Напоминание

День Знаний "Лесная школа"


Автор: Милюхина Елена Вячеславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №55 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: конспект
Тема: День Знаний "Лесная школа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования администрации города Орла Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 комбинированного вида»
Статья



Вариативные



формы



музыкальной



деятельности



детей

в

детском

саду





Музыкальный

руководитель


Милюхина Елена Вячеславовна ( высшая квалификационная категория ) 1

Орел

2016

год

Вариативные



формы



музыкальной



деятельности



детей

в

детском

саду




Музыка занимает особое, уникальное место в воспитание детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Б.М. Теплов назвал музыку «зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием, моделью человеческих эмоций». Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Можно сказать, что ребёнок – это сама эмоция, и поэтому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет большое значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности. Проводником ребёнка в мир музыкального искусства является педагог – музыкант. Насколько успешным будет процесс воспитания, зависит от его умения, творческого потенциала, от того, какие формы работы он использует, какие способы при этом являются преобладающими, какие методы и приёмы он считает наиболее эффективными и приемлемыми. Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) заставляет пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС,- это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребенка. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытий и презентация своего « Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. 2
Исходя из предложенных Стандартом возрастосообразных видов деятельности, становится возможным использование вариативных форм музыкальной деятельности детей в детском саду таких как:  музыкально- дидактическая игра;  компьютерные музыкальные игры;  театрализованная деятельность;  хороводная игра;  музыкальные игры- импровизации;  музыкальные конкурсы, фестивали, концерты;  музыкальные экскурсии и прогулки;  музыкальный музей;  клуб музыкальных интересов;  семейные вечера;  игровые развлечения;  музыкально- литературные композиции;  интегративная деятельность и многие другие формы работы. Я, как музыкальный руководитель, в своей работе уже давно использую многие из этих форм организации музыкальной деятельности детей. Большую роль в воспитание музыкального вкуса, в расширении познаний о творчестве великих поэтов и композиторов, в развитие детского творчества и приобщении их к различным видам искусства могут сыграть музыкально- литературные композиции. Они не только раскрывают какую- то определённую тему, но и отражают её посредством музыки , поэзии, живописи. Что же такое композиция? В чём особенность этой формы? Композиция ( от латинского compositio составление, связывание): 1. важнейший , организующий элемент художественной формы , придающий единство и цельность … 2. это одна из форм проведения концерта , праздника , включающая различные виды искусства (« Большой энциклопедический словарь »). Драматургическая основа музыкально – литературной композиции создаётся такими эмоционально- выразительными средствами, как живое слово, музыка, поэзия, хореография, пантомима. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность и лаконичность. От того насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в 3
сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие её зрительной аудиторией. Для проведения различных мероприятий в нашем детском саду мы часто использую форму музыкально-литературной композиции. Она интересна и необременительна для детей, так как не требует от них какой-то дополнительной подготовки. При составлении сценария можно опираться на тот музыкально - литературный материал, который уже в работе. Главное условие любого мероприятия для детей – интерес, оригинальность, разнообразие форм и методов. Музыкально – литературные композиции можно проводить целыми циклами, объединенными одной темой : «Времена года», « Музыкальные сказки», «П. И.Чайковский и дети» и д.р., или это могут быть отдельные концертные программы, посвящённые праздничным датам таким как: «День победы», «День отца», «День защиты детей» и др. В нашем ДОУ мы не раз обращались к этой форме проведения праздников для детей и родителей. В 2012-2014 г.