Формирование учебных умений и навыков на уроках-практикумах при изучении школьного курса "Географии
Автор: Захарова Галина Ильинична Должность: учитель географии Учебное заведение: ГБПОУ "26 КАДР" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Формирование учебных умений и навыков на уроках-практикумах при изучении школьного курса "Географии Раздел: среднее образование
Формирование учебных умений и навыков на уроках-практикумах при
изучении школьного курса «Географии».
Учитель географии ГБПОУ «26КАДР»
Г. Москвы
Захарова Галина Ильинична
Перед учителем всегда встаёт вопрос, как научить учащихся мыслить, как
заставить самого ученика активно участвовать в процессе обучения, как научить
своих
учеников
применять
изученные
знания
в
повседневной
жизни.
При
подготовке к каждому уроку главной целью своей деятельности я ставлю не пере-
дачу
знаний
учащимся
в
готовом
виде,
а
приобщение
школьников к
систематической самостоятельной работе творческого характера, формированию у
учащихся специальных практических умений и навыков при изучении школьного
курса.
В своей педагогической деятельности при обучении географии я стараюсь
вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, причём не процесс
пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. Она
должна быть направлена на формирование у каждого ученика:
- устойчивых навыков в применении изученного материала,
- на формирование их мировоззрения, установление взаимосвязей с другими
предметами,
- свободное владение языком предмета, для описания процессов и явлений. С
целью
активизации
познавательной
деятельности
на
уроках
использую
разные
формы работы:
- индивидуальную;
- коллективную;
- фронтальную.
В своей работе со школьниками дифференцировано использую различные виды
самостоятельных
работ.
Одной
из
важнейших
задач
самостоятельных
работ
является
обучение
учащихся
использовать
различные
источники
знаний
и
следующий арсенал видов самостоятельных работ:
Работа со школьным учебником.
Выполнение практических работ.
Работа с тематическими картами.
Работа с контурными картами.
Составление таблиц, диаграмм, анализ статистического материала;
Решение
географических
задач
на
установление
причинно
–
следственных связей.
Проектная деятельность.
Самостоятельная работа всех учащихся с разнообразными средствами обучения на
уроке и при домашней подготовке позволяют ставить и решать:
- образовательные задачи (формирование системы географических знаний, умений
и навыков);
- воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного
труда);
-
развивающие
задачи
(формирование
некоторых
приёмов
умственной
деятельности).
Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных
между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной
группы
знаний
и
умений
могут
остаться
незакрепленные
знания,
которые
превращаются в мертвый груз и быстро забываются.
Значение практических работ в процессе обучения географии
Практические работы — неотъемлемая часть процесса обучения географии.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять
теоретические
знания
на
практике,
вооружает
жизненно
важными
умениями,
такими,
как
чтение,
анализ
и
сопоставление
физических
карт,
статистических
материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников
трудолюбия, развитию самостоятельности.
Специфика
географии
как
школьного
предмета
заключается
в
том,
что
необходимым
условием
его
усвоения
является
наличие
у
школьников
умений
пользоваться различными источниками географической информации для получения
знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими
умениями можно только в ходе выполнения практических работ. Обязательный для
выполнения перечень практических работ дан в программе.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой,
способствует
овладению
школьниками
картографическими,
сравнительно-
историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами.
Виды практических работ по географии.
Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по
используемым для их выполнения источникам географической информации (ИГИ),
по
уровню
самостоятельности
школьников,
по
форме
фиксации
результатов.
Определяется
это
разнообразие
прежде
всего
особенностями
содержания
изучаемого материала, используемыми источниками географической информации,
уровнем предшествующей подготовки учащихся.
Общие требования к организации практических работ.
Практические работы делятся на тренировочные и итоговые, при их выполнении
учитель
обеспечивает
учащихся
необходимыми
памятками,
инструкциями,
проводит практические работы как одноразовые, не связанные друг с другом.
