Напоминание

Воспитание толерантности как педагогическая проблема


Автор: Бичина Галина Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ Оренбургский учетно-финансовый техникум
Населённый пункт: ОРЕНБУРГ
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Воспитание толерантности как педагогическая проблема
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Бичина Г.В.

Воспитание толерантности как педагогическая проблема
Человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия. Мы живем в век глобализации экономики и всё большей мобильности, формирования обще- мирового экономического пространства, интенсивности развития средств массовой коммуникации, приведших к интернационализации всех сторон че- ловеческого бытия, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштаб- ных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования со- циальной структур. Эти изменения среды обитания людей послужили пред- посылкой необходимости выведения мышления подрастающего поколения человечества на новый «планетарный» уровень. «Планетарное сознание» должно способствовать формированию у каждой личности таких качеств как способность понимания, толерантность, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире. Мы должны понимать, что современные дети живут в новых условиях: в новых условиях существования этноса, к которому они принадлежат. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрос- лость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваи- вают различные социальные роли. Юность - это ступень перехода от отрочества к взрослости в быстро ме- няющихся условиях. И здесь крайне важно обратить внимание на то, что этот возрастной этап - переход от подростничества к юности - характеризуется 1
особым типом смысловых отношений подростка к окружающей социальной действительности. В свое время, обобщая работы по педологии подростка, Л.С. Выготский охарактеризовал этот этап как «расширение социальной среды». Подросток выстраивает новые отношения с окружающей средой, точнее, по-новому переживает свои отношения с окружающей социальной действительностью. Существенной особенностью в изменении этих социальных отношений и яв- ляется трансформация его социальной позиции, самоопределение в системе социальных отношений, отнесение себя к тем или иным социальным груп- пам. Юношеский период развития личности характеризуется особенностями, которые можно отнести к интолерантному (противоположному толерантному) поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность своего образа «Я», безответственность, просто незнание жизни, неспособность на компромиссы. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем. Одним из главных социальных институтов, способствующих воспита- нию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не проявиться, не будучи специально воспитанной, сформированной. Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как сред- ство решения острейших социально-политических, межэтнических, меж- культурных проблем и задач в современной России. А ведь образование все- гда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосо- знания. 2
Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодей- ствия культур. В качестве главной задачи образования определено формиро- вание человека, готового к активной созидательной деятельности в современ- ной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою соци- ально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. Модернизация российского образования нацелена на формирование но- вого образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление молодежи, подготовку воспитанников к жизненно- му самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважение другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделя- ешь, понимание и принятие традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры. Воспитание культуры толерантности у студентов системы среднего про- фессионального образования было и остается в ряду наиболее востребован- ных аспектов гуманистической морали. Эта проблема неразрывно связана с трудовым воспитанием будущих специалистов и может раскрываться в разных аспектах: философском, этическом, эстетическом, психологическом, правовом и т.д. Настоящее исследование посвящено педагогическому контек- сту, органично включающему проблему воспитания толерантной культуры студента среднего профессионального образования. Эта категория студентов психологически сближается со старшеклассниками средних школ, но нахо- дится в специфичных условиях воспитательно-образовательного процесса. Анализ массового опыта воспитания толерантной культуры студента среднего профессионального образования свидетельствует о том, что в этой сфере назрел ряд противоречий: 3
между интенсивным темпом научно-технического развития и проявлением антигуманного отношения к представителям иных национальностей и кон- фессий; между востребованностью высокого уровня профессионализма, включающе- го учет передового интернационального опыта, и проявлением нерадивого от- ношения к труду; между необходимостью интенсифицировать процесс воспи- тания толерантной культуры в среднем профессиональном образовании и от- сутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта работы по данной проблеме. Сегодня воспитание толерантной культуры должно пронизывать дея- тельность всех социальных инструментов и в первую очередь тех, которые оказывают непосредственное воздействие на восписание личности будущего специалиста. Система среднего профессионального образования как социаль- ный институт имеет всесторонние возможности для развития и совершен- ствования у студента культуры толерантности. Эти возможности способны быть реализованы как в учебной, так и в неаудиторной деятельности. В современной студенческой среде могут и должны быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к нравственному поведе- нию. Таким образом, воспитательный процесс необходимо направить на вос- питание у будущих специалистов этнокультурной компетентности. Следова- тельно, надо признавать принцип плюрализма, иметь знания о других наро- дах и культурах, понимать их своеобразие. Подобная компетентность дости- гается посредством умений и навыков поведения, которые способствуют эф- фективному межнациональному и межконфессиональному взаимопонима- нию и взаимодействию. Современный студент системы среднего профессионального образова- ния должен правильно воспринимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого на планете, уважать права, обычаи, взгля- ды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности обще- ства, не нанося вреда и не ущемляя прав других людей. Эти закономерности 4
определяют воспитательную работу по выработке толерантных отношений в студенческой среде. Таким образом, изучение состояния процесса воспитания толерантности студента среднего профессионального образования (на основе анализа учебно-воспитательных мероприятий и передового педагогического опыта) способствует поиску путей успешного решения существующих вопросов и на этой основе, выработке конкретных рекомендаций. Важным условием организации данного процесса является разработка структурно- функциональной модели, определяющей его цель, принципы, формы, методы, педагогические условия, а также варианты оптимального выбора технологий формирования знаний, умений и навыков позитивного поведения, что обеспечит целостность образовательного процесса. Решение данной проблемы возможно усилиями педагогических коллективов, способных создавать условия для вовлечения студентов в процесс принятия решения в реальных жизненных ситуациях; для вовлечения в процессы межличностного общения, основывающиеся на общечеловеческих ценностях, на основе воспитания у них толерантности. 5


В раздел образования