Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники аппликации"


Автор: Гончарова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ СКШИ № 6
Населённый пункт: г. Зима
Наименование материала: самоанализ по теме самообразования
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники аппликации"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6 г. Зима»
Самоанализ по теме самообразования

«Развитие мелкой моторики рук

у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники

аппликации»

Подготовила:

Гончарова О.Ю.,

воспитатель

Май, 2016 г.
С 1 сентября 2014 года я стала работать воспитателем группы первоклассников.
Так как работа для меня была новой, естественно потребовалась адаптация к профессии и возникла необходимость в формировании основ педагогического мастерства. Эта проблема и стала для меня главной целью моего самообразования и профессионального развития на ближайшее время. Работа по самообразованию осуществлялась сразу несколькими путями: Первый – обучение в Школе молодого педагога, которую вели опытные педагоги и специалисты нашей школы; Второй путь – обучение на курсах переподготовки по специальности «Педагог- дефектолог»; И третий путь – работа над персональной темой самообразования, которую я вела по алгоритму, принятому в методическом объединении воспитателей школы. Т.е. вначале определила свою профессиональную потребность, сформулировала индивидуальную
тему самообразования
: «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники аппликации» и п о с т а в и л а
цели

самообразования
: • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу; • Применение полученных знаний на практике; • Активизация творческих способностей. Затем составила
план
, т.е. установила последовательность своих действий, подобрала виды деятельности, источники самообразования и определила срок работы над темой.
(Приложение 1)
План моей работы над темой состоит из трёх этапов:
1.

Теоретический

этап
– это формирование умения анализировать научно- методическую литературу:  проработка научно-методической литературы по теме;  изучение актуальности и ключевых понятий касающихся обозначенной проблемы;  подборка необходимого диагностического материала.
2.

Практический этап
– это применение полученных знаний на практике. Он включал следующие действия:  Первичная диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук у детей 1-ого класса;  Разработка плана кружковой работы по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник аппликации;
(Приложение 2)
 Создание предметно-развивающей среды для творческой деятельности;  Кружковая работа по плану;  Разучивание с детьми дополнительного материала (упражнения, игры, стишки, загадки и др.) для развития мелкой моторики во время досуга, в процессе образовательной деятельности;  Оформление выставок детских работ в группе и в школе;  Подбор и подготовка лучших работ для участия в различных творческих конкурсах;  Итоговая диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук.
3.

Рефлексивный этап – это:
 Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов;
Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики рук с применением нетрадиционных техник аппликации;  Презентация отчёта на заседании МО воспитателей. Сейчас я хочу рассказать о внедрении полученных теоретических знаний в практическую работу с детьми.
Девизом
для данной деятельности я взяла слова Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». При изучении методической литературы я ориентировалась на
ключевые

понятия
своей темы, т.е. что такое моторика, (слайд) какая бывает моторика, особенности мелкой моторики детей, (слайд) её роль в развитии ребёнка, способы развития моторики, что такое аппликация и нетрадиционные техники аппликации, как они влияют на развитие мелкой моторики и т.д. Собрав все ответы на поставленные вопросы я определила актуальность развития мелкой моторики рук младших школьников через творческую деятельность и разработала план кружковой работы с применением нетрадиционных техник аппликации. (план прилагается) Итак,
актуальность
работы по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: у детей в младшем школьном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Данная проблема была очевидна во все времена и сегодня она заключается в том, что многие современные концепции младшего школьного образования признают незаменимое влияние пальчиковой деятельности не только на речевое развитие ребёнка, но и в значительной степени на общее психо- физическое развитие. Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ в моей группе. В качестве гипотезыбыло выдвинуто предположение о том, ч т о систематическая и целенаправленная работа, которой и является кружковая работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у моих маленьких воспитанников.
Цель
моей кружковой работы: Совершенствовать мелкую моторику рук, сформировать у детей зрительно – двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результатам своей деятельности.
Задачи:

