Автор: Тептина Марина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 43 (корпус 2)
Населённый пункт: Удмуртская Республика , г.Сарапул
Наименование материала: технологическая карта кейса
Тема: Кейс "Учитель"
Раздел: дошкольное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕШЕНИЯ КЕЙСА «УЧИТЕЛЬ»
Авторы:
Воспитатели МБДОУ д/с №43
Тептина М.В.
Цель: создать условия для расширения знаний у детей старшего дошкольного возраста с профессией учитель
Задачи:
1. Расширять знания детей о профессии учитель, о необходимости и ее общественной значимости
2. Активизировать и обогащать словарь детей по теме «Школа, учитель, ученик»
3. Воспитывать доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам
ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ
КЕЙСА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ
Подготовительный
этап
Показывает иллюстрацию «Учитель в классе»
Задает наводящие вопросы:
1. Что изображено на иллюстрации? (учитель с учениками)
2. Где происходят эти действия? (в школе, в классе)
3.Что делают дети? (сидят за партами)
4. Как называют этих детей? (учениками)
5. Как называют взрослого изображенного на иллюстрации?
(учитель)
6.Во что одеты ученики? (школьная форма)
7. Во что одет учитель?
8. Для чего нужен учитель?
9. Какими качествами должен обладать учитель?
10. Каким бы вы хотели видеть своего учителя?
Знакомятся с ситуацией
Мотивационный этап
Вводит в проблемную ситуацию:
Как вы думаете, что произошло бы, если бы не было учителя?
Исходя из ответов детей, задает дополнительные
вопросы, мотивируя их на более глубокое раскрытие профессии
–учитель.
Анализируют ситуацию
Выдвигают версии и
выбирают более значимые
Мозговой штурм с
выбором решения
Координирует поисковую деятельность детей в ходе
решения кейса
Предлагает для обсуждения темы: «Что такое школа, кто
работает в школе, чем отличается учитель от библиотекаря» и т.д
(использует кейс-беседы: «Профессия учитель», «Кто работает в
школе?», «Что такое школа», «Учитель. Библиотекарь»,
«Учителя бывают разные»)-Приложение №1
Для решения кейса предлагает фото и видео- кейсы:
(Фото-кейсы: Иллюстрации на тему «Школа. Учитель»,
Фотографии мам детей, работающих в школе
Видео-кейсы: Обзорная экскурсия по школе, Интервью детей
«Какими качествами должен обладать учитель?», «Каким бы вы
хотели видеть своего учителя?»)-Приложение №2
Читает одно из художественных произведений Кейса
«Литературные произведения», например, Каменский Л. «Для
чего ходят в школу» и активизирует детей на высказывания с
помощью ключевых вопросов
(Кейс «Литературные произведения»:
1. А. Барто «В школу»
2.Берестов В. «У меня в портфеле»
3. Драгунский К. «Когда я была маленькой»
4. Зощенко М. «Не надо врать»
5. Каменский Л. «Для чего ходят в школу»
6.Токмакова И. «Скоро в школу»
7. Толстой Н.Н. «Филиппок»)-Приложение №3
Предлагает отгадать загадки и обсудить значение
пословиц и поговорок
(Кейс-загадки и поговорки:
1. Презентация «Загадки-школьные принадлежности»
2. Картотека «Интересные загадки про школу», «Пословицы и
поговорки») -Предложение №4
Включаются в
обсуждение, решают
задания кейса
Рассматривают
иллюстрации и фотографии,
рассуждают
Знакомятся со школой,
после просмотра интервью
рассуждают и выдвигают
свои версии
Слушают
произведение, включаются
в обсуждение, высказывают
свое мнение, выдвигают
версии
Отгадывают загадки,
включаются в обсуждение
значения пословиц и
поговорок
Предлагает посмотреть один из мультфильмов кейса
«Мультфильмы» и активизирует детей на высказывания с
помощью ключевых вопросов
(Кейс-мультфильмы:
1.Обучающий мультфильм «Замечательные профессии»
2. «Первый урок»
3. «В стране невыученных уроков»
4. «На задней парте»
5. «Опять двойка»
6. «Федя Зайцев»
7. «Наш друг Пиши-читай»
8. «Вовка в тридевятом царстве»)-Приложение №5
Организует игровую деятельность с помощью кейса-
Игры
(Кейс-игры: Лабиринты, Кроссворды, Д/И «Найди тень»
Д/И «Разрезные картинки», Д/И «Подбери предмет учителю»
Д/И «Найди школу», Д/И «Найди в портфеле школьные
предметы», Д/И «Логические пары», Д/И «Собери портфель»,
Словесная игра «Подумай как назвать того, кто….»
