Методика развития координационных способностей детей младшего школьного возраста в спортивных танцах
Автор: Демидова Ирина Анатольевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" Населённый пункт: г.Ангарск Иркутской области Наименование материала: Научно-методическая работа Тема: Методика развития координационных способностей детей младшего школьного возраста в спортивных танцах Раздел: дополнительное образование
Актуальность
Значение
координационных
способностей
для
занятий
спортивными
танцами неоспоримо.
В
связи
с
ранней
специализацией,
сокращением
сроков
обучения
и
усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются
высокие требования в плане проявления координационных способностей.
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для
развития
этих
способностей,
а
также
приобретение
знаний,
умений
и
навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной
период называется «золотым возрастом».
Поэтому
совершенствование
координационных
способностей,
помимо
физических качеств, в школьном возрасте является актуальной задачей
процесса воспитания.
Цель
Объект исследования: процесс развития координационных способностей.
Предмет
исследования:
методика
развития
координационных
способностей детей младшего школьного возраста в спортивных танцах.
Задачи исследования:
изучить
и
проанализировать
научно-методическую
литературу
по
проблеме развития координационных способностей детей младшего
школьного возраста.
разработать
методику
развития
координационных
способностей
детей младшего школьного возраста.
экспериментально проверить эффективность данной методики.
Гипотеза: предполагается, что разработанная методика позволит повысить
уровень координационных способностей юных танцоров.
Научная новизна: в результате изучения и анализа литературы, а также на
основе
профессионального
опыта,
была
разработана
и
проверена
по
критерию эффективности методика совершенствования координационных
способностей
детей
младшего
школьного
возраста,
занимающихся
спортивными танцами.
Практическая значимость: возможность использования разработанной
мной
методики
тренерами-преподавателями,
работающими
с
детьми
младшего школьного возраста.
Координационные
способности
–
это
способность
организма
к
совершенствованию
и
объединению
отдельных
элементов
движений
в
единое смысловое целое для решения конкретных двигательных задач.
Формы координационных способностей:
точность движений;
чувство двигательного ритма;
пространственная ориентировка;
управление напряжением мышц;
владение равновесием.
Средства воспитания
координационных способностей - это различные
физические упражнения, которые:
связаны с преодолением координационных трудностей;
требуют от исполнителя быстроты, правильности, рациональности
при выполнении двигательных действий, а также находчивости;
являются новыми, необычными для исполнителя.
Методические приемы воспитания координационных способностей:
изменение направления движения;
изменение силового компонента;
изменение скорости или темпа движения;
изменение исходного положения;
изменение
пространственных
границ,
в
которых
выполняется
упражнение;
выполнение упражнения в непривычных сочетаниях;
упражнение с введением зрительного анализатора.
Младший
школьный
возраст
ребенка
-
это
возраст,
когда
проходит
очередной
период
глубоких
качественных
изменений
всех
систем
организма,
его
совершенствование.
Вместе
с
тем,
младший
школьный
возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически
всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в
двигательной активности.
Методы исследования:
теоретический
анализ
и
обобщение
данных
научно-методической
литературы;
педагогический эксперимент;
педагогическое тестирование;
метод математической статистики.
Организация исследования
На 1 этапе была выбрана тема исследования, проведен анализ научно-
методической
литературы,
определены
цель,
задачи
и
методы
исследования, проведено первичное педагогическое тестирование.
На
2
этапе
проводился
педагогический
эксперимент.
Осуществлялось
определение
исходного
уровня
координационных
способностей
обследуемых детей.
На
3
этапе
проводилось
повторное
педагогическое
тестирование,
осуществлялся
анализ
полученных
результатов,
затем
были
сделаны
выводы, разработаны практические рекомендации, написана и оформлена
научно - методическая работа.
Содержание методики
Данная методика включает в себя комплекс упражнений, который помогает
эффективно развивать координационные способности у детей.
При разработке методики учитывались следующие положения:
перекрестная
координация
в
работе
рук
и
ног
увеличивает
устойчивость при выполнении основных видов общеразвивающих
упражнений;
более естественной, легкой в выполнении является односторонняя
координация;
большую
сложность
для
детей
младшего
школьного
возраста
представляет концентрация внимания на одновременном действии
четырех
конечностей,
поэтому
двигательные
задания
должны
предлагаться по принципу «от простого – к сложному»;
на проявление координации движения рук и ног большое влияние
оказывают:
1)
направленность совершаемых действий;
2)
темпы их выполнения;
3)
методика демонстрации, показа, словесного пояснения.
Упражнения для развития координации рук:
Упражнение
1.
Сгибание
и
разгибание
рук
в
локтевых
суставах
в
направлениях: от плеча вверх, вниз, вперед, в сторону.
