Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ НА ГИДРООТВАЛЕ «БЕРЁЗОВЫЙ ЛОГ»


Авторы: Агеенко Елена Сергеевна, Титова Анна Васильевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: учитель химии и биологии
Населённый пункт: Белгородская область, г. Губкин
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ НА ГИДРООТВАЛЕ «БЕРЁЗОВЫЙ ЛОГ»
Раздел: полное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ПОЧВЫ НА ГИДРООТВАЛЕ

«БЕРЁЗОВЫЙ ЛОГ»

Титова А. В.

Областное государственное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов города Губкин»

Агеенко Е.С.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Истобнянская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация. Использование химических цифровых лабораторий в

проектных деятельностях учащихся.

Ключевые

слова:

рекультивация,

анализ

почвы,

цифровая

лаборатория.

Информатизация общества обусловила глубокое проникновение

информационных технологий в образовательную отрасль. Принципиально

изменился не только материально-технический уровень обеспечения

обучения различных предметов, но и появились новые цифровые

информационные средства, которые по своей сути позволяют организовать

моделирование, эмуляцию и эксперимент и не требуют при этом

дополнительного

специального

оборудования.

Одна

из

важных

и

актуальных

задач

современного

образования

в

соответствии

с

действующими стандартами ФГОС - это подготовка конкурентоспособной

личности, при этом важно не столько предоставление суммы знаний,

сколько

развитие

творческого,

критического

мышления

учащихся,

формирование способностей поиска, анализа научной информации. Для

решения таких задач недостаточно традиционных методов обучения с

помощью учебника и объяснения учителя.

При изучении химии важную роль педагог отводит химическому

эксперименту, в настоящее время на помощь учителю химии пришли

цифровые

лаборатории,

которые

позволяют

разрабатывать

демонстрационные

эксперименты

в

подтверждение

к

параграфам

учебников. Учитель может сам в последующем существенно расширить

количество лабораторных работ для учебного процесса и реализовывать их

на практике для организации образовательной и внеурочной деятельности,

решения проектно-исследовательских задач.

Решение этой задачи

невозможно без помощи современных цифровых средств обучения (ЦСО).

В нашей статье мы хотим представить, как при помощи цифровых

технологий учащиеся изучали процессы почвообразования на гидроотвале

«Берёзовый лог».

Лесная рекультивация техногенных ландшафтов

Курской магнитной аномалии является составной частью проблемы

охраны природы нашего региона. Лесоразведение на нарушенных землях

имеет ряд особенностей в связи с многообразием и специфичностью

экологических условий. От правильного выбора древесных пород и

кустарников при биологической рекультивации на техногенных отвалах во

многом зависит их устойчивость и мелиоративная роль. Данная работа

посвящена

изучению

состояния

лесных

насаждений

в

условиях

промышленных отвалов Лебединского горно-обогатительного комбината.

Цель исследования: Выявление пород, перспективных для лесной

рекультивации отвалов Лебединского горно-обогатительного комбината.

Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить

следующие задачи: оценить состояние основных пород, используемых для

лесной рекультивации гидроотвала «Березовый Лог»; выявить наиболее

продуктивные и эффективные лесообразующие породы; изучить процесс

восстановления травянистого покрова под различными породами.

Методика исследования: Описание растительности мы проводили

методом закладки пробных площадей. При оценке жизненного состояния

древостоя использовали шкалу визуальной оценки деревьев по внешним

признакам. При помощи цифровой лаборатории мы быстро и качественно

получили качественные характеристики почв, которые формировались на

разных участках этого отвала.

.

Результаты исследования

В результате исследования

было установлено, что наиболее

плодородной является

почва в насаждениях акации белой (учетная

площадка

№5).

Она

отличается

высокой

структурностью,

рыхлой

складчатостью,

буро-коричневой

окраской,

высоким

содержанием

гуминовых кислот, фульвокислот, а также гумина. Плодородный слой

достаточно

густо

переплетен

корнями

травянистых

растений,

сформировавшаяся дернина способствует закреплению склонов отвала.

Здесь отмечается наиболее богатый состав почвообитающей фауны.

В сосновых насаждениях (учетная площадь №3) из неразложившихся

растительных

остатков

(хвоя,

ветки)

сформировался

обширный

органогенный слой. Присутствие смолянистых веществ существенно

замедляет процесс почвообразования. Под пологом деревьев практически

отсутствует травяной покров. Почва здесь слабо комковатая, рыхлая, не

липкая, с примесью материнской породы – песка, отличается высокой

степенью

скважистости

и

небольшим

количеством

гуминовых

и

фульвокислот. Обилие органических веществ способствует массовому

распространению в насаждениях сосны различных видов рядовки. При

наличии достаточного количества влаги эти грибы покрывают землю в

сосняке сплошным ковром. Исследование насаждений березы и ясеня

двадцати

и

тридцатилетнего

возраста

показало,

что

с

возрастом

существенно изменяется мощность плодородного слоя. В 20-летних

насаждениях почва более влажная, липкая, средне уплотненная. В 30-

летних посадках аналогичного состава она отличается более рыхлым

сложением и большим количеством почвообитающей фауны. С возрастом

возрастает содержание фульвокислот и гумина, что свидетельствуют об

увеличении плодородия почв в насаждениях. При чем, наиболее высокие

качественные характеристики у почв именно под пологом насаждений. За

пределами кроны степень плодородия уменьшается, что подтверждают

данные химического анализа на содержание гумусовых веществ в пробах,

взятых на открытых участках.

В результате проведенных исследований мы отметили, что уже на

начальных

стадиях

формирования

почвы

на

рекультивируемых

техногенных ландшафтах большое влияние оказывает состав насаждений,

который определяет тенденции в формировании типа зональных почв. Мы

предполагаем, что в условиях отвала формируются черноземные почвы,

при этом, в насаждениях лиственных пород формируются

типичные

черноземы, а под сосной – выщелоченные.

Литература

1.

Новых, Л.Л. Анализ почвы / Практические работы школьников по

экологии. Методические материалы к практическим работам //

Белгород. - 1999.- с. 215

2.

Панков, Я.В., Андрющенко, П.Ф. / Лесная рекультивация техногенных

земель КМА // Воронеж, Изд-во ВГУ. - 2003.- с. 17.

3.

Панков Я.В. / Лесная рекультивация нарушенных земель // Воронеж,

Изд-во ВГУ. - 2001.- с. 8-12.

4.

Глинка, Н.Л. Общая химия / В.А. Рабиновича //Химия. – 2008. -. С. 704

с. ил.

5.

Беспалов, П.И. Использование цифровых лабораторий при обучении

химии в средней школе / П.И. Беспалов // БИНОМ. Лаборатория

знаний. – 2014. – С. 229

6.

Коровин, Н.В. Общая химия / Н.В. Коровин //Высшая школа. – 1998. -

343 с.



В раздел образования