Напоминание

Методический конструктор: как собрать эффективный урок из проверенных практик и новых решений


Автор: Долгая Людмила Ивановна
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 21" Приволжского района города Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан город Казань
Наименование материала: «Методика как главный инструмент учителя. Традиции и новации в преподавании. Лучшие практики и методы повышения образовательного результата»
Тема: Методический конструктор: как собрать эффективный урок из проверенных практик и новых решений
Раздел: среднее образование





Назад




Тема выступления: «Методика как главный инструмент учителя.

Традиции и новации в преподавании. Лучшие практики и методы

повышения образовательных результатов»

Выступающий: учитель физики и математики Долгая Людмила

Ивановна

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самом главном в нашей

профессии – о нашем инструментарии. Если столяр не может работать без

острого рубанка, а хирург – без скальпеля, то наш главный, универсальный и

многофункциональный инструмент – это методика.

Но что такое методика в современном понимании? Это не просто набор

уроков из школьного пособия. Это осознанный выбор методов, приемов,

технологий и форм организации учебной деятельности для достижения

конкретных образовательных результатов. И сегодня я предлагаю

рассмотреть этот инструмент с трех ключевых позиций: Традиции, Новации

и их эффективный синтез в лучших практиках.

Что такое современная методика?

Это уже не просто следование учебнику и плану урока. Сегодня методика —

это:

Осознанный выбор технологий и приемов

Гибкость в реагировании на потребности класса

Творческий подход к подаче материала

Способ сделать сложное - доступным, а скучное - интересным

1. Традиции: Прочный фундамент знаний

Давайте отдадим должное традиционной методике. Её ядро – это

классическая объяснительно-иллюстративная система. И в ней есть

незыблемые и мощные strength:

Лекция: Системное, структурированное изложение сложного материала.

Никакой RuTube-ролик не заменит живого, эмоционального рассказа учителя

о законах Ньютона, подкрепленного уверенным владением предметом.

Семинар: Глубокое обсуждение ключевых тем, где ученики учатся

аргументировать свою точку зрения, опираясь на первоисточники (учебник,

дополнительную литературу).

Фронтальный эксперимент: когда учитель сам проводит опыт на

демонстрационном столе, он не только показывает явление, но и дает мастер-

класс по технике безопасности, постановке гипотезы и точности измерений.

Опасность: застрять только в этой парадигме – значит рисковать потерей

интереса учеников, для которых мир – это интерактивное, динамичное

пространство.

Вывод: Мы не отказываемся от традиций. Мы берем их за основу, за тот

прочный каркас, на который будем нанизывать современные элементы.

2. Новации: Мост между знанием и интересом

Современные дети – «цифровые аборигены». Их мышление клиповое, они

привыкли к быстрой смене деятельности и интерактиву. Наша задача –

построить мост от их мира к миру фундаментальных знаний. И здесь нам

помогают новации.

Я хочу представить несколько методов, которые я активно применяю на

своих уроках физики и которые, уверен, транслируемы на другие предметы.

1. Перевернутый класс

1. Метод: «Перевернутый класс»

Суть метода: Классическая модель «теория в классе – практика дома»

меняется местами. Теорию ученики изучают дома в формате коротких видео

или интерактивных презентаций, а ценное время урока мы тратим на

практику, дискуссии и решение проблем.

Моя практика на уроке физики:

Перед темой «Законы Ньютона» я записываю 10-минутный видеоурок, где

ясно и просто объясняю суть законов, показываю анимации и ключевые

формулы. Домашнее задание – посмотреть видео и составить 2-3 вопроса по

нему.

А что же на самом уроке? А на уроке – мы не слушаем лекцию. Мы сразу

погружаемся в мир практики:

Решаем сложные, нестандартные задачи.

Проводим лабораторные работы, где нужно не просто «снять показания», а

проанализировать, как именно Первый, Второй или Третий закон

проявляется в опыте.

Устраиваем дебаты: «Мог бы автомобиль двигаться, если бы сила трения

исчезла?»

Результат:

Повышение ответственности учеников за свой учебный процесс.

Рост времени на отработку навыков и личное взаимодействие «учитель-

ученик» на уроке.

Те, кто болел или отстал, могут легко нагнать материал.

Суть: Теорию ученики изучают дома (видеоурок, интерактивная

презентация), а время на уроке посвящается практике, обсуждению, решению

задач и эксперименту.

Мой пример: Перед темой «Закон Архимеда» ребята дома смотрят 7-

минутный ролик, где я объясняю суть закона и показываю простой опыт. На

уроке мы не тратим время на лекцию. Мы сразу погружаемся в

лабораторную работу: исследуем, от чего зависит выталкивающая сила,

решаем сложные, нестандартные задачи, проводим мини-соревнования «Чей

корабль удержит больше груза?».

Результат: Резко растет время на отработку навыков и личное

взаимодействие с учениками. Домашнее задание становится осмысленным.

2. Метод кейсов

Мы переносим физику из класса в реальный мир, решая конкретные

инженерные или научные проблемы

Суть: Ученикам предлагается реальная (или максимально приближенная к

реальной) проблемная ситуация.