Упражнение 2. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах в тех же
направлениях, но с поочередной работой правой и левой рук.
Упражнение 3. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах от плеча в
разных
направлениях
с
поочередной
работой
правой
и
левой
рук
со
сжиманием и разжиманием кистей рук.
Упражнение 4. Движение рук осуществляется по трем точкам: правое
плечо,
левое
плечо
и
живот.
Задача
заключается
в
том,
чтобы
рукой
закрыть свободную точку, двигаясь по часовой стрелке (начать с левой
руки) или против часовой стрелки (начать с правой руки). Руки две, а
точки, по которым двигаются руки,три.
Упражнение 5. Движение рук осуществляется по трем точкам: правое
плечо, левое плечо и живот. Задача: одной из точек (например, живота)
коснуться два раза. Выполнять упражнение сначала с правой руки, затем с
левой.
Упражнение 6. Движение рук осуществляется по трем точкам: правое ухо,
левое
ухо
и
нос.
Задача:
указательным
пальцем
закрывать
свободную
точку,чередуя правую и левую руки. Выполнять упражнение
сначала с
правой руки, затем с левой.
Когда ученик освоит эти упражнения и сможет выполнять их без
ошибок, можно приступать к упражнениям, в которых движения рук и ног
происходят одновременно.
Упражнения для развития координации рук и ног:
Упражнение 1. Работа рук: а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим в стороны обе
руки и собираем их к плечам, сгибая в локтях; б) 1 – отводим в сторону
правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим в сторону левую руку, 4
– собираем ее к плечу; в) 1 – отводим в сторону левую руку, 2 – собираем
ее к плечу, 3 – отводим в сторону правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа ног: на счет 1 – отводим
в сторону на каблук правую ногу, 2-
приставляем правую ногу к левой ноге,3 -отводим в сторону на каблук
левую ногу,4- приставляем левую ногу к правой. Руки и ноги начинают
двигаться одновременно.
Упражнение 2. Работа рук: исходное положение – руки согнуты в локтях,
кисти прижаты к плечам. а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим вверх обе руки и
собираем их к плечам, сгибая в локтевых суставах; б) 1 – отводим вверх
правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим вверх левую руку, 4 –
собираем ее к плечу; в) 1 – отводим вверх левую руку, 2 – собираем ее к
плечу; г) 3 – отводим вверх правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа
ног: исходное положение – ноги вместе. На счет 1, 2, 3, 4 – отводим вперед
на носок, а затем приставляем в исходное положение поочередно правую и
левую ноги. Руки ноги начинают двигаться одновременно.
Упражнение 3. Соединить вместе упражнение 1 и упражнение 2.
Упражнение 4. Работа рук: а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим в стороны обе
руки и собираем их к плечам, сгибая в локтях; б) 1 – отводим в сторону
правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим в сторону левую руку, 4
– собираем ее к плечу; в) 1 – отводим в сторону левую руку, 2 – собираем
ее к плечу, 3 – отводим в сторону правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа ног: исходное положение – ноги вместе. На счет 1, 2 – шаг в
сторону правой ногой и приставка левой ноги, 3, 4 – то же самое с другой
ноги. Руки ноги начинают двигаться одновременно.
Упражнение 5. Работа рук: исходное положение – руки согнуты в локтях,
кисти прижаты к плечам. а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим вверх обе руки и
собираем их к плечам, сгибая в локтевых суставах; б) 1 – отводим вверх
правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим вверх левую руку, 4 –
собираем ее к плечу; в) 1 – отводим вверх левую руку, 2 – собираем ее к
плечу; г) 3 – отводим вверх правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа
ног: исходное положение – ноги вместе. На счет 1, 2 – шаг вперед правой
ногой и подставка левой ноги, 3, 4 – то же самое с другой ноги.
Упражнение 6. Соединить вместе упражнение 4 и упражнение 5.
Результаты исследования
Сущность
педагогического
эксперимента
заключалась
в
формировании двух групп из детей (мальчиков и девочек), адекватных по
уровню
физической
подготовленности
и
функциональному
состоянию
организма.
Одна
из
групп
была
контрольной
(КГ)
и
занималась
по
традиционным
методикам
обучения
спортивным
танцам.
Другая
-
экспериментальная
группа
(ЭГ),
в
образовательный
процесс
которой,
дополнительно
к
традиционным,
была
включена
разработанная
мной
методика развития КС.
В результате педагогического эксперимента были получены данные,
которые характеризуют уровень развития КС детей в начале и в конце
эксперимента.
Показатели уровня координационных способностей КГ и ЭГ на начало
эксперимента
Тест
Результаты тестов
P
ЭГ
КГ
Челночный бег.
