Автор: Милюхина Елена Вячеславовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №55 комбинированного вида" Населённый пункт: город Орел Наименование материала: конспект Тема: День Знаний "Лесная школа" Раздел: дошкольное образование
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации города Орла
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 комбинированного вида»
Статья
Вариативные
формы
музыкальной
деятельности
детей
в
детском
саду
Музыкальный
руководитель
Милюхина
Елена
Вячеславовна
(
высшая
квалификационная
категория
)
1
Орел
2016
год
Вариативные
формы
музыкальной
деятельности
детей
в
детском
саду
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитание детей
дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и
психологическими особенностями дошкольников. Б.М. Теплов назвал
музыку «зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием, моделью
человеческих эмоций».
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном
детстве. Можно сказать, что ребёнок – это сама эмоция, и поэтому значение
его встречи с музыкой трудно переоценить. Ориентация дошкольника на
ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет
большое значение не только для музыкального, но и общего развития
ребёнка, нравственно-эстетического становления личности.
Проводником ребёнка в мир музыкального искусства является
педагог – музыкант. Насколько успешным будет процесс воспитания, зависит
от его умения, творческого потенциала, от того, какие формы работы он
использует, какие способы при этом являются преобладающими, какие
методы и приёмы он считает наиболее эффективными и приемлемыми.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в
свет Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
заставляет пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые
установки, содержание, методы и формы работы с детьми.
Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС,- это ориентация
на социализацию и индивидуализацию развития ребенка. В связи с этим все
образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится
условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская
музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир
социальных отношений, открытий и презентация своего « Я» социуму.
Это основной ориентир для специалистов в преломлении музыкального
содержания программы в соответствии со Стандартом.
2
Исходя из предложенных Стандартом возрастосообразных видов
деятельности, становится возможным использование вариативных форм
музыкальной деятельности детей в детском саду таких как:
музыкально- дидактическая игра;
компьютерные музыкальные игры;
театрализованная деятельность;
хороводная игра;
музыкальные игры- импровизации;
музыкальные конкурсы, фестивали, концерты;
музыкальные экскурсии и прогулки;
музыкальный музей;
клуб музыкальных интересов;
семейные вечера;
игровые развлечения;
музыкально- литературные композиции;
интегративная деятельность и многие другие формы работы.
Я, как музыкальный руководитель, в своей работе уже давно использую
многие из этих форм организации музыкальной деятельности детей.
Большую роль в воспитание музыкального вкуса, в расширении
познаний о творчестве великих поэтов и композиторов, в развитие детского
творчества и приобщении их к различным видам искусства могут сыграть
музыкально- литературные композиции. Они не только раскрывают какую-
то определённую тему, но и отражают её посредством музыки , поэзии,
живописи.
Что же такое композиция? В чём особенность этой формы?
Композиция ( от латинского compositio составление, связывание):
1.
важнейший
,
организующий
элемент
художественной
формы
,
придающий
единство
и
цельность
…
2.
это
одна
из
форм
проведения
концерта
,
праздника
,
включающая
различные
виды
искусства
(«
Большой
энциклопедический
словарь
»).
Драматургическая основа музыкально – литературной композиции создаётся
такими эмоционально- выразительными средствами, как живое слово,
музыка, поэзия, хореография, пантомима.
Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы
соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе
логичность, стройность, целостность и лаконичность. От того насколько
данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в
3
сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит
эмоциональное и эстетическое восприятие её зрительной аудиторией.
Для проведения различных мероприятий в нашем детском саду мы часто
использую форму музыкально-литературной композиции. Она интересна и
необременительна для детей, так как не требует от них какой-то
дополнительной подготовки.
При составлении сценария можно опираться на тот музыкально -
литературный материал, который уже в работе. Главное условие любого
мероприятия для детей – интерес, оригинальность, разнообразие форм и
методов.
Музыкально – литературные композиции можно проводить целыми
циклами, объединенными одной темой : «Времена года», « Музыкальные
сказки», «П. И.Чайковский и дети» и д.р., или это могут быть отдельные
концертные программы, посвящённые праздничным датам таким как:
«День победы», «День отца», «День защиты детей» и др.
В нашем ДОУ мы не раз обращались к этой форме проведения праздников
для детей и родителей.
В 2012-2014 г.г. вниманию зрителей были представлены следующие
концертные программы: « День матери», « Пусть всегда будет солнце»,
« Звени и пой моя Россия», « Мир глазами детей», а музыкально
-литературная композиция « Весенний калейдоскоп» была показана на
Неделе педагогического мастерства для музыкальных руководителей и
воспитателей города.
