Напоминание

Формирование ответственного отношения к живой природе на уроках окружающего мира в начальных классах


Автор: Лукашенко Дарья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Лицей № 74"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ответственного отношения к живой природе на уроках окружающего мира в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование ответственного отношения к живой природе на уроках

окружающего мира в начальных классах

Лукашенко Дарья Владимировна, заместитель директора, учитель биологии,

Изучение экологии в рамках предмета окружающего мира имеет большое значение

как для формирования экологической грамотности обучающихся, так и для всего нашего

общества. На уроках мы обращаем внимание обучающихся на необходимость охраны

окружающей среды и рациональное природопользование, говорим о необходимости

моделирования устойчивого, гармоничного развития общества и природы. И самое

главное, уделяем внимание воспитанию таких личностных результатов, как приоритет

ценности жизни во всех ее проявлениях.

На уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности мы формируем

собственное ответственное отношение к природе у детей как этическую норму.

Процесс формирования ответственного отношения к природе очень сложен по

структуре. Мы заинтересовываем детей рассказами природе и ее объектах, привлекаем их

к ведению фенологических наблюдений, проведению опытов, учим отвечать на

несложные вопросы, побуждаем рассказать о своих переживаниях и впечатлениях,

полученных в ходе наблюдений и исследований. Главное - это сформировать отношение

заботливого хозяина природы, стремящегося сохранить ее для будущих поколений. В

решении этой задачи хорошо помогает школьный учебник по окружающему миру.

Однако чтобы добиться более высоких результатов нравственного развития обучающихся,

а именно сформировать ценностное отношение к природе, учителю часто приходится

прибегать к определенным приемам, подбирать дополнительный материал, используя

ресурсы

школьной

библиотеки

или

интернета.

Важно

научить

обучающегося

воспринимать природу как самостоятельное существо, с которым мы взаимодействуем. У

детей, в силу возраста, велика необходимость в общении, и учителю важно использовать

эту потребность организуя групповую проектную деятельность, совместное обсуждение и

решение проблемных вопросов экологического содержания.

Один из приемов, который я использую на уроках, называется «Чему меня может

научить животное». Начинаю с того, что говорю, что любое животное может нас научить

чему-то очень полезному. Возьмем, например, собаку. Чему она может научить? Многие

говорят: преданности. А кошка? Здесь можно услышать и то, что кошки ленивые, все

время спят, а некоторые шипят и царапаются. Но в беседе подводим детей к мысли о том,

что кошка учит человека усидчивости и терпению, когда часами выслеживает мышку.

Одно из интересных решений было, когда мы обсуждали чему может научить бабочка:

гусеница превращается в бабочку и тем самым показывает человеку, что всегда есть шанс

измениться в лучшую сторону.

Таким образом на уроках окружающего мира мы решаем важнейшие задачи

образовательной деятельности: формирование экологической грамотности, ценностного

обношения к живой природе, формирование нравственно-этических норм и моральных

принципов, которым обучающийся будет следовать на протяжении дальнейшей учебы и

всей жизни.



В раздел образования