Ракетные войска и артиллерия Сухопутных войск. Военные образовательные организации профессионального образования. Перечень специальностей подготовки военных кадров.
Автор: Чайка Алексей Алексеевич Должность: старший воспитатель учебного курса Учебное заведение: Московское суворовское военное училище Населённый пункт: Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Ракетные войска и артиллерия Сухопутных войск. Военные образовательные организации профессионального образования. Перечень специальностей подготовки военных кадров. Раздел: полное образование
“МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Ракетные войска и артиллерия Сухопутных войск.
Военные образовательные организации профессионального образования.
Перечень специальностей подготовки военных кадров. Ознакомление с
профессией офицера-артиллериста.
Выполнил:
Чайка Алексей Алексеевич,
старший воспитатель 6-го учебного курса
Под общей редакцией
Касьянова Александра Михайловича,
доктора исторических наук,
профессора
Центр психологической работы
Кабинет военно-профессиональной ориентации и профотбора
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
3
Глава 1. История развития артиллерии в России
3-18
1.1. Зарождение артиллерии в России.
3
1.2. Осада Казани
5-6
1.3. Нарва и Полтава
6-8
1.4. Артиллерия современных армий
8-15
1.5. РВ и А сегодня
15-17
1.6. Приоритеты завтрашнего дня
18
Глава 2. Военные образовательные учреждения профессионального
образования. Перечень специальностей подготовки кадров.
19
Глава 3. Ознакомление с профессией офицера - артиллериста.
19-
3.1. Специальности подготовки и квалификация.
20-23
3.2.Общие сведения о деятельности специалиста.
23-27
3.3. Типовые первичные должности, основное содержание
должностных обязанностей.
27-30
Глава 4. Порядок подготовки и поступления в военные
образовательные учреждения профессионального образования.
30-32
4.1. Условия поступления в военно-учебные заведения.
30
4.2. Порядок прохождения профессионального отбора.
31
Заключение.
32
Список использованной литературы
33
Введение.
Ракетные войска и артиллерия (РВ и А) – род войск Сухопутных войск,
являющийся основным средством огневого и ядерного поражения противника в
ходе ведения общевойсковых операций (боевых действий).
РВ и А
предназначены для выполнения следующих основных задач:
завоевание и удержание огневого превосходства над противником;
2
поражение его средств ядерного нападения, живой силы, вооружения,
военной и специальной техники;
дезорганизация систем управления войсками и оружием, разведки и
радиоэлектронной борьбы;
разрушение долговременных оборонительных сооружений и других
объектов инфраструктуры;
нарушение работы оперативного и войскового тыла;
ослабление и изоляция вторых эшелонов и резервов противника;
уничтожение прорвавшихся в глубину обороны танков и других
бронированных машин противника;
прикрытие открытых флангов и стыков;
участие в уничтожении воздушных и морских десантов противника;
дистанционное минирование местности и объектов;
световое обеспечение ночных действий войск;
задымление, ослепление объектов противника;
распространение агитационных материалов и другие.
Организационно РВ и А состоят из ракетных, реактивных,
артиллерийских бригад, в том числе смешанных, артиллерийских дивизионов
большой мощности, реактивных артиллерийских полков, отдельных
разведывательных дивизионов, а также артиллерии общевойсковых бригад и
военных баз.
Дальнейшее развитие и повышение боевых возможностей РВ и А СВ
осуществляется путем создания разведывательно-огневых контуров, в том
числе и на временной основе, обеспечивающих поражение целей в реальном
масштабе времени, оснащения соединений и частей РВ и А высокоточным
оружием, увеличения дальности стрельбы и могущества применяемых
боеприпасов, а также автоматизации процессов подготовки и ведения огня.
Глава 1. История развития артиллерии в России.
1.1. Зарождение артиллерии в России.
Прошло уже почти шесть веков с тех пор, как на полях сражений первые
появились
огнестрельные
("порохострельные")
орудия
-
появилась
огнестрельная артиллерия. За эти 600 лет в артиллерийское дело было внесено
много
усовершенствований,
устройство
орудий
во
многом
изменилось,
3
изменился
даже
их
внешний
вид.
И
организация
такого
рода
войск,
как
артиллерия, теперь совсем не та, что была, скажем, 300 . или 400 лет назад.
Можно спросить: в каком же направлении развивалась артиллерия, в чем
главное различие между боевой работой нынешней артиллерии и артиллерии
шестнадцатого или семнадцатого века? Основное отличие состоит в том, что
прежде артиллерия принимала участие главным образом в осадах крепостей и
городов.