Словесная игра «Закончи предложение», Словесная игра
«Урок-перемена», Словесная игра «Тихо- громко», Словесная
игра «Я хочу в школу, потому что…»)-Приложение №6
Примечание: педагог выбирает содержание заданий, исходя из
выдвинутых детских гипотез и версий.
Смотрят мультфильм,
включаются в обсуждение,
высказывают свое мнение,
выдвигают версии
Переносят полученные
знания в игровую
деятельность
Оценочно-
рефлексивный этап
Предлагает подвести итоги и принять участие в викторине
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Поддерживает эмоциональный опыт детей и помогает
резюмировать решение кейса
Участвуют в викторине,
применяют полученные
знания
Выдвигают
версии,
предлагают
возможные
решения
и
выбирают
лучшее из них
Приложение №1
Кейс-бесед
Беседа «Профессия учитель»
Словарная работа: учитель, урок, перемена, школа, класс, знания, талант, щедрый.
Названия действий: учит, рассказывает, объясняет, пишет, оценивает, проверяет,
задает, слушает, показывает.
Загадка
Кто в школе детей приучает к порядку
И проверяет ребячьи тетрадки,
Научит читать и писать, и считать,
Делить, умножать и задачи решать?
(Учитель)
Учитель – это человек, который работает в школе и учит детей. Профессия
учителя очень важная и нужная.
Учитель нужен, чтобы давать ребятам знания, которые пригодятся им всю жизнь.
Он учит читать, считать, писать, учит трудиться и любить труд, дружить и помогать друг
другу.
В школе учитель работает в классе. Это большая комната, где стоят парты, за
которыми сидят ученики, и стол для учителя. На стене перед учениками висит доска.
Учитель пользуется доской, когда объясняет материал. Он пишет на доске мелом,
вешает туда таблицы и картины, которые помогают ученикам учиться. Время, в течение
которого учитель занимается с детьми, называется уроком. Между уроками ученики
отдыхают – это перемена. После уроков ученики идут домой, отдыхают от учебы в
школе, а потом выполняют домашние задания, которые задал учитель.
Про учителя
Назовет учитель нам
Буквы все по именам.
Объяснит задач решенье,
Вычитанье и сложенье.
Он расскажет о морях,
О лесах, цветах, зверях…
На вопрос найдет ответ
И полезный даст совет.
Чтобы стать учителем, нужно много учиться самому: ведь учитель должен
передать ученикам свои знания, сделать свои уроки интересными, а объяснения
понятными.
Учитель должен любить и понимать своих учеников, а ученики должны его
слушаться, должны уважать труд учителя. Настоящий учитель обладает щедрой и
доброй душой, умением отдавать свои знания, силы, время, талант.
Названия качеств личности: умный, добрый, справедливый, строгий, ласковый,
образованный, терпеливый, понимающий, грамотный, настойчивый, ответственный.
Учитель
Он учит решать нас любые задачи.
Терпенье и знанья его велики.
Хороший учитель – большая удача,
Всю жизнь его помнят ученики.
Шахтер и шофер, шахматист и штангист –
Все в школе когда-то учились,
И в классы бежали вприпрыжку они,
И также контрольных страшились.
Но школьные дни все быстрее бегут,
И в прошлом учеба осталась…
А в школу их дети сегодня идут –
И все повторится сначала.
Пословица
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает – тот собирает.
Беседа «Кто работает в школе?»
Цель: расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей.
Задачи:
формировать представления о сотрудниках школы (учитель, воспитатель, медсестра,
повар, водитель), о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
развивать познавательный интерес детей к труду взрослых,
развивать логическое мышление,
способствовать развитию воображения зрительного внимания, памяти.
Ход занятия:
Педагог: Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
Сразу всех не называю,
Про них узнать предлагаю.
В нашей школе тоже работают люди разных профессий. Они стараются сделать так,
чтобы вам было здесь хорошо, весело, безопасно, комфортно.
И сегодня о некоторых профессиях мы с вами поговорим.
А что же такое профессия? Кто знает?
Профессия – это специальность человека. Это то, чем человек занимается, это его
работа. А кто мне ответит, если мы говорим о школе, какие основные профессии в
школе?
А ну-ка послушайте загадки:
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель:
Проведет урок … (учитель)
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Наш любимый… (воспитатель)
Педагог: Это, очень творческие, интересные и увлекательные профессии. Учитель и
воспитатель должен очень многое уметь и знать, чтобы вы росли веселыми, умными,
добрыми детьми. А кто знает, как зовут учителя нашего класса? Воспитателя?
Давайте поиграем.
