Воспитание толерантности как педагогическая проблема
Автор: Бичина Галина Вячеславовна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГАПОУ Оренбургский учетно-финансовый техникум Населённый пункт: ОРЕНБУРГ Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Воспитание толерантности как педагогическая проблема Раздел: среднее профессиональное
Воспитание толерантности как педагогическая проблема
Человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия. Мы живем в век
глобализации экономики и всё большей мобильности, формирования обще-
мирового
экономического
пространства,
интенсивности
развития
средств
массовой коммуникации, приведших к интернационализации всех сторон че-
ловеческого бытия, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштаб-
ных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования со-
циальной структур. Эти изменения среды обитания людей послужили пред-
посылкой необходимости выведения мышления подрастающего поколения
человечества
на
новый
«планетарный»
уровень.
«Планетарное
сознание»
должно способствовать формированию у каждой личности таких качеств как
способность понимания, толерантность, доброжелательность по отношению
ко всем людям в мире.
Мы должны понимать, что современные дети живут в новых условиях: в
новых условиях существования этноса, к которому они принадлежат. В силу
возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний,
позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы,
не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.
Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого
раннего возраста, как и всякое воспитание. В то же время особое внимание к
его активизации и организации должно проявляться по отношению к детям
подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрос-
лость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и
подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваи-
вают различные социальные роли.
Юность - это ступень перехода от отрочества к взрослости в быстро ме-
няющихся условиях. И здесь крайне важно обратить внимание на то, что этот
возрастной этап - переход от подростничества к юности - характеризуется
1
особым типом смысловых отношений подростка к окружающей социальной
действительности.
В свое время, обобщая работы по педологии подростка, Л.С. Выготский
охарактеризовал этот этап как «расширение социальной среды». Подросток
выстраивает
новые
отношения
с
окружающей
средой,
точнее, по-новому
переживает свои отношения с окружающей социальной действительностью.
Существенной особенностью в изменении этих социальных отношений и яв-
ляется трансформация его социальной позиции, самоопределение в системе
социальных отношений, отнесение себя к тем или иным социальным груп-
пам.
Юношеский период развития личности характеризуется особенностями,
которые
можно
отнести
к
интолерантному
(противоположному
толерантному)
поведению:
повышенная
агрессивность,
некритичность
мышления,
несформированность
своего
образа
«Я»,
безответственность,
просто незнание жизни, неспособность на компромиссы. От того, как человек
преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько
понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.
Одним из главных социальных институтов, способствующих воспита-
нию толерантной личности в современном обществе, является образование.
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща
человеку изначально и может никогда не проявиться, не будучи специально
воспитанной, сформированной.
Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно
недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как сред-
ство
решения
острейших
социально-политических,
межэтнических,
меж-
культурных проблем и задач в современной России. А ведь образование все-
гда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний,
достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством
развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосо-
знания.
2
Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества,
но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодей-
ствия культур. В качестве главной задачи образования определено формиро-
вание человека, готового к активной созидательной деятельности в современ-
ной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою соци-
ально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур,
уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и
согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.
Модернизация российского образования нацелена на формирование но-
вого образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-
нравственное становление молодежи, подготовку воспитанников к жизненно-
му самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических
идеалов. Основой толерантности как качества личности является признание
права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков
он есть, уважение другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделя-
ешь, понимание и принятие традиций, ценностей и культуры представителей
другой национальности и веры.
Воспитание культуры толерантности у студентов системы среднего про-
фессионального образования было и остается в ряду наиболее востребован-
ных аспектов гуманистической морали. Эта проблема неразрывно связана с
трудовым
воспитанием
будущих
специалистов
и
может
раскрываться
в
разных аспектах: философском, этическом, эстетическом, психологическом,
правовом и т.д. Настоящее исследование посвящено педагогическому контек-
сту, органично включающему проблему воспитания толерантной культуры
студента среднего профессионального образования. Эта категория студентов
психологически сближается со старшеклассниками средних школ, но нахо-
дится в специфичных условиях воспитательно-образовательного процесса.
Анализ
массового
опыта
воспитания
толерантной
культуры
студента
среднего профессионального образования свидетельствует о том, что в этой
сфере назрел ряд противоречий:
3
между интенсивным темпом научно-технического развития и проявлением
антигуманного отношения к представителям иных национальностей и кон-
фессий;
между востребованностью высокого уровня профессионализма, включающе-
го учет передового интернационального опыта, и проявлением нерадивого от-
ношения к труду; между необходимостью интенсифицировать процесс воспи-
тания толерантной культуры в среднем профессиональном образовании и от-
сутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта работы по
данной проблеме.
Сегодня воспитание толерантной культуры должно пронизывать дея-
тельность всех социальных инструментов и в первую очередь тех, которые
оказывают непосредственное воздействие на восписание личности будущего
специалиста. Система среднего профессионального образования как социаль-
ный институт имеет всесторонние возможности для развития и совершен-
ствования у студента культуры толерантности. Эти возможности способны
быть реализованы как в учебной, так и в неаудиторной деятельности.
В современной студенческой среде могут и должны быть сформированы
гуманистические ценности и реальная готовность к нравственному поведе-
нию. Таким образом, воспитательный процесс необходимо направить на вос-
питание у будущих специалистов этнокультурной компетентности. Следова-
тельно, надо признавать принцип плюрализма, иметь знания о других наро-
дах и культурах, понимать их своеобразие. Подобная компетентность дости-
гается посредством умений и навыков поведения, которые способствуют эф-
фективному
межнациональному
и
межконфессиональному
взаимопонима-
нию и взаимодействию.
Современный студент системы среднего профессионального образова-
ния должен правильно воспринимать единство человечества, взаимосвязь и
взаимозависимость всех и каждого на планете, уважать права, обычаи, взгля-
ды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности обще-
ства, не нанося вреда и не ущемляя прав других людей. Эти закономерности
4
определяют воспитательную работу по выработке толерантных отношений в
студенческой среде.
Таким образом, изучение состояния процесса воспитания толерантности
студента
среднего
профессионального
образования
(на
основе
анализа
учебно-воспитательных мероприятий и передового педагогического опыта)
способствует поиску путей успешного решения существующих вопросов и на
этой
основе,
выработке
конкретных
рекомендаций.
Важным
условием
организации
данного
процесса
является
разработка
структурно-
функциональной
модели,
определяющей
его
цель,
принципы,
формы,
методы, педагогические условия, а также варианты оптимального выбора
технологий формирования знаний, умений и навыков позитивного поведения,
что обеспечит целостность образовательного процесса.
Решение
данной
проблемы
возможно
усилиями
педагогических
коллективов,
способных
создавать
условия
для
вовлечения
студентов
в
процесс
принятия
решения
в
реальных
жизненных
ситуациях;
для
вовлечения
в
процессы
межличностного
общения,
основывающиеся
на
общечеловеческих ценностях, на основе воспитания у них толерантности.
5