3 раза по 10 м.
(сек.)
11,1 ± 1,2
11,3 ± 1,3
> 0,05
Стойка на одной
ноге (сек.)
21,3 ± 16,9
23,7 ± 16,9
> 0,05
Отбивание мяча от
пола (кол-во раз)
64,1 ± 21,8
72,1 ± 23,9
> 0,05
Прыжки через
скакалку (кол-во раз
за 20 сек.)
23,5 ± 4,0
21,3 ± 6,7
> 0,05
Как видно из таблицы, на начало эксперимента результаты по всем
тестам
уровня
координационных
способностей
КГ
и
ЭГ
были
идентичными и не имели достоверных различий.
Показатели уровня координационных способностей КГ и ЭГ на конец
эксперимента
Тест
Результаты тестов
P
ЭГ
КГ
Челночный бег.
3 раза по 10 м. (сек.)
10,5 ± 1,3
11,3 ± 1,4
< 0,001
Стойка на одной ноге
(сек.)
27,3 ± 15,3
23,1 ± 16,6
< 0,001
Отбивание мяча от
пола (кол-во раз)
72,3 ± 34,7
65,2 ± 27,6
< 0,05
Прыжки через
скакалку (кол-во раз
за 20 сек.)
26,8 ± 6,4
20,8 ± 7,4
< 0,001
После завершения педагогического эксперимента было проведено
повторное
педагогическое
тестирование,
цель
которого
заключалась
в
проверке эффективности разработанной методики.
Анализ полученных в итоговом тестировании результатов в КГ и ЭГ
у детей вторых классов показал, что по всем тестам, характеризующим
уровень КС, между группами появились достоверные различия.
Оказалось,
что
цикл
занятий
специально-направленными
упражнениями
весьма
эффективен.
Уровень
развития
координации
движений
у
учащихся
экспериментальной
группы
значительно
возрос.
Дети
этой
группы
легко
и
быстро
овладели
контрольными
тестами,
значительно
опередив
детей
из
контрольной
группы,
не
разучивавших
специальных упражнений.
Динамика показателей уровня развития координационных
способностей КГ и ЭГ
Тест
Результаты тестов
Группы
Начало
Конец
Челночный бег.
3 раза по 10 м.
(сек.)
ЭГ
11,1 ± 1,2
10,5 ± 1,3
КГ
11,3 ± 1,3
11,3 ± 1,4
P
> 0,05
< 0,001
Стойка на
одной ноге
(сек.)
ЭГ
21,3 ± 16,9
< 0,05
Прыжки через
скакалку (кол-
во раз за 20
сек.)
ЭГ
23,5 ± 4,0
26,8 ± 6,4
КГ
21,3 ± 6,7
20,8 ± 7,4
P
> 0,05
< 0,001
Ни в одном тесте дети контрольной группы не показали результаты лучше,
чем дети экспериментальной группы. Данные результаты позволяют нам
утверждать,
что
предлагаемая
нами
методика
является
эффективной
в
повышении уровня КС детей младшего школьного возраста.
Таким
образом,
выдвинутая
гипотеза
о
том,
что
разработанная
нами
методика
будет
эффективным
средством
достижения
более
высокого
уровня КС детей младшего школьного возраста, подтвердилась.
Выводы
Анализ
научно-методической
литературы
позволил
получить
представление о координационных способностях, их видах, методах
развития и оценки, об особенностях развития КС детей младшего
школьного возраста.
Разработана
и
применена
методика,
направленная
на
повышение
уровня КС детей младшего школьного возраста.
У учащихся экспериментальной группы успеваемость на занятиях по
спортивным танцам была выше, чем у детей контрольной группы.
В
конце
эксперимента
произошли
достоверные
положительные
изменения в ЭГ по следующим показателям: челночный бег 3 * 10 м,
стойка
на
одной
ноге,
отбивание
мяча
от
пола,
прыжки
через
скакалку. В КГ достоверных изменений не было.
Юные
танцоры
из
ЭГ
группы
имели
и
лучшие
спортивные
результаты. Вероятно, более высокий уровень развития координации
движений
обеспечил
лучшее
овладение
техникой
спортивных
танцев,
что,
в
свою
очередь,
сказалось
на
качестве
исполнения
конкурсной программы.
Практические рекомендации
С целью повышения уровня координационных способностей детей
младшего
школьного
возраста
рекомендуется
широко
применять
данную методику, как наиболее эффективную.
Предложенную методику можно одинаково эффективно использовать
как в подготовительной, так и в основной части тренировочного
занятия по спортивным танцам.
Следует
проводить
занятия
с
использованием
специальных
упражнений не реже двух раз в неделю в течение всего учебного
года, что способствует эффективному повышению уровня КС.