Игра: «Лото по профессиям»
Итог:
Много разных профессий на земле, каждая профессия по-своему нужна и важна. Но
не важно, какая у людей профессия. Главное чтобы люди выполняли её
добросовестно, качественно, были добрыми, честными, трудолюбивыми и любили то
дело, которым они занимаются. Ведь недаром говорят: «Не место красит человека, а
человек место». На этом наше занятие закончено.
Беседа
"Что такое школа"
Цель: познакомить детей со школой, с профессией учителя; развивать
познавательную активность, интерес детей к новой социальной позиции – школьник,
развивать речь, внимание, наблюдательность.
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки, только давайте для начала введем правило
для занятия «Хочешь говорить - подними руку».
1.Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (школа)
2.У него в руках указка, мел.
Все, что в мире интересно, на уроке рассказать сумел.
Он расскажет тайны природы,
Про особенности погоды.
А еще разъяснит, как примеры решать,
Научит вас грамотно читать и писать.( Учитель)
Воспитатель: Правильно! Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о школе и о
самой древней профессии на Земле, она возникла давно, тогда, когда появился на
Земле человек.
Быстро пролетит время, вы подрастете, весной в детском саду у вас будет
«Выпускной бал». А первого сентября свои двери для вас откроет школа. Ребята, кто
из вас знает, что такое школа?
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Найди школу».
Детям предлагаются слайд с видом общественных зданий, можно включить
сказочные постройки (терем, избушку).
Когда вы приходите в д/с, вас встречает воспитатель, а в школе вас будет
встречать учитель. Для чего нужен учитель? (ответы детей)
Воспитатель: Каждый человек умеет читать и писать, считать и решать примеры,
знает, как устроена наша планета, и многое другое. Все эти важные знания мы
получаем в школе. Но это было бы невозможно, если бы не было профессии учителя.
В каждой школе работает много разных учителей – одни учат самых маленьких
учеников читать и писать, другие помогают узнать много интересного и полезного об
истории стран и городов, о природе, о животных, о космосе и о многом другом.
А как по-вашему - какими качествами должен обладать учитель? Каким бы вы
хотели видеть своего учитель? (Ответы детей)
Воспитатель: А как называются занятия в школе? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. В школе, когда урок заканчивается, звенит звонок. Как вы
думаете, для чего нужен звонок? (ответы детей)
Да, звонок дает сигнал, что урок закончен и наступает перемена. Кто из вас знает,
что такое перемена и для чего она нужна? (ответы детей)
Воспитатель: Во время перемены ученики готовятся к следующему уроку. На
перемене дети ходят в столовую, чтобы перекусить. На перемене в школе ребята
общаются и отдыхают. Вот и мы с вами отдохнем.
Физминутка Буратино
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
Воспитатель: После перемены опять звенит звонок. Для чего? Конечно, звонок
подает сигнал к началу урока.
Воспитатель
:
Ребята, вы скоро пойдете в школу, где учителя научат вас писать
слова, читать, решать задачи и примеры. Профессия учителя непростая, потому
что учитель должен много знать и уметь, поделиться своими знаниями с учениками.
Учитель много читает, постоянно учится сам, узнает что-то новое и рассказывает это
на уроках, что бы детям было интересно. А еще учителю нужно рано вставать утром,
потому что уроки в школе начинаются рано. Учителю нужно прийти в школу еще до
того, как туда начнут приходить дети, т.к нужно подготовить необходимый материал
для уроков и потом встречать ребят. Вечером учителю приходится работать дома –
проверять тетради и готовиться к урокам, как ученики. Профессия учителя – это
трудная, но интересная работа. Ребята, в школе много разных учителей - есть учителя
географии, физкультуры, физики, музыки, математики, русского языка и литературы,
есть учителя начальных классов.
Учитель - капитан на школьном корабле: он учит школьников красиво и грамотно
писать, читать, решать трудные задачи и примеры, дружить, быть внимательными,
трудолюбивыми, умными, воспитанными; передает все свои знания детям.
И в заключении я хочу прочитать вам стихотворение И. Токмаковой «Мы кому букет
подарим?»:
Кто всегда тебе поможет
Словом ласковым поддержит,
Что не понял – растолкует,
За успех тебя похвалит.
Кто не любит ссор и шума?
Кто вранья не переносит?
Кто сердито хмурит брови?
Коль не выучишь урока?
Кто с улыбкою поставит
Долгожданную пятерку?
Викторин
а «Все профессии нужны, все профессии важны»
ИГРА-ВИКТОРИНА
«Все профессии нужны - все профессии важны».
Цель: Расширять знания детей о профессиях взрослых;
Формировать представление детей о значимости труда взрослых;
Формировать представления о роли предметов в трудовой деятельности человека;
Активизировать в речи слова, понятия, обобщения, связанные с темой; закреплять
умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых, стремление
помогать им.
