Мониторинг сформированности познавательных УД в начальной школе
Автор: Филюшова Оксана Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Лицей №22 "Надежда Сибири" Населённый пункт: Новосибирск Наименование материала: Статья Тема: Мониторинг сформированности познавательных УД в начальной школе Раздел: начальное образование
Выступление на методическом семинаре: « Формирование универсальных учебных
действий в образовательном пространстве»
Учитель
начальных
классов
высшей
квалификационной
категории
Лицея
№22
«Надежда Сибири» Филюшова Оксана Александровна
Программа
формирования
универсальных
учебных
действий
в
системе
общего
образования - ответ на новый социальный запрос, основанный на знаниях и высоком
инновационном
потенциале.
Новые
социальные
запросы
определяют
цели
образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Универсализация
содержания
общего
образования
позволяет
реализовать
основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательной
системе.
Важнейшей
задачей
школы
является
формирование
совокупно сти
«универсальных
учебных
действий»,
обеспечивающих
«умение
учиться»,
способность
личности
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного
присвоения
нового
социального
опыта,
а
не
только
освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от
соответствующих
видов
целенаправленных
действий,
т.
е.
они
формируются,
применяются
и
сохраняются
в
тесной
связи
с
активными
действиями
самих
учащихся.
Качество
усвоения
знаний
определяется
многообразием
и
характером
видов универсальных действий.
Программа формирования универсальных учебных действий – один из базовых
документов,
конкретизирующий
требования
к
результатам
начального
общего
образования
и
дополняющий
содержание
учебно-воспитательных
программ.
Программа формирования универсальных учебных действий позволяет планировать
результаты образовательного процесса, задать критерии и показатели психического
развития детей, необходимые для успешного начального обучения.
Актуальность разработки Программы универсальных учебных действий диктуется
следующими обстоятельствами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с
целью
оптимизации
общекультурного,
личностного
и
познавательного
развития
детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся,
обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и
религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование
общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная
задача воспитания ребенка.
- существующим разрывом между системой дошкольного и школьного образования и
необходимостью
сохранения
единства
образовательного
про странства,
преемственности ступеней образовательной системы
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности
членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного
выбора, самоактуализации.
Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова
«Как
проектировать
универсальные
учебные
действия
в
начальной
школе».
Программа
рекомендована
для
осуществления
психолого
-
педагогического
сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком
(собственно
психологическом)
значении
этот
термин
можно
определить
как
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков
учебной
работы),
обеспечивающих
самостоятельное
усвоение
новых
знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1 ) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель
мониторинга
уровня
сформированности
УУД: получение
объективной
информации
о
состоянии
и
динамике
уровня
сформированности
универсальных
учебных
действий
у
младших
школьников
в
условиях
реализации
федеральных
государственных стандартов нового поколения .
Задачи мониторинга:
1.Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2.Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3.Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности
УУД;
4.Формирование банка методических материалов для организации и проведения
мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
5.Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества
результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения
ФГОС нового поколения;
6.Разработка
и
апробация
системы
критериев
и
показателей
уровня
сформированности
УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга:
1.Универсальные учебные действия младших школьников;
2.Психолого-педагогические условия обучения;
3.Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
4.Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у
обучающихся выступают:
1.соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
2.соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
3.сформированность
учебной
деятельности
у
учащихся,
отражающая
уровень
развития
метапредметных
действий,
выполняющих
функцию
управления
познавательной деятельностью учащихся.
Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
Возрастные особенности развития
познавательных универсальных учебных действий
у младших школьников
Для
успешного
обучения
в
начальной
школе
должны
быть
сформированы
следующие
познавательные
универсальные
учебные
действия:
общеучебные,
логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•
поиск
и
выделение
необходимой
информации;
применение
методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной
формы
в
модель,
где
выделены
существенные
характеристики
объекта
(пространственно-графическую
или
знаково-символическую),
и преобразование
модели с
целью
выявления
общих
законов,
определяющих
данную
предметную
область;
• умение структурировать знания;
•
умение
осознанно
и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в
устной
и
письменной форме;
•
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач
в
зависимости
от
конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости
от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров;
определение
основной
и
второстепенной
информации;
свободная
ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового
стилей;
понимание
и
адекватная
оценка
языка
средств
массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
•
синтез
как
составление
целого
из
частей,
в
том
числе
с
самостоятельным
достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать
проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе
базируется
на
сформированности логических
операций —
умении
анализировать
объект,
осуществлять
сравнение,
выделять
общее
и
различное,
осуществлять
классификацию,
сериацию,
логическую мультипликацию (логическое умножение),
устанавливать аналогии.
Список методик для