Напоминание

"Молодой педагог и наставник - движение к совершенству!"


Автор: Лискина Эльвира Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ДС №27 "Филиппок"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Трансляция опыта. Образовательный проект
Тема: "Молодой педагог и наставник - движение к совершенству!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №27 «ФИЛИППОК»

Образовательный проект

«Молодой педагог и наставник - движение к

совершенству!»

Подготовили: Лискина Э.Ю.

Костюхина У.И.

Инструкторы по физической культуре

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

“Если мы не сможем адаптироваться,

мы не сможем двигаться вперед”.

ДжонВуден

Общеизвестно то, что молодому педагогу, впервые приступившему к трудовой

деятельности, очень нужен наставник, это, без сомнения, позволит новичку

легко адаптироваться в педагогическом коллективе. Педагогическое ремесло –

это всегда движение вперед, и молодому педагогу нужно знать не только то, что

делать сегодня, но и куда идти завтра. В процессе реализации проекта

«Молодой педагог

и наставник-

движение к совершенству!»

предполагалось организовать целенаправленное партнерское созидание

«педагог-педагог», ориентированное на углубление компетентности и появление

навыков

и

умений

в

образовательном

пространстве

учреждения

по

образовательной области

«Физическое

развитие»

на

основе

освоения и

применения

инновационных

современных

здоровьесберегающих технологий. А также в процессе реализации данного

проекта предполагалось создать тандем двух лиц, объединённых общим делом,

действующих сообща. Сотрудничество между

двумя

специалистами, занимающими

одинаковые

должности,

-

инструкторами

физической

культуры

детского

сада:

молодым

педагогом

и

опытным

наставником при опосредованном участии воспитателей групп. При этом

наставничество в данном случае является взаимовыгодным для всех участников

проекта.

Новизна проекта представлена в практико-ориентированных методических приемах

работы «педагог- педагог» в условиях партнерства и сотрудничества.

Ключевая идея представленного наставничества - зарождение и повышение интереса

молодого педагога к своей практической деятельности с последующим выходом на создание и

реализацию собственного инновационного продукта – проекта «Обучение ходьбы на лыжах».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Цель проекта: апробирование методические приёмы сотруднической

деятельности «педагог-педагог» посредством активных наставнических практик

в условиях партнерства двух инструкторов по физической культуре.

Задачи проекта.

1.

Создать условия для успешной адаптации молодого педагога в новом

педагогическом коллективе.

2.

Повысить компетентность молодого педагога о традициях, приоритетах,

нормативном

регулировании

в

образовательной

среде

дошкольного

учреждения.

3.

Повысить у молодого педагога практические навыки и умения ведения

нормативных номенклатурных документов и рационального применения

предметно-развивающей среды физкультурного зала в учреждении.

4.

Включить молодого педагога в инновационную деятельность учреждения

на основе актуальных приоритетов в дошкольном образовании.

5.

Сформировать активную позитивную общественно значимую позицию у

молодого педагога.

Ожидаемые результаты проекта (наставничества).

1.

Адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе пройдет легко

и успешно.

2.

Повысится компетентность инструктора по физической культуре о

нормативном регулировании образования в учреждении, об организации

образовательного процесса по физической культуре в детском саду с

детьми дошкольного возраста, о применении инновационных технологий

в работе с детьми – до 100%;

3.

Будут

освоены

основы

разработки

и

ведения

номенклатурной

документации, а именно: рабочей программы, календарного плана.

4.

Молодой педагог легко включится в инновационную деятельность

учреждения

на

основе

актуальных

приоритетов

в

дошкольном

образовании:

-

будет разработана и реализована программа дополнительного образования для детей

старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по обучению ходьбы на лыжах.

5.

У

молодого

педагога

будет

сформирована

активная

позитивная

общественно значимая позиция.

Непосредственные участники проекта.

Наставник: инструктор по физической культуре Лискина Эльвира Юрьевна Наставляемый:

инструктор по физической культуре Костюхина Ульяна Игоревна.

Период реализации проекта: 2024-2025учебныйгод, 2025-2026 учебный год.

