Напоминание

"Аккомпанемент в классе фортепиано- пути взаимодействия-ученик, иллюстратор, преподаватель-пианист"


Авторы: Багаева Елена Владимировна, Юркова Эмилия Арсеньевна
Должность: преподаватель по скрипке, преподаватель по фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. Г. И. Бабко
Населённый пункт: Кирово-Чепецк г, Кировская обл, РОССИЯ
Наименование материала: Доклад с концертом учащихся
Тема: "Аккомпанемент в классе фортепиано- пути взаимодействия-ученик, иллюстратор, преподаватель-пианист"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Межрайонное методическое объединение 27.03.2024г.

Доклад с концертом учащихся

«Аккомпанемент в классе фортепиано - пути взаимодействия –

ученик, иллюстратор, преподаватель-пианист»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы, преподаватель высшей

категории по классу скрипки Багаева Е.В. и преподаватель высшей категории

по классу фортепиано Юркова Э.А. представляем вашему вниманию доклад с

концертом учащихся по теме «Аккомпанемент в классе фортепиано - пути

взаимодействия – ученик, иллюстратор, преподаватель-пианист».

Звучит Концерт (4 мин 10 сек)

В исполнении Елены Владимировны (скрипка) и Эмилии Арсеньевны

(фортепиано) для вас прозвучала 2 часть концерта для скрипки и фортепиано

Соль мажор Александра Кравчука.

На протяжении моей работы иллюстратором я накопила большой опыт

эмоционально-творческих отношений с учениками. Знакомство с методами

работы преподавателей-пианистов помогают мне найти интересные решения

в выполнении многих педагогических задач.

Я глубоко убеждена, что уроки аккомпанемента, как и уроки ансамбля,

приобщают ребенка к миру прекрасного, положительно сказываются на его

духовном развитии, помогают выработать навыки игры с солистом,

развивают

его

общую

музыкальность

и

любовь

к

ансамблевому

исполнительству.

Все знают, что музыка в жизни ребенка является самым универсальным

средством эстетического и нравственного воспитания и формирует его

внутренний мир. Мы в детской школе искусств используем разнообразные

формы и методы музыкального развития учеников. Аккомпанемент - одна из

форм развивающего обучения детей в школе и очень важная часть

комплексного

развития

музыканта.

Уроки

аккомпанемента

позволяют

приобрести новые исполнительские навыки, расширяют репертуарные

рамки,

знакомят

с

лучшими

образцами

русской

и

зарубежной

инструментальной музыки, воспитывают художественный вкус и чувство

стиля,

а

главное,

развивают

умение

слушать

и

создавать

единый

художественный образ произведения вместе с иллюстратором.

В настоящее время контингент обучающихся фортепианного отделения

– это дети, которые обучаются по дополнительным предпрофессиональным

образовательным

программам.

Конечно,

не

все

из

них

будут

профессиональными музыкантами, но многие из них станут активными

слушателями, ценителями и любителями музыки. Знания и умения,

полученные на уроках по учебному предмету «Аккомпанемент»,

могут

1

пригодиться

обучающимся

в

повседневной

жизни

(например:

в

художественной самодеятельности, домашнем музицировании).

Что же такое аккомпанемент?

Мы всегда рассказываем ученику, что в толковом словаре Владимира

Ивановича Даля, аккомпанемент определяется как «вторенье, подголосок,

сопровождение, подыгрывание».

А в середине XX века слово «аккомпанемент» приобретает более

чёткую

формулировку

и

трактуется

по-иному

это

исполнение

музыкального

сопровождения,

искусство

которого

по

своему

художественному

значению

сближается

с

искусством

ансамблевого

исполнения.

Аккомпанемент служит гармонической и ритмической опорой солисту,

дополняет мелодию и художественное содержание произведения.

Вы

согласитесь

со

мной,

что

успешное

обучение

искусству

аккомпанемента во многом зависит от мастерства и профессионализма

педагога по специальности и конечно его помощника – концертмейстера-

иллюстратора,

который

бесспорно

является

опорой

и

поддержкой

начинающего аккомпаниатора.

Их

работа

складывается

из

сочетания

исполнительских,

педагогических и психологических задач.

