Напоминание

Методика развития координационных способностей детей младшего школьного возраста в спортивных танцах


Автор: Демидова Ирина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г.Ангарск Иркутской области
Наименование материала: Научно-методическая работа
Тема: Методика развития координационных способностей детей младшего школьного возраста в спортивных танцах
Раздел: дополнительное образование





Назад





МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПОРТИВНЫХ

ТАНЦАХ

Актуальность
Значение координационных способностей для занятий спортивными танцами неоспоримо. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом». Поэтому совершенствование координационных способностей, помимо физических качеств, в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания.
Цель

исследования:
разработать методику совершенствования координационных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными танцами
.

Объект исследования:
процесс развития координационных способностей.
Предмет

исследования:
методика развития координационных способностей детей младшего школьного возраста в спортивных танцах.
Задачи исследования:
 изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.  разработать методику развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.  экспериментально проверить эффективность данной методики.
Гипотеза:
предполагается, что разработанная методика позволит повысить уровень координационных способностей юных танцоров.
Научная новизна:
в результате изучения и анализа литературы, а также на основе профессионального опыта, была разработана и проверена по критерию эффективности методика совершенствования координационных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными танцами.
Практическая значимость:
возможность использования разработанной мной методики тренерами-преподавателями, работающими с детьми младшего школьного возраста.
Координационные

способности
– это способность организма к совершенствованию и объединению отдельных элементов движений в единое смысловое целое для решения конкретных двигательных задач.

Формы координационных способностей:
 точность движений;  чувство двигательного ритма;  пространственная ориентировка;  управление напряжением мышц;  владение равновесием.
Средства воспитания

координационных способностей -
это различные физические упражнения, которые:  связаны с преодолением координационных трудностей;  требуют от исполнителя быстроты, правильности, рациональности при выполнении двигательных действий, а также находчивости;  являются новыми, необычными для исполнителя.
Методические приемы воспитания координационных способностей:
 изменение направления движения;  изменение силового компонента;  изменение скорости или темпа движения;  изменение исходного положения;  изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение;  выполнение упражнения в непривычных сочетаниях;  упражнение с введением зрительного анализатора. Младший школьный возраст ребенка - это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.
Методы исследования:
 теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;  педагогический эксперимент;  педагогическое тестирование;  метод математической статистики.
Организация исследования

На 1 этапе
была выбрана тема исследования, проведен анализ научно- методической литературы, определены цель, задачи и методы исследования, проведено первичное педагогическое тестирование.
На

2

этапе
проводился педагогический эксперимент. Осуществлялось определение исходного уровня координационных способностей обследуемых детей.
На

