Напоминание

"Основные этапы становления исполнительского дыхания флейтиста"


Автор: Суходольская Диана Александровна
Должность: преподаватель по классу флейты
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Основные этапы становления исполнительского дыхания флейтиста"
Раздел: дополнительное образование





Назад





ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ ФЛЕЙТИСТА
Важнейшей задачей каждого духовика, в том числе исполнителя флейтиста, является овладение правильным, профессиональным звучанием инструмента, то есть поставленным звуком, которому свойственны чистота и устойчивость, объёмность и глубина, лёгкость и мягкость, тембр и резонанс. Роль исполнительского дыхания при игре на духовых инструментах настолько велика, что её не обошёл вниманием ни один педагог-методист. Сила, тембр, высота, длительность звука зависят не только от характера атаки (твёрдой или мягкой) и степени напряжения губных мышц, но и от интенсивности, концентрации и направления воздушной струи. Разумеется, характер воздушной струи регулируется не только мышцами дыхания, но и губными мышцами, мышцами языка и, конечно же, слухом. Но всё же ведущая роль в звуковедении принадлежит воздушной струе, вдыхаемой исполнителем в инструмент. Таким образом, исполнительское дыхание является активным выразительным средством в арсенале музыканта-духовика. Соответственно, вопрос формирования исполнительского дыхания является вопросом первостепенной важности. Особенно актуальным этот вопрос является для исполнителя – флейтиста. Флейта – единственный инструмент из всех духовых инструментов, у которого нет на пути выдуваемой струи воздуха твёрдых сопротивляющихся тел (тростей, мундштука), которые способствуют экономии и продолжительности выдоха. Кроме того, при игре на флейте некоторая часть воздуха уходит вхолостую. Поэтому «коэффициент полезного действия» у флейты существенно ниже, чем у других духовых инструментов. При игре на флейте (как и на других духовых инструментах) требуется умение совершать быстрый полноценный вдох, значительно превышающий по объёму вдох при нормальном дыхательном процессе, и выдох, интенсивность которого зависит от характера музыки, высоты звучания, динамики, длины фразы. Понятно, что для приспособления дыхания к музыкальному исполнительству, к его развитию, требуется систематическая и регулярная тренировка. В период начального обучения особое внимание педагога должно быть направлено на постановку правильного исполнительского дыхания, так как дыханию, как источнику звучания, подчинены все элементы
исполнительского аппарата: амбушюр, работа языка, пальцев. Хорошо поставленное дыхание помогает избежать шипящих, и каких-либо иных призвуков в игре и способствует необходимой связи между звуками при фразировке. Овладение этим сложным, нелёгким процессом сопряжено с большими трудностями. Когда мы говорим о постановке и использовании исполнительского дыхания, необходимо иметь в виду сознательное и целенаправленное управление исполнителем «нужными» дыхательными мышцами, которые работали бы в полной мере, как при вдохе, так и при выдохе, что наилучшим образом способствовало бы овладению искусством дыхания. Вдох должен быть всегда быстрым, глубоким и относительно полным, в зависимости от протяжённости фразы и других исполнительских задач. Совершать вдох правильнее, удобнее и рациональнее ртом, так как только таким образом его можно произвести глубоко, быстро, полно и бесшумно. Более того, при простуде, насморке у исполнителя не нарушается его работоспособность. Освоение техники выдоха существенно увеличивает арсенал технических приёмов флейтиста, а также значительно разгружает другие компоненты исполнительского аппарата – губы, язык, горло и даже пальцы. Помогает в ритмическом и психологическом отношении, влияет на устойчивость интонации. От того, насколько правильно и активно дыхательные мышцы участвуют в исполнительском дыхании и какие функции они выполняют во взаимодействии с другими исполнительскими органами (особенно губами), зависят образование и ведение звука, его качество, а также все виды техники. Правильная, рациональная методика постановки дыхания в процессе обучения играет ведущую роль в становлении исполнительского мастерства флейтиста. Необходимые навыки исполнительского дыхания можно приобрести лишь в работе над разнообразным музыкальным материалом. Первоначальными упражнениями на флейте должны быть отдельные звуки, на которых начинающий исполнитель без особых усилий сможет добиться равномерного звучания и избежать больших интонационных погрешностей. Дальнейшее развитие исполнительного дыхания следует проводить на материале из более продолжительных звуков в различной нюансировке, что поможет развить и приспособить к активному произвольному выдоху межрёберную мускулатуру и диафрагму
начинающего флейтиста. Также в педагогической практике широко используется исполнение гамм в медленном движении с применением различных динамических оттенков. У некоторых начинающих флейтистов часть воздуха при выдохе выходит через нос, отчего звук получается распылённый и теряет свои тембровые качества. В этом случае от педагога требуется большое внимание, чтобы вовремя заметить и исправить этот недостаток. Однако от дыхания зависят не только динамическая сторона исполнения и качество звука. С помощью дыхания отделяется одна фраза от другой. Большое внимание должно быть уделено развитию у учащегося привычки внимательно относиться к построению музыкального материала. Правильное распределение пунктов смены дыхания имеет огромное значение для выразительности исполнения. Поэтому педагог в начале работы с учащимся над произведением должен, учитывая построение музыкального произведения и возможности учащегося, указать моменты вдоха. При этом необходимо подробно объяснить, почему именно в этом месте следует совершать вдох. Постепенно ученик научится и привыкнет самостоятельно анализировать материал и находить верные пути решения вопросов расстановки дыхания. Итак, дыхание является главнейшим из средств выразительности в арсенале флейтиста. Чем лучше оно развито у исполнителя, тем ярче и разнообразнее может быть его нюансировка, тем качественнее и богаче будет его звук. А всестороннее развитие техники дыхания флейтиста и умение пользоваться ею как средством музыкальной выразительности в полной мере возможно только при самом широком изучении музыкальной литературы, как материала для усвоения приёмов исполнения во всём их многообразии.
Используемая литература:
1. Платонов Н.: Школа игры на флейте/ Ред. Ю. Должиков; Москва «Музыка», 1988. 2. Пушечников И. Особенности дыхания при игре на гобое. // Вопросы музыкальной педагогики.- Москва, 1991. Вып.10. с 42-60. 3. Смирнова А.: Некоторые методические и исторические аспекты развития отечественного исполнительства на флейте.- Казань, 2000. 4. Федотов А. Дыхание и некоторые вопросы музыкальной фразировки// Методика обучения игре на духовых инструментах. Учебное пособие.- Москва, 1975.


В раздел образования