"Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники аппликации"
Автор: Гончарова Ольга Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГОКУ СКШИ № 6 Населённый пункт: г. Зима Наименование материала: самоанализ по теме самообразования Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники аппликации" Раздел: среднее профессиональное
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6 г. Зима»
Самоанализ по теме самообразования
«Развитие мелкой моторики рук
у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники
аппликации»
Подготовила:
Гончарова О.Ю.,
воспитатель
Май, 2016 г.
С 1 сентября 2014 года я стала работать воспитателем группы первоклассников.
Так как работа для меня была новой, естественно потребовалась адаптация к
профессии
и
возникла
необходимость
в
формировании
основ
педагогического
мастерства. Эта проблема и стала для меня главной целью моего самообразования и
профессионального развития на ближайшее время.
Работа по самообразованию осуществлялась сразу несколькими путями:
Первый
– обучение в Школе молодого педагога, которую вели опытные
педагоги и специалисты нашей школы;
Второй путь – обучение на курсах переподготовки по специальности «Педагог-
дефектолог»;
И третий путь – работа над персональной темой самообразования, которую я
вела по алгоритму, принятому в методическом объединении воспитателей школы.
Т.е. вначале определила свою профессиональную потребность, сформулировала
индивидуальную тему самообразования : «Развитие мелкой моторики рук у детей с
ОВЗ
через
нетрадиционные
техники
аппликации»
и
п о с т а в и л а цели
самообразования :
•
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу;
•
Применение полученных знаний на практике;
•
Активизация творческих способностей.
Затем
составила план , т.е. установила последовательность своих действий,
подобрала виды деятельности, источники самообразования и определила срок работы
над темой. (Приложение 1)
План моей работы над темой состоит из трёх этапов:
1.
Теоретический
этап
–
это
формирование
умения
анализировать
научно-
методическую литературу:
проработка научно-методической литературы по теме;
изучение
актуальности
и
ключевых
понятий
касающихся
обозначенной
проблемы;
подборка необходимого диагностического материала.
2.
Практический этап – это применение полученных знаний на практике. Он
включал следующие действия:
Первичная диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой
моторики и координации движения рук у детей 1-ого класса;
Разработка плана кружковой работы по развитию мелкой моторики рук с
использованием нетрадиционных техник аппликации; (Приложение 2)
Создание предметно-развивающей среды для творческой деятельности;
Кружковая работа по плану;
Разучивание с детьми дополнительного материала (упражнения, игры, стишки,
загадки
и
др.)
для
развития
мелкой
моторики
во
время
досуга,
в
процессе
образовательной деятельности;
Оформление выставок детских работ в группе и в школе;
Подбор и подготовка лучших работ для участия в различных творческих
конкурсах;
Итоговая диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой
моторики и координации движения рук.
3.
Рефлексивный этап – это:
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов;
Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук с применением
нетрадиционных техник аппликации;
Презентация отчёта на заседании МО воспитателей.
Сейчас я хочу рассказать о внедрении полученных теоретических знаний в
практическую работу с детьми.
Девизом для
данной
деятельности
я
взяла
слова
Василия
Александровича
Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребёнок».
При
изучении
методической
литературы
я
ориентировалась
на ключевые
понятия
своей
темы,
т.е.
что
такое
моторика,
(слайд)
какая
бывает
моторика,
особенности мелкой моторики детей, (слайд) её роль в развитии ребёнка, способы
развития моторики, что такое аппликация и нетрадиционные техники аппликации, как
они влияют на развитие мелкой моторики и т.д. Собрав все ответы на поставленные
вопросы
я
определила
актуальность
развития
мелкой
моторики
рук
младших
школьников через творческую деятельность и разработала план кружковой работы с
применением нетрадиционных техник аппликации. (план прилагается)
Итак, актуальность
работы
по
развитию
мелкой
моторики
детей
с
ОВЗ
обусловлена
возрастными
психологическими
и
физиологическими
особенностями
детей: у детей в младшем школьном возрасте интенсивно развиваются структуры и
функции головного мозга, что расширяет его возможности в познании окружающего
мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не
может
сложиться
без
тактильно-двигательного
восприятия,
так
как
оно
лежит
в
основе
чувственного
познания.
Именно
с
помощью
тактильно-двигательного
восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их
расположении в пространстве. Данная проблема была очевидна во все времена и
сегодня
она
заключается
в
том,
что многие
современные
концепции
младшего
школьного образования признают незаменимое влияние пальчиковой деятельности не
только на речевое развитие ребёнка, но и в значительной степени на общее психо-
физическое развитие.
Исходя
из
актуальности
выбранной
темы,
была
определена
проблема:
выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию
мелкой моторики у детей с ОВЗ в моей группе.
В
качестве гипотезыбыло
выдвинуто
предположение
о
том,
ч т о
систематическая и целенаправленная работа, которой и является кружковая работа,
основанная
на
комплексном
подходе,
будет
способствовать
развитию
мелкой
моторики у моих маленьких воспитанников.
Цель
моей
кружковой
работы: Совершенствовать
мелкую
моторику
рук,
сформировать у детей зрительно – двигательную координацию, научить проявлять
эмоциональное отношение к результатам своей деятельности.
Задачи:
Развить умения производить точные движения пальцами рук.