Работа в коллективе, умение создавать атмосферу психологического

комфорта и творчества - задача не из простых. Для этого нужно обладать

определенными знаниями, умениями и навыками. Преподаватели должны

уметь контролировать качество исполнения учеником своей партии, знать

причину

возникновения

трудностей

в

исполнении

музыкального

произведения и находить способы работы с этими трудностями и всё это,

конечно,

при полном взаимопонимании и согласии всех участников

творческого коллектива. Только тесное, сплочённое содружество лежит в

основе успешного творческого роста всех участников данного процесса.

Наверно правильнее будет говорить об аккомпанементе, не как о

подыгрывании солисту, а как о создании единого творческого союза -

инструментального ансамбля.

Грамотное руководство преподавателей, умение точно донести до

обучающегося

нужные

приёмы

исполнения

для

более

качественного

освоения данного учебного предмета, очень важны для творческого роста и

развития личности юного музыканта. Аккомпанемент среди обучающихся

фортепианного отделения (как я заметила) является одним из любимых

учебных предметов.

Уже с первых уроков педагогу-иллюстратору необходимо найти

контакт с учеником. Уметь снять волнение, нервное напряжение ребёнка,

вовремя подбодрить его взглядом или улыбкой

и на уроке, и перед

выступлением. Мы знаем, что сценическая уверенность и творческое

2

вдохновение иллюстратора всегда передается ребёнку и помогает обрести

ему психологическую уверенность, а за ней и мышечную свободу.

Как и преподаватель-пианист, педагог-иллюстратор должен всячески

помогать и поддерживать ребёнка, не забывая о физических возможностях и

музыкальных способностях ученика, о его возрасте и уровне подготовки.

Иллюстратор помогает юному концертмейстеру:

- научиться слушать и слышать, чувствовать своего солиста, но при этом

быть равноправным участником ансамбля;

- научить видеть и слушать три нотные строки. Тщательное изучение партии

солиста должно стать привычкой ученика. Её нужно хорошо знать и уметь

передать все точности настроения. Чем кропотливее и продуманнее будет

работа над партией солиста, тем точнее и быстрее будут решены

музыкальные задачи;

- правильно показать стиль, эпоху, характер музыкального произведения,

направив ученика на нужные средства выразительности, на правильное

исполнение штрихов, динамики, голосоведения, темпа;

- иллюстратор должен уметь вести за собой начинающего аккомпаниатора,

дать возможность раскрыться в сольных проигрышах, во вступлениях и

завершающих кодах, которые должны быть частью целого и подчиняться

единому художественному замыслу;

- работая над музыкальным произведением, воссоздать художественный

образ произведения разных жанров и направлений и помочь в выборе тех или

иных технических и музыкальных приёмов.

Умение слушать, вовремя

вступать по нотам аккомпанируя солисту, приобретаются постепенно.

Начинать лучше с несложных мелодий с простейшим аккомпанементом,

постепенно усложняя задачи и нотный материал.

Для этого мы с

преподавателем - пианистом проигрываем для юного аккомпаниатора

несколько разнохарактерных произведений.

Всем понятно, что работа на уроках аккомпанемента проводится

преподавателем и иллюстратором в тесном союзе, так как у них одна задача -

донести до ученика, что он и иллюстратор – это одно целое. У них одни

музыкальные задачи и одна цель - раскрыть единый художественный образ

музыкального произведения, используя все возможные пианистические

приемы, чтобы максимально добиться звукового, тембрового, динамического

и штрихового слияния двух инструментов в идеальный ансамбль.

Уже на первых уроках аккомпанемента необходимо дать ученику

сведения

о

солирующем

инструменте,

познакомить

со

звуковыми,

динамическими, тембровыми, штриховыми возможностями, в нашем случае

скрипки.

Юный

аккомпаниатор

должен

знать

особенности

сольного

инструмента, услышать его певучий звук, который извлекается с помощью

смычка, может тянуться,

усиливаться, а вибрация делает звук более

красивым и выразительным. Необходимо показать ученику и другие

3

особенности звукоизвлечения на скрипке, чтобы он смог звучание своего

инструмента приблизить к скрипичному.

Ученик должен знать и другие особенности скрипки. Это штрихи,

которых нет в фортепианной технике: деташе, мартэле, спиккато, рикошет,

пиццикато.

Разнообразие

скрипичных

штрихов

требует

различного

сопровождения, основанного на подражании.

Интонация – очень важная составляющая в звучании скрипки. Это

касается

как

чистоты

воспроизведения

мелодии,

так

и

средств

выразительности.