Ход:
В.: Человек придумал множество разных и интересных профессий.
Прекрасных профессий
На свете не счесть,
И каждой профессии-
Слава и честь!
Сегодня я предлагаю вам отправиться в интересный и увлекательный мир людей
различных профессий.
Для начала мы с вами разделимся на две команды – команду детей и придумаем
названия для своей команды, конечно же, связанные с темой "Профессии".
Каждой команде будут предложены разнообразные задания, за правильное
выполнение которых команда получает жетон.
И так, вы готовы?
1 задание «Угадай профессию» – каждой команде нужно по очереди отгадать загадку
и выбрать предмет из предложенных, необходимый для данной профессии.
1. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок. (учитель)
В. : 2 задание «Собери пазл»
Командам предлагается по 2 конверта с разрезными картинками профессий.
Нужно собрать картинку и угадать профессию по картинке.
В. : 3 задание «Что для кого»
Я называю вам профессию, а вы быстро должны назвать, что для человека этой
профессии нужно.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару - кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю - автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Художнику - кисти, мольберт, глина, краски.
Продавцу - весы, товар, фартук, касса, деньги…
Врачу - халат, шапочка, медицинская карта, ручка…
Пожарному - каска, шланг, вода, огнетушитель.
Швее - ножницы, ткань, швейная машина, иголка.
Воспитателю - группа, прогулка, игра, книга.
Плотнику - топор, пила, гвозди, доска, рубанок.
Строителю - кирпичи, цемент, дверь, рама.
Парикмахеру - ножницы, фен, зеркало, расческа, заколки.
В. : А сейчас, следующее задание «Назови профессию» (на заданную букву)
На столе разложены буквы алфавита
Каждый участник команды подходит к столу, выбирает букву и называет на нее
профессию.
Б - библиотекарь, бухгалтер,
В - ветеринар, водитель, врач,.
Л - лётчик, лектор
У - учитель, укладчик, укротитель
Ш - швея, шофер
В. : 5 задание «На приеме у… .» (врача и парикмахера)
Вам необходимо выбрать спец. одежду и необходимые атрибуты из предложенных
предметов, для работы. (Одной команде – врача, другой команде – парикмахера)
В. : 6 задание «Кто я? » и «Кем я буду! »
Команды по очереди описывают свою профессию, не называя ее, а дети угадывают.
Команда детей описывают профессию - кем они хотят работать, когда вырастут, а
другая команда угадывают.
В. : Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя.
Решай мой друг, кем быть тебе,
Ведь, каждая из них важна.
Ну вот, наша игра подошла к концу, и мы можем подвести итог.
Сегодня мы много интересного узнали о различных профессиях. И я рада, что
победила дружба.
Профессии бывают разные,
Но все они такие важные.
Повар, плотник и шофер,
Педагог, маляр, монтер.
Все профессии важны
Все профессии нужны.
Беседа
«Учитель. Библиотекарь»
Тема «Учитель. Библиотекарь»
Задачи:
1.Продолжать знакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать
общественную значимость труда школьного учителя. Познакомить с личностными и
деловыми качествами учителя (добрый, справедливый, внимательный, много знает).
Уточнить представление о библиотеке, о правилах, которые существуют для
читателей.
2.Развитие связной речи, активизация словаря.
3.Воспитывать чувство признательности, уважение к труду, воспитывать интерес к
школе.
4. С помощью песни уметь понимать полезность обучения в школе. Развитие
эстетического восприятия. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Материал и оборудование: Слайд- картинки с изображением профессиональных
действий учителя. Карта «Школьная страна». Фото местной школы. Мяч большой.
Портфель со школьными принадлежностями- загадки о данных предметах.
Мнемотаблица- плакат «Правила поведения в библиотеке».
Музыкальное сопровождение: песня «Учат в школе». Медиаоборудование,
ноутбук, телевизор, указка.
Ход урока: Звучит песня В. Шаинского «Учат в школе».
Вводная часть. Ребята, обратите внимание на экран. Это карта под
названием «Школьная страна» и я приглашаю вас в первое путешествие по этой
стране. В этой стране много городов, которые вам предстоит посетить с Учителем.
Посещая такие города, как Математика, Русский язык, Чтение вы получите ещё
больше знаний, умений и совершите новые открытия. Нам необходимо выполнить
несколько заданий, чтобы попасть в нашу родную школу. Вы готовы? Начинаем.