Формы работы наставника с наставляемым ориентированы на подготовку практических

продуктов,

например,

программа,

проект,

паспорт

кабинета,

план

самообразования;

консультации для родителей, конспект и т.д.

Реализация поставленных задач проекта осуществляется посредством разнообразных

форм работы: работа в паре, групповая и коллективная работа.

Работа в паре при выполнении заданий повышенной сложности, и когда молодой

педагог испытывает затруднения и нуждался в непосредственной помощи наставника.

Групповая форма работы с категорией нескольких молодых педагогов применяется в

общественно

значимых

мероприятиях,

при

подготовке

творческих заданий и мероприятий.

Коллективная форма работы - при участии всего педагогического коллектива - это

эмоционально-психологические

тренинги

по

сплочению

коллектива

«Межличностное

общение», представление опыта работы коллегам (педсоветы, семинары).

План работы по наставничеству 2024-2025 учебный год

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

1.

1.

Знакомство с нормативно–правовой

базой учреждения: - изучение целей и

Задач годового плана; -структура

перспективного планирования; -

Структура календарно-тематического

планирования.

2.

Мониторинг детского развития:

изучение видов мониторинга, форм его

проведения, подбор диагностического

материала.

3.

Оказание практической помощи:

мастер-класс «Проведение утренней

гимнастики в разных возрастных

группах»,

Открытый

показ

НОД

на

основе

подвижных игр.

Консультация

оказание помощи.

Консультация по

проведению

мониторинга.

Посещение

утренней

гимнастики,

занятий у

наставника.

сентябрь

2.

1.

Оформление и ведение документации в

физкультурном зале.

(познакомиться с документацией молодого

специалиста - инструктора по ФК, обсудить

существующие проблемы, дать

рекомендации по ведению

документации)

2.

Оказание практической помощи.

Посещение наставником НОД(занятий

по

физической

культуре)

с

целью

выявления

профессиональных

затруднений и совместное определение

путей их устранения. Ознакомление со

структурой

занятий

детей

дошкольного возраста.

Беседа-

разъяснение о

необходимости

ведения

документации.

Посещение

утренней

гимнастики,

занятий

у молодого

специалиста.

октябрь

3.

1.

Консультация «Как подготовить

Конспект спортивного мероприятия».

2.

Оказание практической помощи по

разработке

и

оформлению

конспекта

спортивного досуга.

Выявление

проблем

и их причин.

ноябрь

4.

1.

Изучение и внедрение

здоровьесберегающих технологий,

использование проектов в

воспитательном процессе.

Консультация,

планирование,

обмен

опытом,

помощь

наставника.

декабрь

5.

1.

Подготовка детей к «Футбольной лиге

дошколят»

2.

Оказание

практической

помощи:

упражнения тренирующего характера на

развитие физических качеств (быстроты,

силы,

гибкости,

выносливости)

Консультация

оказание помощи.

январь

6.

1.

Обучение строевым упражнениям.

2. Формы взаимодействия с родителями

«Детский сад и семья–партнеры и

друзья»

Обмен

опытом,

помощь наставника.

февраль

6

3.

Оказание

практической

помощи:

совместная

разработка

конспекта

спортивного развлечения с участием

пап.

7.

1.

Посещение

наставником

НОД

(занятий по физической культуре) с

целью

выявления

профессиональных

затруднений

при

применении

здоровьесберегающих технологий и

совместное

определение

путей

их

устранения.

Беседы,

обмен

опытом,

помощь

наставника.

март

8.

1.

Анализ педагогических ситуаций,

стилей педагогического общения с

детьми

2.

Дискуссия

на

тему:

«Трудная

ситуация в работе с детьми и ваш выход

из нее».

Дискуссия по теме.

апрель

9.

1.

Планирование физкультурно-

оздоровительной работы в летне-

оздоровительный период

2.

Результаты итогового мониторинга по

образовательной области «Физическое

развитие»

3.

Обсуждение итогов работы и планы

на будущий учебный период

Консультация и

ответы на

интересующие

вопросы, оказание

помощи.

Самоанализ молодого

специалиста.

