Игра, как средство развития речи и коррекции произношения.
Автор: Малинина Ольга Борисовна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МДОУ № 17 детский сад "Звёздочка" Населённый пункт: г. Нерюнгри РС(Я) Наименование материала: статья Тема: Игра, как средство развития речи и коррекции произношения. Раздел: дошкольное образование
Игра, как средство развития речи и коррекции произношения у до-
школьников.
Малинина Ольга Борисовна,
учитель-логопед МДОУ № 17 г. Нерюнгри
Как показывают результаты логопедических обследований за последние
четыре года, нарушения произношения у детей увеличиваются как количе-
ственно, так и качественно.
Наряду с усложнением произносительной патологии наблюдается
низкий уровень сформированности у детей 6-7 лет фонематических процес-
сов, лексико-грамматических категорий и связной речи.
Недостаточно ясная речь детей с произносительными проблемами, а
тем более с наслоением фонематической и лексико-грамматической недоста-
точности ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на пол-
ноценность всестороннего развития ребенка, вызывать психические наслое-
ния, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способство-
вать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешитель-
ности, чувства неполноценности), что может сказаться в дальнейшем на обу-
чении в школе.
Этим обусловлена актуальность коррекционно-пропедевтической деятельно-
сти на логопункте. Основная цель при этом - сочетание работы по формиро-
ванию произносительной стороны речи и работы по совершенствованию фо-
нематических процессов, лексико-грамматических средств языка.
Однако достижение этой цели связано с определенными трудностями, являю-
щимися следствием усложнения произносительного дефекта, наслоения фо-
нематических и лексико-грамматических несовершенств, неоднородности
проявлений речевой недостаточности, а также низкого уровня активности де-
тей при монотонности процесса автоматизации. Кроме того, усложняет зада-
чу ограниченность во времени, отведенном на занятия на логопункте, и недо-
статочность участия и контроля со стороны воспитывающих взрослых.
В связи с этим на первый план выступают задачи: поиск наиболее эффектив-
ных путей коррекции нарушений произношения; поиск возможностей сочета-
ния решения в коррекционном процессе произносительных и других речевых
задач.
В значительной мере повышения эффективности коррекционной и пропедев-
тической работы можно добиться посредством активизации дошкольников на
логопедических занятиях. Принцип активности ребенка в процессе обучения
был и остается одним из основных в дидактике.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является след-
ствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и ор-
ганизации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической техноло-
гии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенси-
фицирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства
составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким тех-
нологиям можно отнести игровые технологии. Необходимость проведения
коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру
очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в
еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Именно благодаря тому, что педагог общается в этот момент с ребенком «на
равных», преодолевается часто встречающаяся скованность и застенчивость
детей на первом этапе работы. Создание на каждом из этапов логопедическо-
го воздействия целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей на-
выки правильной, самостоятельной речи, побуждает к познавательной актив-
ности.
Реализации поставленных задач максимально способствует применение ди-
дактической игры как формы обучения и коррекции. Одним из составных
элементов дидактической игры являются правила игры. В дидактической
игре правила являются заданными. Используя правила, логопед может управ-
лять игрой, процессами познавательной и коррекционной деятельности, пове-
дением детей.
Применение игровой технологии в логопедической практике необходимо
основывать на учете: ведущего вида деятельности дошкольников, этиологии,
механизме и структуре нарушения звукопроизношения, состоянии фонемати-
ческих процессов, лексико-грамматических средств языка, связной речи,
поэтапного использования наглядных средств обучения.
Поиск дидактических игр и упражнений, отвечающих целям и задачам кор-
рекционно–пропедевтической работы ведёт к применению занимательных
игр и игровых приемов.
Включение игр в логопедическое занятие должно соответствовать принципу
целесообразности, способствовать решению произносительных и других ре-
чевых и психологических задач, необходимых для развития конкретного ре-
бенка.
Игры могут быть частью занятия, занятие полностью может состоять из игр,
объединенных одним сюжетом или одним персонажем.
Игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел воз-
можность понять задание, осознанно исправить ошибку.
В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при
этом по возможности использовать двигательную активность.
В начале занятия акцентируется внимание на отрабатываемом звуке и дается
установка на самоконтроль. По ходу занятия фишками и достижением цели
отмечается успешность ребенка. В конце занятия при подведении итога ребе-
нок награждается наклейкой за старание и успех. Усложнение дидактической
задачи в игре зависит от увеличения количества или введения нового речево-
го материала, усложнения речевого материала, изменения речевого сопрово-
ждения действий (речь сопряженная, отраженная, самостоятельная), измене-
ния контроля (со зрительной опорой, без зрительной опоры, переход от
контроля логопеда на взаимоконтроль детей или самоконтроль).
Общие правила для всех игр заключаются в четком проговаривании ребенком
звуков, слогов, слов с интонационным выделением автоматизируемого звука
и строгим контролем произношения этого звука со стороны логопеда. Кроме
того, если ребенок берет на себя ведущую роль или логопед выступает как
партнер, весь речевой материал проговаривает за всех участников (если это
не другие дети) тот же ребенок. В результате не только сокращаются сроки
коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень
речевой готовности к школе детей 6-7 лет
Таким образом, предложенная игровая организация деятельности, сочетаю-
щая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач
обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропе-
девтическую направленность коррекционных занятий.
Пример такой игры даётся в приложении.
Приложение.
Логопедическая сказка «Папина редиска» (по мотивам сказки «Репка»).
Посадил папа Смурф редиску. Выросла редиска большая пребольшая.
Стал Папа Смурф редиску тянуть. Тянет-потянет вытянуть не может. Позвал Папа Смурф
смурфика Смельчака. Смурфик Смельчак ухватился за Папу Смурфа, Папа Смурф за ре-
диску ─ тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал Смельчак смурфика Повара. Смурфик
Повар за смурфика Смельчака, смурфик Смельчак за Смурфа Папу, Смурф Папа за редис-
ку ─ тянут-потянут вытянуть не могут. Позвал смурфик Повар смурфика Фермера. Смур-
фик Фермер за смурфика Повара, смурфик Повар за смурфика Смельчака, смурфик Смель-
чак за Смурфа Папу, Смурф Папа за редиску ─ тянут-потянут вытянуть не могут. Позвал
смурфик Фермер смурфика Ворчуна. Смурфик Ворчун за смурфика Фермера, смурфик
Фермер за смурфика Повара, смурфик Повар за смурфика Смельчака, смурфик Смельчак
за Смурфа Папу, Смурф Папа за редиску ─ тянут-потянут вытянуть не могут. Позвал смур-
фик Ворчун смурфика Силача. Смурфик Силач за смурфика Ворчуна, Смурфик Ворчун за
смурфика Фермера, смурфик Фермер за смурфика Повара, смурфик Повар за смурфика
Смельчака, смурфик Смельчак за Смурфа Папу, Смурф Папа за редиску ─ тянут-потянут
вытянуть не могут. Позвал смурфик Силач Смурфетту. Смурфетта посмотрела и предло-
жила им слегка расслабиться. Она провела с ними танцевальную разминку. Повеселевшие
смурфики вместе со Смурфеттой ухватились друг за дуга. Смурфетта за смурфика Силача,
Смурфик Силач за смурфика Ворчуна, Смурфик Ворчун за смурфика Фермера, смурфик
Фермер за смурфика Повара, смурфик Повар за смурфика Смельчака, смурфик Смельчак
за Смурфа Папу, Смурф Папа за редиску… Потянули и вытянули редиску.
Ребятам напоминается сказка «Репка». Затем предлагается рассказать сказку по-новому с
новыми героями и с новым названием. Перед дошкольниками раскладываются карточки с
изображением действующих героев-смурфиков. Предлагается рассказать сказку в последо-
вательности, заданной логопедом.
Дети с удовольствием рассказывают сказку с большим эмоциональным подъёмом.
Сказка предназначена для автоматизации и дифференциации звуков С,З,Р и др.