Автор: Конорева Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением отдельных предметов имени И.Н.Зикеева"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 класс
Курс «Введение в школьную жизнь»
(10 учебных дней по 3 ч ежедневно)
Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.
Основная цель курса: обучение детей навыкам учебного сотрудничества
№
урока
Тема урока
Виды деятельности
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты
День 1.
- открывает для себя
партнёров-сверстников,
учится адресоваться к
ним, обращать к
партнёрам свои
высказывания, ждать
их реакции на свои
ответы;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную
задачу;
- оценивать правильность
выполнения действий;
- адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других
людей;
- выбирать действия в соответствии
с поставленной задачей;
- сличать способ действия и его
результат;
- мотивация учебной
деятельности
(социальная, учебно-
познавательная,
внешняя);
- учебно-
познавательный
интерес к новому;
внутренняя позиция
школьника на основе
положительного
отношения к школе;
- принятие образа
«хорошего ученика»;
-уважительное
отношение к иному
1
4.09
Знакомство.
Как нужно
знакомиться?
Знакомство детей,
введение знака «Я»,
образование групп
2
Режим дня
школьника.
Что такое «режим
дня» и почему его
нужно выполнять?
Введение схемы
времени и знака
«Звонок»
- понимает, что такое
«режим дня и почему
его надо выполнять»,
умеет анализировать
происходящее в классе,
группе;
3
Схема класса.
Для чего люди
придумали схемы?
- понимает, что такое
«схема»,
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой
1
Что можно увидеть
на схеме?
Введение схемы
класса
умеет читать схемы
класса;
информации для выполнения
учебных заданий;
- использовать знаково-
символические средства (модели и
схемы);
- строить сообщения в устной
форме;
- строить рассуждения в форме
связи простых суждений об
объекте;
- анализировать изучаемый
предмет, находить границы
применимости того или иного
способа, правила;
- построение рассуждения;
- уметь анализировать,
устанавливать недостаток средств
для решения задачи и
формулировать условия, при
которых она будет решена;
- рефлексия способов и условий
действий;
- сравнение, сериация,
установление аналогий, построение
рассуждения.
мнению;
-этические чувства,
прежде всего
доброжелательность и
эмоционально-
нравственная
отзывчивость;
- начальные навыки
адаптации в динамично
изменяющемся мире;
- самооценка на основе
критериев успешной
деятельности;
- эмпатия как
понимание чувств
других людей и
сопереживание им;
- навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций
День 2.
1
5.09
Приветствие
детьми учителя
и друг друга.
Школьные
правила
вежливости.
Как можно
приветствовать
взрослых и
одноклассников?
Показать разные
формы приветствия
- знает разные формы
приветствия и умеет
приветствовать
учителей и
одноклассников
2
Введение знака
«Хор»,
противопоставле
ние его знаку
«Я».
Почему нужно
внимательно
слушать?
Введение знака
«Хор» и ордена
«Внимание»
- понимает, зачем
нужно внимание и
учится внимательно
слушать
3
Оценка.
Как оценивать свою
работу?
Введение способа
оценки с помощью
«волшебных»
линеечек
- понимает и учится
справедливо оценивать
свою работу
День 3.
Коммуникативные УУД:
а) инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач,
- ставить вопросы,
- обращаться за помощью к
1
6.09
Введение знака
«Мы,
противопоставление
его знакам «Я» и
«Хор».
Когда лучше
работать одному, а
когда – вместе?
Индивидуальные
формы работы и
работа парами;
- понимает, когда
можно одному
выполнять задания, а
когда - вместе
2
введение знака
«Мы»
учителю, одноклассникам, к другим
группам;
- формулировать свои затруднения,
- предлагать помощь и
сотрудничество;
б) взаимодействие:
- формулировать собственное
мнение и позицию,
- задавать вопросы,
- строить понятные для партнёра
высказывания,
- строить монологическое
высказывание,
- вести устный диалог,
в) управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её
достижения,
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих,
- оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь,
- координировать и принимать
различные позиции во
взаимодействии
2
Реакция на
реплику.
Введение знаков
«+» и «-».
