Автор: Иванова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №108 "Веснянка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация пространства детской реализации с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР."
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель старшей логопедической группы компенсирующей
направленности МБДОУ детского сада №108 «Веснянка» г. Брянска
Ивановой Светланы Алексеевны Актуальность темы «Организация
пространства детской реализации с детьми старшего дошкольного
возраста с ТНР», ее значимость.
Современный мир динамичен и требует от человека не столько
энциклопедических знаний, сколько гибкости мышления, способности к
самостоятельному принятию решений, инициативности и креативности.
На сегодняшний день становление творческой
и познавательно-активной личности в дошкольной образовательной
организации выступает значимой задачей, так как проводятся
исследования по созданию требуемых педагогических условий в
образовательном процессе, которые способствуют полному раскрытию
познавательного потенциала и формированию исследовательской
активности всех детей, что прописано Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования.
Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными
достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать
собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в
образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей
появляется произвольное владение их поведением и собственными
действиями. В возрасте шести лет у дошкольников в области социального
познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».
Дошкольники обнаруживают мир человеческих отношений, разнообразных
видов деятельности и социальных функций людей, а также ощущают
огромное стремление включиться во взрослую жизнь, энергично в ней
принимать участие. Помимо этого, дети стремятся к самостоятельности.
В образовательном процессе дошкольного образования нужно обеспечить
рост активной преобразующей деятельности дошкольников, становление
их познавательных потребностей, воплощающихся в форме
исследовательской деятельности, которая нацелена на открытие чего-то
нового, интересного, захватывающего во внешнем мире.
Для полноценного и слаженного становления личности дошкольника
благодатной почвой, является верное построение развивающей предметно -
пространственной среды, так как она по ФГОС ДО реализует потенциал
ребенка в организации всех типов детской деятельности и отражает
особенности окружающей действительности способствующие
активизации воображения, мышления и прочих мыслительных процессов
дошкольников.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, учитывая
Требования ФГОС ДО по созданию развивающей предметно
пространственной среды, в 2018 году была переработана программа «От
рождения до школы» и введено новое понятие «пространство детской
реализации».
Теоретическую основу исследования составили труды различных
педагогов и психологов, таких как Н.Е. Веракса, О.П. Давыдова, Л.Г.
Киреева, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, М.Н. Полякова и других.
Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В
этот период под воздействием многочисленных факторов формируются
способности, навыки и будущий характер ребенка. Задача взрослых,
находящихся рядом с ребенком — создать гармоничную, развивающую,
эмоционально-комфортную среду.
Идея о том, что среда является ключевым фактором развития,
принадлежит выдающимся отечественным психологам и педагогам (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Для ребенка с тяжелым
нарушением речи, чье взаимодействие с миром затруднено, грамотно
организованная предметно пространственная среда становится
«посредником» между его внутренним миром и внешней реальностью.
Рассмотрим положение согласно развития детей с ОНР.
Дети в нашем саду в основном третьего уровня речевого развития.
Анализ ситуации показал, что у детей с ОНР приходящих в старшую
логопедическую группу часто наблюдается не только речевое
недоразвитие, но и ряд сопутствующих особенностей:
• Неуверенность в себе, заниженная самооценка из-за
трудностей в коммуникации
• Высокий уровень тревожности боязнь ошибки.
• Сложности в социальном взаимодействии со сверстниками.
Несформированность произвольной регуляции: трудности с
планированием, контролем своих действий и доведением дела до конца.
• Трудности в выражении своих мыслей, желаний, эмоций
вербальным путем, замкнутость или агрессивное поведение.
Мотивация к речевой и коммуникативной деятельности один из самых
важных аспектов. Речь возникает из потребности в общении. Создав
яркое, интересное пространство, воспитатель искусственно создает эту
потребность.
Обогащение словарного запаса через практику: слова усваиваются не как
набор звуков, а как необходимое обозначение предмета или действия,
нужного здесь и сейчас.
Реализация индивидуального и дифференцированного подхода.
Пространство детской реализации становится мощным компенсаторным
механизмом так как как оно по своей сути полифункционально и
трансформируемо. Оно позволяет одновременно работать с разными
детьми над разными задачами: один ребенок развивает мелкую моторику
за столом для песка, другой — речевое дыхание в центре "Мыльные
пузыри", третий — навыки связной речи, комментируя свои действия в
уголке экспериментирования.
Пространство реализации решает и ключевые задачи подготовки к школе:
• Развитие регуляторных функций (функциональная
грамотность): умение планировать свою деятельность,
ставить цель, искать пути ее достижения, доводить начатое до
конца, оценивать результат. Это основа для формирования
универсальных учебных действий (УУД).
• Стимулирование познавательной активности: ребенок по
собственной инициативе исследует, экспериментирует, задает
вопросы (пусть даже невербально), что является главным
двигателем развития.
Социально-коммуникативное развитие даже при речевых трудностях дети
учатся взаимодействовать в группе: договариваться взглядами, жестами,
делиться материалами, помогать друг другу.
Актуальность организации пространства детской реализации для
детей старшего дошкольного возраста заключается в ее комплексном
и системном ответе на вызовы времени. Она находится на стыке
выполнения государственных стандартов, решения практических задач
коррекционной педагогики, удовлетворения запросов родителей и, что
главное, создания условий для полноценного развития и счастливого
детства каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Это не просто «модное» направление, а необходимое условие построения
эффективной, гуманной и развивающей образовательной среды.