Мой пример: Тема «Электрические цепи». Кейс: «Вы приехали на дачу, и у

вас перегорели пробки. В наличии есть источник тока, провода, лампочка от

фонарика и предохранитель. Соберите цепь, которая будет работать, и будет

защищена от короткого замыкания. Объясните свой выбор».

Практика: Кейс: "Инженеры "Лукойла" столкнулись с проблемой: при

транспортировке по трубопроводу вязкость нефти сильно меняется от

температуры. Ваша задача, используя знания из раздела "Молекулярная

физика", предложить способ оптимизации транспортировки зимой и

летом".

Результат: Развитие критического и проектное мышления, понимание

профориентационной значимости предмета.

3. Цифровые лаборатории и симуляторы:

Суть: Использование датчиков, цифровых микроскопов и компьютерных

симуляторов.

Мой пример: Изучая диффузию, мы можем не только наблюдать, как капля

чернил растекается в стакане с водой, но и с помощью датчика температуры

увидеть, как этот процесс ускоряется при нагреве. А симуляторы с сайта

PhET позволяют «собирать» электрические цепи, менять параметры цепей

переменного тока или наблюдать за движением спутников – то, что

невозможно или опасно сделать в школьной лаборатории.

Результат: Повышается наглядность, точность измерений и, что важно,

безопасность экспериментов. Ученики видят физику как современную,

технологичную науку.

4.Смешанное обучение и его модель «Ротация станций» — это мощный

инструмент для организации современного урока физики, который позволяет

уйти от фронтальной работы и реализовать дифференцированный

подход на практике.

Это модель, при которой класс делится на небольшие группы, которые в

течение урока последовательно переходят (ротируются) по

нескольким «станциям» — особым центрам активности. Каждая станция

предлагает свой формат работы и тип учебной деятельности. Ключевая

особенность — одна из станций обязательно предполагает работу с

учителем для углубленного изучения темы.

Как это работает на уроке физики: подробный пример

Тема: «Сила трения. Виды трения. Способы изменения силы трения» (7

класс)

Класс делится на 3 группы. Ротация по станциям каждые 12-13 минут.

Станция 1: Работа с учителем (Станция «Теоретик-исследователь»)

Цель: Первичное объяснение закона, отработка формул, решение задач

под руководством наставника.

Оборудование: Учебник, раздаточные карточки с задачами разного

уровня сложности, мини-доска и маркеры для быстрых расчетов.

Деятельность:

o

Объяснение: Учитель кратко объясняет суть силы трения, ее виды

(покоя, скольжения, качения), формулу Fтр = μN.

o

Дифференциация:

Группа 1 (базовый уровень): Решает задачи на прямое применение

формулы («Найдите силу трения, если коэффициент трения 0.2, а вес

тела 50Н»).

Группа 2 (продвинутый уровень): Решает качественные задачи («Как

изменится сила трения, если брусок поставить на ребро?», «Почему

подшипники уменьшают трение?»).

Станция 2: Экспериментальная лаборатория (Станция «Практик»)

Цель: Эмпирическим путем установить зависимость силы трения от

веса тела и рода поверхности.

Оборудование: Набор брусков разного веса и материала (дерево,

пластик), динамометр, набор поверхностей (дерево, наждачная бумага,

стекло), несколько цилиндрических карандашей (для демонстрации

трения качения).

Задание (по инструкционной карте):

1.

Измерьте силу трения скольжения бруска по деревянной поверхности.

2.

Положите на брусок груз и измерьте силу трения снова. Сделайте

вывод.

3.

Проведите опыт, заменив деревянную поверхность на наждачную.

Сделайте вывод.

4.

Дополнительное задание: Попробуйте перекатить брусок на

карандашах. Сравните силу трения качения и скольжения.

Результат: Ученики самостоятельно приходят к выводам о факторах,

влияющих на силу трения, и заполняют отчетную таблицу.

Станция 3: Станция «Конструкторское бюро» или «Работа с

информацией»

Вариант А: Станция «Конструкторское бюро» (Проектно-прикладная)

Цель: Применить полученные знания для решения инженерной задачи.

Оборудование: Конструктор (например, Lego Technic или простой

деревянный), карточки с задачами.

Задание: «Вам необходимо спроектировать и построить из

предложенных материалов сани, которые будут оказывать наименьшее

сопротивление при движении по «снегу» (поверхности из наждачной

бумаги). Обоснуйте свой выбор конструкции».

Результат: Развитие инженерного мышления, креативности и умения

работать в команде.

Вариант Б: Станция «Работа с текстом» (Развитие функциональной

грамотности)

Цель: научиться извлекать физическую информацию из

неадаптированных текстов.

Оборудование: Подборка текстов (на печатных листах), маркеры.

Задания:

o

Текст 1: Отрывок из статьи о шинах для гоночных автомобилей.

Задание: «Выделите маркером все упоминания о способах изменения

силы трения».

o

Текст 2: Исторический текст о том, как египтяне перемещали каменные

блоки для пирамид. Задание: «Объясните, с точки зрения физики,

почему подливали воду под полозья».

o

Текст 3: Описание принципа работы антиблокировочной системы

(ABS). Задание: «Объясните, почему трение покоя для колеса

эффективнее трения скольжения».