Как относиться к
словам других?
Организация
детского
сотрудничества.
Введение знаков
«+» и «-»
- понимает, зачем
нужно уметь слушать
друг друга и
адресоваться друг к
другу, а не к учителю;
3
Самооценка,
критерии,
оценка.
Как можно
оценивать свою
работу?
Умение оценивать
свою работу.
Соотнесение
внешней оценки
(оценка учителя,
товарища) и
самооценки
- знает, как оценивать
свою работу и
соотносить свою
оценку с оценкой
учителя, товарища,
родителей;
День 4.
1
7.09
Отработка
введённых ранее
знаков «+» и «-»,
«Я», «Мы»,
«Хор».
Когда как работать:
одному или с кем-
то?
Умение работать
по-разному: всем
классом, группами,
парами, по одному
- умеет выбирать
формы работы:
«один» - «вместе»
2
Как надо и как
не надо спорить.
Как правильно
спорить?
Умение участвовать
в учебной
дискуссии: выявлять
- знает, когда и как
нужно дискутировать
(спорить)
Правила оценочной безопасности
(по Г. А. Цукерман):
3
суть противоречия и
пытаться найти
конструктивное
решение
-не скупиться на похвалу
(словесная, кивок головой, улыбка
и т.д.);
- хвалить исполнителя, критиковать
только исполнение;
- «на ложку дёгтя – бочку мёда»;
- ставить перед ребёнком только
конкретные цели;
- не ставить перед
первоклассниками сразу более чем
одну задачу;
- формулировка «опять ты НЕ …» -
верный способ выращивания
неудачника»;
- учитель, начни практику
оценочной безопасности с
собственной самооценки…
3
Диагностика и
отработка
разных
критериев
оценки.
Как оценивать свою
работу?
Уметь оценивать
свою работу по
разным критериям
- знает, как оценивать
свою работу по разным
критериям
День 5.
1
8.09
Введение знака
«Вопрос».
Как научиться
задавать вопросы?
Введение знака «?»
- знает, как и когда
надо задавать вопросы
2
Ситуация
недоопределён-
ного правила.
Научить детей
задавать вопросы с
точным
содержанием
- понимает, что значит
«точный вопрос»
3
Оценка. Общая
работа как
сумма
индивидуальных
Как оценить общую
работу?
Умение
договариваться о
критериях оценки,
критерии за точность
и творчество
(выдумка)
- умеет договариваться
о критериях оценки
общей работы и
оценивать её
День 6.
11.09
Содержательная
дискуссия.
Что значит
«определённое
содержание»?
Умение обсуждать
- понимает, что такое
«содержательная
дискуссия»
4
определённое
содержание
2
Групповые
задания с
недоопределён-
ными
правилами.
Что значит со-
действовать?
Различные стороны
сотрудничества:
выработка умения
договариваться не
посредством слов, а
именно действием -
со-действовать
- знает, как надо
договариваться о
сотрудничестве
посредством действия
(со-действовать)
3
Адресованность,
понятность
сообщения.
Понятно ли мы
говорим? Точно ли
мы передаём свои
мысли?
- понимает, что значит
излагать свои мысли
понятно, точно
День 7.
12.09
Адресованность
действия при
групповом
взаимодействии.
Как высказываться,
чтобы всем было
понятно?
- понимает, что значит
«высказываться, чтобы
было понятно всем»
2
«Ловушка».
Что такое
«ловушка»?
Когда надо
пользоваться знаком
«Л»?
- умеет определить
задание с «ловушкой»
3
Развитие линии
оценки:
противопостав-
ление
правильности и
оригинальности.
Как можно по-
разному оценивать
одинаковое задание?
Разнообразие
критериев оценки:
правильно,
- знает, как по-разному
оценивать одинаковое
задание
5
оригинально.
День 8.
1
13.09
Разминка. Игра
«Третий
лишний» (на
отработку
знаков,
введённых
ранее).
Для чего нужно
уметь
аргументировать,
доказывать своё
суждение, мнение,
точку зрения?
- учится
аргументированно
доказывать свою точку
зрения
2
Ситуация
недостаточности
средств.
