Напоминание

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии в условиях общеобразовательной школы


Автор: Гезь Лариса Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №80"
Населённый пункт: г.Северск, Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии в условиях общеобразовательной школы
Раздел: среднее образование





Назад





Сохранение и укрепление здоровья детей средствами арт-терапии в

условиях общеобразовательной школы

Гезь Лариса Владимировна
г. Северск, МБОУ «СОШ №80» Снижение физического, социального и психического здоровья населения – одна из проблем нашего общества. У детей это проявляется в эмоциональной нестабильности, усталости, перенапряжении, отсутствии внимания. Здоровье рассматривается как базовая ценность российского общества, его сохранение - одна из главных задач образования. Понятие о здоровьесбережении в общеоб- разовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического здоровья школьников. Важное значение придается охране психического здоровья. Обоснованную тревогу специалистов вызывает его со- стояние у современных детей и подростков. Большинство врачей, учителей, ро- дителей признает его неудовлетворительным, так как часто школьники в про- цессе учебно-познавательной деятельности пребывают в режиме хронического утомления. Качественное образование предполагает, что ребенок мобилен, успешен, адаптивен, имеет физическое, психическое и нравственное здоровье. В образовательном процессе необходимо использовать методы, которые рас- крепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учеб- ной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенно- сти в собственных возможностях. Создание благоприятного психологического климата, применение личностно-значимых способов учебной работы, индиви- дуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и другие подобные методы позволяют снизить тревожность и психическое напря- жение учащихся, то есть нивелировать стрессогенный фактор в учебном про- цессе. Это помогает улучшению адаптации и повышению сопротивляемости организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, способ- ствует сохранению психологического здоровья школьников. В нашей школе спецкурсы с человековедческой направленностью создают условия для разви- тия обучающихся на основе формирования доверия, толерантности, миролю- бия, психологического комфорта; оказывают практическую помощь детям с ослабленным здоровьем, нуждающимся в социально-психологической поддерж- ке. Содержание занятий позволяет расширить рамки образовательной среды во внеурочное время. Используемые методы и приемы направлены на формирова- ние духовно-нравственных качеств, уверенности в своем будущем, умение успешно адаптироваться в обществе. Включение в занятия практико-ориентиро- ванных заданий содействует решению проблемных ситуаций, формирует навы- ки практического применения знаний. Самым безопасным и, наверное, самым приятным методом исцеления психики является арт-терапия. Метод лечения творчеством в последнее время привлекает к себе все большее внимание во всем мире. Становление педагоги- ческого направления арт-терапии наметилось в нашей стране в последние годы. Ученые рассматривают его, как инструмент прогрессивной педагогики развития
потенциала психического здоровья человека, формирования здоровой творче- ской личности. Специалисты подчеркивают роль арт-терапевтического процес- са в повышении адаптационных способностей, это альтернативная практика, где акцент делается на гармонизацию и общее оздоровление. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здо- ровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Эти средства направлены на создание положительного эмоционального настроя, облегчают процесс коммуникации ребенка со сверстниками, учителем, другими взрослыми, позволяют обратиться к тем реальным проблемам, которые по ка- ким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально, повышают его адап- тационные способности к повседневной жизни и школе. Так же в течение заня- тия снижается утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявле- ния, связанные не только с обучением. Арт-терапия, опираясь на здоровый по- тенциал, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления, эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, позволя- ет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанно- сти и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме. Занятия арт-терапией проводятся с детьми, которые находятся в сложной жизненной ситуации: потерявшие одного из родителей, находящиеся под опе- кой, на учете у специалистов-медиков, то есть с теми учащимися, которые ну- ждаются