Автор: Милюдина Ирина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 17 города Нерюнгри РС (Я) Населённый пункт: г. Нерюнгри Наименование материала: Статья Тема: Игротерапия Раздел: дошкольное образование
Теоретическое руководство по применению метода игротерапии.
Милюдина Ирина Юрьевна
воспитатель,
МБДОУ № 17 города Нерюнгри
К
великому
таинству
игры
вот
уже
многие
века
пытаются
приблизиться литературоведы, фольклористы, психологи и педагоги. Благодаря
их трудам и исследованиям Организация Объединённых Наций провозгласила
игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных
положений
русской
народной
педагогики.
Игра
призвана
помочь
ребенку
накопить
душевный
материал,
сформировать
и
уточнить
представления
о
жизненно-важных действиях, поступках, ценностях. Детская игра обеспечивает
ребенку и безопасность, и «психический простор», «психическую свободу»,
необходимую для того, чтобы могли сформироваться все силы, дремлющие в
глубине души потенциалы.
Игровая
терапия
–
процесс
взаимодействия
ребенка
и
взрослого
посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит
волшебное
таинство
собирания
и
укрепления
собственного
«Я»,
успешное
моделирование собственного настоящего и будущего. Это процесс совместного
с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно-важной ситуации,
поданной в игровой форме.
Цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания
наиболее
приемлемым
для
него
образом
–
через
игру,
а
также
проявить
творческую
активность
в
разрешении
сложных
жизненных
ситуаций,
«отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Чтобы игра получилась, необходимо:
Самому взрослому увлечься игрой и стремиться передать это состояние
ребенку;
Вводить
игровую
задачу
в
образной,
эмоционально-яркой,
короткой
формулировке, с элементами рифмы и ритма;
Усложнять, упрощать, варьировать игровые действия и замысел игры с
учетом особенностей эмоциональных состояний и поведения детей;
Поощрять в игре побочные, непредвиденные, конечные результаты;
Начинать
игровые
занятия
с
детьми
можно
с
игр,
направленных
на
улучшение общего психологического самочувствия.
Посмотрим, в чем могут помочь эти игры:
1.
Обеспечить
эмоциональную
разрядку
–
снять
накопившееся
нервное
напряжение
и
зарядить
детей
и
взрослых
очередной
порцией
жизнерадостности и оптимизма;
2.
Уменьшить
страх
неожиданного
воздействия,
нападения,
наказания,
темноты, замкнутого пространства, одиночества;
3.
Улучшить
гибкость
в
поведении
и
способность
быстро
принимать
решения;
4.
Освоить групповые правила поведения;
5.
Наладить контакт между родителями и детьми;
6.
Развить ловкость и координацию движений.
Для этого нужно решить следующие задачи:
1.
Создать для ребенка атмосферу безопасности;
2.
Понимать и принимать мир ребенка;
3.
Поощрять выражение эмоционального мира ребенка;
4.
Создать ощущение дозволенности;
5.
Облегчать ребенку принятие решений;
6.
Обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и
развивать чувство контроля;
7.
Профилактика поведенческий отношений.
Методы:
Словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
Наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);
Практический (упражнение)
Приемы:
С использованием атрибутики (маски, костюмы);
С правилами (настольно-печатные, дидактические, подвижные игры);
Словесным сопровождением;
Показ,
поиск,
выкладывание,
замену,
передачу
игрового
предмета,
а
также использование воображаемых предметов в игре.
Вывод:
игра
имеет
исключительное
значение
для
психического
развития ребенка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое
здоровье,
определяет
его
отношения
с
окружающими,
готовит
к
взрослой
жизни. Игра помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или
иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы
поведения,
повышает
жизненный
тонус,
улучшает
эмоциональное
и
физическое
состояние.
Игра
обладает
лечебным
действием,
избавляет
от
психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в
облегченной форме.
Используемая литература:
1.
Лэндрет
Г.
«Игровая
терапия:
искусство
отношений»
-
М.:
Международная педагогическая академия, 1994г.
2.
Киселева М.В. «Арт – терапия в работе с детьми». – СПб, 2006 г.
3.
Панфилова М. «Игротерапия общения». – М., 2008г.