Как нужно
действовать, если
сам не можешь
выполнить задание?
Обращайся за
помощью, если
попал в трудную
ситуацию
- понимает, когда
нужно обращаться за
помощью
3
Навыки
содержательного
взаимодействия.
Чему я научился в
первые дни в школе?
- умеет отделить своё
знание от незнания,
оценить свои успехи
День 9.
1
14 .09
Отработка
введённых ранее
знаков.
Чему я научился в
первые дни в школе?
- умеет пользоваться
изученными знаками
2
Критерии
оценки
(скорость и
аккуратная езда),
Как оценивать
действия друг друга
в трудной ситуации?
Надо оценивать
- учится справедливо
оценивать свои
действия и действия
других
6
точка зрения
оценивающего.
самое главное и не
придираться к
второстепенному
3
Игра «Конкурс
на лучшую
похвалу».
Как оценивать
своего
одноклассника
(одноклассницу)?
Разреши товарищам
быть умными и
добрыми, и они
такими станут
- учится хвалить себя и
других
День 10.
1-3
15.09
Праздник
«Посвящение в
ученики»
- умеет пользоваться
своими знаниями и
умениями
ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. –
М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.
2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой). - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274).
3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.
4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.
7
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 класс
Курс «Введение в школьную жизнь»
(10 учебных дней по 3 ч ежедневно)
Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.
Основная цель курса: обучение детей навыкам учебного сотрудничества
№
урока
Тема урока
Решаемые
проблемы
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Дата
Понятия
Результаты
курса занятий
УУД
Личностные результаты
День 1.
- открывает для себя
партнёров-сверстников,
учится адресоваться к
ним, обращать к
партнёрам свои
высказывания, ждать
их реакции на свои
ответы;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную
задачу;
- оценивать правильность
выполнения действий;
- адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других
людей;
- выбирать действия в соответствии
с поставленной задачей;
- сличать способ действия и его
результат;
- мотивация учебной
деятельности
(социальная, учебно-
познавательная,
внешняя);
- учебно-
познавательный
интерес к новому;
внутренняя позиция
школьника на основе
положительного
отношения к школе;
- принятие образа
«хорошего ученика»;
-уважительное
1
Знакомство.
МП: с.31-35
Как нужно
знакомиться?
Знакомство детей,
введение знака «Я»,
образование групп
знак «Я»
2
Режим дня
школьника.
МП: с.36-38
Что такое «режим
дня» и почему его
нужно выполнять?
Введение схемы
времени и знака
«Звонок»
режим дня,
схема
времени,
знак
«Звонок»
- понимает, что такое
«режим дня и почему
его надо выполнять»,
умеет анализировать
происходящее в классе,
группе;
3
Схема класса.
Для чего люди
схема
- понимает, что такое
Познавательные УУД:
8
МП: с.38-42
придумали схемы?
Что можно увидеть
на схеме?
Введение схемы
класса
класса
«схема»,
умеет читать схемы
класса;
- осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий;
- использовать знаково-
символические средства (модели и
схемы);
- строить сообщения в устной
форме;
- строить рассуждения в форме
связи простых суждений об
объекте;
- анализировать изучаемый
предмет, находить границы
применимости того или иного
способа, правила;
- построение рассуждения;
- уметь анализировать,
устанавливать недостаток средств
для решения задачи и
формулировать условия, при
которых она будет решена;
- рефлексия способов и условий
действий;
- сравнение, сериация,
установление аналогий, построение
рассуждения.
отношение к иному
мнению;
-этические чувства,
прежде всего
доброжелательность и
эмоционально-
нравственная
отзывчивость;
- начальные навыки
адаптации в динамично
изменяющемся мире;
- самооценка на основе
критериев успешной
деятельности;
- эмпатия как
понимание чувств
других людей и
сопереживание им;
- навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций
День 2.
1
Приветствие
детьми учителя
и друг друга.
Школьные
правила
вежливости.
МП: с.42-45
Как можно
приветствовать
взрослых и
одноклассников?
