Напоминание

«Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.


Автор: Конорева Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением отдельных предметов имени И.Н.Зикеева"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.
Раздел: начальное образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1 класс

Курс «Введение в школьную жизнь»

(10 учебных дней по 3 ч ежедневно)

Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.

Основная цель курса: обучение детей навыкам учебного сотрудничества

урока

Тема урока

Виды деятельности

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

День 1.

- открывает для себя

партнёров-сверстников,

учится адресоваться к

ним, обращать к

партнёрам свои

высказывания, ждать

их реакции на свои

ответы;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную

задачу;

- оценивать правильность

выполнения действий;

- адекватно воспринимать

предложения и оценку учителей,

товарищей, родителей и других

людей;

- выбирать действия в соответствии

с поставленной задачей;

- сличать способ действия и его

результат;

- мотивация учебной

деятельности

(социальная, учебно-

познавательная,

внешняя);

- учебно-

познавательный

интерес к новому;

внутренняя позиция

школьника на основе

положительного

отношения к школе;

- принятие образа

«хорошего ученика»;

-уважительное

отношение к иному

1

4.09

Знакомство.

Как нужно

знакомиться?

Знакомство детей,

введение знака «Я»,

образование групп

2

Режим дня

школьника.

Что такое «режим

дня» и почему его

нужно выполнять?

Введение схемы

времени и знака

«Звонок»

- понимает, что такое

«режим дня и почему

его надо выполнять»,

умеет анализировать

происходящее в классе,

группе;

3

Схема класса.

Для чего люди

придумали схемы?

- понимает, что такое

«схема»,

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой

1

Что можно увидеть

на схеме?

Введение схемы

класса

умеет читать схемы

класса;

информации для выполнения

учебных заданий;

- использовать знаково-

символические средства (модели и

схемы);

- строить сообщения в устной

форме;

- строить рассуждения в форме

связи простых суждений об

объекте;

- анализировать изучаемый

предмет, находить границы

применимости того или иного

способа, правила;

- построение рассуждения;

- уметь анализировать,

устанавливать недостаток средств

для решения задачи и

формулировать условия, при

которых она будет решена;

- рефлексия способов и условий

действий;

- сравнение, сериация,

установление аналогий, построение

рассуждения.

мнению;

-этические чувства,

прежде всего

доброжелательность и

эмоционально-

нравственная

отзывчивость;

- начальные навыки

адаптации в динамично

изменяющемся мире;

- самооценка на основе

критериев успешной

деятельности;

- эмпатия как

понимание чувств

других людей и

сопереживание им;

- навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и находить

выходы из спорных

ситуаций

День 2.

1

5.09

Приветствие

детьми учителя

и друг друга.

Школьные

правила

вежливости.

Как можно

приветствовать

взрослых и

одноклассников?

Показать разные

формы приветствия

- знает разные формы

приветствия и умеет

приветствовать

учителей и

одноклассников

2

Введение знака

«Хор»,

противопоставле

ние его знаку

«Я».

Почему нужно

внимательно

слушать?

Введение знака

«Хор» и ордена

«Внимание»

- понимает, зачем

нужно внимание и

учится внимательно

слушать

3

Оценка.

Как оценивать свою

работу?

Введение способа

оценки с помощью

«волшебных»

линеечек

- понимает и учится

справедливо оценивать

свою работу

День 3.

Коммуникативные УУД:

а) инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во

взаимодействии для решения

коммуникативных и

познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью к

1

6.09

Введение знака

«Мы,

противопоставление

его знакам «Я» и

«Хор».

Когда лучше

работать одному, а

когда – вместе?

Индивидуальные

формы работы и

работа парами;

- понимает, когда

можно одному

выполнять задания, а

когда - вместе

2

введение знака

«Мы»

учителю, одноклассникам, к другим

группам;

- формулировать свои затруднения,

- предлагать помощь и

сотрудничество;

б) взаимодействие:

- формулировать собственное

мнение и позицию,

- задавать вопросы,

- строить понятные для партнёра

высказывания,

- строить монологическое

высказывание,

- вести устный диалог,

в) управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути её

достижения,

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное

поведение и поведение

окружающих,

- оказывать в сотрудничестве

взаимопомощь,

- координировать и принимать

различные позиции во

взаимодействии

2

Реакция на

реплику.