1 часть. Скажите, как называют детей, которые ходят в школу? (школьники,
ученики)
А взрослого, который учит детей? (Учитель). Учитель- как капитан на школьном
корабле: он учит красиво и грамотно писать, читать, решать трудные задачи и
примеры, дружить, быть внимательным, трудолюбивым, умным и воспитанным.
Скажите, какой бывает учитель? (серьезный, справедливый, внимательный,
добрый)
Учитель говорит, что ему необходимо много знать и уметь. А давайте, сейчас
расскажем по картинкам, что умеет делать учитель. (составление предложения по
предложенной картинке: учит писать буквы, цифры, решать примеры и задачи,
читать книгу, рисовать, танцевать, петь, заниматься спортом). В школе
есть учителя разных учебных предметов: по биологии, географии, физики, химии,
литературы.
2 часть. А теперь попробуем с вами объяснить смысл
поговорки «Грамоте учиться – всегда пригодиться».
Упражнение «Закончи предложение» словами - Я учусь…
1. Чтобы все знать… я учусь!
2. Мне нравится процесс учения, поэтому… я учусь!
3. Чтобы получать хорошие оценки… я учусь!
4. Чтобы научиться самому решать задачи, … я учусь!
5. Чтобы быть полезным людям… я учусь!
6. Чтобы учитель был доволен моими успехами… я учусь!
7. Чтобы своими успехами радовать родителей,. я учусь!
8. Чтобы за мои успехи меня уважали товарищи… я учусь!
3 часть. Физминутка «Наоборот» (с мячом)
И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «наоборот».
Скажу я слово «высоко, а ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь …. (пол).
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты … (нашёл).
Кажу тебе я слово «трус», ответишь ты …. (храбрец).
Теперь «начало» я скажу, ну отвечай… (конец).
4 часть. Теперь новое задание: подобрать родственные слова к
слову «УЧИТЕЛЬ» (ученик, учебник, учительница, ученый, ученица, учащийся).
5 часть. Вот мы и прибыли в нашу школу, которая 1 сентября откроет для вас свои
двери знаний и открытий.
Предлагаю вам отгадать загадки о предметах, которые вам понадобятся. Слушайте
внимательно и отгадывайте правильно.
• В снежном поле по дороге мчится конь мой одноногий
И на много- много лет оставляет черный след. (ручка, карандаш)
• Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
• Разноцветные страницы Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой Носит воду бородой. (Краски и кисть)
• Я предмет для школы важный. Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом, Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей. Я — липучий, вязкий… (Клей)
• Возле речки, На лугу, Взяли радугу-дугу.
Разогнули, Распрямили И в коробку положили. (Цветные карандаши)
• Я сама прямая. Рисовать вам помогаю.
Что-нибудь ты без меня Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, ребята, Кто же я? — (Линейка)
• Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин — У меня есть… (Пластилин)
• Будем весь урок писать, Пригодится нам… (Тетрадь)
• До чего же скучно, братцы, На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног, Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец. Да нельзя, я – школьный … (Ранец)
Загадки отгадали, а теперь научимся складывать школьные принадлежности в наш
школьный ранец. Вот и собран наш портфель.
6 часть. Самомассаж рук и пальцев в упражнении с граненым
карандашом «Эстафета» «Горка», «Скольжение». На каждом столе в стаканчиках
стоят карандаши и с помощью их дети выполняют упражнения.
7 часть. Ребята, в каждой школе есть хранилище книг, как оно называется?.
Правильно- библиотека. Это Аптека для книг- книги для знаний, для
души. Библиотеки у нас бывают разные : семейные (мы с вами посещали
данную библиотеку, а также детская и школьная.
Скажите, кто работает в библиотеке? (Библиотекарь)
Давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.
1. Нельзя кричат, шуметь, бегать.
2. Всегда говорить «здравствуйте», «спасибо».
3. Книгу брать чистыми руками.
4. Нельзя рвать и загибать страницы, рисовать в книге.
5. Пользоваться закладкой.
6. Если порвалась, необходимо «подлечить книгу».
8 часть. Игра «Можно и нельзя» (Можно- «да», хлопаем в ладоши. Нельзя- «нет»)
Книга – самый лучший друг, это знают все вокруг! (Да)
Книгу можно прочитать, руками грязными листать. (нет)
Если нравится картинка- рви ее из серединки. (нет)
Книгу бережно держи, в нее закладку положи. (да)
С горки прокатись на книжке, предложи проехать Мишке. (нет)
Ручку в руку ты возьми, на страницах попиши. (нет)
Книгу в воду не бросай, береги и уважай. (Да)
9 часть. Молодцы! А сейчас предлагаю с помощью мнемотаблицы рассказать, как
правильно вести себя в библиотеке. Что можно и нельзя. Дети (2-3 ребенка) выходят
и работают с таблицей. Верхнюю таблицу мы обозначим значком «Можно», а
нижнюю таблицу значком «нельзя. Запомните дети эти правила и пользуйтесь всегда.
