Автор: Панюкова Нина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Надеждинская СОШ МО Дубенский район Населённый пункт: д. Надеждино, Тульская область Наименование материала: Конспект Тема: урок литературы 4 класс ФГОС Раздел: начальное образование
Литературное чтение.
4 класс.
Учитель МКОУ Надеждинская СОШ
Панюкова Нина Ивановна.
Тема: Л.Н. Толстой «Детство»
Цели: Развивать умение анализировать поступки героев, умение обобщать и делать
выводы. Совершенствовать выразительность и скорость чтения, монологическую речь
учащихся. Расширять литературоведческий словарь детей. Воспитывать нравственность,
доброту.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.
1.Ход урока:
Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Постановка учебной задачи, сообщение темы урока.
2 слайд
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского писателя, нашего
земляка Л.Н. толстого. Мы будем работать над отрывком из автобиографической трилогии
«Детство» Работать будем на с. 115-118. К концу урока мы должны дать ответ на вопросы
с.118, оценки за свою работу вы поставите себе сами.
2. Вступительная беседа.
- Книги Л.Н. Толстого уже более 100 лет с интересом читают на разных языках во многих
странах мира. Л.Н. Толстой писал свои произведения и для взрослых, и для детей. В своём
родовом гнезде «Ясная поляна»он устроил школу для крестьянских детей.
3 слайд
Азбуку, по кторой учились ребята, он составил сам, придумав много сказок, басен,
рассказов для неё.
4 слайд
(Демонстрация «Азбуки» под редакцией Л.Н. Толстого.)
4. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним какие произведения Л.Н. Толстого нам уже знакомы.
- Ответы детей («Прыжок», «Акула», «Филиппок», «Лев и собачка» и другие)
Работа с карточками.
На карточках отрывки из пройденных произведений. Самостоятельное чтение и ответ из
какого произведения этот отрывок. Если неверно – помогает весь класс.
1 отрывок:
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно
было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был
бочонок над якорем.
5 слайд
2 отрывок:
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя,
хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих.
6 слайд
3 отрывок:
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать
ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик
погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу.
7 слайд
4 отрывок:
Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали
его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за
Жучкой большая собака Волчок. 8 слайд
5 отрывок:
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он
повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
9 слайд
6 отрывок:
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи.
Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в
болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в
тучи, и тучи разносятся по земле... 10 слайд
3. Работа по теме урока.
(Знакомство с новым произведением).
- словарная работа.
(На интерактивной доске выведены слова, непонятные по смыслу. Читаем, объясняем
смысл. Значение слов, которых не знают дети, находим в словаре)
- самостоятельное знакомство с содержанием. (так как детичитают не все одинаково,
поэтому даются задания разного уровня)
1 уровень (детям, читающим выше нормы)
- читать весь текст, разделить его на части по количеству абзацев. выделить предложение,
в котором заключена главная мысль текста.
2 уровень (детям, читающим в норме)
- читать весь текст, в первом абзаце подчеркнуть предложение, которое они считают
главным по смыслу.
3 уровень (для детей, читающих ниже нормы)
- читать с. 115, в первом абзаце подчеркнуть все буквы, обозначающие мягкий согласный
звук.
4. Работа с группами.
Ответы на поставленный вопрос.
1 уровень: Какое предложение вы подчеркнули? Почему вы считаете его главной мыслью
текста? Ваши рассуждения и доказательства.
- выразительное чтение одним из учеников 7 абзаца (с.116)
2 уровень: Какое предложение вы подчеркнули? Почему? Рассуждения и доказательства.
Сколько частей получилось в тексте?
(задание для всех детей) Прочитайте в 7 и 8 абзацах слова, которые говорят о тмо, что в
семье была атмосфера любви и добра.
3 уровень: Даю возможность детям,читающим ниже нормы прочесть вслух определённое
количество предложений
5. Физкультминутка.
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать(прыжки на одной ножке.) .
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на другой ножке.)
6. Продолжение работы по теме урока.
- дочитываем текст цепочкой.
- анализ содержания.
По вопросам учителя и вопросам, данным на с. 118.
- работа с пословицами.
На доске пословицы:
Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
11 слайд
При солнышке тепло, при матери добро!
12 слайд
Не красна изба углами, а красна пирогами.
13 слайд
Объяснение смысла пословиц.
Какая из этих пословиц подходит к содержанию текста?
7. Дополнительная работа.
На доске:
Словарь настроений:
Бодрое ликующее
Боязливое нежное
Весёлое обиженное
Восторженное сердитое
Грустное тёплое
Грустной радости тревожное
Заносчивое уютное
Добродушное
-Какими словами можно выразить настроение мальчика?
8, Домашнее задание:
Перечитать текст, в рабочую тетрадь выписать главную мысль текста.
Придумать по 3 вопроса к тексту.
8. Релаксация.
Что хорошего взяли для себя?
Выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого.
Оценки.
14 слайд
На доске критерии оценок.
«5» - выразительное грамотное чтение, правильно выполнили своё задание, отвечали на
все вопросы;
- «4» - отвечали на все вопросы, но при чтении допускали ошибки;
- «3» - на вопросы отвечали с помощью других, допускали много ошибок при чтении
вслух.
- кто не оценил себя?
- Кто оценил себя на - «5», на «4», на «3».
Спасибо за урок! Вы все молодцы! Работали активно (отмечаю особо активных детей)
15 слайд