Если
же
битва
происходила
в
чистом
п ол е ,
то
р ол ь
а рт и л л е р и и
б ы л а
сравнительно
скромной.
Теперь
же
артиллерия приходит на помощь своим
войскам
почти
во
всех
видах
военных
действий.
Без
ее
боевой
работы
не
обходится ни одно сражение. Нет теперь
и такого рода войск, который бы не был
бы тесно связан с артиллерией. Почему
же
артиллерия
только
теперь,
в
наше
время,
проникла
во
все
роды
войск?
Почему только теперь задачи артиллерии
с т а л и
с т о л ь
м н о г о ч и с л е н н ы
и
всеобъемлющи? Что мешало и в старину
широко
использовать
артиллерию,
призывать
ее
на
помощь
каждый
раз,
когда
войска
в
поле
наталкивались
на
упорное
сопротивление
врага?
Можно
предположить,
что
прежде
артиллерия
была для этого слишком слаба. Однако на
самом деле это неверно. Всегда, во все
времена, артиллерия обладала наибольшей силой и мощью огня по сравнению
со всеми наземными родами войск. Причина кроется не в этом или, по крайней
мере, не только в этом.
Вы легко найдете эту причину, если взглянете на рисунки 1, 2, 3 и 4. Вы
видите, как медленно передвигалась артиллерия четыре века назад. А ведь
пехота и конница и тогда передвигались довольно быстро, гораздо быстрее,
чем артиллерия. Получался разрыв между разными родами войск: артиллерия
не поспевала за своей армией. При наступлении она опаздывала и не могла
вовремя прийти на помощь своей пехоте. При отступлении она отставала и
попадала в руки неприятеля.
Чем могущественнее было орудие, тем оно было тяжелее и, значит, тем
труднее было его перевозить.
Военачальники столкнулись с трудной задачей: им нужна была мощная и в то же
время подвижная артиллерия. Но одно противоречило другому. Приходилось жертвовать
либо тем, либо другим.
Рис. 1. Орудие волокут к месту боя (рисунок-
миниатюра из "Лицевых летописей")
4
Рис. 2. Случалось, что люди заменяли лошадей
Вначале, очень долго, по необходимости жертвовали подвижностью.
1.2.Осада Казани
Из городских ворот Москвы вытянулась бесконечная лента вооруженных
людей, вереница телег, запряженных десятками крепких лошадей. На сотнях
повозок везли разобранные на части артиллерийские орудия. Это шел русский
царь Иван Грозный осаждать татарскую крепость Казань. Было это в 1552 году.
В то время никаких фабрик и заводов не было. Все производили кустари различных
специальностей. Кустари же изготовляли и артиллерийские орудия.
Рис. 4. Перевозка орудия лошадьми, впряженными цугом
Каждый
кустарь
изготовлял
те
орудия,
для
которых
у
него
был
подходящий инструмент и подходящий металл. И делал эти орудия так, как ему
нравилось. В результате все орудия оказывались различными по весу и калибру
и совершенно не походили друг на друга. Названия этим орудиям придумывали
самые странные и неожиданные. Здесь был целый зверинец: "Львы", "Тигры",
"Волки", "Медведи".
Но у всех этих орудий было нечто общее: все они были очень тяжелые, и
перевозить их с места на место можно было только силами десятков волов и
лошадей. Такой длинный путь, как путь от Москвы до Казани, проделать с
ними было очень трудно.
Вот
почему
Иван
Грозный
наиболее
тяжелую
осадную
артиллерию
отправил в Казань водой. Осадные орудия так называемый "большой наряд" -
погрузили на баржи, и 21 мая 1552 года караван отплыл из Москвы.
Плыл
он
до
Казани
целых
3
месяца,-
ведь
тогда
не
было
никаких
буксиров.
Наконец, "зверинец" прибыл к Казани. Иван Грозный перегрузил орудия
с барж на подводы и подвез их к стенам крепости. Поставил их Иван Грозный в
одну линию с пехотой.
23
августа
артиллерия
прибыла
к
крепостным
стенам,
но
лишь
30
августа она смогла открыть огонь.
5
Целых 7 дней войскам пришлось ждать, пока артиллерия изготовится для
осады. Наконец, дождались.
Артиллерия начала громить стены Казани и громила 32 дня подряд.
А что делала в это время пехота? Она стояла и ждала, когда артиллерия
откроет ей дорогу в город.
Наконец, рухнули Арские ворота, стены были сломаны, и путь в город
был открыт. Пехота пошла на штурм.