Введение знаков

«+» и «-».

Как относиться к

словам других?

Организация

детского

сотрудничества.

Введение знаков

«+» и «-»

- понимает, зачем

нужно уметь слушать

друг друга и

адресоваться друг к

другу, а не к учителю;

3

Самооценка,

критерии,

оценка.

Как можно

оценивать свою

работу?

Умение оценивать

свою работу.

Соотнесение

внешней оценки

(оценка учителя,

товарища) и

самооценки

- знает, как оценивать

свою работу и

соотносить свою

оценку с оценкой

учителя, товарища,

родителей;

День 4.

1

7.09

Отработка

введённых ранее

знаков «+» и «-»,

«Я», «Мы»,

«Хор».

Когда как работать:

одному или с кем-

то?

Умение работать

по-разному: всем

классом, группами,

парами, по одному

- умеет выбирать

формы работы:

«один» - «вместе»

2

Как надо и как

не надо спорить.

Как правильно

спорить?

Умение участвовать

в учебной

дискуссии: выявлять

- знает, когда и как

нужно дискутировать

(спорить)

Правила оценочной безопасности

(по Г. А. Цукерман):

3

суть противоречия и

пытаться найти

конструктивное

решение

-не скупиться на похвалу

(словесная, кивок головой, улыбка

и т.д.);

- хвалить исполнителя, критиковать

только исполнение;

- «на ложку дёгтя – бочку мёда»;

- ставить перед ребёнком только

конкретные цели;

- не ставить перед

первоклассниками сразу более чем

одну задачу;

- формулировка «опять ты НЕ …» -

верный способ выращивания

неудачника»;

- учитель, начни практику

оценочной безопасности с

собственной самооценки…

3

Диагностика и

отработка

разных

критериев

оценки.

Как оценивать свою

работу?

Уметь оценивать

свою работу по

разным критериям

- знает, как оценивать

свою работу по разным

критериям

День 5.

1

8.09

Введение знака

«Вопрос».

Как научиться

задавать вопросы?

Введение знака «?»

- знает, как и когда

надо задавать вопросы

2

Ситуация

недоопределён-

ного правила.

Научить детей

задавать вопросы с

точным

содержанием

- понимает, что значит

«точный вопрос»

3

Оценка. Общая

работа как

сумма

индивидуальных

Как оценить общую

работу?

Умение

договариваться о

критериях оценки,

критерии за точность

и творчество

(выдумка)

- умеет договариваться

о критериях оценки

общей работы и

оценивать её

День 6.

11.09

Содержательная

дискуссия.

Что значит

«определённое

содержание»?

Умение обсуждать

- понимает, что такое

«содержательная

дискуссия»

4

определённое

содержание

2

Групповые

задания с

недоопределён-

ными

правилами.

Что значит со-

действовать?

Различные стороны

сотрудничества:

выработка умения

договариваться не

посредством слов, а

именно действием -

со-действовать

- знает, как надо

договариваться о

сотрудничестве

посредством действия

(со-действовать)

3

Адресованность,

понятность

сообщения.

Понятно ли мы

говорим? Точно ли

мы передаём свои

мысли?

- понимает, что значит

излагать свои мысли

понятно, точно

День 7.

12.09

Адресованность

действия при

групповом

взаимодействии.

Как высказываться,

чтобы всем было

понятно?

- понимает, что значит

«высказываться, чтобы

было понятно всем»

2

«Ловушка».

Что такое

«ловушка»?

Когда надо

пользоваться знаком

«Л»?

- умеет определить

задание с «ловушкой»

3

Развитие линии

оценки:

противопостав-

ление

правильности и

оригинальности.

Как можно по-

разному оценивать

одинаковое задание?

Разнообразие

критериев оценки:

правильно,

- знает, как по-разному

оценивать одинаковое

задание

5

оригинально.

День 8.

1

13.09

Разминка. Игра

«Третий

лишний» (на

отработку

знаков,

введённых

ранее).

Для чего нужно

уметь

аргументировать,

доказывать своё

суждение, мнение,

точку зрения?

- учится

аргументированно

доказывать свою точку

зрения

2

Ситуация

недостаточности

средств.

