Автор: Суходольская Диана Александровна Должность: преподаватель по классу флейты Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1" Населённый пункт: г. Набережные Челны Наименование материала: статья Тема: "Основные этапы становления исполнительского дыхания флейтиста" Раздел: дополнительное образование
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ ФЛЕЙТИСТА
Важнейшей задачей каждого духовика, в том числе исполнителя
флейтиста,
является
овладение
правильным,
профессиональным
звучанием
инструмента,
то
есть
поставленным
звуком,
которому
свойственны чистота и устойчивость, объёмность и глубина, лёгкость и
мягкость, тембр и резонанс.
Роль исполнительского дыхания при игре на духовых инструментах
настолько велика, что её не обошёл вниманием ни один педагог-методист.
Сила, тембр, высота, длительность звука зависят не только от характера
атаки (твёрдой или мягкой) и степени напряжения губных мышц, но и от
интенсивности, концентрации и направления воздушной струи.
Разумеется,
характер
воздушной
струи
регулируется
не
только
мышцами дыхания, но и губными мышцами, мышцами языка и, конечно
же,
слухом.
Но
всё
же
ведущая
роль
в
звуковедении
принадлежит
воздушной струе, вдыхаемой исполнителем в инструмент. Таким образом,
исполнительское дыхание является активным выразительным средством в
арсенале
музыканта-духовика.
Соответственно,
вопрос
формирования
исполнительского дыхания является вопросом первостепенной важности.
Особенно
актуальным
этот
вопрос
является
для
исполнителя
–
флейтиста.
Флейта
–
единственный
инструмент
из
всех
духовых
инструментов, у которого нет на пути выдуваемой струи воздуха твёрдых
сопротивляющихся
тел
(тростей,
мундштука),
которые
способствуют
экономии и продолжительности выдоха. Кроме того, при игре на флейте
некоторая
часть
воздуха
уходит
вхолостую.
Поэтому
«коэффициент
полезного действия» у флейты существенно ниже, чем у других духовых
инструментов.
При
игре
на
флейте
(как
и
на
других
духовых
инструментах)
требуется умение совершать быстрый полноценный вдох, значительно
превышающий по объёму вдох при нормальном дыхательном процессе, и
выдох, интенсивность которого зависит от характера музыки, высоты
звучания, динамики, длины фразы. Понятно, что для приспособления
дыхания к музыкальному исполнительству, к его развитию, требуется
систематическая и регулярная тренировка.
В период начального обучения особое внимание педагога должно
быть направлено на постановку правильного исполнительского дыхания,
так
как
дыханию,
как
источнику
звучания,
подчинены
все
элементы
исполнительского аппарата: амбушюр, работа языка, пальцев. Хорошо
поставленное дыхание помогает избежать шипящих, и каких-либо иных
призвуков в игре и способствует необходимой связи между звуками при
фразировке. Овладение этим сложным, нелёгким процессом сопряжено с
большими трудностями.
Когда мы говорим о постановке и использовании исполнительского
дыхания, необходимо иметь в виду сознательное и целенаправленное
управление исполнителем «нужными» дыхательными мышцами, которые
работали
бы
в
полной
мере,
как
при
вдохе,
так
и
при
выдохе,
что
наилучшим образом способствовало бы овладению искусством дыхания.
Вдох
должен
быть
всегда
быстрым,
глубоким
и
относительно
полным,
в
зависимости
от
протяжённости
фразы
и
других
исполнительских
задач.
Совершать
вдох
правильнее,
удобнее
и
рациональнее ртом, так как только таким образом его можно произвести
глубоко, быстро, полно и бесшумно. Более того, при простуде, насморке у
исполнителя не нарушается его работоспособность.
Освоение
техники
выдоха
существенно
увеличивает
арсенал
технических приёмов флейтиста, а также значительно разгружает другие
компоненты
исполнительского
аппарата
–
губы,
язык,
горло
и
даже
пальцы. Помогает в ритмическом и психологическом отношении, влияет
на устойчивость интонации.
От
того,
насколько
правильно
и
активно
дыхательные
мышцы
участвуют в исполнительском дыхании и какие функции они выполняют
во
взаимодействии
с
другими
исполнительскими
органами
(особенно
губами), зависят образование и ведение звука, его качество, а также все
виды техники.
Правильная,
рациональная
методика
постановки
дыхания
в
процессе обучения играет ведущую роль в становлении исполнительского
мастерства флейтиста.
Необходимые
навыки
исполнительского
дыхания
можно
приобрести лишь в работе над разнообразным музыкальным материалом.
Первоначальными
упражнениями
на
флейте
должны
быть
отдельные
звуки, на которых начинающий исполнитель без особых усилий сможет
добиться равномерного звучания и избежать больших интонационных
погрешностей.
Дальнейшее развитие исполнительного дыхания следует проводить
на
материале
из
более
продолжительных
звуков
в
различной
нюансировке,
что
поможет
развить
и
приспособить
к
активному
произвольному
выдоху
межрёберную
мускулатуру
и
диафрагму
начинающего
флейтиста.
Также
в
педагогической
практике
широко
используется исполнение гамм в медленном движении с применением
различных динамических оттенков.
У некоторых начинающих флейтистов часть воздуха при выдохе
выходит через нос, отчего звук получается распылённый и теряет свои
тембровые
качества.
В
этом
случае
от
педагога
требуется
большое
внимание, чтобы вовремя заметить и исправить этот недостаток.
Однако
от
дыхания
зависят
не
только
динамическая
сторона
исполнения и качество звука. С помощью дыхания отделяется одна фраза
от другой.
Большое внимание должно быть уделено развитию у учащегося
привычки
внимательно
относиться
к
построению
музыкального
материала.
Правильное
распределение
пунктов
смены
дыхания
имеет
огромное значение для выразительности исполнения. Поэтому педагог в
начале
работы
с
учащимся
над
произведением
должен,
учитывая
построение
музыкального
произведения
и
возможности
учащегося,
указать
моменты
вдоха.
При
этом
необходимо
подробно
объяснить,
почему именно в этом месте следует совершать вдох. Постепенно ученик
научится
и
привыкнет
самостоятельно
анализировать
материал
и
находить верные пути решения вопросов расстановки дыхания.
Итак, дыхание является главнейшим из средств выразительности в
арсенале флейтиста. Чем лучше оно развито у исполнителя, тем ярче и
разнообразнее может быть его нюансировка, тем качественнее и богаче
будет его звук. А всестороннее развитие техники дыхания флейтиста и
умение пользоваться ею как средством музыкальной выразительности в
полной мере возможно только при самом широком изучении музыкальной
литературы, как материала для усвоения приёмов исполнения во всём их
многообразии.
Используемая литература:
1. Платонов Н.: Школа игры на флейте/ Ред. Ю. Должиков; Москва
«Музыка», 1988.
2. Пушечников И. Особенности дыхания при игре на гобое. // Вопросы
музыкальной педагогики.- Москва, 1991. Вып.10. с 42-60.
3.
Смирнова
А.:
Некоторые
методические
и
исторические
аспекты
развития отечественного исполнительства на флейте.- Казань, 2000.
4. Федотов А. Дыхание и некоторые вопросы музыкальной фразировки//
Методика обучения игре на духовых инструментах. Учебное пособие.-
Москва, 1975.