Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Автор: Земкина Лилия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 2 им. М.К.Аммосова
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Раздел: начальное образование





Назад





ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Земкина Лилия Александровна, учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 2 им. М.К. Аммосова
Интерес школьников к проектной деятельности проявляется в среднем или даже в старшем звене школы. Однако, по моему мнению, начинать работу над проектами лучше в начальной школе. Проектная деятельность дает возможность детям младшего школьного возраста почувствовать себя взрослыми, отвечает их желанию проявить самостоятельность и испытать доверительное отношение со стороны взрослых. Известно, что дети – исследователи по своей природе. Они любопытны. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Актуальность заключается в следующем: 1) 7-10 лет благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения; 2 ) младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею; 3) младший школьник начинает осознавать себя творцом своей деятельности, он хочет что-то создать, поднять свой имидж; 4) необходимость развития у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целью

моей

работы

над

проектами в начальной школе является
развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. 3. Формирование способности к организации деятельности. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). В 1
применении метода проектов на всех уроках и во внеурочной деятельности вижу большие возможности для формирования всех УУД:
личностных
,
регулятивных
,
коммуникативных
,
познавательных.
Эти действия не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели: Учащимся начальных классов можно предложить виды проектов: исследовательские, информационные, проектно – ориентированные, творческие, игровые. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
Классификация проектов

По целям и

задачам

По содержанию

По формам

организации

По

продолжительности
- исследовательский - информационный - монопредметные - межпредметные - индивидуальные - групповые - краткосрочный - среднесрочный 2
- п р а к т и к о - ориентированный - творческий - долгосрочный
Проект



это

«пять

П»:
проблема
,
проектирование (планирование)
,
поиск информации
,
продукт
,
презентация.В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы: мотивационный; планирующий – подготовительный; информационно-операционный; рефлексивно-оценочный. Исходя из собственного опыта, хочу отметить, что роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. Учащимся начальных классов трудно определить цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу. Помочь им в этом – задача педагога. Главное при этом – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах. Организую свою работу с детьми по шагам:
1)Пробудить в учащихся интерес к

теме

проекта. 2)Погрузить учащихся в проект.

3)Организовать

деятельность

детей
.
4)Пора действовать
.
5)Презентация.
Часто в проектной деятельности младших школьников участвует ещё и третий субъект - родители. Я стараюсь привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Многие родители не имели возможности участвовать в каких-либо делах своих детей. Я даю им возможность сблизиться, совместно работая над проектом. Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования, наблюдают, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов и готовить защиту работы. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности младших школьников при выполнении ими проектной деятельности. Я уверена, важный вопрос – это оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в 3
выполнении проекта, несомненно, нужно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу: работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, как классному руководителю, моим ученикам и родителям; каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не удаётся повторить его; каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка. Литература: 1. Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010. 2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. 3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9 5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников М.: Вентана - Граф, 2002 4
5


В раздел образования