май

Реализация инновационной программы дополнительного образования

Задача: включить молодого педагога в инновационную деятельность учреждения на

основе приоритетов в образовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проект «Молодой педагог и наставник – движение к совершенству!»

реализован в полном объеме и как показал практический опыт, достижение личных

результатов молодого педагога зачастую происходит более эффективно в сотрудничестве с

другими педагогами - наставниками. В результате успешной апробации методических

приёмов

сотруднической

деятельности

«педагог-

педагог»

посредством

активных

наставнических практик в условиях партнерства двух специалистов-инструкторов по

физической культуре адаптация молодого педагога в педагогическом коллективе прошла

легко и благоприятно. Обоснованный выбор практико - ориентированных методических

приемов

дал

положительные

результаты.

Следует

отметить

оптимальное

сочетание

теоретических и практических форм работы наставника с наставляемым. Отмечены личные

достижения молодого педагога.

7

Приложение 1.

Программа по лыжной подготовки дошкольника.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа по лыжной подготовке детей от 6 до 8 лет разработана в

соответствие

с

требованиями

федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования и на основе программы Голощекина М.П. Лыжи в

детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. -Изд.2-е,исправленное. М.,

Просвещение, 1997.

Рабочая программа разработана на период с ноября по апрель2023-2024 учебного

года.

Рабочая

программа

является

программой

физкультурно-спортивной

направленности. Программа «Обучение детей ходьбе на лыжах» для детей старшего

дошкольного возраста составлена в соответствии с ФГОС ДО.

Содержание программы направлено на формирование осознанной потребности к

занятиям физкультурой и спортом у детей, привлечение их к систематическим

занятиям лыжным спортом.

Программаориентировананаиспользованиеучебно-методическогокомплекта:

1.

Голощекина М.П. Лыжи в детском саду: Пособие для

воспитателей детского сада. - Изд. 2-е, исправленное. М., Просвещение, 1997- 96

стр.

2.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы»

Программа рассчитана на детей в возрасте 5-8лет.

Срок реализации - 2 года (1 раз в неделю).

Продолжительность образовательной деятельности для детей 5-7 лет - до 30 мин

(согласно Приложению № 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14 допускается для детей до 8 лет

длительность занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области

физической культуры и спорта до 45 мин).

Рекомендуемое количество детей для более эффективного обучения составляет

10 человек.

Рабочая

программа

содержит

научно-обоснованные

рекомендации

по

построению, содержанию и организации тренировочного процесса по лыжной

подготовке

детей

дошкольного

возраста

с

использованием

ходьбы,

бега

и

«скандинавской ходьбы» в весеннее-осенний период.

Программный материал объединен в целостную систему подготовки детей

дошкольного возраста ходьбе на лыжах и предполагает решение следующих целей и

8

задач:

Цель программы - обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах,

закаливание и укрепление детского организма, создание условий для разностороннего

физического

развития

(укрепление

опорно-двигательного

аппарата,

сердечно-

сосудистой и дыхательной систем).

9

Задачи программы:

-

Формирование знаний и умений о передвижении на лыжах;

-

Совершенствование умений и технических приемов при передвижении на

-

лыжах.

-

Повышение функциональных возможностей организма(тренировка дыхательной и

сердечно-сосудистой систем);

-

закаливание

организма,

повышение

сопротивляемости

при

воздействии

неблагоприятных условий внешней среды;

-

овладение правилами безопасности поведения в зимний период при передвижении на

лыжах;

-

формирование навыков здорового образа жизни.

Новизна программы

При обучении используются наглядные пособия и технические средства

обучения. На занятиях с детьми целесообразно применение игрового метода. Помимо

игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы

спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Полученные

знания и навыки помогут детям реализовать себя в самостоятельном выборе любимого

вида спорта и проявить собственные потенциальные возможности, которые они смогут

продемонстрировать в дошкольных спартакиадах.

Программа построена с учетом основных принципов физического развития

дошкольников:

Принцип

системности

предусматривает

тесную

взаимосвязь

содержания

учебно-

тренировочного

процесса:

физической,

технической,

теоретической

подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического

и медицинского контроля.