У школьников проблемы при выполнении практических работ связаны прежде
всего
с
тем,
что
они
многие
действия
выполняют
неосознанно,
на
основе
подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости
по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования:
-
з
накомить
школьников
с
целью
проведения
каждой
практической
работы,
возможными формами отражения ее результатов;
-
и
спользовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов
дифференцированного обучения;
-
с
оздавать
творческую
атмосферу
сотрудничества,
не
сковывать
инициативу
школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели;
-
и
спользовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы
фиксации результатов работы (по желанию школьников).
Урок-практикум по теме «Гидросфера. Мировой океан» в 6-7 классах.
Цели и задачи:
- образовательные
- Проверка знаний по теме «Гидросфера».
- Применение практических навыков работы с физической и контурной картами.
- Научить применять полученные знания на практике
- воспитательные
- Вовлечь в активную творческую и практическую деятельность
- развивающие
-
научить работать с картой и другими источниками информации, развивать
творческие способности, познавательный интерес к окружающей жизни.
Оборудование: Контурные карты, карандаши, атласы.
Ход урока:
- Определяю цели и задачи урока;
- Зачитываю задания для практической работы в стихотворной форме;
- В паузах между каждым абзацем, ученики выполняют задания в контурной карте
или записывают ответ в тетради.
Вода – минерал, вода
Н
2
О
Вода во Вселенной превыше всего.
Позвольте Вас спросить тогда
В каких состояниях бывает вода?
(записывают в тетрадях
три состояния воды)
Вода в гидросфере подвижна,
То жидкость она, то лёд
Может в пар она превратиться
Или в глубины Земли просочиться
Так что же такое круговорот?
( Обозначают на схемах-заготовках
Круговорот воды в природе)
Знаете вы пять океанов
Я прошу их так расположить
Начать надо с великана
И самым маленьким завершить
(Обозначают в контурной
карте океаны)
А сейчас моря я буду называть
А вы готовьтесь продолжать
Сколько известных имен на карте
Пролив Дрейка и Берингов есть
Море Лаптевых и море Лазарева
Продолжите список, он ведь не весь!
(обозначают моря
в конт. карте)
Моря есть разные на свете
Я хочу спросить о цвете
Кто в них краски растворял
Морям названия давал?
(обозначают Красное,
Черное и т.д.)
Северное море омывает Европу
Южно-Китайское – Китай
Что общего в названиях узнай
И дальше список продолжай
(обозначают моря
по названию стран)
Чтоб океан лучше узнать,
Давайте поплывем опять
А что увидим за бортом
Мы непременно назовем
Мурманск и Владивосток
Дубаи и Банкок,
Афины, Лондон иль Шанхай
Ты свой маршрут сам выбирай
(обозначают крупные
морские порты)
Соленость разную имеет вода
Постоянной она остается у дна
А там где в океан впадает река,
Почему соленость меньше всегда?
(ответ записывают в тетрадь)
Морская вода горька, солона
Ею напиться нельзя никогда
В детстве всех мучит вопрос
Кто соль в воду принес?
(ответ записывают в тетрадь)
Как движется вода в океане?
Приливы, течения, волны, цунами,
Ответить вы сейчас должны –
Как образуются они?
(ответ записывают в тетрадь
и обозначают крупные течения)
В Мурманск, где не замерзает океан,
Ведет корабль наш капитан
Мурманск на севере, Архангельск –
южнее
Но в Мурманске почему-то теплее?
(ответ записывают в тетрадь)
В книге рекордов Гинесса
Рекорды морские есть
Самое большое море – Филиппинское
Других аномалий не счесть
Давайте мы с вами рекорды побьем
И самое…..самое сейчас назовем.
(обозначают в конт.карте
самые большие глубины в океанах,
Самые маленькие моря по площади,
самые длинные и широкие проливы)
Итог урока: проверка работ учащихся.
Представленный урок-практикум я использую при изучении темы «Гидросфера.
Мировой океан» в 6 и 7 классах. Структура урока включает этапы:
организационный, постановка цели, проверка и актуализация знаний, выполнение
задач творческого типа, контроль сформированности умений и навыков, рефлексия.