Теперь уж артиллерия осталась без дела. Она стояла под стенами города
и ждала результатов штурма. Стрелять по городу она не могла, так как там
были русские войска, а двинуться вперед вместе с пехотой ей было не на чем.
Весь обоз, все лошади и повозки были отпущены, чтобы не загромождать поля
битвы и не кормить лошадей даром полтора месяца. Да если бы они и ждали
около орудий начала штурма, той тогда нужно было бы потратить несколько
дней, чтобы разобрать орудия на части и погрузить на подводы.
Наконец,
русские
войска
взяли
штурмом
Казань.
Теперь
артиллерия
стояла и ждала, пока победители отпразднуют свою победу. Но вот кончился
пир,
и
войска
собрались
в
обратный
путь.
Свой
"зверинец"
с
теми
же
трудностями повезли они обратно в Москву. Ну, а если бы штурм не удался?
Если
бы
защитники
Казани
сделали
удачную
вылазку
и
сумели
отогнать
русскую
пехоту?
Что
стало
бы
тогда
с
артиллерией?
Сумела
ли
бы
она
последовать за своими войсками, отступить без потерь? Конечно, нет, - она вся
оказалась бы в плену.
1.3Нарва и Полтава
В 1700 году Петр I начал войну со шведами за побережье Балтийского
моря. Для того чтобы добиться победы, он вывел в генеральное сражение под
шведской крепостью Нарвой 145 артиллерийских орудий.
За полтора века со времен осады Казани русская артиллерия почти не
улучшилась. Шведы же имели в то время лучшую артиллерию в мире. Да и не
только своей артиллерией превосходили шведы русских. Их армия была лучше
обучена
и
вооружена.
Во
главе
ее
стояли
опытные
и
много
воевавшие
начальники.
В
самый
разгар
осады,
когда
Петр
рассчитывал
ворваться
в
Нарву,
шведский король Карл XII сделал вылазку из крепости. Шведские войска
ударили
по
осаждавшим
войскам
Петра
и
наголову
разбили
их.
Русским
пришлось спешно отступить от стен Нарвы. Увезти с собой свою неуклюжую
артиллерию они не успели: за исключением двенадцати орудий, вся она попала
в плен. Но, - как говорит русская пословица, - "нет худа без добра".
Для русской армии тяжелый разгром под Нарвой оказался жестоким, но
полезным уроком. Началась эпоха быстрого развития и усовершенствования
артиллерии.
Со свойственным Петру I упорством и настойчивостью он сразу же стал
готовиться к новой схватке со шведами. Петр взялся за дело горячо. Для начала
он реквизировал церковные колокола, чтобы иметь бронзу для отливки новых
орудий. 250 молодых людей заставил он учиться грамоте и математике, чтобы
они могли стать толковыми артиллеристами. Лучших мастеров орудийного
дела
он
отправил
за
границу,
чтобы
они
ознакомились
там
с
новейшими
образцами
артиллерийских
орудий.
А
затем
принялся
строить
новую
6
артиллерию - такую артиллерию, в которой были бы устранены все недостатки
старой.
Петр приказал своим мастерам изготовить ему образцы орудий. Образцы
приготовили. Но вышло так, что одни орудия оказались мощными, но зато
очень тяжелыми. Другие радовали своим небольшим весом, зато и мощность у
них была небольшая.
Что было делать? Как примирить непримиримое?
Петру очень хотелось иметь такие орудия, которые были бы сразу и
мощными, и подвижными. Но тогда это было еще недостижимо: техника того
времени находилась на слишком низком уровне.
В этих затруднительных обстоятельствах Петр все же нашел выход: он
разделил всю артиллерию на четыре вида.
Петр понимал, что для осады и для защиты крепостей надо иметь очень
мощную
артиллерию.
Но
этой
артиллерии
обычно
почти
не
приходится
передвигаться; значит, ее орудия можно приготавливать, не стесняясь весом.
Такою именно и создал он осадную и гарнизонную (крепостную) артиллерию.
Для
боев
же
в
открытом
поле
он
сформировал
особую
полевую
и
полковую артиллерию. От орудий этих видов он требовал, в первую очередь,
легкости и удобства перевозки: полевая и, тем более, полковая артиллерия
должна всюду поспевать за пехотой.
Так Петр I впервые создал совершенно ясную и четкую организацию
артиллерии:
он
подразделил
ее
на
осадную,
гарнизонную
(крепостную),
полевую и полковую (пешую и конную).
Этим разделением Петр, удачно для своего времени, разрешил задачу о
сочетании мощности и подвижности артиллерии.
Но это было только полдела; нужно было еще избавиться от излишнего
разнообразия,
разнокалиберности
артиллерии.