Показать разные
формы приветствия
приветствие
- знает разные формы
приветствия и умеет
приветствовать
учителей и
одноклассников
2
Введение знака
«Хор»,
противопоставле
ние его знаку
«Я».
МП: с.45-47
Почему нужно
внимательно
слушать?
Введение знака
«Хор» и ордена
«Внимание»
внимание,
вниматель-
ность,
знак «Хор»
- понимает, зачем
нужно внимание и
учится внимательно
слушать
3
Оценка.
МП: с.48-51
Как оценивать свою
работу?
Введение способа
оценки с помощью
«волшебных»
линеечек
критерии
оценки
красиво-
некрасиво,
правильно-
неправильно
- понимает и учится
справедливо оценивать
свою работу
День 3.
Коммуникативные УУД:
а) инициативное сотрудничество:
- проявлять активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач,
- ставить вопросы,
1
Введение знака
«Мы,
противопоставление
его знакам «Я» и
«Хор».
Когда лучше
работать одному, а
когда – вместе?
Индивидуальные
формы работы и
один,
в паре,
в группе
с классом,
знак «Мы»
- понимает, когда
можно одному
выполнять задания, а
когда - вместе
9
МП: с.52-55
работа парами;
введение знака
«Мы»
- обращаться за помощью к
учителю, одноклассникам, к другим
группам;
- формулировать свои затруднения,
- предлагать помощь и
сотрудничество;
б) взаимодействие:
- формулировать собственное
мнение и позицию,
- задавать вопросы,
- строить понятные для партнёра
высказывания,
- строить монологическое
высказывание,
- вести устный диалог,
- слушать собеседника;
в) управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её
достижения,
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих,
- оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь,
- координировать и принимать
различные позиции во
взаимодействии
2
Реакция на
реплику.
Введение знаков
«+» и «-».
МП: с.55-58
Как относиться к
словам других?
Организация
детского
сотрудничества.
Введение знаков
«+» и «-»
сотрудни-
чество,
знаки «+» и
«-»
- понимает, зачем
нужно уметь слушать
друг друга и
адресоваться друг к
другу, а не к учителю;
3
Самооценка,
критерии,
оценка.
МП: с.58-61
Как можно
оценивать свою
работу?
Умение оценивать
свою работу.
Соотнесение
внешней оценки
(оценка учителя,
товарища) и
самооценки
критерий,
оценка,
оценивание
по
критериям:
лёгко-
трудно,
интересно-
неинтересно
и т.д. в
зависимост
и от
предложени
й
детей
- знает, как оценивать
свою работу и
соотносить свою
оценку с оценкой
учителя, товарища,
родителей;
День 4.
1
Отработка
введённых ранее
знаков «+» и «-»,
«Я», «Мы»,
«Хор».
МП: с.62-64
Когда как работать:
одному или с кем-
то?
Умение работать
по-разному: всем
классом, группами,
парами, по одному
- умеет выбирать
формы работы:
«один» - «вместе»
2
Как надо и как
Как правильно
спор,
- знает, когда и как
10
не надо спорить.
МП: с.64-68
спорить?
Умение участвовать
в учебной
дискуссии: выявлять
суть противоречия и
пытаться найти
конструктивное
решение
дискуссия,
учебная
дискуссия
нужно дискутировать
(спорить)
Правила оценочной безопасности
(по Г. А. Цукерман):
-не скупиться на похвалу
(словесная, кивок головой, улыбка
и т.д.);
- хвалить исполнителя, критиковать
только исполнение;
- «на ложку дёгтя – бочку мёда»;
- ставить перед ребёнком только
конкретные цели;
- не ставить перед
первоклассниками сразу более чем
одну задачу;
- формулировка «опять ты НЕ …» -
верный способ выращивания
неудачника»;
- учитель, начни практику
оценочной безопасности с
собственной самооценки…
3
Диагностика и
отработка
разных
критериев
оценки.
МП: с.69-70
Как оценивать свою
работу?
Уметь оценивать
свою работу по
разным критериям
оценка,
разные
критерии
- знает, как оценивать
свою работу по разным
критериям
День 5.
1
Введение знака
«Вопрос».
