Автор: Долгая Людмила Ивановна
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 21" Приволжского района города Казани
Населённый пункт: Республика Татарстан город Казань
Наименование материала: «Методика как главный инструмент учителя. Традиции и новации в преподавании. Лучшие практики и методы повышения образовательного результата»
Тема: Методический конструктор: как собрать эффективный урок из проверенных практик и новых решений
Раздел: среднее образование
Тема выступления: «Методика как главный инструмент учителя.
Традиции и новации в преподавании. Лучшие практики и методы
повышения образовательных результатов»
Выступающий: учитель физики и математики Долгая Людмила
Ивановна
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самом главном в нашей
профессии – о нашем инструментарии. Если столяр не может работать без
острого рубанка, а хирург – без скальпеля, то наш главный, универсальный и
многофункциональный инструмент – это методика.
Но что такое методика в современном понимании? Это не просто набор
уроков из школьного пособия. Это осознанный выбор методов, приемов,
технологий и форм организации учебной деятельности для достижения
конкретных образовательных результатов. И сегодня я предлагаю
рассмотреть этот инструмент с трех ключевых позиций: Традиции, Новации
и их эффективный синтез в лучших практиках.
Что такое современная методика?
Это уже не просто следование учебнику и плану урока. Сегодня методика —
это:
Осознанный выбор технологий и приемов
Гибкость в реагировании на потребности класса
Творческий подход к подаче материала
Способ сделать сложное - доступным, а скучное - интересным
1. Традиции: Прочный фундамент знаний
Давайте отдадим должное традиционной методике. Её ядро – это
классическая объяснительно-иллюстративная система. И в ней есть
незыблемые и мощные strength:
Лекция: Системное, структурированное изложение сложного материала.
Никакой RuTube-ролик не заменит живого, эмоционального рассказа учителя
о законах Ньютона, подкрепленного уверенным владением предметом.
Семинар: Глубокое обсуждение ключевых тем, где ученики учатся
аргументировать свою точку зрения, опираясь на первоисточники (учебник,
дополнительную литературу).
Фронтальный эксперимент: когда учитель сам проводит опыт на
демонстрационном столе, он не только показывает явление, но и дает мастер-
класс по технике безопасности, постановке гипотезы и точности измерений.
Опасность: застрять только в этой парадигме – значит рисковать потерей
интереса учеников, для которых мир – это интерактивное, динамичное
пространство.
Вывод: Мы не отказываемся от традиций. Мы берем их за основу, за тот
прочный каркас, на который будем нанизывать современные элементы.
2. Новации: Мост между знанием и интересом
Современные дети – «цифровые аборигены». Их мышление клиповое, они
привыкли к быстрой смене деятельности и интерактиву. Наша задача –
построить мост от их мира к миру фундаментальных знаний. И здесь нам
помогают новации.
Я хочу представить несколько методов, которые я активно применяю на
своих уроках физики и которые, уверен, транслируемы на другие предметы.
1. Перевернутый класс
1. Метод: «Перевернутый класс»
Суть метода: Классическая модель «теория в классе – практика дома»
меняется местами. Теорию ученики изучают дома в формате коротких видео
или интерактивных презентаций, а ценное время урока мы тратим на
практику, дискуссии и решение проблем.
Моя практика на уроке физики:
Перед темой «Законы Ньютона» я записываю 10-минутный видеоурок, где
ясно и просто объясняю суть законов, показываю анимации и ключевые
формулы. Домашнее задание – посмотреть видео и составить 2-3 вопроса по
нему.
А что же на самом уроке? А на уроке – мы не слушаем лекцию. Мы сразу
погружаемся в мир практики:
Решаем сложные, нестандартные задачи.
Проводим лабораторные работы, где нужно не просто «снять показания», а
проанализировать, как именно Первый, Второй или Третий закон
проявляется в опыте.
Устраиваем дебаты: «Мог бы автомобиль двигаться, если бы сила трения
исчезла?»
Результат:
Повышение ответственности учеников за свой учебный процесс.
Рост времени на отработку навыков и личное взаимодействие «учитель-
ученик» на уроке.
Те, кто болел или отстал, могут легко нагнать материал.
Суть: Теорию ученики изучают дома (видеоурок, интерактивная
презентация), а время на уроке посвящается практике, обсуждению, решению
задач и эксперименту.
Мой пример: Перед темой «Закон Архимеда» ребята дома смотрят 7-
минутный ролик, где я объясняю суть закона и показываю простой опыт. На
уроке мы не тратим время на лекцию. Мы сразу погружаемся в
лабораторную работу: исследуем, от чего зависит выталкивающая сила,
решаем сложные, нестандартные задачи, проводим мини-соревнования «Чей
корабль удержит больше груза?».
Результат: Резко растет время на отработку навыков и личное
взаимодействие с учениками. Домашнее задание становится осмысленным.
2. Метод кейсов
Мы переносим физику из класса в реальный мир, решая конкретные
инженерные или научные проблемы
Суть: Ученикам предлагается реальная (или максимально приближенная к
реальной) проблемная ситуация.
