ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Автор: Земкина Лилия Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ СОШ № 2 им. М.К.Аммосова Населённый пункт: город Нерюнгри Наименование материала: статья Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Раздел: начальное образование
МОУ СОШ № 2 им. М.К. Аммосова
Интерес школьников к проектной деятельности проявляется в среднем
или даже в старшем звене школы. Однако, по моему мнению, начинать работу
над
проектами
лучше
в
начальной
школе.
Проектная
деятельность
дает
возможность
детям
младшего
школьного
возраста
почувствовать
себя
взрослыми,
отвечает
их
желанию
проявить
самостоятельность
и
испытать
доверительное
отношение
со
стороны
взрослых.
Известно,
что
дети
–
исследователи по своей природе. Они любопытны. Именно это внутреннее
стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает
условия
для
того,
чтобы
психическое
развитие
ребенка
изначально
разворачивалось
как
процесс
саморазвития.
Актуальность
заключается
в
следующем:
1)
7-10
лет
благоприятный
возраст
для
развития
творческого
мышления,
воображения; 2 ) младший школьный возраст является начальным
этапом
вхождения
в
проектную
деятельность,
закладывающим
фундамент
дальнейшего
овладения
ею; 3) младший школьник начинает осознавать себя
творцом своей деятельности, он хочет что-то создать, поднять свой имидж; 4)
необходимость развития у младших школьников таких качеств мышления, как
гибкость,
вариативность
и
самостоятельность.
Целью
моей
работы
над
проектами в начальной школе является развитие личности и создание основ
творческого
потенциала
учащихся.
Задачи: 1.
Формирование
позитивной
самооценки, самоуважения.2.Формирование коммуникативной компетентности
в сотрудничестве. 3. Формирование способности к организации деятельности.
4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения
работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). В
1
применении метода проектов на всех уроках и во внеурочной деятельности
вижу
большие
возможности
для
формирования
всех
УУД: личностных ,
регулятивных ,
коммуникативных ,
познавательных. Эти действия не стоят
отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно
представить в виде следующей модели:
Учащимся
начальных
классов
можно
предложить
виды
проектов:
исследовательские,
информационные,
проектно
–
ориентированные,
творческие,
игровые.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть
тесно
связаны
с
предметным
содержанием.
Для
того
чтобы
ученик
воспринимал
знания
как
действительно
нужные
ему,
требуется
проблема,
взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.
Классификация проектов
По целям и
задачам
По содержанию
По формам
организации
По
продолжительности
-
исследовательский
- информационный
- монопредметные
- межпредметные
- индивидуальные
- групповые
- краткосрочный
- среднесрочный
2
-
п р а к т и к о -
ориентированный
- творческий
- долгосрочный
Проект
–
это
«пять
П»: проблема ,
проектирование
(планирование) ,
поиск информации , продукт ,
презентация.В проектной деятельности младших
школьников
выделяют
следующие
этапы:
мотивационный;
планирующий
–
подготовительный;
информационно-операционный;
рефлексивно-оценочный.
Исходя из собственного опыта, хочу отметить, что роль учителя, несомненно,
велика на первом и последнем этапах. Учащимся начальных классов трудно
определить цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу. Помочь им в этом
– задача педагога. Главное при этом – увлечь и «заразить» детей, показать им
значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах. Организую
свою работу с детьми по шагам: 1)Пробудить в учащихся интерес к
теме
проекта. 2)Погрузить учащихся в проект.
3)Организовать
деятельность
детей .
4)Пора действовать .
5)Презентация. Часто в проектной деятельности
младших школьников участвует ещё и третий субъект - родители.
Я стараюсь
привлечь
родителей
к
участию
в
школьных
делах
своего
ребенка.
Многие
родители не имели возможности участвовать в каких-либо делах своих детей. Я
даю им возможность сблизиться, совместно работая над проектом. Родители
вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования,
наблюдают, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования
проектов
и
готовить
защиту
работы.
Помощь
советом,
информацией,
проявление
заинтересованности
со
стороны
родителей
-
важный
фактор
поддержания
мотивации
и
обеспечения
самостоятельности
младших
школьников при выполнении ими проектной деятельности. Я уверена, важный
вопрос
–
это
оценка
выполненных
проектов,
которая
должна
носить
стимулирующий
характер.
Школьников,
добившихся
особых
результатов
в
3
выполнении проекта, несомненно, нужно отметить дипломами или памятными
подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик,
участвовавший
в
выполнении
проектов.
В
заключение
хочется
отметить
положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения.
Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время
работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем
и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий
познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить
себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои
организаторские
способности,
скрытые
таланты,
а
также
умение
самостоятельно
добывать
знания,
что
является
очень
существенным
для
организации процесса обучения в современной школе. Опираясь на свой опыт, я
пришла к выводу: работа, организованная в рамках технологии проектного
обучения,
интересна
мне,
как
классному
руководителю,
моим
ученикам
и
родителям; каждый личностный опыт ребёнка уникален, никому в точности не
удаётся повторить его; каждый проект – это творчество, это личностное знание,
он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.
Литература:
1.
Асмолов
А.Г.
Как
проектировать
УУД
в
начальной
школе.
М.:
Просвещение, 2010.
2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти,
2006.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная
школа. 2005. №9
5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников М.: Вентана - Граф, 2002
4
5