Автор: Лукашенко Дарья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Лицей № 74"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ответственного отношения к живой природе на уроках окружающего мира в начальных классах
Раздел: начальное образование
Формирование ответственного отношения к живой природе на уроках
окружающего мира в начальных классах
Лукашенко Дарья Владимировна, заместитель директора, учитель биологии,
Изучение экологии в рамках предмета окружающего мира имеет большое значение
как для формирования экологической грамотности обучающихся, так и для всего нашего
общества. На уроках мы обращаем внимание обучающихся на необходимость охраны
окружающей среды и рациональное природопользование, говорим о необходимости
моделирования устойчивого, гармоничного развития общества и природы. И самое
главное, уделяем внимание воспитанию таких личностных результатов, как приоритет
ценности жизни во всех ее проявлениях.
На уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности мы формируем
собственное ответственное отношение к природе у детей как этическую норму.
Процесс формирования ответственного отношения к природе очень сложен по
структуре. Мы заинтересовываем детей рассказами природе и ее объектах, привлекаем их
к ведению фенологических наблюдений, проведению опытов, учим отвечать на
несложные вопросы, побуждаем рассказать о своих переживаниях и впечатлениях,
полученных в ходе наблюдений и исследований. Главное - это сформировать отношение
заботливого хозяина природы, стремящегося сохранить ее для будущих поколений. В
решении этой задачи хорошо помогает школьный учебник по окружающему миру.
Однако чтобы добиться более высоких результатов нравственного развития обучающихся,
а именно сформировать ценностное отношение к природе, учителю часто приходится
прибегать к определенным приемам, подбирать дополнительный материал, используя
ресурсы
школьной
библиотеки
или
интернета.
Важно
научить
обучающегося
воспринимать природу как самостоятельное существо, с которым мы взаимодействуем. У
детей, в силу возраста, велика необходимость в общении, и учителю важно использовать
эту потребность организуя групповую проектную деятельность, совместное обсуждение и
решение проблемных вопросов экологического содержания.
Один из приемов, который я использую на уроках, называется «Чему меня может
научить животное». Начинаю с того, что говорю, что любое животное может нас научить
чему-то очень полезному. Возьмем, например, собаку. Чему она может научить? Многие
говорят: преданности. А кошка? Здесь можно услышать и то, что кошки ленивые, все
время спят, а некоторые шипят и царапаются. Но в беседе подводим детей к мысли о том,
что кошка учит человека усидчивости и терпению, когда часами выслеживает мышку.
Одно из интересных решений было, когда мы обсуждали чему может научить бабочка:
гусеница превращается в бабочку и тем самым показывает человеку, что всегда есть шанс
измениться в лучшую сторону.
Таким образом на уроках окружающего мира мы решаем важнейшие задачи
образовательной деятельности: формирование экологической грамотности, ценностного
обношения к живой природе, формирование нравственно-этических норм и моральных
принципов, которым обучающийся будет следовать на протяжении дальнейшей учебы и
всей жизни.