3

этапе
проводилось повторное педагогическое тестирование, осуществлялся анализ полученных результатов, затем были сделаны
выводы, разработаны практические рекомендации, написана и оформлена научно - методическая работа.
Содержание методики
Данная методика включает в себя комплекс упражнений, который помогает эффективно развивать координационные способности у детей. При разработке методики учитывались следующие положения:  перекрестная координация в работе рук и ног увеличивает устойчивость при выполнении основных видов общеразвивающих упражнений;  более естественной, легкой в выполнении является односторонняя координация;  большую сложность для детей младшего школьного возраста представляет концентрация внимания на одновременном действии четырех конечностей, поэтому двигательные задания должны предлагаться по принципу «от простого – к сложному»;  на проявление координации движения рук и ног большое влияние оказывают: 1) направленность совершаемых действий; 2) темпы их выполнения; 3) методика демонстрации, показа, словесного пояснения.
Упражнения для развития координации рук:
Упражнение 1. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах в направлениях: от плеча вверх, вниз, вперед, в сторону. Упражнение 2. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах в тех же направлениях, но с поочередной работой правой и левой рук. Упражнение 3. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах от плеча в разных направлениях с поочередной работой правой и левой рук со сжиманием и разжиманием кистей рук. Упражнение 4. Движение рук осуществляется по трем точкам: правое плечо, левое плечо и живот. Задача заключается в том, чтобы рукой закрыть свободную точку, двигаясь по часовой стрелке (начать с левой руки) или против часовой стрелки (начать с правой руки). Руки две, а точки, по которым двигаются руки,три. Упражнение 5. Движение рук осуществляется по трем точкам: правое плечо, левое плечо и живот. Задача: одной из точек (например, живота) коснуться два раза. Выполнять упражнение сначала с правой руки, затем с левой. Упражнение 6. Движение рук осуществляется по трем точкам: правое ухо, левое ухо и нос. Задача: указательным пальцем закрывать свободную точку,чередуя правую и левую руки. Выполнять упражнение сначала с правой руки, затем с левой.
Когда ученик освоит эти упражнения и сможет выполнять их без ошибок, можно приступать к упражнениям, в которых движения рук и ног происходят одновременно.
Упражнения для развития координации рук и ног:
Упражнение 1.
Работа рук:
а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим в стороны обе руки и собираем их к плечам, сгибая в локтях; б) 1 – отводим в сторону правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим в сторону левую руку, 4 – собираем ее к плечу; в) 1 – отводим в сторону левую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим в сторону правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа ног:
на счет 1 – отводим в сторону на каблук правую ногу, 2- приставляем правую ногу к левой ноге,3 -отводим в сторону на каблук левую ногу,4- приставляем левую ногу к правой. Руки и ноги начинают двигаться одновременно. Упражнение 2.
Работа рук:
исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам. а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим вверх обе руки и собираем их к плечам, сгибая в локтевых суставах; б) 1 – отводим вверх правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим вверх левую руку, 4 – собираем ее к плечу; в) 1 – отводим вверх левую руку, 2 – собираем ее к плечу; г) 3 – отводим вверх правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа

ног:
исходное положение – ноги вместе. На счет 1, 2, 3, 4 – отводим вперед на носок, а затем приставляем в исходное положение поочередно правую и левую ноги. Руки ноги начинают двигаться одновременно. Упражнение 3. Соединить вместе упражнение 1 и упражнение 2. Упражнение 4.
Работа рук:
а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим в стороны обе руки и собираем их к плечам, сгибая в локтях; б) 1 – отводим в сторону правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим в сторону левую руку, 4 – собираем ее к плечу; в) 1 – отводим в сторону левую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим в сторону правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа ног:
исходное положение – ноги вместе. На счет 1, 2 – шаг в сторону правой ногой и приставка левой ноги, 3, 4 – то же самое с другой ноги. Руки ноги начинают двигаться одновременно. Упражнение 5.
Работа рук:
исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам. а) На счет 1, 2, 3, 4 – отводим вверх обе руки и собираем их к плечам, сгибая в локтевых суставах; б) 1 – отводим вверх правую руку, 2 – собираем ее к плечу, 3 – отводим вверх левую руку, 4 – собираем ее к плечу; в) 1 – отводим вверх левую руку, 2 – собираем ее к плечу; г) 3 – отводим вверх правую руку, 4 – собираем ее к плечу.
Работа

ног:
исходное положение – ноги вместе. На счет 1, 2 – шаг вперед правой ногой и подставка левой ноги, 3, 4 – то же самое с другой ноги. Упражнение 6. Соединить вместе упражнение 4 и упражнение 5.

Результаты исследования
Сущность педагогического эксперимента заключалась в формировании двух групп из детей (мальчиков и девочек), адекватных по уровню физической подготовленности и функциональному состоянию организма. Одна из групп была контрольной (КГ) и занималась по традиционным методикам обучения спортивным танцам. Другая - экспериментальная группа (ЭГ), в образовательный процесс которой, дополнительно к традиционным, была включена разработанная мной методика развития КС. В результате педагогического эксперимента были получены данные, которые характеризуют уровень развития КС детей в начале и в конце эксперимента.
Показатели уровня координационных способностей КГ и ЭГ на начало

эксперимента

Тест

Результаты тестов

P

ЭГ

КГ
Челночный бег. 3 раза по 10 м. (сек.) 11,1 ± 1,2 11,3 ± 1,3 > 0,05 Стойка на одной ноге (сек.) 21,3 ± 16,9 23,7 ± 16,9 > 0,05 Отбивание мяча от пола (кол-во раз) 64,1 ± 21,8 72,1 ± 23,9 > 0,05 Прыжки через скакалку (кол-во раз за 20 сек.) 23,5 ± 4,0 21,3 ± 6,7 > 0,05 Как видно из таблицы, на начало эксперимента результаты по всем тестам уровня координационных способностей КГ и ЭГ были идентичными и не имели достоверных различий.
Показатели уровня координационных способностей КГ и ЭГ на конец