Мой пример: Тема «Электрические цепи». Кейс: «Вы приехали на дачу, и у
вас перегорели пробки. В наличии есть источник тока, провода, лампочка от
фонарика и предохранитель. Соберите цепь, которая будет работать, и будет
защищена от короткого замыкания. Объясните свой выбор».
Практика: Кейс: "Инженеры "Лукойла" столкнулись с проблемой: при
транспортировке по трубопроводу вязкость нефти сильно меняется от
температуры. Ваша задача, используя знания из раздела "Молекулярная
физика", предложить способ оптимизации транспортировки зимой и
летом".
Результат: Развитие критического и проектное мышления, понимание
профориентационной значимости предмета.
3. Цифровые лаборатории и симуляторы:
Суть: Использование датчиков, цифровых микроскопов и компьютерных
симуляторов.
Мой пример: Изучая диффузию, мы можем не только наблюдать, как капля
чернил растекается в стакане с водой, но и с помощью датчика температуры
увидеть, как этот процесс ускоряется при нагреве. А симуляторы с сайта
PhET позволяют «собирать» электрические цепи, менять параметры цепей
переменного тока или наблюдать за движением спутников – то, что
невозможно или опасно сделать в школьной лаборатории.
Результат: Повышается наглядность, точность измерений и, что важно,
безопасность экспериментов. Ученики видят физику как современную,
технологичную науку.
4.Смешанное обучение и его модель «Ротация станций» — это мощный
инструмент для организации современного урока физики, который позволяет
уйти от фронтальной работы и реализовать дифференцированный
подход на практике.
Это модель, при которой класс делится на небольшие группы, которые в
течение урока последовательно переходят (ротируются) по
нескольким «станциям» — особым центрам активности. Каждая станция
предлагает свой формат работы и тип учебной деятельности. Ключевая
особенность — одна из станций обязательно предполагает работу с
учителем для углубленного изучения темы.
Как это работает на уроке физики: подробный пример
Тема: «Сила трения. Виды трения. Способы изменения силы трения» (7
класс)
Класс делится на 3 группы. Ротация по станциям каждые 12-13 минут.
Станция 1: Работа с учителем (Станция «Теоретик-исследователь»)
Цель: Первичное объяснение закона, отработка формул, решение задач
под руководством наставника.
Оборудование: Учебник, раздаточные карточки с задачами разного
уровня сложности, мини-доска и маркеры для быстрых расчетов.
Деятельность:
o
Объяснение: Учитель кратко объясняет суть силы трения, ее виды
(покоя, скольжения, качения), формулу Fтр = μN.
o
Дифференциация:
Группа 1 (базовый уровень): Решает задачи на прямое применение
формулы («Найдите силу трения, если коэффициент трения 0.2, а вес
тела 50Н»).
Группа 2 (продвинутый уровень): Решает качественные задачи («Как
изменится сила трения, если брусок поставить на ребро?», «Почему
подшипники уменьшают трение?»).
Станция 2: Экспериментальная лаборатория (Станция «Практик»)
Цель: Эмпирическим путем установить зависимость силы трения от
веса тела и рода поверхности.
Оборудование: Набор брусков разного веса и материала (дерево,
пластик), динамометр, набор поверхностей (дерево, наждачная бумага,
стекло), несколько цилиндрических карандашей (для демонстрации
трения качения).
Задание (по инструкционной карте):
1.
Измерьте силу трения скольжения бруска по деревянной поверхности.
2.
Положите на брусок груз и измерьте силу трения снова. Сделайте
вывод.
3.
Проведите опыт, заменив деревянную поверхность на наждачную.
Сделайте вывод.
4.
Дополнительное задание: Попробуйте перекатить брусок на
карандашах. Сравните силу трения качения и скольжения.
Результат: Ученики самостоятельно приходят к выводам о факторах,
влияющих на силу трения, и заполняют отчетную таблицу.
Станция 3: Станция «Конструкторское бюро» или «Работа с
информацией»
Вариант А: Станция «Конструкторское бюро» (Проектно-прикладная)
Цель: Применить полученные знания для решения инженерной задачи.
Оборудование: Конструктор (например, Lego Technic или простой
деревянный), карточки с задачами.
Задание: «Вам необходимо спроектировать и построить из
предложенных материалов сани, которые будут оказывать наименьшее
сопротивление при движении по «снегу» (поверхности из наждачной
бумаги). Обоснуйте свой выбор конструкции».
Результат: Развитие инженерного мышления, креативности и умения
работать в команде.
Вариант Б: Станция «Работа с текстом» (Развитие функциональной
грамотности)
Цель: научиться извлекать физическую информацию из
неадаптированных текстов.
Оборудование: Подборка текстов (на печатных листах), маркеры.
Задания:
o
Текст 1: Отрывок из статьи о шинах для гоночных автомобилей.
Задание: «Выделите маркером все упоминания о способах изменения
силы трения».
o
Текст 2: Исторический текст о том, как египтяне перемещали каменные
блоки для пирамид. Задание: «Объясните, с точки зрения физики,
почему подливали воду под полозья».
o
Текст 3: Описание принципа работы антиблокировочной системы
(ABS). Задание: «Объясните, почему трение покоя для колеса
эффективнее трения скольжения».
