Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии в условиях общеобразовательной школы
Автор: Гезь Лариса Владимировна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МАОУ "СОШ №80" Населённый пункт: г.Северск, Томской области Наименование материала: статья Тема: Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии в условиях общеобразовательной школы Раздел: среднее образование
Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии в
условиях общеобразовательной школы
Гезь Лариса Владимировна
г. Северск, МБОУ «СОШ №80»
Снижение физического, социального и психического здоровья населения –
одна из проблем нашего общества. У детей это проявляется в эмоциональной
нестабильности, усталости, перенапряжении, отсутствии внимания. Здоровье
рассматривается как базовая ценность российского общества, его сохранение -
одна из главных задач образования. Понятие о здоровьесбережении в общеоб-
разовательном
процессе
не
ограничивается
представлением
об
укреплении
лишь соматического здоровья школьников. Важное значение придается охране
психического здоровья. Обоснованную тревогу специалистов вызывает его со-
стояние у современных детей и подростков. Большинство врачей, учителей, ро-
дителей признает его неудовлетворительным, так как часто школьники в про-
цессе учебно-познавательной деятельности пребывают в режиме хронического
утомления.
Качественное
образование
предполагает,
что
ребенок
мобилен,
успешен, адаптивен, имеет физическое, психическое и нравственное здоровье.
В образовательном процессе необходимо использовать методы, которые рас-
крепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учеб-
ной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенно-
сти в собственных возможностях. Создание благоприятного психологического
климата, применение личностно-значимых способов учебной работы, индиви-
дуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и
другие подобные методы позволяют снизить тревожность и психическое напря-
жение учащихся, то есть нивелировать стрессогенный фактор в учебном про-
цессе. Это помогает улучшению адаптации и повышению сопротивляемости
организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, способ-
ствует сохранению психологического здоровья школьников. В нашей школе
спецкурсы с человековедческой направленностью создают условия для разви-
тия обучающихся на основе формирования доверия, толерантности, миролю-
бия, психологического комфорта; оказывают практическую помощь детям с
ослабленным здоровьем, нуждающимся в социально-психологической поддерж-
ке. Содержание занятий позволяет расширить рамки образовательной среды во
внеурочное время. Используемые методы и приемы направлены на формирова-
ние
духовно-нравственных
качеств,
уверенности
в
своем
будущем,
умение
успешно адаптироваться в обществе. Включение в занятия практико-ориентиро-
ванных заданий содействует решению проблемных ситуаций, формирует навы-
ки практического применения знаний.
Самым безопасным и, наверное, самым приятным методом исцеления
психики является арт-терапия. Метод лечения творчеством в последнее время
привлекает к себе все большее внимание во всем мире. Становление педагоги-
ческого направления арт-терапии наметилось в нашей стране в последние годы.
Ученые рассматривают его, как инструмент прогрессивной педагогики развития
потенциала психического здоровья человека, формирования здоровой творче-
ской личности. Специалисты подчеркивают роль арт-терапевтического процес-
са в повышении адаптационных способностей, это альтернативная практика,
где акцент делается на гармонизацию и общее оздоровление.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации
понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здо-
ровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Эти средства направлены на создание положительного эмоционального настроя,
облегчают процесс коммуникации ребенка со сверстниками, учителем, другими
взрослыми, позволяют обратиться к тем реальным проблемам, которые по ка-
ким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально, повышают его адап-
тационные способности к повседневной жизни и школе. Так же в течение заня-
тия снижается утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявле-
ния, связанные не только с обучением. Арт-терапия, опираясь на здоровый по-
тенциал, внутренние механизмы
саморегуляции и исцеления, эффективна в
коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, позволя-
ет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанно-
сти и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском
доме.
Занятия арт-терапией проводятся с детьми, которые находятся в сложной
жизненной ситуации: потерявшие одного из родителей, находящиеся под опе-
кой, на учете у специалистов-медиков, то есть с теми учащимися, которые ну-
ждаются в дополнительной психологической помощи. Каждое занятие является
многоцелевым,
направлено
на
решение
наиболее
часто
встречающихся
проблем.