эксперимента

Тест

Результаты тестов

P

ЭГ

КГ
Челночный бег. 3 раза по 10 м. (сек.) 10,5 ± 1,3 11,3 ± 1,4 < 0,001 Стойка на одной ноге (сек.) 27,3 ± 15,3 23,1 ± 16,6 < 0,001
Отбивание мяча от пола (кол-во раз) 72,3 ± 34,7 65,2 ± 27,6 < 0,05 Прыжки через скакалку (кол-во раз за 20 сек.) 26,8 ± 6,4 20,8 ± 7,4 < 0,001 После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное педагогическое тестирование, цель которого заключалась в проверке эффективности разработанной методики. Анализ полученных в итоговом тестировании результатов в КГ и ЭГ у детей вторых классов показал, что по всем тестам, характеризующим уровень КС, между группами появились достоверные различия. Оказалось, что цикл занятий специально-направленными упражнениями весьма эффективен. Уровень развития координации движений у учащихся экспериментальной группы значительно возрос. Дети этой группы легко и быстро овладели контрольными тестами, значительно опередив детей из контрольной группы, не разучивавших специальных упражнений.
Динамика показателей уровня развития координационных

способностей КГ и ЭГ

Тест

Результаты тестов

Группы

Начало

Конец
Челночный бег. 3 раза по 10 м. (сек.) ЭГ
11,1 ± 1,2

10,5 ± 1,3
КГ
11,3 ± 1,3

11,3 ± 1,4

P

> 0,05

< 0,001
Стойка на одной ноге (сек.) ЭГ
21,3 ± 16,9

27,3 ± 15,3
КГ
23,7 ± 16,9

23,1 ± 16,6

P

> 0,05

< 0,001
Отбивание мяча от пола (кол-во раз) ЭГ
64,1 ± 21,8

72,3 ± 34,7
КГ
72,1 ± 23,9

65,2 ± 27,6

P

> 0,05

< 0,05
Прыжки через скакалку (кол- во раз за 20 сек.) ЭГ
23,5 ± 4,0

26,8 ± 6,4
КГ
21,3 ± 6,7

20,8 ± 7,4

P

> 0,05

< 0,001
Ни в одном тесте дети контрольной группы не показали результаты лучше, чем дети экспериментальной группы. Данные результаты позволяют нам утверждать, что предлагаемая нами методика является эффективной в повышении уровня КС детей младшего школьного возраста.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что разработанная нами методика будет эффективным средством достижения более высокого уровня КС детей младшего школьного возраста, подтвердилась.
Выводы
 Анализ научно-методической литературы позволил получить представление о координационных способностях, их видах, методах развития и оценки, об особенностях развития КС детей младшего школьного возраста.  Разработана и применена методика, направленная на повышение уровня КС детей младшего школьного возраста.  У учащихся экспериментальной группы успеваемость на занятиях по спортивным танцам была выше, чем у детей контрольной группы.  В конце эксперимента произошли достоверные положительные изменения в ЭГ по следующим показателям: челночный бег 3 * 10 м, стойка на одной ноге, отбивание мяча от пола, прыжки через скакалку. В КГ достоверных изменений не было.  Юные танцоры из ЭГ группы имели и лучшие спортивные результаты. Вероятно, более высокий уровень развития координации движений обеспечил лучшее овладение техникой спортивных танцев, что, в свою очередь, сказалось на качестве исполнения конкурсной программы.
Практические рекомендации
 С целью повышения уровня координационных способностей детей младшего школьного возраста рекомендуется широко применять данную методику, как наиболее эффективную.  Предложенную методику можно одинаково эффективно использовать как в подготовительной, так и в основной части тренировочного занятия по спортивным танцам.  Следует проводить занятия с использованием специальных упражнений не реже двух раз в неделю в течение всего учебного года, что способствует эффективному повышению уровня КС.


В раздел образования