Итог урока.
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Мы кому букет подарим?»
Кто всегда тебе поможет, словом ласковым поддержит,
Что не понял растолкует, за успех тебя похвалит?
Кто не любит ссор и шума? Кто вранья не переносит?
Кто сердито хмурит брови, коль не выучишь уроки?
Кто с улыбкою поставит долгожданную пятерку?
Беседа «Учителя бывают разные»
Учитель – очень важная профессия. В жизни каждого человека есть первый учитель.
Он не только учит читать, писать, считать, но и является другом, наставником,
старшим товарищем. Даже те, кто давно окончил школу, помнят своих учителей, ведь
с ними рядом провели много лет своей жизни.
Учителя были еще в древности, когда старшие обучали всему что умеют младших.
Тогда не было школ, и все знания передавались из поколения в поколение в
домашних условиях.
Работа преподавателя – большой труд. Очень востребованная и не совсем
высокооплачиваемая. Для такой работы необходимо обладать терпением, чтобы
успокаивать целый класс и не повышать голос. Наблюдательность, настойчивость,
самообладание являются верными помощниками в профессии. Учитель должен уметь
заинтересовать детей в любой ситуации, быстро переключаться на различные темы.
Речь преподавателя выразительная, эмоциональная, убедительная. Это необходимо
для заинтересованности учеников в теме. Любую тему можно рассказать так, что все
запомнят.
Учителя бывают разные. В начальных классах один человек ведет почти все
предметы. Для этого необходимо знать и русский язык, и чтение, и математику, и
географию. В старших классах разные предметы ведут разные учителя: химию –
учитель химии, математику – учитель математики, на каждый урок разный
преподаватель.
Учителя работают не только в школе, но и в техникумах, институтах. Там они учат
разным специальностям.
Чтобы стать учителем нужно окончить педагогический университет или институт.
В ВУЗах обучают не только предметам, но и общению с детьми, как находить подход
к каждому. Преподаватели очень умные и находчивые люди, ведь для того чтобы
учить других нужно в совершенстве знать свой предмет.
Для того чтобы стать хорошим учителем нужно любить свою работу и учеников, и
тогда дети будут любить и уважать своего преподавателя.
Приложение №2
Фото и видео- кейсы
Иллюстрации: (Школа, учитель, класс, библиотека, спортзал, буккроссинг,
столовая, актовый зал, мастерская)
Фотографии мам детей, работающих в школе
Видео «Обзорная экскурсия по школе»
Интервью детей «Какими качествами должен обладать учитель?», «Каким бы вы
хотели видеть своего учителя?»
Приложение №3
Кейса «Литературные произведения»
Толстой Н.Н. «Филиппок»
Был мальчик, звали его Филипп.
Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и тоже собрался идти. Но мать сказала ему:
— Куда ты, Филипок, собрался?
— В школу.
— Ты ещё мал, не ходи.
И мать оставила его дома.
Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его
знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака
Волчок. Филипок бросился бежать, собака тоже за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.
Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?»
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, учитель в красном шарфе ходил посередине.
Филипок рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.
Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой
пришёл в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уже и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи своё имя.
Филипок сказал:
— Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
— Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.
Берестов В «У меня в портфеле»
Портфель
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
Пенал
Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.
Точилка
Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет, —
Вот она его и точит.
Карандаш
Я — малютка карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет и растёт,
Карандаш — наоборот.
Ручка
Буквы напечатанные —
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
— Ой, мамочки! — сказала ручка. —
Что значит эта закорючка?
— Чернильная ты голова,
Ты ж написала цифру «2»!
Линейка
Я — линейка.
Прямота —
Главная моя черта.
Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он — тут.
Его учебником зовут.
Закладка
Я — красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!
Кисточка
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
Тетрадки
Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
— Грамматика! —
А в клетку тетрадка ворчит:
— Математика! —
На чём примирились тетрадка
с тетрадкой,
Для нас до сих пор остаётся
загадкой.
Резинка
Я — ластик, я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста, —
Помарку стёрла я с листа.
Циркуль
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и — ни шагу.
Дневник
В дневнике заданья на дом
И стоят отметки рядом.
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!
Л. Каминский «Для чего ходят в школу»
Когда первоклассники уселись за парты, учительница спросила:
— Кто знает, зачем нужно ходить в школу?
Витя поднял руку и сказал:
— Чтобы научиться читать.
Наташа сказала:
— Чтобы научиться писать.