Результат: Ученики видят физику в реальном контексте, развивают
навыки анализа и интерпретации текста.
Вариант В: Станция «Моделирование и визуализация»
Цель: создать наглядную модель явления.
Оборудование: Бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей,
ножницы.
Задание: «Создайте схематический плакат-инфографику на тему «Сила
трения: друг или враг?». Приведите не менее 3-х примеров, где трение
полезно, и 3-х примеров, где оно вредно. Предложите способы его
увеличения и уменьшения в ваших примерах».
Результат: Визуальное закрепление материала, развитие системного
мышления.
5. Формирующее оценивание в реальном времени:
1. Метод «Цветовых сигналов» (Светофор понимания)
Как это работает: у каждого ученика на парте лежат три
карточки: зеленая (все понял), желтая (есть вопросы), красная (ничего не
понял).
Применение на уроке физики:
После объяснения темы «Закон Архимеда» я задаю вопрос: «Почему
айсберг плавает, погрузившись в воду лишь на часть своего объема?»
Прошу поднять карточку, соответствующую уровню понимания.
Результат: Мгновенная картина по всему классу. Я вижу, что 60% —
«зеленые», 30% — «желтые» и 10% — «красные». Это сигнал: нужно
поработать с «желтой» группой, задав уточняющие вопросы, а «красным»
дать дополнительное объяснение на примере.
2. Метод «Выходных билетов»
Как это работает: за 3-5 минут до конца урока каждый ученик получает
маленький листочек (половинка А5) с одним-двумя ключевыми вопросами
по теме урока.
Применение на уроке физики:
Тема: «Законы Ньютона».
Вопросы на билете:
1.
Сформулируй второй закон Ньютона.
2.
Приведи один пример проявления этого закона из повседневной жизни.
Ученики сдают билеты на выходе. Я их быстро просматриваю после урока.
Результат: Точечная диагностика понимания каждым учеником. На
следующем уроке я уже знаю, на что сделать акцент: «Коллеги, я увидел, что
многие путают формулировку, поэтому давайте еще раз...»
3. Метод «Мини-доски»
Как это работает: у каждого ученика или пары — небольшой листочек.
Применение на уроке физики:
o
Задаю вопрос с множественным выбором или прошу нарисовать схему.
Например: «Изобразите схему соединения лампочек в гирлянде, если они
соединены последовательно».
o
Команда: «Раз, два, три — покажи!» Все одновременно поднимают доски.
o
Результат: Мгновенный обзор ответов всего класса. Я сразу вижу, кто
нарисовал верно, а кто допустил ошибку. Можно сразу же провести работу
над ошибками, попросив ученика с правильным ответом объяснить свое
решение.
4. Метод «Больших пальцев»
Как это работает: Быстрый и невербальный способ самодиагностики.
o
Палец вверх: «Я все понял и могу объяснить другому».
o
Палец в сторону: «Я в целом понял, но есть отдельные вопросы».
o
Палец вниз: «Я не понял тему и мне нужно помочь».
Применение: идеально после сложного объяснения или решения задачи.
Позволяет за 10 секунд оценить общую атмосферу в классе и принять
решение: двигаться дальше или вернуться.
Результат: Оценивание становится инструментом обучения, а не контроля.
Мы сразу лечим «болезнь», а не констатируем ее в конце четверти.
3. Синтез традиций и новаций: Лучшие практики
Самый главный секрет не в том, чтобы выбрать «старое» или «новое», а в
том, чтобы их грамотно сочетать. Наша цель – создать
персонализированную, мотивирующую и эффективную
образовательную среду.
Лучшая практика – это гибкость.
Проектная деятельность (новация) на основе прочных знаний (традиция).
Пример: проект «Расчет эффективности отопления в моей квартире» требует
знания формул теплоты (традиция), но подразумевает исследование, сбор
данных, использование цифровых таблиц и презентацию результата
(новация).
Эвристическая беседа (традиция) с использованием интерактивной доски
(новация), где мы вместе выводим формулу, а я могу сразу визуализировать
процесс, вносить пометки, сохранять результат для класса.
Заключение
Уважаемые коллеги, подводя итог, хочу сказать: не существует «волшебной
таблетки» – одной универсальной методики на все случаи жизни. Наша
профессиональная сила – в методической грамотности и гибкости.
Мы – дирижеры большого оркестра, где есть место и мощным
традиционным инструментам, и современным электронным.
Мы – инженеры образовательного процесса, которые проектируют урок не
как набор упражнений, а как увлекательное и осмысленное путешествие к
знанию.
Мы – садовники, которые знают, что одним растениям нужна прочная опора
(традиция), а другим – больше солнца и современные технологии
выращивания (новация).
Давайте же постоянно совершенствовать наш главный инструмент – нашу
методику. Делиться лучшими практиками, не бояться разумного
эксперимента и всегда помнить, что любой метод, любой прием мы
применяем ради одной великой цели – зажечь в глазах наших учеников
огонек познания и дать им прочные, действенные знания, которые
помогут им в жизни.