Как нужно

действовать, если

сам не можешь

выполнить задание?

Обращайся за

помощью, если

попал в трудную

ситуацию

- понимает, когда

нужно обращаться за

помощью

3

Навыки

содержательного

взаимодействия.

Чему я научился в

первые дни в школе?

- умеет отделить своё

знание от незнания,

оценить свои успехи

День 9.

1

14 .09

Отработка

введённых ранее

знаков.

Чему я научился в

первые дни в школе?

- умеет пользоваться

изученными знаками

2

Критерии

оценки

(скорость и

аккуратная езда),

Как оценивать

действия друг друга

в трудной ситуации?

Надо оценивать

- учится справедливо

оценивать свои

действия и действия

других

6

точка зрения

оценивающего.

самое главное и не

придираться к

второстепенному

3

Игра «Конкурс

на лучшую

похвалу».

Как оценивать

своего

одноклассника

(одноклассницу)?

Разреши товарищам

быть умными и

добрыми, и они

такими станут

- учится хвалить себя и

других

День 10.

1-3

15.09

Праздник

«Посвящение в

ученики»

- умеет пользоваться

своими знаниями и

умениями

ЛИТЕРАТУРА

1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. –

М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.

2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой). - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274).

3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.

4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.

7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1 класс

Курс «Введение в школьную жизнь»

(10 учебных дней по 3 ч ежедневно)

Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.

Основная цель курса: обучение детей навыкам учебного сотрудничества

урока

Тема урока

Решаемые

проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

Понятия

Результаты

курса занятий

УУД

Личностные результаты

День 1.

- открывает для себя

партнёров-сверстников,

учится адресоваться к

ним, обращать к

партнёрам свои

высказывания, ждать

их реакции на свои

ответы;

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную

задачу;

- оценивать правильность

выполнения действий;

- адекватно воспринимать

предложения и оценку учителей,

товарищей, родителей и других

людей;

- выбирать действия в соответствии

с поставленной задачей;

- сличать способ действия и его

результат;

- мотивация учебной

деятельности

(социальная, учебно-

познавательная,

внешняя);

- учебно-

познавательный

интерес к новому;

внутренняя позиция

школьника на основе

положительного

отношения к школе;

- принятие образа

«хорошего ученика»;

-уважительное

1

Знакомство.

МП: с.31-35

Как нужно

знакомиться?

Знакомство детей,

введение знака «Я»,

образование групп

знак «Я»

2

Режим дня

школьника.

МП: с.36-38

Что такое «режим

дня» и почему его

нужно выполнять?

Введение схемы

времени и знака

«Звонок»

режим дня,

схема

времени,

знак

«Звонок»

- понимает, что такое

«режим дня и почему

его надо выполнять»,

умеет анализировать

происходящее в классе,

группе;

3

Схема класса.

Для чего люди

схема

- понимает, что такое

Познавательные УУД:

8

МП: с.38-42

придумали схемы?

Что можно увидеть

на схеме?

Введение схемы

класса

класса

«схема»,

умеет читать схемы

класса;

- осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения

учебных заданий;

- использовать знаково-

символические средства (модели и

схемы);

- строить сообщения в устной

форме;

- строить рассуждения в форме

связи простых суждений об

объекте;

- анализировать изучаемый

предмет, находить границы

применимости того или иного

способа, правила;

- построение рассуждения;

- уметь анализировать,

устанавливать недостаток средств

для решения задачи и

формулировать условия, при

которых она будет решена;

- рефлексия способов и условий

действий;

- сравнение, сериация,

установление аналогий, построение

рассуждения.

отношение к иному

мнению;

-этические чувства,

прежде всего

доброжелательность и

эмоционально-

нравственная

отзывчивость;

- начальные навыки

адаптации в динамично

изменяющемся мире;

- самооценка на основе

критериев успешной

деятельности;

- эмпатия как

понимание чувств

других людей и

сопереживание им;

- навыки

сотрудничества в

разных ситуациях,

умение не создавать

конфликтов и находить

выходы из спорных

ситуаций

День 2.

1

Приветствие

детьми учителя

и друг друга.

Школьные

правила

вежливости.

МП: с.42-45

Как можно

приветствовать

взрослых и

одноклассников?

