Напоминание

Буллинг в начальной школе


Автор: Филинова Дарья Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 545
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Сестрорецк
Наименование материала: Статья
Тема: Буллинг в начальной школе
Раздел: среднее образование





Назад




«Буллинг в начальной школе»

Филинова Дарья Владимировна

Педагог-психолог

ГБОУ СОШ № 545 Санкт-Петербурга

Феномен лидерства в школьных классах — актуальная проблема, которая на протяжении

веков волновала и продолжает волновать учителей и всех, кто работает с детьми. Ведь лидерство —

это качество, которое может помочь коллективу достичь поставленных целей, если выбран

подходящий для лидера человек и если его «приняли» в группе. Но как выбрать такого человека и

должен ли это делать учитель, как помочь группе взаимодействовать с выбранным лидером, как

наладить отношения в классе с помощью лидера, как сделать лидерство позитивным (так

называемым «лидерством во благо») — этот вопрос в педагогике остается открытым.

Чаще всего разные ситуации и сама жизнь ставят нас в такое положение, где выживает

сильнейший. Успешен будет тот, у кого в характере заложены лидерские качества черты лидера. И

позиция лидерства в классе важна — ведь такой ребенок будет оказывать влияние на поведение

членов собственной группы. Лидер не только указывает путь другим, но и хочет делать это, а его

последователи без принуждения идут за ним (также по собственному желанию). Лидерские качества,

— это, прежде всего психологические качества, такие как организованность, уверенность,

самообладание, умение быстро реагировать и принимать решения, понимать психологию людей.

Лидер — это ребенок в

классе, пользующийся большим, признанным авторитетом,

обладающий влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Термин лидер происходит

от английского слова «leader» — «ведущий».

Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он

всегда дан как элемент групповой структуры, поэтому феномен лидерства относиться к

динамическим процессам группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера

притязания лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не

совпадать. Следовательно, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут

возрастать, а при других, напротив, снижаться.

Таким образом, лидером класса может стать только тот человек, кто способен привести всех к

разрешению тех или иных ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этого

класса личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи классу. Чаще

всего дети предпочитает универсалов — людей общительных, веселых, знающих, умеющих делать

что-либо своими руками.

В

младшем

школьном

возрасте

отмечается

неравномерность

психологического

и

физиологического развития у разных детей. Переход к систематическому обучению предъявляет

высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще

неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры

повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно

наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет

важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В

рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие

наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом,

обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных

потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми

знаниями и умениями.

Младший

школьный

возраст

является

периодом

интенсивного

развития

и

качественного

преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер

и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими

процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с

окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее

значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника,

свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение

этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного

субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт

деятельности в этом мире. Это тот самый период развития ребенка, когда лидерские качества уже

закладываются. И это наиболее хорошее время для их развития.

Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его

сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского

сообщества в разнообразных лидерах, с другой — личностные особенности ребенка: его склонности,

мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская

позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении — появляется формальный

лидер, либо разрушается система лидерства. Таким образом, от условий, ситуаций и поведения

преподавателя зависит очень многое. Даже тот ребенок, у которого лидерские качества проявляются

не

очень

хорошо,

может

их

развить

в

правильной

«среде».

Без воспитания позиции лидера невозможно существование детского коллектива. Лидерские

качества закладываются и развиваются, по мнению ученых, в младшем школьном возрасте. Этот

возраст приходится на время обучения в начальных классах, а значит на годы спокойного

и равномерного физического развития, когда происходит повышение работоспособности, поскольку

2

главная задача ребенка в это время — учение. Обычно уже в шестилетнем возрасте выявляются те

дети,

которые

могут

придумать

и организовать

игры,

руководить

распределением

ролей,

подсказывать другим детям действия, нужные в игре. Это и есть лидеры. Они, как правило,

выполняют главную роль, хотя и могут уступить другому ребенку ту роль, которую сами хотели

взять.

В школьном возрасте качества лидера развиваются и проявляются активнее. Лидером в игре

внезапно может стать ребенок, который пользуется небольшой популярностью, но умеет

договориться со сверстниками. Лидерство в этом возрасте не гарантирует этой способности

в дальнейшей жизни, однако в лидерстве, обнаруженном в шестилетнем ребенке, есть предпосылки

к тому, чтобы эта способность развивалась и в средней школе. Именно в этом возрасте появляются

организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр.,

формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его

поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Прежде всего, необходимо определить, что же педагог ожидает от деятельности ребенка,

назначенного на роль лидера. Выдвигая лидера с целью, чтоб он чему-то научил коллектив, нужно

позаботиться о том, что бы продумать для ребенка, выполняющего в данный момент роль лидера,

определенный объем работы по организации деятельности своих товарищей. А для такой

деятельности надо дать лидеру соответствующие полномочия для руководства. Эта работа, как

и всякая другая практическая деятельность, должна носить такой характер, чтобы исполнители

смогли делать ее попеременно. Если лидером становятся все по очереди, содержание деятельности

лидера необходимо ограничивать кругом повседневных практических дел.

Появление лидера — это результат стечения места, времени и обстоятельств, при которых

человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы

результат соответствовал ожиданиям группы.

При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат,

сколько признание этой успешности со стороны последователей. К тому же, чтобы завоевать

благоприятное положение среди сверстников и педагогов, ребенку необходимо обладать многими

положительными чертами: для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто

достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных

качеств.

Характерной особенностью последних лет стали получившие распространение тренинги лидерства,

идеология которых укладывается в общий девиз: «Лидерами не рождаются!» Лидерство понимается

как

совокупность

приобретенных

способностей,

а

также

последовательность

действий,

обеспечивающих достижения успеха, как в профессиональной, так и в личной жизни.

3

И проведенные исследования, а вслед за ними создание условий для проявления лидерского

потенциала в форме тренинговых занятий доказывают жизни.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития лидерских

качеств детей младшего школьного возраста, можно выявить, что:

- разноплановость освещения вопроса лидерства объясняется тем, что оно может рассматриваться с

разных точек зрения: как процесс организации группы, как результат общения и т. д. При

определении понятия лидерства психологи делают акцент на одном или нескольких аспектах данной

проблемы, учитывая при этом и другие. Однако с каких бы сторон ни рассматривалось в науке

понятие лидерства и лидера малой группы, общим в их характеристиках является влияние лидера.

Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся исходными

эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов

жизнедеятельности группы.

На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств у младших

школьников являются внеклассные мероприятия.

4



В раздел образования