Здесь

юному

концертмейстеру

важно

помнить

о

соблюдении звукового баланса. В разном диапазоне звучания скрипки

требуется разная по интенсивности и окраске поддержка концертмейстера.

Немаловажное значение в работе имеет правильно подобранный

репертуар. К его выбору необходимо подходить очень ответственно,

внимательно, исходя из музыкальных и физических данных ученика, а также

его

технической

подготовки.

Также

важно

подобрать

музыкальное

произведение с разной фортепианной фактурой.

Когда мы выбираем программу, учитываем интересы и пожелания

учащихся,

чтобы

учебный

процесс

был

интереснее

и

увлекательнее. Бесспорно, стараемся играть разнообразный репертуар.

На практике часто приходится сталкиваться с такой ситуацией: когда

при первом исполнении с солистом ученик, теряется, его внимание

раздваивается, он боится ошибиться. Неизбежны остановки и повторы. Здесь

надо

помочь

ученику

преодолеть

это

напряжение

и

справиться

с

трудностями, настраивая на позитив. Процесс этот длительный и требует

кропотливой работы. Но все эти умения приходят с опытом и тогда уроки

аккомпанемента становятся более интересными и любимыми.

Очень важным моментом обучения в классе аккомпанемента являются

концертные и конкурсные выступления. Это итог и кульминационный

момент всей проделанной совместной работы.

Выступления на публике приносят юному концертмейстеру большую

пользу в плане воспитания сценического самообладания.

С иллюстратором ученик делит волнение и ответственность на сцене,

ждёт от него поддержки, как от опытного музыканта-профессионала. Здесь

главная

задача

концертмейстера-иллюстратора

настроить

ученика

на

положительные

эмоции.

Иллюстратор,

совместно

с

преподавателем-

пианистом, закладывает основные навыки аккомпанемента, воспитывает

чуткость, гибкость, уверенность в себе.

Все эти факторы влияют на то, что уроки по аккомпанементу для

большинства учеников-пианистов являются особенно востребованными, а

концертные выступления вызывают большой интерес как у самих учащихся,

так и у их родителей. Практика аккомпанемента позволяет любому, даже

технически мало продвинутому ученику, ощутить себя за инструментом

уверенно, почувствовать вкус публичного выступления.

4

Итогом совместной работы ученика, педагога-пианиста и иллюстратора

является концертное выступление.

Игра с концертмейстером уже с самого начала развивает у юного

музыканта «чувство локтя», позволяет избавиться от «страха» концертной

эстрады.

Сейчас мы вам продемонстрируем итог нашей совместной работы. Для

вас прозвучит несколько концертным номеров.

1. Михаил Иванович Глинка «Мазурка»

Аккомпанирует Чучалова Арина, ученица 5 класса.По учебному предмету

«Аккомпанемент» Арина занимается первый год и сегодня у неё первое

публичное выступление в качестве концертмейстера. Пожелаем ей удачи!

(исполнение 1мин 50 сек)

2. Дженкинсон Танец.

Аккомпанирует Северюхина Полина, ученица 6 класса. Она тоже занимается

аккомпанементом первый год, но у неё достаточный опыт в ансамблевом

музицировании. (исполнение 1 мин 40 сек)

3. Глиэр Романс.

Аккомпанирует Андреева Алина, занимается по предмету «Аккомпанемент»

третий год. У неё очень большой опыт концертных и конкурсных

выступлений в ансамблевом музицировании. (исполнение 2 мин)

Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих

способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения в

аккомпанировании

совершенствуют

слуховые,

ритмические,

образные

представления учащихся, формируют их музыкально-эстетический вкус,

воспитывают чувство партнёрства, обогащают кругозор, учат воспринимать

музыку осознанно. Эта работа несет положительный заряд всем участникам

процесса – и педагогу по специальности, и ученику, и иллюстратору.

Взаимообмен

опытом

между

иллюстратором-скрипачом

и

педагогом-

пианистом,

совместный

творческий

поиск

значительно

обогащает

музыкантов, расширяет их кругозор.

Ценно то, что учащиеся, получая удовлетворение от совместного

выполнения художественной работы, начинают понимать своеобразие

совместного исполнительства, испытывают радость общего порыва и

взаимной поддержки.

Своё выступление хочется закончить словами Бориса Асафьева

«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной

степени, становится другим».

Спасибо за внимание!

5



В раздел образования