Напоминание

"Развитие культуры речи и грамотного письма"


Автор: Шияпова Фарида Чулпановна
Должность: МБОУ "Абсалямовская ООШ"
Учебное заведение: МБОУ "Абсалямовская ООШ"
Населённый пункт: с.Абсалямово
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: "Развитие культуры речи и грамотного письма"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Тема: «Развитие культуры речи и грамотного письма»

Автор разработки: Шияпова Фарида Чулпановна

Класс: 5-й (возраст учащихся 10–11 лет).

Тип урока:

Урок развития речи (комбинированный: теоретическая часть, практические

упражнения, творческая работа).

Продолжительность: 45 минут.

Место в учебном плане: Урок входит в раздел «Развитие речи» по программе русского языка

для 5 класса (в соответствии с ФГОС основного общего образования). Тема интегрируется с

изучением стилей речи, текста и эпистолярного жанра.

1

Цели урока

Образовательная:

Познакомить учащихся с основами культуры речи (устной и

письменной), научить применять правила грамотного письма и этикета общения.

Развивающая: Развить навыки выразительной устной речи, связного изложения мыслей

в письменной форме, расширить словарный запас и творческое мышление.

Воспитательная:

Воспитать

уважение

к

родному

языку,

культуру

общения,

доброжелательность и ответственность за свои слова (устные и письменные).

2

Задачи урока

Обучить учащихся анализировать и корректировать речь на предмет грамотности и

этикета.

Научить составлять простые тексты (письма, описания, рассуждения) с учетом норм

культуры речи.

Развить умение работать в группах, слушать собеседника и аргументировать свои мысли.

Сформировать навыки самоконтроля и редактирования письменных работ.

3

Оборудование и материалы

Учебник по русскому языку для 5 класса (например, под ред. Т.А. Ладыженской).

Мультимедийный проектор или доска для презентации примеров (слайды с правилами

письма, примерами текстов).

Раздаточный материал: карточки с заданиями, словарь С.И. Ожегова, конверты и бумага

для письма.

2

Визуальные пособия: репродукции картин (например, А.А. Пластова «Летом» для

описания), отрывки из произведений (Н. Носов «Дружок», письмо Ю. Гагарина).

Дополнительно: компьютер или планшеты для поиска вежливых фраз (если доступно

ИКТ).

4

Ход урока

4.1

Организационный момент (2–3 минуты)

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Мотивация: Загадка или вопрос: «Что может ранить без ножа, а исцелить без лекарства?

(Слово)». Обсудить, как слова влияют на людей в устной и письменной форме. Ввести

тему урока: «Сегодня мы поговорим о том, как развивать культуру речи и писать

грамотно, чтобы наши слова приносили пользу и радость».

Актуализация: Краткий опрос: «Что такое культура речи? Почему важно писать

грамотно?» (Ожидаемые ответы: отсутствие ошибок, вежливость, ясность).

4.2

Изучение нового материала (10–12 минут)

Теоретическая часть: Объяснение понятий.

Культура речи: Устная (выразительность, интонация, отсутствие слов- паразитов) и

письменная

(грамотность,

стиль,

этикет).

Примеры:

Вежливые

фразы

(«Здравствуйте», «Спасибо»), избегание грубостей.

Грамотное письмо: Структура текста (введение, основная часть, заключение),

правила оформления (для письма: адрес, приветствие, подпись).

Словарная работа: Ввести термины — «эпистолярный жанр» (письменный стиль

общения), «адресат» (получатель), «адресант» (отправитель),

«постскриптум» (P.S.). Учащиеся находят определения в словаре Ожегова и записывают в

тетради.

Анализ примеров:

Прочитать отрывок из письма Ю. Гагарина маме (пример

эмоциональной, грамотной речи). Обсудить: Что делает текст культурным? (Вежливость,

искренность, отсутствие ошибок). Сравнить с юмористическим примером из Н. Носова

«Дружок» (письмо с ошибками — обсудить, как исправить).

Использование ИКТ: Показать слайд с алгоритмом написания письма:

1.

Обращение (например, «Дорогой друг!»).

2.

Введение (о себе).

3.

Основная часть (новости, вопросы).

4.

Заключение (прощание, пожелания).

5.

Подпись и дата.

3

4.3

Закрепление материала (15–18 минут)

Практические упражнения:

Устная речь (групповая работа): Разделить класс на группы (3–4 человека).

Задание: Составить диалог на тему «Приветствие друга после каникул» с

использованием вежливых фраз. Одна группа представляет, класс оценивает по

критериям: выразительность, грамотность, культура (без оскорблений).

Письменная речь (индивидуальная работа): Написать короткое письмо другу (или

маме) на тему «Мой запоминающийся день в школе». Использовать алгоритм,

проверить на орфографические ошибки. (Время: 7–10 минут).

Творческое задание: Для продвинутых — описать картину А.А. Пластова «Летом» в

5–7 предложениях, развивая навыки описательной речи.

Редактирование: Обмен работами в парах: Проверить на ошибки, предложить улучшения

(например, добавить вежливые слова).

Игра для закрепления: «Аукцион терминов» — учащиеся называют термины по теме

(адрес, конверт, культура речи), учитель награждает баллами за правильность.

4.4

Подведение итогов урока (4–5 минут)

Рефлексия: «Что вы узнали нового? Что было сложно? Как культура речи помогает в

жизни?» (Учащиеся отвечают устно или пишут на стикерах).

Оценка: Выставить отметки за активность, правильность работ.

Цитата для размышления: «Слово — дело великое» (Л.Н. Толстой). Обсудить, как это

относится к теме.

5

Домашнее задание

Написать письмо бабушке/деду на тему «Яркое событие в моей жизни» (с учетом правил

оформления).

Подготовить 3 пословицы о речи и языке, объяснить их значение.

Для желающих: Составить синквейн (пятистрочное стихотворение) на тему «Культура

речи».

6

Ожидаемые результаты

Учащиеся смогут составлять грамотные тексты, соблюдая нормы культуры речи.

Повысится

уровень

речевой

компетенции:

улучшится

устная

выразительность

и

письменная грамотность.

Формирование навыков самоконтроля и этичного общения.

4

7

Методические рекомендации

Урок адаптируется под уровень класса: для слабых — больше визуальных пособий, для

сильных — творческие задания (эссе, дебаты).

Интеграция с литературой: Связать с чтением произведений, где важна речь персонажей.

Диагностика: В конце урока провести мини-тест (5 вопросов на термины и правила).

Использование инноваций: Элементы критического мышления (анализ текстов), ИКТ для

презентаций.



В раздел образования