Напоминание

Тема: Русские народные потешки, прибаутки.


Автор: Суркова Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1355
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Тема: Русские народные потешки, прибаутки.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Русские народные потешки, прибаутки. Цель: обогащение культурного уровня учащихся. Задачи
: образовательная
: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
развивающая:
развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;
воспитывающая:
способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству. Оборудование: карточки со словарными словами «потешка», «прибаутка», индивидуальные карточки с потешками, шаблоны матрёшек для каждого ребёнка, аудиозаписи песен, карточки в виде лучей солнца с надписями названий устного народного творчества.




1.

Проверка

домашнего

задания.

-
С каким жанром народного творчества для детей познакомились на предыдущем уроке? (Учащиеся называют, на доске открывается «солнце» с названием жанра устного народного творчества).
-
Кто какие загадки сочинил? (Чтение своих загадок).
2.







Повторение пройденного материала.

Учитель:
- А какие ещё жанры народного творчества для детей вы знаете? (Вставляются «лучи» с названием устного народного творчества)
Дети:
- Прибаутки, потешки, скороговорки, загадки, заклички и другие.
3. Вводная часть.

-
Прочтите сначала про себя, а затем хором текст слайда. 1. Дети читают хором. ( Слайд №1) Чики – чики – чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня в тележке Щёлкает орешки! - Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….) - А как в народе называют такие стишки? - Расшифруйте слово. ( Карточка №1. Первый лист. Чтение справа налево) АКШЕТОП – потешки (Карточка №2. Второй лист) II Основная часть.
4. ПОТЕШКИ
- Почему так назван этот жанр так: потешка? - Потешка – это весёлые народные стишки - песенки.
1. – Назовите однокоренные слова к слову потешка (потешаться, потешный, потеха, утешить, утеха, тешился……) - Выделить корень в словах! (слова записываются на доске!) 2. – Близкие по смыслу слова к слову потешка (смеяться, шутить, веселиться, балагурить…) 3. - Сделаем вывод: происходит от слова
потешаться,
то есть
веселиться.

- Сформулируйте тему урока! С каким новым жанром народного

творчества познакомимся на уроке?
( -Мы познакомимся ещё с одним жанром народного творчества - потешками). - Почему потешки называют народными? ( - Автором потешек является народ). - Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? ( - Детей) - С какой целью потешали детей? ( - Книг не было, развлекали и развивали малыша. Она учит маленького ребёнка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом, оно является главным и ведёт за собой жест. Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребёнка. - С какой интонацией произносили потешки? - Потешим всех присутствующих?
5.Чтение потешек:
А) по книге. С.45. (Ролевое чтение) Б) читают потешки, написанные на листочках.
6. Музыкальная физминутка. (Слайд №2)
- А сейчас я хочу потешить вас забавной потешкой «Весёлые гуси». (Звучит аудиозапись «Два весёлых гуся», дети с учителем выполняют движения)
7. НЕБЫЛИЦЫ.
– А чем отличаются от потешек вот эти произведения? (Слайд 3) -Что такое небылицы? (Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было. – Это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха.
1. Небылицы
– это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.) - С каким жанром народного творчества ещё познакомимся на уроке?
НЕБЫЛИЦА) – (
на доске карточка
)

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам небылицы. Посмотрите все внимательно на экран. – Что вы заметили необычного? – Может ли быть так на самом деле? – Могут ли люди кататься на петушке и кошке?
8.а) Чтение в книге с.46.
– А теперь давайте прочтём небылицу. Б) ответить на вопросы в конце произведения. – А для чего нужны небылицы?
Вывод:
небылиц очень много сочинил русский народ. Они нужны, чтобы развеселить, поднять настроение. 9.
Чтение в парах. (задания – тексты на индивидуальных листках)

10. Составление небылиц (сиквейн) (слайд – памятка).

11 Чтение сиквейнов
.
12.

Тест:
«Русские народные сказки, загадки, потешки» (у каждого на парте) Соедини линиями произведение и жанр, к которому оно относится. Ах, кокля – мокля, загадка Глазоньки промокли. Кто будет детку обижать, Того коза будет бодать. Паровоз без колёс. скороговорка Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошёл? Прямо по морю пошёл! «Тили-тели», — птички пели. потешка Взвились, к лесу полетели. Стали птички гнезда вить. Кто не вьет, тому водить. Щуку я тащу , тащу, считалка Щуку я не упущу.
13. Рефлексия
- На парте у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки, у которой нарисованы глазки. Дети должны дорисовать ротик. - Ребята, нарисуйте на лице матрешки, какое настроение было у вас на занятии.
Домашнее задание: В ВИДЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ. – А теперь послушайте внимательно такой мой стишок! Мальчишкам-шалунишкам по орешку, Чтобы сочинить дома потешку, Девчонкам-хохотушкам по петушку, Чтобы придумать по стишку. – Ребята, что я спрятала в этом стишке? Вот вам и домашнее задание! Что же дома вы будете делать?



В раздел образования