Музыкально – литературные композиции имеют ещё одно значимое
преимущество - это возможность объединить в одной программе
выступления детей разных возрастных групп. Такая практика очень
интересна и полезна. Дети учатся сравнивать своё выступление с
выступлением товарищей, а родители наглядно могут представить
перспективу творческого роста детей от второй младшей ( средней) до
подготовительной группы.
Но самое главное то, что совместные выступления помогают объединить
детей и взрослых в единый творческий коллектив, которому по плечу
решение задач, обозначенных в ФГОС к образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»:
4
развитие
предпосылок
ценностно
-
смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства
(
словесного
,
музыкального
,
изобразительного
),
мира
природы
;
становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру
;
формирование
элементарных
представлений
о
видах
искусства
;
восприятие
музыки
,
художественной
литературы
,
фольклора
;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений
;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(
изобразительной
,
конструктивно
-
модельной
,
музыкальной
и
др
.).
Драматургическое построение музыкально – литературной композиции
предусматривает интеграцию образовательных областей, формирование
интеграционных личностных качеств детей, а так же индивидуализацию
развития каждого ребенка, что является одним из требований ФГОС.
Несколько слов хочется сказать и о таких формах организации музыкальной
деятельности дошкольников как музыкальные фестивали и конкурсы .
В марте 2015 года Вокальный ансамбль « Колокольчики» нашего детского
сада принял участие во Всероссийском вокальном конкурсе «Чудо-
песенка», где стал Лауреатам II степени. В мае 2015 года за сценарий
театрализованного представления «На нашей Ярмарке смех да веселье» мы
получили Диплом Лауреата XIII Всероссийского творческого конкурса
«Талантоха» в номинации «Сценарии праздников и мероприятий в детском
саду, школе, семье» .
28 апреля 2015 года в нашем ДОУ проходил Вокальный конкурс
«Весенние голоса» . В нем приняли участие дети в возрасте 4- 7 лет.
Участниками Конкурса стали:
вокальный ансамбль « Кнопочки» ( средняя группа)
трио « Улыбка» ( старшая логопедическая группа)
вокальная группа «Веселые нотки» ( старшая группа)
вокальный ансамбль «Колокольчики»
(подготовительная группа)
солисты
Победители Вокального конкурса стали дипломантами и лауреатами в
следующих номинациях :
« Малыши- карандаши» (возрастная категория4-5 лет)
5
« Сольное пение» ( 5-7 лет)
«Вокальный ансамбль» ( 5-7 лет)
«Песни, опаленные войной» (6-7 лет)
В февраль 2016 года наши маленькие артисты приняли участие во
Всероссийском Вокальном конкурсе « Мелодинка».
Дипломантами этого конкурса стали: солистка вокального ансамбля Нина
Кузьмина ( номинация «Эстрадный вокал») и Вокальный дуэт «Улыбка» -
София Алешина и Ульяна Чижкова ( номинация «Театр песни»).
В мае 2016 года дипломантом Всероссийского фестиваля « Таланты
России» в номинации « Сольное пение», стала Кузьмина Нина, а
Вокальный дуэт семьи Жаткиных ( Жаткина Ольга Александровна и Жаткина
Вика) стали лауреатом этого фестиваля.
Несколько слов хочется сказать о своих планах и задумках.
В 2016 -2017 учебном году мы планируем провести в нашем ДОУ
фестиваль детского творчества « Радуга талантов». Эта форма организации
музыкальной деятельности дошкольников позволяет расширить более узкие
рамки вокального конкурса и включить в программу выступления танцоров и
чтецов.
Музыкальные конкурсы и фестивали детского творчества позволяют:
выявить одаренных детей, обладающих творческим потенциалом;
развивать художественное восприятие, чувственную сферу,
способность к интерпретации художественных образов;
сформировать эстетический вкус и нравственные качества участников;
способствуют дальнейшему развитию музыкальных и творческих
способностей детей.
Таким образом, музыкально – литературные композиции, конкурсы и
фестивали детского творчества; театрализованные представления и
музыкальные спектакли; семейные вечера; музыкальные экскурсии и
прогулки становятся неотъемлемой частью музыкальной деятельности детей
в дошкольных учреждениях. Они воспитывают культуру, развивают
творческие способности детей, знакомят с произведениями современных
поэтов и композиторов, помогают подрастающему поколению не забывать о
традициях и обычаях своего народа.
6
7