Показать разные

формы приветствия

приветствие

- знает разные формы

приветствия и умеет

приветствовать

учителей и

одноклассников

2

Введение знака

«Хор»,

противопоставле

ние его знаку

«Я».

МП: с.45-47

Почему нужно

внимательно

слушать?

Введение знака

«Хор» и ордена

«Внимание»

внимание,

вниматель-

ность,

знак «Хор»

- понимает, зачем

нужно внимание и

учится внимательно

слушать

3

Оценка.

МП: с.48-51

Как оценивать свою

работу?

Введение способа

оценки с помощью

«волшебных»

линеечек

критерии

оценки

красиво-

некрасиво,

правильно-

неправильно

- понимает и учится

справедливо оценивать

свою работу

День 3.

Коммуникативные УУД:

а) инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во

взаимодействии для решения

коммуникативных и

познавательных задач,

- ставить вопросы,

1

Введение знака

«Мы,

противопоставление

его знакам «Я» и

«Хор».

Когда лучше

работать одному, а

когда – вместе?

Индивидуальные

формы работы и

один,

в паре,

в группе

с классом,

знак «Мы»

- понимает, когда

можно одному

выполнять задания, а

когда - вместе

9

МП: с.52-55

работа парами;

введение знака

«Мы»

- обращаться за помощью к

учителю, одноклассникам, к другим

группам;

- формулировать свои затруднения,

- предлагать помощь и

сотрудничество;

б) взаимодействие:

- формулировать собственное

мнение и позицию,

- задавать вопросы,

- строить понятные для партнёра

высказывания,

- строить монологическое

высказывание,

- вести устный диалог,

- слушать собеседника;

в) управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути её

достижения,

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное

поведение и поведение

окружающих,

- оказывать в сотрудничестве

взаимопомощь,

- координировать и принимать

различные позиции во

взаимодействии

2

Реакция на

реплику.

Введение знаков

«+» и «-».

МП: с.55-58

Как относиться к

словам других?

Организация

детского

сотрудничества.

Введение знаков

«+» и «-»

сотрудни-

чество,

знаки «+» и

«-»

- понимает, зачем

нужно уметь слушать

друг друга и

адресоваться друг к

другу, а не к учителю;

3

Самооценка,

критерии,

оценка.

МП: с.58-61

Как можно

оценивать свою

работу?

Умение оценивать

свою работу.

Соотнесение

внешней оценки

(оценка учителя,

товарища) и

самооценки

критерий,

оценка,

оценивание

по

критериям:

лёгко-

трудно,

интересно-

неинтересно

и т.д. в

зависимост

и от

предложени

й

детей

- знает, как оценивать

свою работу и

соотносить свою

оценку с оценкой

учителя, товарища,

родителей;

День 4.

1

Отработка

введённых ранее

знаков «+» и «-»,

«Я», «Мы»,

«Хор».

МП: с.62-64

Когда как работать:

одному или с кем-

то?

Умение работать

по-разному: всем

классом, группами,

парами, по одному

- умеет выбирать

формы работы:

«один» - «вместе»

2

Как надо и как

Как правильно

спор,

- знает, когда и как

10

не надо спорить.

МП: с.64-68

спорить?

Умение участвовать

в учебной

дискуссии: выявлять

суть противоречия и

пытаться найти

конструктивное

решение

дискуссия,

учебная

дискуссия

нужно дискутировать

(спорить)

Правила оценочной безопасности

(по Г. А. Цукерман):

-не скупиться на похвалу

(словесная, кивок головой, улыбка

и т.д.);

- хвалить исполнителя, критиковать

только исполнение;

- «на ложку дёгтя – бочку мёда»;

- ставить перед ребёнком только

конкретные цели;

- не ставить перед

первоклассниками сразу более чем

одну задачу;

- формулировка «опять ты НЕ …» -

верный способ выращивания

неудачника»;

- учитель, начни практику

оценочной безопасности с

собственной самооценки…

3

Диагностика и

отработка

разных

критериев

оценки.

МП: с.69-70

Как оценивать свою

работу?

Уметь оценивать

свою работу по

разным критериям

оценка,

разные

критерии

- знает, как оценивать

свою работу по разным

критериям

День 5.

