Автор: Лискина Эльвира Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ДС №27 "Филиппок"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Трансляция опыта. Образовательный проект
Тема: "Молодой педагог и наставник - движение к совершенству!"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №27 «ФИЛИППОК»
Образовательный проект
«Молодой педагог и наставник - движение к
совершенству!»
Подготовили: Лискина Э.Ю.
Костюхина У.И.
Инструкторы по физической культуре
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
“Если мы не сможем адаптироваться,
мы не сможем двигаться вперед”.
ДжонВуден
Общеизвестно то, что молодому педагогу, впервые приступившему к трудовой
деятельности, очень нужен наставник, это, без сомнения, позволит новичку
легко адаптироваться в педагогическом коллективе. Педагогическое ремесло –
это всегда движение вперед, и молодому педагогу нужно знать не только то, что
делать сегодня, но и куда идти завтра. В процессе реализации проекта
«Молодой педагог
и наставник-
движение к совершенству!»
предполагалось организовать целенаправленное партнерское созидание
«педагог-педагог», ориентированное на углубление компетентности и появление
навыков
и
умений
в
образовательном
пространстве
учреждения
по
образовательной области
«Физическое
развитие»
на
основе
освоения и
применения
инновационных
современных
здоровьесберегающих технологий. А также в процессе реализации данного
проекта предполагалось создать тандем двух лиц, объединённых общим делом,
действующих сообща. Сотрудничество между
двумя
специалистами, занимающими
одинаковые
должности,
-
инструкторами
физической
культуры
детского
сада:
молодым
педагогом
и
опытным
наставником при опосредованном участии воспитателей групп. При этом
наставничество в данном случае является взаимовыгодным для всех участников
проекта.
Новизна проекта представлена в практико-ориентированных методических приемах
работы «педагог- педагог» в условиях партнерства и сотрудничества.
Ключевая идея представленного наставничества - зарождение и повышение интереса
молодого педагога к своей практической деятельности с последующим выходом на создание и
реализацию собственного инновационного продукта – проекта «Обучение ходьбы на лыжах».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Цель проекта: апробирование методические приёмы сотруднической
деятельности «педагог-педагог» посредством активных наставнических практик
в условиях партнерства двух инструкторов по физической культуре.
Задачи проекта.
1.
Создать условия для успешной адаптации молодого педагога в новом
педагогическом коллективе.
2.
Повысить компетентность молодого педагога о традициях, приоритетах,
нормативном
регулировании
в
образовательной
среде
дошкольного
учреждения.
3.
Повысить у молодого педагога практические навыки и умения ведения
нормативных номенклатурных документов и рационального применения
предметно-развивающей среды физкультурного зала в учреждении.
4.
Включить молодого педагога в инновационную деятельность учреждения
на основе актуальных приоритетов в дошкольном образовании.
5.
Сформировать активную позитивную общественно значимую позицию у
молодого педагога.
Ожидаемые результаты проекта (наставничества).
1.
Адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе пройдет легко
и успешно.
2.
Повысится компетентность инструктора по физической культуре о
нормативном регулировании образования в учреждении, об организации
образовательного процесса по физической культуре в детском саду с
детьми дошкольного возраста, о применении инновационных технологий
в работе с детьми – до 100%;
3.
Будут
освоены
основы
разработки
и
ведения
номенклатурной
документации, а именно: рабочей программы, календарного плана.
4.
Молодой педагог легко включится в инновационную деятельность
учреждения
на
основе
актуальных
приоритетов
в
дошкольном
образовании:
-
будет разработана и реализована программа дополнительного образования для детей
старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по обучению ходьбы на лыжах.
5.
У
молодого
педагога
будет
сформирована
активная
позитивная
общественно значимая позиция.
Непосредственные участники проекта.
Наставник: инструктор по физической культуре Лискина Эльвира Юрьевна Наставляемый:
инструктор по физической культуре Костюхина Ульяна Игоревна.
