Влияние занятий спортивными танцами на развитие личности ребенка
Автор: Куклина Ольга Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАОУ Центр образования №47 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: Презентация работы Тема: Влияние занятий спортивными танцами на развитие личности ребенка Раздел: дополнительное образование
Исполнитель:
Куклина Ольга Владимировна
.
Актуальность
Спортивные танцы имеют большой педагогический
потенциал, являются одним из способов гармоничного
развития личности подростков ибо в их основе лежит
непреодолимое стремление человека к ритмичному движению,
потребность выразить свои эмоции средствами пластики,
гармонично связывая движение и музыку.
Педагогический потенциал спортивных бальных танцев
заключается в их позитивном влиянии на физическое,
интеллектуальное, нравственное, эстетическое и социально-
психологическое развитие подрастающего поколения, на его
адаптацию, социализацию, самореализацию и инкультурацию.
Требования современной науки к определению базовых
моментов реальной учебно-тренировочной практики ставят
перед исследователями данную проблему как достаточно
актуальную.
Гипотеза. Мы предположили, что у детей,
занимающихся спортивными танцами, по сравнению с
представителями других видов спорта, специфические
условия тренировки и соревнований способствуют
формированию и развитию комплекса (профиля) личности,
связанных с усилением коммуникативного блока
личностных качеств.
Объект исследования : Личность ребенка.
Предмет исследования : Влияние занятий спортивными
танцами на развитие личности ребенка.
Личность
Личность
Личность – это человек, взятый в системе
таких его психологических характеристик,
которые социально обусловлены, проявляются
в общественных по природе связях и
отношениях, являются устойчивыми,
определяют нравственные поступки человека,
имеющие существенное значение для него
самого и окружающих.
Структура личности
СОЦ.УСТ.
МОТИВАЦИЯ
СПОСОБНОСТИ
ТЕМПЕРАМЕНТ
ХАРАКТЕР
ЭМОЦИИ
ВОЛЯ
ЛИЧНОСТЬ
МОТИВ – побуждение к определенной
активности, к удовлетворению потребности
определенным способом.
Функции блока
мотивации в ФКиС
Уровень активности
в процессе тренировочной
и соревновательной
деятельности
Пусковой механизм
деятельности
Соц. активность,
средства деятельности
для достижения
желаемых
результатов
Цель исследования : изучение влияния занятий спортивными танцами на
развитие личности ребенка.
Задачи исследования:
1.
Изучить степень разработанности проблемы в научной литературе
2.
Изучить особенности личности детей, занимающихся спортивными
танцами (диадно-групповой) в сравнении с представителями других видов
(индивидуальный, тхэквондо)
3.
Определить ведущие компоненты профиля личности детей,
занимающихся спортивными танцами
Методы исследования:
1.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников по
изучаемой проблеме
2.
Психологическое тестирование
3.
Методы математической статистики
Организация исследования
Анализ литературных источников, постановка
проблемы, определение целей и задач,
подбор методов диагностики, комплектование
выборки испытуемых
Психодиагностическое
исследование по тестам Р. Кэттела и
А. Реана
Мат.-стат. обработка данных и
теоретическое обобщение
результатов
Результаты исследований
Графические данные личностных особенностей детей,
занимающихся тхэквондо и спортивными танцами
Сопоставительный анализ
Психологический портрет детей,
занимающихся в секции тхэквондо
(индивидуалисты)
малообщительные
молчаливые
самостоятельные
эмоционально устойчивые
абстрактно мыслящие
практичные
реалистичные
мотивация избегания неудач
Сопоставительный анализ
Психологический портрет детей,
занимающихся спортивными
бальными танцами (коллективисты)
эмоциональные
разговорчивые
смелые
лояльные
импульсивные
конфликтные
недисциплинированные
мотивация успеха
волевой контроль
Таблица результатов проверки
статистических гипотез
Факторы t
эмп
Принимаемая гипотеза
А
3,4
H
1
гипотеза: среднее значение признака А в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
B
2,8
H
1
гипотеза: среднее значение признака B в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
C
2,9
H
1
гипотеза: среднее значение признака C в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
E
2,8
H
1
гипотеза: среднее значение признака E в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
F
3
H
1
гипотеза: среднее значение признака F в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
G
2,9
H
1
гипотеза: среднее значение признака G в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
H
3,2
H
1
гипотеза: среднее значение признака H в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
I
2,8
H
1
гипотеза: среднее значение признака I в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
L
3,1
H
1
гипотеза: среднее значение признака L в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
M
2,9
H
1
гипотеза: среднее значение признака M в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
N
3,3
H
1
гипотеза: среднее значение признака N в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
O
3,1
H
1
гипотеза: среднее значение признака O в обоих выборках статистически значимо различается, с уровнем
достоверности, равным 1%.
Выводы:
1. Результаты психодиагностического
исследования показали, что под влиянием различных
условий учебно-тренировочной и соревновательной
деятельности у юных представителей разных видов
спорта (спортивные танцы и тхэквондо)
формируются различные виды личностных
профилей, различные наборы личностно-
характерологических качеств. Различия проявляются
по блоку коммуникативных, интеллектуальных,
эмоционально-регуляционных и мотивационных
качеств.
Выводы:
2
.
Дети, занимающиеся спортивными танцами
имеют, специфический профиль личности
коммуникативного типа.
В структуре личности
спортсмена, занимающегося тхэквондо, проявлений
данной группы качеств не выявлено. Таким образом,
в целом подтверждается рабочая гипотеза нашего
исследования о формировании у детей,
занимающихся спортивными танцами,
специфического набора (профиля) личностных
качеств.
Выводы:
3. По опроснику МУН А. Реана в выборке детей,
занимающихся спортивными танцами, были
получены данные, свидетельствующие о их
мотивации к достижению успеха, - в то время как у
спортсменов, занимающихся тхэквондо,
диагностируется мотивация избегания неудач.
4. Поскольку успешность спортивной
деятельности в значительной степени обусловлена
тем, насколько выбранный субъектом вид спорта
соответствует его склонностям, интересам, мотивам,
способностям и психофизиологической структуре
личности.
Выводы:
5.
Спортивные бальные танцы способствуют
развитию пластики и красоты движений, развивают
индивидуальные способности подростков, формируют
адекватную самооценку, помогают обрести
уверенность в собственных силах, дают толчок к
постоянному саморазвитию и
самосовершенствованию, а также закладывают
поведенческие основы межличностного
взаимодействия.