Такой урок построен на сочетании звеньев отдельных тем урока, формировании
умений и навыков, применения их на практике. Этот урок позволяет осуществлять
широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом
учебных возможностей.
Практические работы в старших классах включают не только проверку навыков
работы с различными видами карт, но и составление различных схем и заполнение
таблиц на основе полученных знаний на уроках географии. Примером такого вида
работы может служить практическая работа по теме «Животноводство России» в 8
классе.
Урок-практикум «Определение главных районов животноводства»
Цель: Определить по картам и статистическим материалам главные районы
развития разных отраслей животноводства.
Оборудование: Учебник, атлас, ПК с доступом в Интернет.
Задачи: Проанализировать статистический материал и выявить главные
закономерности в развитии некоторых отраслей и направлений животноводства.
Подготовить презентацию «Развитие животноводства в Московской области».
Ход работы: Составьте схему «Животноводство России»
Вспомните названия основных отраслей животноводства и впишите их в схему,
используя текст учебника, карты атласа.
- Рассмотрим представленные диаграммы по отраслям животноводства (Работа со
статистическим материалом).
-
Сопоставьте
карту
«Природные
зоны»
с
картами
отраслей
животноводства.
Определите
природные
зоны,
в
которых
наиболее
распространено
каждое
из
направлений
животноводства.
Запишите
полученные
результаты
в
таблицу
«Распространение основных направлений животноводства».
ТАБЛИЦА
Основные корма
Направление
отраслей
животноводства
Природные зоны
Районы
Молочное КРС
Мясное КРС
Шерстно-мясное и
тонкорунное
овцеводство
Северное
оленеводство
Птицеводство
На
основе
выполненных
заданий
сформулируйте
вывод
о
влиянии
природных
условий на кормовую базу и развитие каждой отрасли животноводства.
Домашнее
задание:
Подготовьте
презентацию
к
следующему
уроку
на
тему
«Животноводство Московской области».
Такой
урок-практикум
целесообразно
проводить
в
кабинете
информатики,
оснащенным
ПК
и
выходом
в
интернет,
где
учащиеся
наглядно
могут
ЖИВОТН
ОВОДСТ
ВО
КРС
НАЗВАНИЕ
НАЗВАНИЕ
НАЗВАНИЕ
продемонстрировать
навыки
и
умения
выбирать
информацию
в
интернете
по
заданной
теме,
организовать
процесс
обобщения
и
обработки
информации,
собранной учащимися, использовать различные виды статистического материала,
представленного в виде диаграмм, графиков.
Роль этих уроков особенно важна, так как учащиеся в процессе практической
работы закрепляют знания, полученные на лекциях, изучают новый материал на
основе работы с разными источниками информации.
Уроки-практикумы разнообразны по форме: выполнение заданий индивидуально,
попарно,
в
группе,
сочетание
индивидуальной
и
фронтальной
работы
и
т.
д.
Различаются они и по характеру предложенных заданий - работа по плану, по
инструктивной карточке, обоснование предложенных тезисов и др. При этом важно
развивать не только рациональную, но и эмоциональную сферу, вводя игровые
элементы.
В отличие от традиционных уроков, где постоянно на самостоятельную работу
выделяется от 5 до 15 мин, уроки-практикумы требуют особенно тщательного
планирования деятельности учащихся в течение почти 40 мин, смены ее характера
и эмоциональной нагрузки
.
Функции педагога современной школы определяются необходимостью чётко
представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от
возникновения замысла до полного его осуществления. В связи с этим я выделяю
три основные задачи педагога:
1. Включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность
(организация учебной деятельности школьников);
2. Обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся, создание каждому
ученику
ситуации
успеха
на
основе
применения
индивидуальных
эталонов
оценивания;
3. Проведение экспертизы полученного результата, как педагогом, так и
учениками.
Учитель в процессе обучения должен опирается на веру во всеобщую
талантливость своих детей, на известный
с времён античности девиз: «Учись
обучая» и на психологическую парадигму: « Успех рождает успех».