в дополнительной психологической помощи. Каждое занятие является многоцелевым, направлено на решение наиболее часто встречающихся проблем. Среди них: страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения внутригруппового взаимодействия, взаимоотношений с окружающим миром и другие, которые могут разрушительно действовать на здоровье в целом. Формы и методы организации занятий предполагают работу в группах и индивидуально. Система занятий представляет модель тематически- ориентированной арт-терапии, которая может носить как лечебно-коррекцион- ные цели, так и психопрофилактические, развивающие, диагностические. В арт-терапевтических занятиях применяются разные виды техник: рисование форм восковыми мелками, пастелью, углем, динамическое рисова- ние, пластицирование, живопись. Каждая из предлагаемых техник имеет опре- деленную направленность в решении задач в области здоровьесбережения. Ди- намическое рисование, живопись гармонизируют психофизическое состояние человека, снимают накопившееся напряжение, уравновешивают дыхание. Са- мый доступный из видов – рисование форм. Это процесс, который активизирует дремлющие творческие силы человека, усиливает умственные процессы, помо- гает развивать волю, чувство равновесия, осязания. Это древний вид искусства, которым широко пользовались еще в средневековье. Основные линии развива- ют руку, ощущение пространства, времени, уравновешивают дыхание, ритм, давление; закрытые формы усиливают чувство собственного Я. На разных эта- пах возрастного развития детей используются свои средства в рисовании форм: масляная пастель, уголь, восковые мелки. При выполнении различных заданий
развиваются волевые качества, преодолевается боязнь, глаз учится видеть то, что делает рука, оказывается положительное влияние на почерк. Это процесс и творческого самовыражения: дети сами находят и придумывают формы. Пластицирование – также доступный и эффективный метод, его особен- ность - творение в пространстве, познание форм в пространстве, создание обра- за по памяти. Лепка из глины имеет колоссальное целительное влияние на здо- ровье человека, оказывает лечебное и тонизирующее действие на весь орга- низм в целом. За счет воздействия на биологические активные точки происхо- дит накопление жизненной энергии. В процессе самомассажа ладоней и паль- цев рук при лепке начинает восстанавливаться внутренний энергетический ба- ланс всего организма, поэтому особенно полезно заниматься пластицировани- ем больным и ослабленным детям, а также детям с возбудимой нервной систе- мой и повышенной гиперактивностью. Дети младшего школьного возраста лю- бят работать с глиной. Из шара как основы они лепят разные фигуры (фрукты, овощи, животные), придумывают о них истории, сказки, стихи, составляют диа- логи. Такие занятия способствуют снятию мышечных зажимов и усталости, спонтанности в выражении чувств, располагают к двигательной и эмоциональ- ной разрядке, развивают тактильные ощущения, внимание, пространственное и творческое воображение, снижают агрессию, страх, тревожность, замкнутость, улучшают кровоснабжение. Также можно использовать такие приемы на дру- гих предметах: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и в досуго- вой деятельности. Учащиеся подросткового возраста предпочитают заниматься живописью, шрафировкой, так как ощущают их положительное воздействие в восстановлении своих жизненных сил, эмоционального состояния, особенно в конце учебной недели, и для эстетического наслаждения. Арттерапевтический метод оказывает действенную помощь учащимся в гармонизации и развитии психических процессов, снятии эмоционального напряжения, психофизических зажимов, накопленных в течение учебного дня. Он активизирует мыслительную деятельность, раскрывает творческие возмож- ности, способствует формированию межличностных отношений, помогает самовыражению и самореализации в продуктах деятельности, повышает самоо- ценку ребенка, интерес сверстников к его индивидуальности. В целом благо- творно влияет на самочувствие ребенка и оздоравливает его организм. Занятия различными видами техник арт-терапии вызывают положитель- ный отклик у детей разного возраста, а также у взрослых. И просто доставляют эмоциональное удовольствие, радость творческой самореализации,!
Литература
1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Практикум по креативной терапии – Спб.: Издательство «Речь», 2003. 2. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: методическое пособие - Спб.: Издательство «Речь», 2006. 3. Практические материалы курса по художественной терапии (2001-2008) по программе «Школы доктора Маргариты Хаушка» - Германия.


В раздел образования