Отсутствие
единого
калибра
орудий было их крупнейшим недостатком. Каждое орудие могло стрелять
только такими снарядами, которые были изготовлены специально для него.
Если этих снарядов не хватало, то орудие замолкало, прекращало огонь, хотя
бы у соседнего орудия и лежали горы снарядов.
Разница калибров мешала передаче снарядов от одного орудия к другому,
вносила путаницу и очень затрудняла снабжение артиллерии снарядами. Пока
существовало только кустарное производство, бороться с разнокалиберностью
было очень трудно, - "каждый молодец" готовил орудия "на свой образец". Но
во времена Петра I были уже новые возможности в производстве. Кустари
объединились
в
артели,
в
которых
существовало
разделение
труда
по
специальностям. Одни мастера были специалисты по отливке стволов, другие
занимались
шлифовкой,
третьи
-
отделкой.
Это
уже
давало
возможность
выделывать более однообразные орудия, так как артели могли делать не одно, а
сразу несколько орудий. Петр I понял новые возможности и смело использовал
их. Он установил для каждого вида артиллерии своего рода стандарт: единство
калибров и единство весов орудий и снарядов. Так Петр I создал новую, не
похожую
на
прежнюю,
артиллерию.
И
скоро
эта
новая
артиллерия
была
испытана на деле, в бою.
В 1709 году Петр снова встретился на поле битвы со шведами. Карл XII
осаждал крепость Полтаву, которую героически защищал небольшой русский
7
гарнизон. На выручку осажденным подошел Петр со своей армией. Внезапно
обрушился он на шведов и стал их громить из своих новых артиллерийских
орудий. Молодые русские артиллеристы косили шведов с расстояния в 100
шагов. Не выдержав артиллерийского огня, шведская армия отступила. Шведы
были наголову разбиты, сам Карл XII едва ускользнул от плена и бежал в
Турцию. Блестящей победой под Полтавой русские войска расквитались со
шведами за свое поражение под Нарвой.
После окончания войны Петр не перестал уделять артиллерии большое
внимание, вводил в нее все новые усовершенствования.
Продолжателем
дела
Петра
был
его
воспитанник
и
соратник
граф
Шувалов, один из наиболее культурных и передовых людей той эпохи. Его
старания не пропали даром: русская артиллерия стала едва ли не лучшей в
Европе. Эпоха Петра и Шувалова вошла в историю развития артиллерии как
один из важнейших и крупнейших ее этапов.
Однако в петровские времена тяжелая осадная и крепостная артиллерия
по-прежнему еще не могла принимать участие в полевых боях - она была
слишком тяжеловесна и медлительна для таких сражений.
Лишь в середине восемнадцатого века, когда техника, и в частности
артиллерийская
техника,
стала
быстро
развиваться,
талантливому
французскому
артиллеристу
Грибовалю
удалось
добиться
значительного
увеличения
подвижности
артиллерии,
и
в
том
числе
тяжелой.
Тяжелая
артиллерия, наконец, смогла отойти от крепостных стен и принять участие в
боях рядом с полевой артиллерией.
1.4. Артиллерия современных армий
Батальонная и противотанковая артиллерия . Ее основное назначение
- поддерживать пехоту в бою и бороться с танками и бронеавтомобилями
противника. Эта артиллерия передвигается всегда вместе со своей пехотой, не
отставая от нее ни на шаг. Понятно, что батальонные и противотанковые
орудия
должны
быть
небольшими,
легкими,
удобоподвижными.
Ведь
эти
орудия
придется
перекатывать
по
полю
боя
силами
людей,
а
в
случае
необходимости даже переносить их на руках в разобранном виде.
Такие маленькие орудия нетрудно укрыть за небольшими складками
местности даже вблизи противника.
На
рисунках
5-8
показаны
образцы
орудий
батальонной
и
противотанковой артиллерии. Мы здесь видим противотанковые пушки (рис. 5
и 6), которые бывают калибром от 20 до 57 миллиметров, гаубицы (рис. 7),
мортиры
и
минометы
(рис.
8),
калибр
которых
колеблется
от
45
до
81
миллиметра.
Пушки, стреляя прямой наводкой с открытой позиции, будут бороться с
танками противника и с его открыто стоящими пулеметами.
Гаубицы,
мортиры
или
минометы
будут
обстреливать
укрывшиеся
в
складках местности пулеметы и простейшие укрепления противника.