Период реализации проекта: 2024-2025учебныйгод, 2025-2026 учебный год.
Формы работы наставника с наставляемым ориентированы на подготовку практических
продуктов,
например,
программа,
проект,
паспорт
кабинета,
план
самообразования;
консультации для родителей, конспект и т.д.
Реализация поставленных задач проекта осуществляется посредством разнообразных
форм работы: работа в паре, групповая и коллективная работа.
Работа в паре при выполнении заданий повышенной сложности, и когда молодой
педагог испытывает затруднения и нуждался в непосредственной помощи наставника.
Групповая форма работы с категорией нескольких молодых педагогов применяется в
общественно
значимых
мероприятиях,
при
подготовке
творческих заданий и мероприятий.
Коллективная форма работы - при участии всего педагогического коллектива - это
эмоционально-психологические
тренинги
по
сплочению
коллектива
«Межличностное
общение», представление опыта работы коллегам (педсоветы, семинары).
План работы по наставничеству 2024-2025 учебный год
№
Содержание работы
Форма проведения
Сроки
1.
1.
Знакомство с нормативно–правовой
базой учреждения: - изучение целей и
Задач годового плана; -структура
перспективного планирования; -
Структура календарно-тематического
планирования.
2.
Мониторинг детского развития:
изучение видов мониторинга, форм его
проведения, подбор диагностического
материала.
3.
Оказание практической помощи:
мастер-класс «Проведение утренней
гимнастики в разных возрастных
группах»,
Открытый
показ
НОД
на
основе
подвижных игр.
Консультация
оказание помощи.
Консультация по
проведению
мониторинга.
Посещение
утренней
гимнастики,
занятий у
наставника.
сентябрь
2.
1.
Оформление и ведение документации в
физкультурном зале.
(познакомиться с документацией молодого
специалиста - инструктора по ФК, обсудить
существующие проблемы, дать
рекомендации по ведению
документации)
2.
Оказание практической помощи.
Посещение наставником НОД(занятий
по
физической
культуре)
с
целью
выявления
профессиональных
затруднений и совместное определение
путей их устранения. Ознакомление со
структурой
занятий
детей
дошкольного возраста.
Беседа-
разъяснение о
необходимости
ведения
документации.
Посещение
утренней
гимнастики,
занятий
у молодого
специалиста.
октябрь
3.
1.
Консультация «Как подготовить
Конспект спортивного мероприятия».
2.
Оказание практической помощи по
разработке
и
оформлению
конспекта
спортивного досуга.
Выявление
проблем
и их причин.
ноябрь
4.
1.
Изучение и внедрение
здоровьесберегающих технологий,
использование проектов в
воспитательном процессе.
Консультация,
планирование,
обмен
опытом,
помощь
наставника.
декабрь
5.
1.
Подготовка детей к «Футбольной лиге
дошколят»
2.
Оказание
практической
помощи:
упражнения тренирующего характера на
развитие физических качеств (быстроты,
силы,
гибкости,
выносливости)
Консультация
оказание помощи.
январь
6.
1.
Обучение строевым упражнениям.
2. Формы взаимодействия с родителями
«Детский сад и семья–партнеры и
друзья»
Обмен
опытом,
помощь наставника.
февраль
6
3.
Оказание
практической
помощи:
совместная
разработка
конспекта
спортивного развлечения с участием
пап.
7.
1.
Посещение
наставником
НОД
(занятий по физической культуре) с
целью
выявления
профессиональных
затруднений
при
применении
здоровьесберегающих технологий и
совместное
определение
путей
их
устранения.
Беседы,
обмен
опытом,
помощь
наставника.
март
8.
1.
Анализ педагогических ситуаций,
стилей педагогического общения с
детьми
2.
Дискуссия
на
тему:
«Трудная
ситуация в работе с детьми и ваш выход
из нее».
Дискуссия по теме.
апрель
9.
1.
Планирование физкультурно-
оздоровительной работы в летне-
оздоровительный период
2.
