцев и местных

мастеров-токарей. Изначально старообрядцы, используя технику позолоты,

украшали деревянную посуду, но из-за дороговизны олова изобрели технику

«золочения» с помощью оловянного порошка. Название роспись получила от

села Хохлома, куда привозили изделия на продажу, и которое благодаря своему

расположению на торговых путях способствовало распространению промысла по

всей стране.

Хохлома берёт своё начало в окрестностях Нижнего Новгорода, а конкретно — в

деревнях левого берега Волги. Название происходит от села Хохлома, крупного

торгового центра XVII века, где продавали изделия.

Считается, что промысел зародился благодаря старообрядцам-иконописцам,

бежавшим в Заволжье от преследований и привёзшим с собой навыки написания

икон, в том числе техники золочения. Центрами современного хохломского

промысла остаются города Семенов и Ковернино в Нижегородской области, где

продолжают традиции народных мастеров.

Для достижения эффекта золота на дереве сначала использовали дорогостоящее

олово. Местные мастера, используя традиции иконописи и богатое

деревообрабатывающее мастерство, изобрели технику покрытия деревянных

изделий оловянным порошком с последующей пропиткой льняным маслом.

Сформировались два основных вида росписи:

Верховая: рисунок наносится на уже «золотой» (серебристый) фон.

Под фон: узор сначала обрисовывается, а затем фон заполняется черной или

красной краской.

Стадии производства изделий хохломской росписи включают:

Изготовление заготовки: сначала из мягких пород дерева (липы, березы, осины)

вытачивают неокрашенные заготовки, называемые «бельем».

Подготовка изделия:

Грунтовка (вапа): заготовку покрывают очищенной жидкой глиной, которая

сохнет несколько часов.

Покрытие олифой: затем наносят несколько слоев олифы (варёного льняного

масла).

Лужение: на высохшую олифу втирают порошок алюминия или олова (полуду),

который придаёт изделию серебристый цвет.

Роспись: на серебристую поверхность масляными красками наносится рисунок,

обычно используя красный и черный цвета.

Заключительная обработка:

Лакировка: готовое изделие покрывают несколькими слоями специального лака

для защиты.

Закалка: изделие отправляют в печь, где температура (около 300°С) превращает

серебристую поверхность в золотистую.

Художественные особенности:

- Давайте рассмотрим изделия Хохломы. Часто используется растительный

орнамент, изображающий ягоды, цветы, листья, а также фигуры птиц и рыб.

Цветовая гамма: традиционно применяются три основных цвета: золотой,

красный и черный. Золото ассоциируется с красотой, красный – с молодостью и

силой, а черный – с землей.

В хохломской росписи сложилось два вида письма:

«Верховая» роспись: рисунок (традиционно красный и черный) наносится поверх

золотого фона.

«Под фон»: золотой узор (листья, цветы, ягоды) рисуется поверх черного или

цветного фона. Художники стремятся создать красивые, причудливые узоры,

вызывающие положительные эмоции.

Физкультминутка:

«Раз, два, три – закружись»: дети встают, делают несколько быстрых вращений

руками вокруг себя, как вихрь, а затем останавливаются.

«Поднимите лапки»: руки поднимаются вверх, затем опускаются вниз, имитируя

движения ветки. Дети могут имитировать рост дерева, как на рисунке.

«Птички полетели»: дети делают махи руками, изображая полёт птиц, которые

могут встретиться в хохломских узорах.

«Ягодки»: имитация сбора ягод. Дети делают наклоны и собирают ягоды в

воображаемую корзину, как на рисунке.

«Золотая спираль»: дети вращают кистями рук, как при рисовании золотых

спиралей, используемых в хохломе.

Практическая работа:

Прослушивание мелодий из русских народных сказок и былин, такие как "Вдоль по

Питерской", "Лучинушка".

Поэтапное выполнение задания:

Придумайте интересную форму предмета и распишите его травным орнаментом с

ягодами или цветами. На жёлтой бумаге наведите стебель плавной тонкой линией,

а затем ритмично, по обе стороны от него, расположите ягоды или цветы. Следите

за колоритом рисунка.

-Не забывайте, что элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения

предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку держим тремя пальцами

перпендикулярно поверхности листа. Кисть руки расслаблена, ею мы можем делать

вращательные движения в любую сторону. Ничего специально вырисовывать не

надо, рука всё сделает сама.

Завиток- выполняется с лёгким нажимом в середине элемента;

Осочка- выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз;

Травинка - это, тонкий плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны

отходят изогнутые стебельки с осочками и завитками. Выполняется мазками с

небольшим плавным утолщением.

Для смородинки используем печатку-ватную палочку. Начинаем рисовать её с

травинки;

Подведение итогов занятия и оценка работ:

Демонстрация наиболее удачных работ. Выставка. Оценки.

-Молодцы, вы очень красиво нарисовали.

-Какую особенность травной живописи вам удалось произвести и почувствовать в

своей работе? (узор получается мягких очертаний, лёгкий, подвижный)

-С произведениями какого народного декоративного- прикладного искусства вы

сегодня познакомились? (Сегодня мы познакомились с искусством Хохломской

росписи)

-Почему Хохломскую роспись называют золотой и пламенной (Золотой- потому,

что после того, как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают

масляными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся

как бы золотыми. Пламенной- потому, что окрашенную посуду закаливают в

пламени горячей печи и основной цвет росписи красный.)

Заключение: никогда не уничтожить потребности человека, который стремится к

красоте. Важно, чтобы окружающий нас мир и наш дом были прекрасны. И мы

можем украсить наш дом изделием с Хохломской росписью, сделанной своими

руками. Можно подарить такое изделие своим дорогим и близким людям.

Список использованной литературы:

1.

Хохломская роспись. Альбом для творчества/ Орлова Л.

2.

ФГОС Народное искусство – детям. Золотая хохлома.

Приложение № 1



В раздел образования