Если, например, наша наступающая пехота внезапно попадет под огонь
замаскированного пулемета противника, можно будет сразу же, прямо рукой,
указать эту цель командиру противотанковой пушки - ведь эта маленькая,
подвижная
пушка
будет
вести
наступление
вместе
с
передовыми
частями
8
пехоты. Стреляя прямой наводкой, пушка очень быстро заставит замолчать
пулемет противника. А если у пехоты не было бы своей пушки, пришлось бы
передавать по телефону или радио на наблюдательный пункт батареи просьбу
открыть огонь, разъяснять, где находится цель, и затем ждать, пока батарея
найдет цель, пристреляется и поразит ее. Маленькая пушка в передовых частях
пехоты в этих случаях полезнее целой батареи, стоящей на закрытой позиции.
Если продвижению пехоты помешает окопавшийся пулемет, его всегда
сумеет
поразить
батальонная
гаубица,
мортира
или
миномет,
стреляющие
навесным огнем.
Почти во всех армиях каждый батальон пехоты имеет свою артиллерию.
Наша
армия
вооружена
отличными
противотанковыми
п у ш к а м и
и
б а т а л ь о н н ы м и
орудиями навесного огня.
Полковая
артиллерия .
Ее
задача - поддерживать в бою свой
п о л к
и
б о р о т ь с я
с
механизированными
средствами
противника,
с
его
танками
и
бронеавтомобилями.
На
вооружении
полковой
артиллерии
у
нас
состоят
76-
миллиметровые
полковые
пушки
образца 1927 года. Эти пушки по
своим свойствам очень близки к
гаубицам и поэтому пригодны при
о ч е н ь
р а з н о о б р а з н ы х
обстоятельствах
-
обладают
известной универсальностью.
Небольшие по размеру, подвижные
и поворотливые, эти пушки в бою
будут
передвигаться
вместе
с
пехотой и часто будут стрелять с
открытой
позиции.
В
каждом
нашем стрелковом полку имеется
шесть таких пушек.
В
некоторых
армиях
в
полках
имеются, кроме того, специальные
противотанковые
батареи.
Они
с о с т о я т
о б ы ч н о
и з
противотанковых пушек калибром
45-47 миллиметров.
Дивизионная
артиллерия
предназначается
для
поражения
в с е х
т е х
ц е л е й ,
к о т о р ы е
встречаются
в
полевой
войне
и
препятствуют
пехоте
дивизии
Рис. 5. 20-миллиметровая противотанковая пушка завода
Скотти (наземно-зенитная)
Рис. 6. 37-миллиметровая противотанковая пушка
Рис. 7. 75-миллиметровая пехотная гаубица завода Бофорс
Рис. 8. 81-миллиметровый миномет
9
успешно
наступать
или
успешно
обороняться.
Дивизионной
артиллерии
приходится вести борьбу и с механизированными средствами противника, и с
его пулеметами, укрытыми в гнездах, и с противотанковыми орудиями, и с
неприятельской живой силой, засевшей в окопах или в различных укрытиях.
Не
исключена
возможность,
что
ей
же
придется
вести
борьбу
и
с
артиллерией
противника.
Для
выполнения
всех
этих
задач
дивизионная
артиллерия
имеет
пушки
и
гаубицы,
значительно
более
мощные,
чем
батальонная и полковая артиллерия.
Корпусная артиллерия . Основное ее назначение - борьба с артиллерией
противника, с дальними целями в глубине его оборонительной полосы и с
прочными
оборонительными
сооружениями.
Эти
задачи
требуют
очень
дальнобойных пушек и очень мощных гаубиц.
Каждый корпус имеет свой корпусный артиллерийский полк.
Артиллерия резерва глав-ного командования , или, как ее сокращенно
называют,
АРГК,
предназначается
для
усиления
войсковой
артиллерии
на
важнейших
участках
фронта
и
для
выполнения
особо
трудных
задач,
непосильных орудиям войсковой артиллерии.
В
резерве
главного
командования
находятся
различные
орудия
дивизионной
и
корпусной
артиллерии,
а,
кроме
того,
специальные
особо
мощные и дальнобойные пушки и гаубицы. Эти орудия сводятся в полки,
отдельные дивизионы или батареи.
Все
рассмотренные
нами
виды
артиллерии
вооружены
наземными
орудиями, т.е. орудиями, приспособленными для стрельбы лишь по целям,
расположенным на земле.
Но
имеется
еще
один
особый
вид
артиллерии,
-
это зенитная
артиллерия . Задача зенитной артиллерии - вести борьбу с воздушным врагом.
Зенитная артиллерия вооружена в основном 75- или 76-миллиметровыми
зенитными пушками (средний калибр).
Для борьбы со снижающимися и низко летающими (на высоте до двух-
трех километров) самолетами применяются малокалиберные зенитные пушки
(рис.