Принцип

преемственности

определяет

последовательность

изложения

программного материала по этапам подготовки в годичном цикле, преемственность

задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных

нагрузок, рост показателей физической, технической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от индивидуальных

особенностей

юного

лыжника

вариативность

программного

материала

для

практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и

нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

Формы работы по лыжной подготовке:

непосредственная образовательная деятельность на воздухе – 1 раз в неделю по

30минут;

ходьба, бег, «скандинавская ходьба», ходьба на лыжах во время прогулки;

10

просмотр презентаций,

альбомов,

телепередач,

чтение

художественных

произведений;

лыжные гонки(как внутри детского сада, так и на муниципальном уровне).

Основные методы,

используемые

при

проведении

непосредственной

образовательной деятельности на лыжах:

1.

Наглядные–показ физический упражнений, слуховые, зрительные ориентиры

(флажки, палки, бубен), непосредственная помощь воспитателя и других;

2.

Словесные–описаниедвижений,объяснение,рассказ,беседа,указания,команда;

3.

Практические–повторение движений, применение элементов соревнования и

т.д.

В рабочей программе предлагается цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах

детей старшего дошкольного возраста, позволяющий каждому ребенку приобрести

первичные навыки в упражнениях данного видав зимний период, а во время осеннего и

осеннего периода ходьба, бег, «скандинавская ходьба». Занятия разработаны с учетом

возрастных особенностей детей и предлагают работу как с детьми старшей и

подготовительной к школе группы, рассматривая индивидуальные и физические

способности каждого.

Возрастные особенности детей

В старшем дошкольном возрасте скелет ребенка становится более крепким,

поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости,

упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует

усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми ,ловкими,

подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные

прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.

У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно,

без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной

последовательности, контролируя их, изменяя(произвольная регуляция движений).

Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего

участия

в

подвижных

и

спортивных

играх

соревновательного

характера.

Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает

положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).

Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой,

маленький и т.п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими

навыками и понимает их необходимость.

К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство

собственного

достоинства,

умение

отстаивать

свою

позицию

в

совместной

деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения,

преодолению

непосредственныхжеланий,еслионипротиворечатустановленнымнормам,данному

11

слову,обещанию.Способенпроявлятьволевыеусилиявситуацияхвыборамежду

«можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение

преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения,

несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из

важнейших показателей психологической готовности к школе.

Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого

решать

различные

задачи,

которые

возникают

в

повседневной

жизни

(самообслуживание,

уход

за

растениями

и

животными,

создание

среды

для

самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами—включение

освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и

сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых

контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и

глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей

сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное

предвосхищение» —

предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с

результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок,

она очень обрадуется»).

У детей появляется длинный скользящий шаг, это обусловлено не только

изменением

рычагов

двигательного

аппарата,

но

и

тренированностью

мышц,

овладением двигательным навыком. Дети уже в состоянии выдвинуть вперед

скользящую ногу.

У ребенка к семи годам значительно развивается мышечная сила стопы. Под

влиянием физических упражнений повышается ее гибкость. В связи с этим ребенок в

состоянии дать большую амплитуду движений отталкивания. Толчок становится более

сильным и резким.

Количественные и качественные показатели движений свидетельствуют о том,

что двигательные возможности ребенка значительно развиваются. Дети освобождаются

от ряда лишних движений; сами движения становятся более экономичными, а тело -

относительно более послушным, ловким, способным выполнять точные координации.

Совершенствуется функция равновесия - одна из основных задач формирования

двигательных навыков. А благодаря этому дети приобретают умение при потере

равновесия

создавать

новую

опору,

выдвигая

ногу

в

сторону

падения-

совершенствуется

«мышечное чувство». Если с детьми работать систематически, у них появляется

рациональный наклон тела, а соотношение углов наклона приближается к взрослой

норме.

Ребенок быстро растет за счет конечностей. Это вызывает резкое изменение

рычагов двигательного аппарата и обеспечивает функциональную перестройку

двигательного анализатора. Изменяются и пропорции тела ребенка, что ведет к

изменению величины шага, - он становится больше.



В раздел образования