Развить способности координированной работы рук со зрительным
восприятием.
Развить творческую активность, фантазию.
Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить
начатое дело до конца.
Ожидаемый результат:
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений;
У детей развивается творческий потенциал, эстетический вкус и
формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, который
они могут осуществлять как на занятии, так и в свободное время;
Увеличивается словарный запас, возрастает познавательная активность;
Эмоционально-волевая сфера обогащается;
Формируется трудолюбие.
Основная задача занятий с использованием нетрадиционных техник
аппликации состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все
задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук.
Достигнуть этого можно лишь путем постепенного развития ручной умелости,
полученной в результате перехода от простого к сложному.
Для
мониторинга
результативности
в
начале
кружковой
работы
была
проведена
первичная
диагностика уровня
сформированности
навыков
развития
мелкой
моторики и координации движения рук у детей 1-ого класса (слайд) из которой
видно, что у 4-х детей низкий уровень, и у 3-х детей удовлетворительный уровень, из
них у одного – ближе к среднему уровню. Хочу отметить что при выполнении
заданий не было ни одного ребёнка, который бы совсем не справился с каким-либо
заданием, хотя некоторые упражнения выполнялись с большим трудом и усилием.
Али А.
Лиза Г.
Дима Г.
Соня И.
Вова К.
Зоя К.
Рома Х.
0
1
2
3
4
Скорость
движения
Динамиче-
ская коор-
динация
Координация
движения
Пальцевая
координация
Средний
результат
Данная диагностика наглядно подтвердила нужность и важность выбранной
мною деятельности.
Ведь наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием
познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем
мире, нарушением речевого развития у детей ОВЗ, в достаточно большем проценте
случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ОВЗ
обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой
моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в
коррекционной работе с детьми с ОВЗ, так как она взаимодействует с такими
высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное
восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и
двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому,
что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных,
координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых
и учебных действий
Занятие нетрадиционной аппликацией комплексно воздействует на развитие
ребёнка:
Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие
формы, фактуры, цвета;
развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная
умелость, мелкая моторика;
синхронизируется работа обеих рук;
формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть
результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в
первоначальный замысел.
Занятия с использованием нетрадиционных техник аппликации имеют важное
значение для всестороннего развития детей школьного возраста.
Свою работу с детьми проводила поэтапно:
Первый этап – репродуктивно велась работа с детьми по обучению
нетрадиционным техникам аппликации через ознакомление с различными
средствами выразительности.
Второй этап – конструктивно велась работа по совместной деятельности детей
друг с другом, по сотворчеству воспитателя и детей с использованием
нетрадиционных техник и умения передавать выразительный образ.
Мною были использованы следующие формы:
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Самостоятельная деятельность детей.
Применяла такие методы:
словесные,
наглядные,
практические,
игровые.
Мною были подготовлены выставки детских работ, аппликаций из различного
материала. Лучшие работы были представлены на творческих конкурсах различного
уровня (от муниципального до всероссийского), (слайд) что подтверждено
Дипломами, Благодарностями и Грамотами.
В ходе работы с детьми были опробованы следующие нетрадиционные техники
аппликации:
•
Панорамная аппликация
•
Объемная аппликация из бумажных салфеток
•
Аппликация из природного материала
•
Аппликация из круп и макаронных изделий
•
Обрывная аппликация
•
Аппликация из ватных дисков
•
Пластилинография и др.
Работа кружка велась на протяжении двух лет. По окончании второго класса
была проведена итоговая диагностика (слайд) уровня сформированности навыков
развития мелкой моторики и координации движения рук у детей. Данная диагностика
показала у всех детей рост на целый уровень (слайд), что подтверждает эффективное
влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие мелкой моторики детей, а
также на общее развитие ребёнка.
Али А.
Лиза Г.
Дима Г.
Соня И.
Вова К.
Зоя К.
Рома Х.
0
1
2
3
4
Скорость
движения
Динамиче-
ская коор-
динация
Координация
движения
Пальцевая
координация
Средний
результат
Считаю, что прогнозируемый мною ожидаемый результат был достигнут. Кисти
рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, скованность движений стала
меньше. У детей развился творческий потенциал, эстетический вкус и сформировался
интерес к изобразительной деятельности, который они могут осуществлять как на
занятии, так и в свободное время. Увеличился словарный запас и возросла
познавательная активность. Эмоционально-волевая сфера обогатилась. И конечно
развились навыки трудолюбия.
Работу
по
данной
теме
самообразования
считаю
выполненной.
Рекомендую
данный вид деятельности, т.е. нетрадиционные техники аппликации включать в свою
работу всем педагогам. (буклет)
Литература:
Плутонова С.И. и Лосева П.К. «Развитие мелкой моторики у детей младшего
школьного возраста в специальной (коррекционной) школы 8 вида
(Школьное воспитание 2005 г, №3-6)
Рогожина Е.А. Упражнения на развития мелкой моторики (Дошкольное
воспитание 1998 -№ 9-с 23-26)
Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает (Методическое
пособие – Великий Новгород; Нов ГУ им .Ярослава- Мудрого, 2002.-44 с)
Богатырева З.Н. Чудесные поделки из бумаги. (Педагогика, 1987,-184 с)