9
и
10),
а
для
борьбы
с
самолетами
на
больших
высотах
-
крупнокалиберные зенитные пушки (рис. 11).
Зенитная артиллерия с водится в четырехорудийные батареи, а батареи-в
дивизионы трех-четырехбатарейього состава.
Артиллерию в настоящее время имеет не только пехота, но и все другие
роды войск. Говорить особо о коннице и горных дивизиях нет надобности: они,
точно так же как и пехота, как и стрелковые дивизии, имеют свою "конную" и
"горную" артиллерию, приспособленную для совместных действий с этими
войсками.
Даже такие роды войск, как автобронетанковые войска и авиация, не
могут обойтись без артиллерии.
Пока
автобронетанковые
войска
(танки,
танкетки,
бронеавтомобили)
действуют
бок
о
бок
с
пехотой
или
конницей,
они
еще
могут
получать
артиллерийскую
поддержку
от
них.
Но
при
самостоятельных
действиях,
например
в
случае
прорыва
или
рейда,
им
потребуется
своя
собственная
механизированная
артиллерия.
Артиллерия
нужна
им
для
борьбы
с
10
противотанковыми
орудиями
противника,
с
его
артиллерией,
с
мощными
неприятельскими танками и, наконец, с авиацией противника.
Рис.
9.
20-миллиметровая
зенитная
пушка завода Мадсен
Рис. 10. 25-миллиметровая зенитная пушка
завода Бофорс
Рис. 11. Американская 105-
миллиметровая зенитная пушка
Воздушный
флот,
когда
он
находится
на
земле
-
на
аэродромах,-
нуждается также в защите артиллерии. Зенитная артиллерия должна защитить
его
от
налетов
воздушного
врага,
противотанковая
артиллерия
-
от
прорвавшихся мото-механизированных частей противника.
Как это ни странно, но даже артиллерия нуждается часто в помощи
артиллерии
же.
Мощную
тяжелую
артиллерию,
районы
сосредоточения
большого числа батарей, походные колонны артиллерии - все это необходимо
защищать от нападения врага, защищать огнем своей зенитной, а иногда и
противотанковой артиллерии. Но артиллерия проникает во все роды войск не
только в виде специальных артиллерийских подразделений.
Сейчас
артиллерийскими
орудиями
вооружены
и
танки,
и
бронеавтомобили, и бронепоезда, и даже некоторые самолеты, не говоря уже о
военно-морском
флоте,
где
артиллерийское
орудие
издавна
является
важнейшей частью вооружения крупных кораблей.
Итак, с полным правом можно сказать: в наше время артиллерия нужна
всем без исключения родам войск.
Но чтобы помогать всем родам войск, артиллерия должна сопутствовать
им, не отставать от них.
Справляется ли теперь, артиллерия с этой задачей? Добилась ли она
нужной подвижности?
Примирение могущества с подвижностью
За
последние
десятилетия
артиллерийская
техника
сумела
резко
повысить мощность орудий, не увеличивая в то же время их веса. Достигли
этого
применением
более
прочной
стали,
введением
дульных
тормозов,
подбором лучших сортов пороха и другими мерами.
Кроме того, улучшением колесного хода, применением резиновых шин и
рессор удалось повысить проходимость орудий, уменьшить порчу материаль-
11
ной части при быстром передвижении на походе.
Наконец, некоторые орудия стали делать разборными, так что их можно
переносить или перевозить по частям.
Самое же главное, - на помощь артиллерии пришли трактор, грузовой
автомобиль и паровоз.
Однако от конной тяги пока еще целиком не отказались: сейчас, как и в
старину,
для
перевозки
артиллерийских
орудий
очень
часто
пользуются
лошадьми.
Небольшое малокалиберное орудие легко перевозит одна пара лошадей.
Более тяжелые 76-миллиметровые полковые пушки тянут четыре лошади (рис.
13). Эти же полковые и противотанковые орудия можно передвигать по полю
боя с помощью специальных транспортеров или на прицепе к танкеткам (рисю
14). Для перевозки дивизионной пушки или гаубицы необходима уже шестерка
лошадей.
В передках всех этих орудий возят снаряды; на них же может, в случае
необходимости, ехать и орудийный расчет.
В конной артиллерии, где необходима большая быстрота передвижения и
приходится нередко скакать галопом по кочкам, канавам и кустам, сажать
бойцов орудийного расчета на передок неудобно. Это и опасно для людей, и
слишком утяжеляет орудие. Поэтому в конной артиллерии все бойцы имеют
верховых лошадей.