г. вниманию зрителей были представлены следующие концертные программы: « День матери», « Пусть всегда будет солнце», « Звени и пой моя Россия», « Мир глазами детей», а музыкально -литературная композиция « Весенний калейдоскоп» была показана на Неделе педагогического мастерства для музыкальных руководителей и воспитателей города. Музыкально – литературные композиции имеют ещё одно значимое преимущество - это возможность объединить в одной программе выступления детей разных возрастных групп. Такая практика очень интересна и полезна. Дети учатся сравнивать своё выступление с выступлением товарищей, а родители наглядно могут представить перспективу творческого роста детей от второй младшей ( средней) до подготовительной группы. Но самое главное то, что совместные выступления помогают объединить детей и взрослых в единый творческий коллектив, которому по плечу решение задач, обозначенных в ФГОС к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: 4
 развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного , музыкального , изобразительного ), мира природы ;  становление эстетического отношения к окружающему миру ;  формирование элементарных представлений о видах искусства ;  восприятие музыки , художественной литературы , фольклора ;  стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений ;  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной , конструктивно - модельной , музыкальной и др .). Драматургическое построение музыкально – литературной композиции предусматривает интеграцию образовательных областей, формирование интеграционных личностных качеств детей, а так же индивидуализацию развития каждого ребенка, что является одним из требований ФГОС. Несколько слов хочется сказать и о таких формах организации музыкальной деятельности дошкольников как музыкальные фестивали и конкурсы . В марте 2015 года Вокальный ансамбль « Колокольчики» нашего детского сада принял участие во Всероссийском вокальном конкурсе «Чудо- песенка», где стал Лауреатам II степени. В мае 2015 года за сценарий театрализованного представления «На нашей Ярмарке смех да веселье» мы получили Диплом Лауреата XIII Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье» . 28 апреля 2015 года в нашем ДОУ проходил Вокальный конкурс «Весенние голоса» . В нем приняли участие дети в возрасте 4- 7 лет. Участниками Конкурса стали:  вокальный ансамбль « Кнопочки» ( средняя группа)  трио « Улыбка» ( старшая логопедическая группа)  вокальная группа «Веселые нотки» ( старшая группа)  вокальный ансамбль «Колокольчики» (подготовительная группа)  солисты Победители Вокального конкурса стали дипломантами и лауреатами в следующих номинациях :  « Малыши- карандаши» (возрастная категория4-5 лет) 5
 « Сольное пение» ( 5-7 лет)  «Вокальный ансамбль» ( 5-7 лет)  «Песни, опаленные войной» (6-7 лет) В февраль 2016 года наши маленькие артисты приняли участие во Всероссийском Вокальном конкурсе « Мелодинка». Дипломантами этого конкурса стали: солистка вокального ансамбля Нина Кузьмина ( номинация «Эстрадный вокал») и Вокальный дуэт «Улыбка» - София Алешина и Ульяна Чижкова ( номинация «Театр песни»). В мае 2016 года дипломантом Всероссийского фестиваля « Таланты России» в номинации « Сольное пение», стала Кузьмина Нина, а Вокальный дуэт семьи Жаткиных ( Жаткина Ольга Александровна и Жаткина Вика) стали лауреатом этого фестиваля. Несколько слов хочется сказать о своих планах и задумках. В 2016 -2017 учебном году мы планируем провести в нашем ДОУ фестиваль детского творчества « Радуга талантов». Эта форма организации музыкальной деятельности дошкольников позволяет расширить более узкие рамки вокального конкурса и включить в программу выступления танцоров и чтецов. Музыкальные конкурсы и фестивали детского творчества позволяют:  выявить одаренных детей, обладающих творческим потенциалом;  развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов;  сформировать эстетический вкус и нравственные качества участников;  способствуют дальнейшему развитию музыкальных и творческих способностей детей. Таким образом, музыкально – литературные композиции, конкурсы и фестивали детского творчества; театрализованные представления и музыкальные спектакли; семейные вечера; музыкальные экскурсии и прогулки становятся неотъемлемой частью музыкальной деятельности детей в дошкольных учреждениях. Они воспитывают культуру, развивают творческие способности детей, знакомят с произведениями современных поэтов и композиторов, помогают подрастающему поколению не забывать о традициях и обычаях своего народа. 6
7


В раздел образования