Автор: Суркова Людмила Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ Школа №1355 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Конспект урока Тема: Тема: Русские народные потешки, прибаутки. Раздел: начальное образование
Тема: Русские народные потешки, прибаутки.
Цель: обогащение культурного уровня учащихся.
Задачи : образовательная : познакомить детей с малыми фольклорными
жанрами, способствовать обогащению словарного запаса
учащихся;
развивающая: развивать творческие способности, речевые умения,
умение рассуждать, делать выводы;
воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного
отношения к народному творчеству.
Оборудование: карточки со словарными словами «потешка», «прибаутка»,
индивидуальные
карточки
с
потешками,
шаблоны
матрёшек
для
каждого ребёнка, аудиозаписи песен, карточки в виде лучей солнца с
надписями названий устного народного творчества.
1.
Проверка
домашнего
задания.
- С
каким
жанром
народного
творчества
для
детей
познакомились
на
предыдущем
уроке? (Учащиеся называют, на доске открывается
«солнце» с названием жанра устного народного творчества).
- Кто какие загадки сочинил? (Чтение своих загадок).
2.
Повторение пройденного материала.
Учитель: -
А какие ещё
жанры народного творчества для детей вы
знаете?
(Вставляются
«лучи»
с
названием
устного
народного
творчества)
Дети:
- Прибаутки,
потешки,
скороговорки,
загадки, заклички и
другие.
3. Вводная часть.
- Прочтите сначала про себя, а затем хором текст слайда.
1.
Дети читают хором. ( Слайд №1)
Чики – чики – чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щёлкает орешки!
- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные
словечки….)
- А как в народе называют такие стишки?
- Расшифруйте слово. ( Карточка №1. Первый лист. Чтение справа налево)
АКШЕТОП – потешки (Карточка №2. Второй лист)
II Основная часть.
4. ПОТЕШКИ
- Почему так назван этот жанр так: потешка?
- Потешка – это весёлые народные стишки - песенки.
1. – Назовите однокоренные слова к слову потешка (потешаться,
потешный, потеха, утешить, утеха, тешился……)
- Выделить корень в словах! (слова записываются на доске!)
2. – Близкие по смыслу слова к слову потешка (смеяться, шутить,
веселиться, балагурить…)
3. - Сделаем вывод: происходит от слова потешаться, то есть веселиться.
- Сформулируйте тему урока! С каким новым жанром народного
творчества познакомимся на уроке?
( -Мы познакомимся ещё с одним жанром народного творчества -
потешками).
- Почему потешки называют народными? ( - Автором потешек является
народ).
- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками?
( - Детей)
- С какой целью потешали детей? ( - Книг не было, развлекали и развивали
малыша.
Она
учит
маленького
ребёнка
понимать
человеческую
речь
и
выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке
неразрывно связано с жестом, оно является главным и ведёт за собой жест.
Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут
начинать
их
использовать
с
самого
раннего
возраста.
Веками
потешки
помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребёнка.
- С какой интонацией произносили потешки?
- Потешим всех присутствующих?
5.Чтение потешек:
А) по книге. С.45. (Ролевое чтение)
Б) читают потешки, написанные на листочках.
6. Музыкальная физминутка. (Слайд №2)
- А сейчас я хочу потешить вас забавной потешкой «Весёлые гуси».
(Звучит аудиозапись «Два весёлых гуся», дети с учителем выполняют
движения)
7. НЕБЫЛИЦЫ.
– А чем отличаются от потешек вот эти произведения? (Слайд 3)
-Что такое небылицы? (Быль – это то, что было, правда. А небылица – это
выдумка. Это то, чего не бывает, не было. – Это такие стихи, в которых всё
перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая
чепуха. 1. Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять
тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.)
- С каким жанром народного творчества ещё познакомимся на уроке?
НЕБЫЛИЦА) – ( на доске карточка )
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам небылицы.
Посмотрите все внимательно на экран.
– Что вы заметили необычного?
– Может ли быть так на самом деле?
– Могут ли люди кататься на петушке и кошке?
8.а) Чтение в книге с.46.
– А теперь давайте прочтём небылицу.
Б) ответить на вопросы в конце произведения.
– А для чего нужны небылицы?
Вывод: небылиц очень много сочинил русский народ. Они нужны, чтобы
развеселить, поднять настроение.
9. Чтение в парах. (задания – тексты на индивидуальных листках)
Тест: «Русские народные сказки, загадки, потешки» (у каждого на
парте)
Соедини линиями произведение и жанр, к которому оно относится.
Ах, кокля – мокля, загадка
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Паровоз без колёс. скороговорка
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!
«Тили-тели», — птички пели. потешка
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
Щуку я тащу , тащу, считалка
Щуку я не упущу.
13. Рефлексия
- На парте у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки, у которой
нарисованы глазки. Дети должны дорисовать ротик.
- Ребята, нарисуйте на лице матрешки, какое настроение было у вас на
занятии.
Домашнее задание: В ВИДЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
– А теперь послушайте внимательно такой мой стишок!
Мальчишкам-шалунишкам по орешку,
Чтобы сочинить дома потешку,
Девчонкам-хохотушкам по петушку,
Чтобы придумать по стишку.
– Ребята, что я спрятала в этом стишке? Вот вам и домашнее задание! Что же
дома вы будете делать?