Напоминание

"Организация пространства детской реализации с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР."


Автор: Иванова Светлана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №108 "Веснянка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация пространства детской реализации с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель старшей логопедической группы компенсирующей

направленности МБДОУ детского сада №108 «Веснянка» г. Брянска

Ивановой Светланы Алексеевны Актуальность темы «Организация

пространства детской реализации с детьми старшего дошкольного

возраста с ТНР», ее значимость.

Современный мир динамичен и требует от человека не столько

энциклопедических знаний, сколько гибкости мышления, способности к

самостоятельному принятию решений, инициативности и креативности.

На сегодняшний день становление творческой

и познавательно-активной личности в дошкольной образовательной

организации выступает значимой задачей, так как проводятся

исследования по созданию требуемых педагогических условий в

образовательном процессе, которые способствуют полному раскрытию

познавательного потенциала и формированию исследовательской

активности всех детей, что прописано Федеральным государственным

образовательным стандартом дошкольного образования.

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными

достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать

собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в

образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей

появляется произвольное владение их поведением и собственными

действиями. В возрасте шести лет у дошкольников в области социального

познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

Дошкольники обнаруживают мир человеческих отношений, разнообразных

видов деятельности и социальных функций людей, а также ощущают

огромное стремление включиться во взрослую жизнь, энергично в ней

принимать участие. Помимо этого, дети стремятся к самостоятельности.

В образовательном процессе дошкольного образования нужно обеспечить

рост активной преобразующей деятельности дошкольников, становление

их познавательных потребностей, воплощающихся в форме

исследовательской деятельности, которая нацелена на открытие чего-то

нового, интересного, захватывающего во внешнем мире.

Для полноценного и слаженного становления личности дошкольника

благодатной почвой, является верное построение развивающей предметно -

пространственной среды, так как она по ФГОС ДО реализует потенциал

ребенка в организации всех типов детской деятельности и отражает

особенности окружающей действительности способствующие

активизации воображения, мышления и прочих мыслительных процессов

дошкольников.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, учитывая

Требования ФГОС ДО по созданию развивающей предметно

пространственной среды, в 2018 году была переработана программа «От

рождения до школы» и введено новое понятие «пространство детской

реализации».

Теоретическую основу исследования составили труды различных

педагогов и психологов, таких как Н.Е. Веракса, О.П. Давыдова, Л.Г.

Киреева, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, М.Н. Полякова и других.

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В

этот период под воздействием многочисленных факторов формируются

способности, навыки и будущий характер ребенка. Задача взрослых,

находящихся рядом с ребенком — создать гармоничную, развивающую,

эмоционально-комфортную среду.

Идея о том, что среда является ключевым фактором развития,

принадлежит выдающимся отечественным психологам и педагогам (Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Для ребенка с тяжелым

нарушением речи, чье взаимодействие с миром затруднено, грамотно

организованная предметно пространственная среда становится

«посредником» между его внутренним миром и внешней реальностью.

Рассмотрим положение согласно развития детей с ОНР.

Дети в нашем саду в основном третьего уровня речевого развития.

Анализ ситуации показал, что у детей с ОНР приходящих в старшую

логопедическую группу часто наблюдается не только речевое

недоразвитие, но и ряд сопутствующих особенностей:

• Неуверенность в себе, заниженная самооценка из-за

трудностей в коммуникации

• Высокий уровень тревожности боязнь ошибки.

• Сложности в социальном взаимодействии со сверстниками.

Несформированность произвольной регуляции: трудности с

планированием, контролем своих действий и доведением дела до конца.

• Трудности в выражении своих мыслей, желаний, эмоций

вербальным путем, замкнутость или агрессивное поведение.

Мотивация к речевой и коммуникативной деятельности один из самых

важных аспектов. Речь возникает из потребности в общении. Создав

яркое, интересное пространство, воспитатель искусственно создает эту

потребность.

Обогащение словарного запаса через практику: слова усваиваются не как

набор звуков, а как необходимое обозначение предмета или действия,

нужного здесь и сейчас.

Реализация индивидуального и дифференцированного подхода.

Пространство детской реализации становится мощным компенсаторным

механизмом так как как оно по своей сути полифункционально и

трансформируемо. Оно позволяет одновременно работать с разными

детьми над разными задачами: один ребенок развивает мелкую моторику

за столом для песка, другой — речевое дыхание в центре "Мыльные

пузыри", третий — навыки связной речи, комментируя свои действия в

уголке экспериментирования.

Пространство реализации решает и ключевые задачи подготовки к школе:

• Развитие регуляторных функций (функциональная

грамотность): умение планировать свою деятельность,

ставить цель, искать пути ее достижения, доводить начатое до

конца, оценивать результат. Это основа для формирования

универсальных учебных действий (УУД).

• Стимулирование познавательной активности: ребенок по

собственной инициативе исследует, экспериментирует, задает

вопросы (пусть даже невербально), что является главным

двигателем развития.

Социально-коммуникативное развитие даже при речевых трудностях дети

учатся взаимодействовать в группе: договариваться взглядами, жестами,

делиться материалами, помогать друг другу.

Актуальность организации пространства детской реализации для

детей старшего дошкольного возраста заключается в ее комплексном

и системном ответе на вызовы времени. Она находится на стыке

выполнения государственных стандартов, решения практических задач

коррекционной педагогики, удовлетворения запросов родителей и, что

главное, создания условий для полноценного развития и счастливого

детства каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

Это не просто «модное» направление, а необходимое условие построения

эффективной, гуманной и развивающей образовательной среды.



В раздел образования