Результат: Ученики видят физику в реальном контексте, развивают

навыки анализа и интерпретации текста.

Вариант В: Станция «Моделирование и визуализация»

Цель: создать наглядную модель явления.

Оборудование: Бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей,

ножницы.

Задание: «Создайте схематический плакат-инфографику на тему «Сила

трения: друг или враг?». Приведите не менее 3-х примеров, где трение

полезно, и 3-х примеров, где оно вредно. Предложите способы его

увеличения и уменьшения в ваших примерах».

Результат: Визуальное закрепление материала, развитие системного

мышления.

5. Формирующее оценивание в реальном времени:

1. Метод «Цветовых сигналов» (Светофор понимания)

Как это работает: у каждого ученика на парте лежат три

карточки: зеленая (все понял), желтая (есть вопросы), красная (ничего не

понял).

Применение на уроке физики:

После объяснения темы «Закон Архимеда» я задаю вопрос: «Почему

айсберг плавает, погрузившись в воду лишь на часть своего объема?»

Прошу поднять карточку, соответствующую уровню понимания.

Результат: Мгновенная картина по всему классу. Я вижу, что 60% —

«зеленые», 30% — «желтые» и 10% — «красные». Это сигнал: нужно

поработать с «желтой» группой, задав уточняющие вопросы, а «красным»

дать дополнительное объяснение на примере.

2. Метод «Выходных билетов»

Как это работает: за 3-5 минут до конца урока каждый ученик получает

маленький листочек (половинка А5) с одним-двумя ключевыми вопросами

по теме урока.

Применение на уроке физики:

Тема: «Законы Ньютона».

Вопросы на билете:

1.

Сформулируй второй закон Ньютона.

2.

Приведи один пример проявления этого закона из повседневной жизни.

Ученики сдают билеты на выходе. Я их быстро просматриваю после урока.

Результат: Точечная диагностика понимания каждым учеником. На

следующем уроке я уже знаю, на что сделать акцент: «Коллеги, я увидел, что

многие путают формулировку, поэтому давайте еще раз...»

3. Метод «Мини-доски»

Как это работает: у каждого ученика или пары — небольшой листочек.

Применение на уроке физики:

o

Задаю вопрос с множественным выбором или прошу нарисовать схему.

Например: «Изобразите схему соединения лампочек в гирлянде, если они

соединены последовательно».

o

Команда: «Раз, два, три — покажи!» Все одновременно поднимают доски.

o

Результат: Мгновенный обзор ответов всего класса. Я сразу вижу, кто

нарисовал верно, а кто допустил ошибку. Можно сразу же провести работу

над ошибками, попросив ученика с правильным ответом объяснить свое

решение.

4. Метод «Больших пальцев»

Как это работает: Быстрый и невербальный способ самодиагностики.

o

Палец вверх: «Я все понял и могу объяснить другому».

o

Палец в сторону: «Я в целом понял, но есть отдельные вопросы».

o

Палец вниз: «Я не понял тему и мне нужно помочь».

Применение: идеально после сложного объяснения или решения задачи.

Позволяет за 10 секунд оценить общую атмосферу в классе и принять

решение: двигаться дальше или вернуться.

Результат: Оценивание становится инструментом обучения, а не контроля.

Мы сразу лечим «болезнь», а не констатируем ее в конце четверти.

3. Синтез традиций и новаций: Лучшие практики

Самый главный секрет не в том, чтобы выбрать «старое» или «новое», а в

том, чтобы их грамотно сочетать. Наша цель – создать

персонализированную, мотивирующую и эффективную

образовательную среду.

Лучшая практика – это гибкость.

Проектная деятельность (новация) на основе прочных знаний (традиция).

Пример: проект «Расчет эффективности отопления в моей квартире» требует

знания формул теплоты (традиция), но подразумевает исследование, сбор

данных, использование цифровых таблиц и презентацию результата

(новация).

Эвристическая беседа (традиция) с использованием интерактивной доски

(новация), где мы вместе выводим формулу, а я могу сразу визуализировать

процесс, вносить пометки, сохранять результат для класса.

Заключение

Уважаемые коллеги, подводя итог, хочу сказать: не существует «волшебной

таблетки» – одной универсальной методики на все случаи жизни. Наша

профессиональная сила – в методической грамотности и гибкости.

Мы – дирижеры большого оркестра, где есть место и мощным

традиционным инструментам, и современным электронным.

Мы – инженеры образовательного процесса, которые проектируют урок не

как набор упражнений, а как увлекательное и осмысленное путешествие к

знанию.

Мы – садовники, которые знают, что одним растениям нужна прочная опора

(традиция), а другим – больше солнца и современные технологии

выращивания (новация).

Давайте же постоянно совершенствовать наш главный инструмент – нашу

методику. Делиться лучшими практиками, не бояться разумного

эксперимента и всегда помнить, что любой метод, любой прием мы

применяем ради одной великой цели – зажечь в глазах наших учеников

огонек познания и дать им прочные, действенные знания, которые

помогут им в жизни.



В раздел образования