Среди
них:
страхи,
тревожность,
агрессивность,
застенчивость,
проблемы
общения
внутригруппового
взаимодействия,
взаимоотношений
с
окружающим миром и другие, которые могут разрушительно действовать на
здоровье в целом. Формы и методы организации занятий предполагают работу в
группах и индивидуально. Система занятий представляет модель тематически-
ориентированной арт-терапии, которая может носить как лечебно-коррекцион-
ные цели, так и психопрофилактические, развивающие, диагностические.
В
арт-терапевтических
занятиях
применяются
разные
виды
техник:
рисование форм восковыми мелками, пастелью, углем, динамическое рисова-
ние, пластицирование, живопись. Каждая из предлагаемых техник имеет опре-
деленную направленность в решении задач в области здоровьесбережения. Ди-
намическое рисование, живопись гармонизируют психофизическое состояние
человека, снимают накопившееся напряжение, уравновешивают дыхание. Са-
мый доступный из видов – рисование форм. Это процесс, который активизирует
дремлющие творческие силы человека, усиливает умственные процессы, помо-
гает развивать волю, чувство равновесия, осязания. Это древний вид искусства,
которым широко пользовались еще в средневековье. Основные линии развива-
ют руку, ощущение пространства, времени, уравновешивают дыхание, ритм,
давление; закрытые формы усиливают чувство собственного Я. На разных эта-
пах возрастного развития детей используются свои средства в рисовании форм:
масляная пастель, уголь, восковые мелки. При выполнении различных заданий
развиваются волевые качества, преодолевается боязнь, глаз учится видеть то,
что делает рука, оказывается положительное влияние на почерк. Это процесс и
творческого самовыражения: дети сами находят и придумывают формы.
Пластицирование – также доступный и эффективный метод, его особен-
ность - творение в пространстве, познание форм в пространстве, создание обра-
за по памяти. Лепка из глины имеет колоссальное целительное влияние на здо-
ровье человека, оказывает лечебное и тонизирующее действие на весь орга-
низм в целом. За счет воздействия на биологические активные точки происхо-
дит накопление жизненной энергии. В процессе самомассажа ладоней и паль-
цев рук при лепке начинает восстанавливаться внутренний энергетический ба-
ланс всего организма, поэтому особенно полезно заниматься пластицировани-
ем больным и ослабленным детям, а также детям с возбудимой нервной систе-
мой и повышенной гиперактивностью. Дети младшего школьного возраста лю-
бят работать с глиной. Из шара как основы они лепят разные фигуры (фрукты,
овощи, животные), придумывают о них истории, сказки, стихи, составляют диа-
логи. Такие занятия способствуют снятию мышечных зажимов и усталости,
спонтанности в выражении чувств, располагают к двигательной и эмоциональ-
ной разрядке, развивают тактильные ощущения, внимание, пространственное и
творческое воображение, снижают агрессию, страх, тревожность, замкнутость,
улучшают кровоснабжение. Также
можно использовать такие приемы на дру-
гих предметах: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и в досуго-
вой деятельности. Учащиеся подросткового возраста предпочитают заниматься
живописью, шрафировкой, так как ощущают их положительное воздействие в
восстановлении своих жизненных сил, эмоционального состояния, особенно в
конце учебной недели, и для эстетического наслаждения.
Арттерапевтический метод оказывает действенную помощь учащимся в
гармонизации
и
развитии
психических
процессов,
снятии
эмоционального
напряжения, психофизических зажимов, накопленных в течение учебного дня.
Он активизирует мыслительную деятельность, раскрывает творческие возмож-
ности,
способствует
формированию
межличностных
отношений,
помогает
самовыражению и самореализации в продуктах деятельности, повышает самоо-
ценку ребенка, интерес сверстников к его индивидуальности. В целом благо-
творно влияет на самочувствие ребенка и оздоравливает его организм.
Занятия различными видами техник арт-терапии вызывают положитель-
ный отклик у детей разного возраста, а также у взрослых. И просто доставляют
эмоциональное удовольствие, радость творческой самореализации,!
Литература
1.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Практикум по креативной терапии
– Спб.: Издательство «Речь», 2003.
2.
Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: методическое пособие -
Спб.: Издательство «Речь», 2006.
3.
Практические материалы курса по художественной терапии (2001-2008)
по программе «Школы доктора Маргариты Хаушка» - Германия.