Юра сказал:
— Чтобы научиться считать.
— Молодцы, все ответили правильно, — похвалила ребят учительница.
Тут Маша встала, взяла портфель и пошла к двери.
— Ты куда? — удивилась учительница.
— А мне не нужно ходить в школу. Я уже умею читать, писать и считать.
— Это хорошо, — сказала учительница. — Но мне кажется, что ты ещё не всё знаешь и не всё
умеешь. Например, сколько будет, если двадцать пять помножить на пять? Как по-английски будет
«кошка»? Где живут пингвины?
— А разве всё это узнают в школе? — спросила Маша.
— Конечно. И почему листья зелёные, и почему светятся звёзды, и многое другое. Ну как,
остаёшься?
— Остаюсь, — сказала Маша и села за парту.
Владимир Янов. ПРО ПЕТЬКУ И ВИТЬКУ. ИСТОРИЯ С ПОРТФЕЛЕМ
(Школьные рассказы.)
Этого странного человека Петька приметил в школе ещё утром. Немолодой, худощавый мужчина с
большим коричневым портфелем неторопливо бродил по школе, внимательно осматривая все
укромные уголки. Он заглянул в гардеробную, пока ребятишки снимали куртки и пальто, посетил
столовую, заглянул в химический кабинет, откуда вышел, сморщив нос от устоявшегося запаха
сероводорода.
– Витька, кто это такой? – спросил Петька друга, незаметно кивнув в сторону странного посетителя.
– Не знаю, Петька, сам смотрю, чего он по школе шастает, в каждый угол нос суёт.
– Ага, и портфель у него пузатый, как будто в нём тыкву носит.
– Петька, а вдруг это террорист? – ахнул Витька и присел от страха на корточки.– А в портфеле у него
бомба.
– Не, Витька, террористы все с бородами чёрными до пояса.
– Это раньше так было. А сейчас они бороды сбрили, и ходят с портфелями, как обыкновенные доценты.
Разговор друзей прервал громкий звонок, приглашающий на урок. Ребята переглянулись и уныло
побрели в класс. Учитель физики Пётр Семёнович стал увлечённо рассказывать об атмосферном
электричестве, но Петьке было не до природных процессов в атмосфере. Он толкнул Витьку под партой
ногой.
– Слышь, Витька, а если он сейчас бомбу устанавливает у нас под дверью. Мы тут про гром и молнию
слушаем, а там как громыхнёт, мало не покажется.
Витьке стало страшно, как на американском кино.
– Петь, а что делать?
Петька нагнулся к другу и сказал шёпотом:
– Я сейчас выйду и проясню ситуацию. Если через пять минут не вернусь, значит, что-то случилось.
Тогда ты приходи мне на выручку.
Петька изобразил на лице мучительную гримасу и поднял руку. Петр Семёнович оборвал рассказ о
тучах, носительницах электрических зарядов.
– Что у тебя, Кудряшкин?
– Живот заболел. Можно выйти?
– Ну, иди, раз надо.
– Очень надо, Пётр Семёнович.
Петька прижал руку к животу и, согнувшись, выскользнул из класса. Прошло пять минут, но Петька не
возвращался. Витька заёрзал и тоже схватился за живот.
– Пётр Семёнович, можно мне тоже выйти? Мы с Петькой один пирожок на двоих поделили.
– Смотреть надо, что едите, – проворчал физик, но выйти разрешил.
В коридоре Витька увидел Петьку, застывшего у окна.
– Петька, ты что тут стоишь?
Петька показал рукой в глубь коридора, где Витька заметил знакомый коричневый портфель, одиноко
стоящий у стенки.
– Смотри, он поставил бомбу около 7-б.
– Петька, а ты уверен, что там бомба?
– Я прислушался, внутри что-то тикает.
Витька осторожно подошёл к портфелю и приложил ухо к потёртой коже.
– Точно, тикает. Петька, надо ноги делать.
Витька резко повернулся и принял позу, известную под названием «низкий старт».
– Ты что, Витька, надо предупредить всех об опасности.
– А вдруг не успеем, и рванёт?
– Надо успеть, Витька, – сурово произнёс Петька.– В школе столько народа.
В это время в коридоре показался сам директор школы Иосиф Валерьевич, которого за глаза ребята
называли Иосифом Виссарионовичем за его серьёзность и строгость. Широким шагом задумчивый
директор направлялся в свой кабинет, когда к нему подлетел взъерошенный Петька и, тыча пальцем в
портфель, стал лепетать что-то про бомбу. Услышав подобное, директор, недолго думая, осторожно взял
портфель в руку, подошёл к открытому окну и решительно вышвырнул его далеко во внутренний двор.