1

Введение знака

«Вопрос».

МП: с.70-72

Как научиться

задавать вопросы?

Введение знака «?»

вопрос,

знак «?»

- знает, как и когда

надо задавать вопросы

2

Ситуация

недоопределён-

ного правила.

МП: с.73-75

Научить детей

задавать вопросы с

точным

содержанием

точное

содержание

вопроса

- понимает, что значит

«точный вопрос»

3

Оценка. Общая

работа как

сумма

индивидуальных

МП: с.75-77

Как оценить общую

работу?

Умение

договариваться о

критериях оценки,

критерии за

точность и

творчество

(выдумка)

точность,

творчество,

выдумка

- умеет договариваться

о критериях оценки

общей работы и

оценивать её

11

День 6.

1

Содержательная

дискуссия.

МП: с.77-80

Что значит

«определённое

содержание»?

Умение обсуждать

определённое

содержание

содержание

- понимает, что такое

«содержательная

дискуссия»

2

Групповые

задания с

недоопределён-

ными

правилами.

МП: с.80-83

Что значит со-

действовать?

Различные стороны

сотрудничества:

выработка умения

договариваться не

посредством слов, а

именно действием -

со-действовать

содействие

- знает, как надо

договариваться о

сотрудничестве

посредством действия

(со-действовать)

3

Адресованность,

понятность

сообщения.

МП: с.83-85

Понятно ли мы

говорим? Точно ли

мы передаём свои

мысли?

понятно,

точно

- понимает, что значит

излагать свои мысли

понятно, точно

День 7.

1

Адресованность

действия при

групповом

взаимодействии.

МП: с.85-88

Как высказываться,

чтобы всем было

понятно?

- понимает, что значит

«высказываться, чтобы

было понятно всем»

2

«Ловушка».

МП: с.88-91

Что такое

«ловушка»?

Когда надо

пользоваться знаком

«Л»?

«ловушка,

знак «Л»

- умеет определить

задание с «ловушкой»

3

Развитие линии

Как можно по-

критерии

- знает, как по-разному

12

оценки:

противопостав-

ление

правильности и

оригинальности.

МП: с.91-93

разному оценивать

одинаковое задание?

Разнообразие

критериев оценки:

правильно,

оригинально.

оценки:

правильно,

оригинально

оценивать одинаковое

задание

День 8.

1

Разминка. Игра

«Третий

лишний» (на

отработку

знаков,

введённых

ранее).

МП: с.93-96

Для чего нужно

уметь

аргументировать,

доказывать своё

суждение, мнение,

точку зрения?

суждение,

мнение,

точка

зрения

- учится

аргументированно

доказывать свою точку

зрения

2

Ситуация

недостаточности

средств.

МП: с.96-98

Как нужно

действовать, если

сам не можешь

выполнить задание?

Обращайся за

помощью, если

попал в трудную

ситуацию

трудная

ситуация

- понимает, когда

нужно обращаться за

помощью

3

Навыки

содержательного

взаимодействия.

МП: с.98-100

Чему я научился в

первые дни в школе?

рефлексия

- умеет отделить своё

знание от незнания,

оценить свои успехи

День 9.

1

Отработка

введённых ранее

знаков.

Чему я научился в

первые дни в школе?

- умеет пользоваться

изученными знаками

13

МП: с.100-104

2

Критерии

оценки

(скорость и

аккуратная

езда), точка

зрения

оценивающего.

МП: с.104-107

Как оценивать

действия друг друга

в трудной ситуации?

Надо оценивать

самое главное и не

придираться к

второстепенному

главное,

второсте-

пенное

- учится справедливо

оценивать свои

действия и действия

других

3

Игра «Конкурс

на лучшую

похвалу».

МП: с.107

Как оценивать

своего

одноклассника

(одноклассницу)?

Разреши товарищам

быть умными и

добрыми, и они

такими станут

толерант-

ность,

доброжела-

тельность,

терпимость

- учится хвалить себя и

других

День 10.

1-3

Праздник

«Посвящение в

ученики»

МП: с.107-112

- умеет пользоваться

своими знаниями и

умениями

ЛИТЕРАТУРА

1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. –

М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.

2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой). - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274).

3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.

4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.

14



В раздел образования