Напоминание

Мониторинг сформированности познавательных УД в начальной школе


Автор: Филюшова Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №22 "Надежда Сибири"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Мониторинг сформированности познавательных УД в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на методическом семинаре: « Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве» Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Лицея №22 «Надежда Сибири» Филюшова Оксана Александровна Программа формирования универсальных учебных действий в системе общего образования - ответ на новый социальный запрос, основанный на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательной системе.
Важнейшей

задачей

школы
является формирование совокупно сти «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Программа формирования универсальных учебных действий – один из базовых документов, конкретизирующий требования к результатам начального общего образования и дополняющий содержание учебно-воспитательных программ. Программа формирования универсальных учебных действий позволяет планировать
результаты образовательного процесса, задать критерии и показатели психического развития детей, необходимые для успешного начального обучения. Актуальность разработки Программы универсальных учебных действий диктуется следующими обстоятельствами: - необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися; - задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка. - существующим разрывом между системой дошкольного и школьного образования и необходимостью сохранения единства образовательного про странства, преемственности ступеней образовательной системы - возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1
)
личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;


4) коммуникативный.

Цель

мониторинга

уровня

сформированности

УУД: получение

объективной

информации

о

состоянии

и

динамике

уровня

сформированности

универсальных

учебных

действий

у

младших

школьников

в

условиях

реализации

федеральных

государственных стандартов нового поколения
.
Задачи мониторинга:
1.Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; 2.Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3.Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4.Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; 5.Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; 6.Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга:
1.Универсальные учебные действия младших школьников; 2.Психолого-педагогические условия обучения; 3.Педагогические технологии, используемые в начальной школе. 4.Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у

обучающихся выступают:
1.соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; 2.соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; 3.сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Методы сбора информации:
анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.
Возрастные особенности развития

познавательных универсальных учебных действий

у младших школьников

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; • умение структурировать знания; • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятия, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей; • построение логической цепи рассуждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии.
Список методик для

мониторинга
1. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). 2. Выделение существенных признаков (2 класс). 3. Логические закономерности (3 класс). 4. Исследование словесно- логического мышления (4 класc)


В раздел образования