В
горной
артиллерии
широко
применяется
перевозка
орудий
в
разобранном виде. Горные орудия навьючиваются на лошадей или мулов.
Но не только легкую артиллерию можно перевозить конной тягой, этим
способом, можно везти также и более тяжелую артиллерию.
Рис. 13. 37-миллиметровая пушка на походе
Рис. 14. Полковая пушка на прицепе к транспортеру
12
Рис. 16. Перевозка горного орудия на вьюках
Рис. 17. Корпусная гаубица тракторной тяги
Рис.18. Наша мощная гаубица тракторной тяги
Рис. 19. Переброска полковой пушки на автомобиле
Тут, однако, конная тяга все больше и больше уступает механической.
Мотор,
можно
сказать,
здесь
почти
уже
вытеснил
лошадь.
Трактор
стал
основным
средством
для
перевозки
тяжелой
артиллерии
(рис.
17).
Чтобы
мощные и тяжелые орудия не завязли на немощеных дорогах, их в последнее
время стали иногда ставить не на колеса, а на гусеницы (рис. 18).
Если надо быстро перебросить орудия старых образцов, не имеющие
рессор, резиновых шин или других приспособлений, уменьшающих тряску, их
ставят
на
подрессоренные
подкатные
тележки
(рис.
21),
чтобы
во
время
перевозки не попортились точные механизмы.
Самые мощные и тяжелые орудия, вес которых измеряется сотнями тонн,
перевозят по железным дорогам на особых железнодорожных платформах
(рис.
22).
Для
выезда
таких
орудий
на
огневую
позицию
обычно
строят
специальную железнодорожную ветку; с этой ветки орудия и стреляют. Для
некоторых
систем
орудий,
главным
образом
крупнокалиберных
гаубиц,
приходится специально укреплять полотно железной дороги бетоном.
Наконец, в особо экстренных случаях артиллерию можно перебросить и
на самолетах.
В
моторизованных
и
механизированных
частях
войск
широко
распространены все виды артиллерии на механической тяге. Наиболее удобна
самоходная
артиллерия
(рис.
23);
орудие
устанавливается
здесь
прямо
на
трактор, и трактор является в одно и то же время и средством тяги, и лафетом.
Самоходная артиллерия может всегда двигаться бок о бок с танками и в любой
момент оказывать им помощь своим огнем.
Самоходной артиллерии требуется совсем немного времени - несколько
минут, а иногда всего несколько секунд, - для того, чтобы прямо с марша
13
занять огневую позицию; ей не приходится тратить время на установку орудий,
она может сразу же изготовиться к открытию огня.
Наша
армия,
располагающая
мощными
моторизованными
и
механизированными войсками, богато оснащена артиллерией механической
тяги, в том числе и самоходной. Наличие в механизированных войсках такой
подвижной
артиллерии
увеличивает
их
огневую
мощь
и
обеспечивает
им
полную самостоятельность действий.
Совершенно ясно, что за последние десятилетия в артиллерийском деле
произошли огромные перемены.
Усовершенствование материальной части и применение механической
тяги избавило артиллерию от ее прежней малоподвижности. Теперь нельзя уже
сказать, что артиллерия - малоподвижный, неповоротливый, громоздкий род
войск.
Такое
утверждение
было
правильно
по
отношению
к
артиллерии,
действовавшей под Казанью, под Нарвой, в наполеоновских войнах и даже в
начале мировой войны (тяжелая артиллерия).
Но по отношению к современной артиллерии это утверждение будет
неверным:
в
наше
время
мотор
обеспечивает
артиллерии
возможность
не
отставать от любого рода войск - примиряет подвижность с мощностью.
Рис.
20.
Американская
дивизионная
пушка
на
грузовике.
На
прицеп
погружен трактор
Р и с .
2 1 .
Ф р а н ц у з с к а я
1 5 2 -
м и л л и м е т р о в а я
г а у б и ц а ,
ус т а новле нна я
на
п од кат н у ю
т е л е ж к у
д л я
п е р е в о з к и
быстроходным трактором
Рис.
23.
155-миллиметровая
американская
с а м оход н а я
пушка
14
Рис. 22. 355-миллиметровая американская пушка на железнодорожной установке
А это открывает богатейшие возможности для самого широкого
использования артиллерии на войне, нужно лишь найти правильные способы
применения артиллерии в современном бою.
1.5. Ракетные войска и артиллерия сегодня.