МП: с.70-72
Как научиться
задавать вопросы?
Введение знака «?»
вопрос,
знак «?»
- знает, как и когда
надо задавать вопросы
2
Ситуация
недоопределён-
ного правила.
МП: с.73-75
Научить детей
задавать вопросы с
точным
содержанием
точное
содержание
вопроса
- понимает, что значит
«точный вопрос»
3
Оценка. Общая
работа как
сумма
индивидуальных
МП: с.75-77
Как оценить общую
работу?
Умение
договариваться о
критериях оценки,
критерии за
точность и
творчество
(выдумка)
точность,
творчество,
выдумка
- умеет договариваться
о критериях оценки
общей работы и
оценивать её
11
День 6.
1
Содержательная
дискуссия.
МП: с.77-80
Что значит
«определённое
содержание»?
Умение обсуждать
определённое
содержание
содержание
- понимает, что такое
«содержательная
дискуссия»
2
Групповые
задания с
недоопределён-
ными
правилами.
МП: с.80-83
Что значит со-
действовать?
Различные стороны
сотрудничества:
выработка умения
договариваться не
посредством слов, а
именно действием -
со-действовать
содействие
- знает, как надо
договариваться о
сотрудничестве
посредством действия
(со-действовать)
3
Адресованность,
понятность
сообщения.
МП: с.83-85
Понятно ли мы
говорим? Точно ли
мы передаём свои
мысли?
понятно,
точно
- понимает, что значит
излагать свои мысли
понятно, точно
День 7.
1
Адресованность
действия при
групповом
взаимодействии.
МП: с.85-88
Как высказываться,
чтобы всем было
понятно?
- понимает, что значит
«высказываться, чтобы
было понятно всем»
2
«Ловушка».
МП: с.88-91
Что такое
«ловушка»?
Когда надо
пользоваться знаком
«Л»?
«ловушка,
знак «Л»
- умеет определить
задание с «ловушкой»
3
Развитие линии
Как можно по-
критерии
- знает, как по-разному
12
оценки:
противопостав-
ление
правильности и
оригинальности.
МП: с.91-93
разному оценивать
одинаковое задание?
Разнообразие
критериев оценки:
правильно,
оригинально.
оценки:
правильно,
оригинально
оценивать одинаковое
задание
День 8.
1
Разминка. Игра
«Третий
лишний» (на
отработку
знаков,
введённых
ранее).
МП: с.93-96
Для чего нужно
уметь
аргументировать,
доказывать своё
суждение, мнение,
точку зрения?
суждение,
мнение,
точка
зрения
- учится
аргументированно
доказывать свою точку
зрения
2
Ситуация
недостаточности
средств.
МП: с.96-98
Как нужно
действовать, если
сам не можешь
выполнить задание?
Обращайся за
помощью, если
попал в трудную
ситуацию
трудная
ситуация
- понимает, когда
нужно обращаться за
помощью
3
Навыки
содержательного
взаимодействия.
МП: с.98-100
Чему я научился в
первые дни в школе?
рефлексия
- умеет отделить своё
знание от незнания,
оценить свои успехи
День 9.
1
Отработка
введённых ранее
знаков.
Чему я научился в
первые дни в школе?
- умеет пользоваться
изученными знаками
13
МП: с.100-104
2
Критерии
оценки
(скорость и
аккуратная
езда), точка
зрения
оценивающего.
МП: с.104-107
Как оценивать
действия друг друга
в трудной ситуации?
Надо оценивать
самое главное и не
придираться к
второстепенному
главное,
второсте-
пенное
- учится справедливо
оценивать свои
действия и действия
других
3
Игра «Конкурс
на лучшую
похвалу».
МП: с.107
Как оценивать
своего
одноклассника
(одноклассницу)?
Разреши товарищам
быть умными и
добрыми, и они
такими станут
толерант-
ность,
доброжела-
тельность,
терпимость
- учится хвалить себя и
других
День 10.
1-3
Праздник
«Посвящение в
ученики»
МП: с.107-112
- умеет пользоваться
своими знаниями и
умениями
ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. –
М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012.
2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой). - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274).
3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г.
4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г.
14