Результаты итогового мониторинга по
образовательной области «Физическое
развитие»
3.
Обсуждение итогов работы и планы
на будущий учебный период
Консультация и
ответы на
интересующие
вопросы, оказание
помощи.
Самоанализ молодого
специалиста.
май
Реализация инновационной программы дополнительного образования
Задача: включить молодого педагога в инновационную деятельность учреждения на
основе приоритетов в образовании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проект «Молодой педагог и наставник – движение к совершенству!»
реализован в полном объеме и как показал практический опыт, достижение личных
результатов молодого педагога зачастую происходит более эффективно в сотрудничестве с
другими педагогами - наставниками. В результате успешной апробации методических
приёмов
сотруднической
деятельности
«педагог-
педагог»
посредством
активных
наставнических практик в условиях партнерства двух специалистов-инструкторов по
физической культуре адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе прошла
легко и благоприятно. Обоснованный выбор практико - ориентированных методических
приемов
дал
положительные
результаты.
Следует
отметить
оптимальное
сочетание
теоретических и практических форм работы наставника с наставляемым. Отмечены личные
достижения молодого педагога.
7
Приложение 1.
Программа по лыжной подготовки дошкольника.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа по лыжной подготовке детей от 6 до 8 лет разработана в
соответствие
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования и на основе программы Голощекина М.П. Лыжи в
детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. -Изд.2-е,исправленное. М.,
Просвещение, 1997.
Рабочая программа разработана на период с ноября по апрель2023-2024 учебного
года.
Рабочая
программа
является
программой
физкультурно-спортивной
направленности. Программа «Обучение детей ходьбе на лыжах» для детей старшего
дошкольного возраста составлена в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание программы направлено на формирование осознанной потребности к
занятиям физкультурой и спортом у детей, привлечение их к систематическим
занятиям лыжным спортом.
Программаориентировананаиспользованиеучебно-методическогокомплекта:
1.
Голощекина М.П. Лыжи в детском саду: Пособие для
воспитателей детского сада. - Изд. 2-е, исправленное. М., Просвещение, 1997- 96
стр.
2.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы»
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-8лет.
Срок реализации - 2 года (1 раз в неделю).
Продолжительность образовательной деятельности для детей 5-7 лет - до 30 мин
(согласно Приложению № 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14 допускается для детей до 8 лет
длительность занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области
физической культуры и спорта до 45 мин).
Рекомендуемое количество детей для более эффективного обучения составляет
10 человек.
Рабочая
программа
содержит
научно-обоснованные
рекомендации
по
построению, содержанию и организации тренировочного процесса по лыжной
подготовке
детей
дошкольного
возраста
с
использованием
ходьбы,
бега
и
«скандинавской ходьбы» в весеннее-осенний период.
Программный материал объединен в целостную систему подготовки детей
дошкольного возраста ходьбе на лыжах и предполагает решение следующих целей и
8
задач:
Цель программы - обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах,
закаливание и укрепление детского организма, создание условий для разностороннего
физического
развития
(укрепление
опорно-двигательного
аппарата,
сердечно-
сосудистой и дыхательной систем).
9
Задачи программы:
-
Формирование знаний и умений о передвижении на лыжах;
-
Совершенствование умений и технических приемов при передвижении на
-
лыжах.
-
Повышение функциональных возможностей организма(тренировка дыхательной и
сердечно-сосудистой систем);
-
закаливание
организма,
повышение
сопротивляемости
при
воздействии
неблагоприятных условий внешней среды;
-
овладение правилами безопасности поведения в зимний период при передвижении на
лыжах;
-
формирование навыков здорового образа жизни.
Новизна программы
При обучении используются наглядные пособия и технические средства
обучения. На занятиях с детьми целесообразно применение игрового метода. Помимо
игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы
спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Полученные
знания и навыки помогут детям реализовать себя в самостоятельном выборе любимого
вида спорта и проявить собственные потенциальные возможности, которые они смогут
продемонстрировать в дошкольных спартакиадах.