Кувыркаясь, портфель перелетел через клумбу с бархатцами под окном и с треском и звоном грохнулся
об асфальтовую дорожку. Портфель от удара открылся, и из него во все стороны полетели осколки
разбитой стеклянной банки, потекла белая жидкость, и с трезвоном вылетел механический будильник.
– Во, взрывчатка какая сейчас у террористов, совсем как молоко, – прошептал Петька.
– Нормально, без будильника уже не жахнет,– тоном знатока заметил Витька.
Вдруг вверху над ними что-то загремело, чердачный люк на потолке открылся и по приставной лестнице
вниз деловито стал спускаться тот самый хозяин портфеля.
– Вот он бомбу принёс,– зашептал Петька «Иосифу Виссарионовичу», бледнея на глазах. Директор как-
то странно крякнул, а «террорист» спокойно стал на пол, отряхивая с себя чердачную пыль.
– Изоляция труб нарушена наверху, Иосиф Валерьевич. Надо будет поправить к зиме.
– Да, да, к зиме надо обязательно сделать, Виктор Иванович, – согласился директор, и добавил,
обращаясь к ребятам: – Это наш новый заведующий школьным хозяйством.
Тут Виктор Иванович огляделся по сторонам и недоумённо заметил:
– А где мой портфель? Вот здесь я его оставил, у лестницы.
Петька почувствовал, как у него вдруг по-настоящему в тугую спираль скрутило желудок. Витьку тоже
всего перекосило, и он поспешил за другом в класс. До конца урока друзья просидели тихими
внимательными «мышками», глубоко вникая в электрические атмосферные процессы.
Когда перед самым звонком в класс стремительно вошёл директор школы, ребята попытались спрятаться
под парту, но директор подозвал их к себе и неожиданно объявил Петьке и Витьке благодарность за
внимательность и бдительность при проведении антитеррористических школьных учений. Про них
написали в стенгазете и даже объявили по школьному радио.
После этого ребят в школе глубоко зауважали, даже старшеклассники стали здороваться с
ними первыми. Только завхоз Виктор Иванович, проходя мимо них, крепче прижимал к себе потёртый
кожаный портфель.
Приложение №4
Кейс-загадки и поговорки
Приложение №5
Кейс-мультфильмы
Приложение №5
Кейс-игры
1
2
3
4
5
6
7
ВОПРОСЫ:
Угадай ключевое слово (кроссворд)
1.Я с учителем дружу, на доске всё покажу (указка)
2.Острым клювиком как птичка, водит ровно по страничке (ручка)
3.Я самая прямая, рисовать вам помогаю (линейка)
4.Стол, за которым занимается ученик (парта)
5.Промежуток времени между уроками, когда школьники отдыхают (перемена)
6.Дом где учатся дети (школа)
7.То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей ка
Можешь и нарисовать
Что такое я…..? (тетрадь)
Ключевое слово (учитель)
д/и «Найди тень»
д/и «Подбери предмет учителю»
д/и «Собери картинку»
д/и «Найди в портфеле школьные предметы»
д/и «Логические пары»
д/и «Собери портфель»
д/и «Найди школу»
Словесная игра «Подумай как назвать того, кто….»
Учит-учитель
Воспитывает-воспитатель
Водит-водитель
Печет-пекарь
Летает -летчик
Поёт-певец
Продаёт-продавец
Строит-строитель
Убирает-уборщица
Кроит-закройщик
Фотографирует-фотограф
Словесная игра «Закончи предложение»
Если пенал большой, ластик…
Если ножницы тяжелые, то скрепки…
Если книга толстая, то тетрадь…
Если ранец высокий, то портфель…
Если желтый карандаш острый, то синий…
Если тетрадь широкая, то линейка…
Если ручка толстая, то кисточка…
Если книг много, то карандашей…
Если ранец открытый, то портфель…
Словесная игра «Урок-перемена»
Вначале игры ведущий называет различные виды деятельности ( играем,
читаем, пишем, считаем, рисуем и.т.д.), дети отвечают, когда они этим будут
заниматься- НА УРОКЕ или НА ПЕРЕМЕНЕ.
Затем правила игры меняются. Ведущий , обращаясь каждому ребенку, говорит
«На уроке», «На перемене», «После уроков». Ребенок называет виды
деятельности- на уроке я слушаю учителя, я пишу, я леплю.
Словесная игра «Тихо- громко»
Ведущий произносит начало предложения и бросает мяч одному из детей.
Задача этого ребенка закончить фразу, крикнув «громко» или прошептав
«тихо».
-Когда ты на уроке, ты разговариваешь…
-У доски отвечаешь…
-На уроке физкультуры…