Развить умения производить точные движения пальцами рук. Развить способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развить творческую активность, фантазию. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Ожидаемый результат:
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений; У детей развивается творческий потенциал, эстетический вкус и формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, который они могут осуществлять как на занятии, так и в свободное время; Увеличивается словарный запас, возрастает познавательная активность; Эмоционально-волевая сфера обогащается; Формируется трудолюбие. Основная задача занятий с использованием нетрадиционных техник аппликации состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, полученной в результате перехода от простого к сложному. Для мониторинга результативности в начале кружковой работы была проведена
первичная

диагностика
уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук у детей 1-ого класса (слайд) из которой видно, что у 4-х детей низкий уровень, и у 3-х детей удовлетворительный уровень, из них у одного – ближе к среднему уровню. Хочу отметить что при выполнении заданий не было ни одного ребёнка, который бы совсем не справился с каким-либо заданием, хотя некоторые упражнения выполнялись с большим трудом и усилием.
Али А.

Лиза Г.

Дима Г.

Соня И.

Вова К.

Зоя К.

Рома Х.

0

1

2

3

4
Скорость движения Динамиче- ская коор- динация Координация движения Пальцевая координация Средний результат Данная диагностика наглядно подтвердила нужность и важность выбранной мною деятельности.
Ведь наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей ОВЗ, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ОВЗ обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий Занятие нетрадиционной аппликацией комплексно воздействует на развитие ребёнка:  Повышается сенсорная чувствительность, т. е. развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета;  развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;  синхронизируется работа обеих рук;  формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Занятия с использованием нетрадиционных техник аппликации имеют важное значение для всестороннего развития детей школьного возраста. Свою работу с детьми проводила поэтапно: Первый этап – репродуктивно велась работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам аппликации через ознакомление с различными средствами выразительности. Второй этап – конструктивно велась работа по совместной деятельности детей друг с другом, по сотворчеству воспитателя и детей с использованием нетрадиционных техник и умения передавать выразительный образ. Мною были использованы следующие формы: Совместная деятельность воспитателя с детьми; Самостоятельная деятельность детей. Применяла такие методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Мною были подготовлены выставки детских работ, аппликаций из различного материала. Лучшие работы были представлены на творческих конкурсах различного
уровня (от муниципального до всероссийского), (слайд) что подтверждено Дипломами, Благодарностями и Грамотами. В ходе работы с детьми были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации: • Панорамная аппликация • Объемная аппликация из бумажных салфеток • Аппликация из природного материала • Аппликация из круп и макаронных изделий • Обрывная аппликация • Аппликация из ватных дисков • Пластилинография и др. Работа кружка велась на протяжении двух лет. По окончании второго класса была проведена
итоговая диагностика
(слайд) уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук у детей. Данная диагностика показала у всех детей рост на целый уровень (слайд), что подтверждает эффективное влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие мелкой моторики детей, а также на общее развитие ребёнка.
Али А.

Лиза Г.

Дима Г.

Соня И.

Вова К.

Зоя К.

Рома Х.

0

1

2

3

4
Скорость движения Динамиче- ская коор- динация Координация движения Пальцевая координация Средний результат Считаю, что прогнозируемый мною ожидаемый результат был достигнут. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, скованность движений стала меньше. У детей развился творческий потенциал, эстетический вкус и сформировался интерес к изобразительной деятельности, который они могут осуществлять как на занятии, так и в свободное время. Увеличился словарный запас и возросла познавательная активность. Эмоционально-волевая сфера обогатилась. И конечно развились навыки трудолюбия. Работу по данной теме самообразования считаю выполненной. Рекомендую данный вид деятельности, т.е. нетрадиционные техники аппликации включать в свою работу всем педагогам. (буклет)

Литература:
Плутонова С.И. и Лосева П.К. «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в специальной (коррекционной) школы 8 вида (Школьное воспитание 2005 г, №3-6) Рогожина Е.А. Упражнения на развития мелкой моторики (Дошкольное воспитание 1998 -№ 9-с 23-26) Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает (Методическое пособие – Великий Новгород; Нов ГУ им .Ярослава- Мудрого, 2002.-44 с) Богатырева З.Н. Чудесные поделки из бумаги. (Педагогика, 1987,-184 с)


В раздел образования