Программа построена с учетом основных принципов физического развития
дошкольников:
Принцип
системности
предусматривает
тесную
взаимосвязь
содержания
учебно-
тренировочного
процесса:
физической,
технической,
теоретической
подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического
и медицинского контроля.
Принцип
преемственности
определяет
последовательность
изложения
программного материала по этапам подготовки в годичном цикле, преемственность
задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных
нагрузок, рост показателей физической, технической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от индивидуальных
особенностей
юного
лыжника
вариативность
программного
материала
для
практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и
нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Формы работы по лыжной подготовке:
непосредственная образовательная деятельность на воздухе – 1 раз в неделю по
30минут;
ходьба, бег, «скандинавская ходьба», ходьба на лыжах во время прогулки;
10
просмотр презентаций,
альбомов,
телепередач,
чтение
художественных
произведений;
лыжные гонки(как внутри детского сада, так и на муниципальном уровне).
Основные методы,
используемые
при
проведении
непосредственной
образовательной деятельности на лыжах:
1.
Наглядные–показ физический упражнений, слуховые, зрительные ориентиры
(флажки, палки, бубен), непосредственная помощь воспитателя и других;
2.
Словесные–описаниедвижений,объяснение,рассказ,беседа,указания,команда;
3.
Практические–повторение движений, применение элементов соревнования и
т.д.
В рабочей программе предлагается цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах
детей старшего дошкольного возраста, позволяющий каждому ребенку приобрести
первичные навыки в упражнениях данного видав зимний период, а во время осеннего и
осеннего периода ходьба, бег, «скандинавская ходьба». Занятия разработаны с учетом
возрастных особенностей детей и предлагают работу как с детьми старшей и
подготовительной к школе группы, рассматривая индивидуальные и физические
способности каждого.
Возрастные особенности детей
В старшем дошкольном возрасте скелет ребенка становится более крепким,
поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости,
упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует
усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми ,ловкими,
подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные
прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно,
без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной
последовательности, контролируя их, изменяя(произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего
участия
в
подвижных
и
спортивных
играх
соревновательного
характера.
Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает
положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой,
маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими
навыками и понимает их необходимость.
К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство
собственного
достоинства,
умение
отстаивать
свою
позицию
в
совместной
деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения,
преодолению
непосредственныхжеланий,еслионипротиворечатустановленнымнормам,данному
11
слову,обещанию.Способенпроявлятьволевыеусилиявситуацияхвыборамежду
«можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение
преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения,
несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из
важнейших показателей психологической готовности к школе.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого
решать
различные
задачи,
которые
возникают
в
повседневной
жизни
(самообслуживание,
уход
за
растениями
и
животными,
создание
среды
для
самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами—включение
освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).
Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и
сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых
контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и
глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей
сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное
предвосхищение» —
предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с
результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок,
она очень обрадуется»).
У детей появляется длинный скользящий шаг, это обусловлено не только
изменением
рычагов
двигательного
аппарата,
но
и
тренированностью
мышц,
овладением двигательным навыком. Дети уже в состоянии выдвинуть вперед
скользящую ногу.
У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под
влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в
состоянии дать большую амплитуду движений отталкивания. Толчок становится более
сильным и резким.
Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том,
что двигательные возможности ребенка значительно развиваются. Дети освобождаются
от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономичными, а тело -
относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации.
Совершенствуется функция равновесия - одна из основных задач формирования
двигательных навыков. А благодаря этому дети приобретают умение при потере
равновесия
создавать
новую
опору,
выдвигая
ногу
в
сторону
падения-
совершенствуется
«мышечное чувство». Если с детьми работать систематически, у них появляется
рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приближается к взрослой
норме.
Ребенок быстро растет за счет конечностей. Это вызывает резкое изменение
рычагов двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку
двигательного анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к
изменению величины шага, - он становится больше.