За
последние
десять
лет
в
артиллерии
осуществлены
значительные
преобразования, вызванные необходимостью приведения Вооруженных Сил в
соответствие
с
реальными
военными
угрозами
и
экономическими
возможностями государства, а также изменением форм и способов военных
(боевых) действий в войнах и вооруженных конфликтах. Однако, в силу ряда
объективных
и
субъективных
причин,
эти
преобразования
носили
неупорядоченный характер и были направлены в основном на сокращение
личного состава, расформирование и передислокацию частей и соединений.
Количество формирований фронтовых, армейских, корпусных комплектов рода
войск
и
резерва
ВГК
сократилось
в
несколько
раз.
При
этом
укомплектованность
личным
составом,
оснащенность
современными
образцами вооружения, средствами управления в оставшихся формированиях
не улучшилась. Несколько снизилась и боевая готовность соединений и частей,
т. к. подавляющее большинство их содержится в сокращенном составе или в
составе
частей
кадра.
Это
требует
более
тщательного
подхода
к
вопросу
создания
группировок
артиллерии
и
наращивания
усилий
по
огневому
поражению
противника
(ОПП)
в
случае
возникновения
вооруженного
конфликта.
В настоящее время с ракетными и артиллерийскими частями проводятся
плановые тактические учения с пусками боевых ракет и боевой стрельбой,
контрольные занятия, индивидуальные стрельбы с офицерами и сержантами.
Для
совершенствования
профессиональной
подготовки
наших
офицеров
используются различные формы и методы обучения. Это конкурсы по полевой
выучке,
всеармейские
состязания
командиров
артиллерийских
батарей,
конкурсы
на
лучшее
решение
задач
по
стрельбе
и
управлению
огнем,
тренировки
по
боевой
работе
на
технике
в
составе
офицерских
расчетов,
выполнение индивидуальных заданий и т. д. Замечу, что состязания среди
командиров батарей проводятся ежегодно, а конкурсы по полевой выучке с
15
командирами дивизионов - один раз в два года. В 2003 г. заключительный этап
Всеармейского состязания командиров артиллерийских батарей прошел на 33-
м артполигоне в г. Луга Ленинградской области. 13 офицеров-финалистов,
представлявших военные округа, морскую пехоту, ВДВ, Внутренние войска
МВД, состязались в тактической подготовке, стрельбе и управлению огнем,
вождении, огневой и физической подготовке. Каждый из участников отчитался
о реальном положении дел в своих подразделениях, состоянии боевой техники,
воинской дисциплины и правопорядка. Победителем был признан капитан
Илья Рыков (ДВО), "серебро" у майора Сергея Воронкова (филиал МВАУ, г.
Коломна), третье место завоевал гвардии старший лейтенант Михаил Иванов
(ЛВО).
В целом комплекс мероприятий боевой подготовки РВиА направлен на
повышение профессионализма офицерского состава, качественную подготовку
ракетных и артиллерийских частей и подразделений. Но реальное состояние
вооружения и военной техники (ВВТ), укомплектованность личным составом
артиллерийских формирований не в полной мере обеспечивают выполнение
возлагаемого
на
них
всего
объема
огневых
задач.
Из-за
недостаточности
финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
сокращения поставок войскам современных образцов вооружения и военной
техники произошла разбалансировка между средствами огневого поражения,
системами разведки и автоматизированного управления войсками и оружием,
что привело к некоторому снижению боевых возможностей артиллерийских
частей и соединений в ОПП. Кроме того, более 30% техники выслужило
установленные
сроки
эксплуатации,
около
25%
нуждается
в
проведении
среднего
и
капитального
ремонта,
а
объем
финансирования
сервисного
обслуживания
и
капитального
ремонта
удовлетворяет
потребности
войск
только
на
20%.
Доля
же
современных
образцов
и
комплексов
ВВТ
незначительна и в подсистеме поражения составляет около 30%, разведки -
около 10%. Вместе с тем в современных военных конфликтах резко возросла
роль
ОПП
с
целью
достижения
успеха
в
бою
(операции).
Это
связано
с
интенсивным развитием высокоточного оружия (ВТО), изменением взглядов на
место и роль огневого воздействия в общей системе форм и способов боевых
действий. Огневое поражение выходит за тактические и оперативные рамки, а
в определенных условиях приобретает стратегическое значение. В локальных
войнах
оно
становится
важным
фактором
достижения
целей
не
только
отдельных операций, но и всей войны.
В
региональных
войнах
и
конфликтах
более
крупного
масштаба
основные задачи будут решаться группировками сил общего назначения при
ведущей роли объединений (соединений) Сухопутных войск. Исходя из задач,
возлагаемых на средства огневого поражения общевойскового объединения
(соединения),
основным
родом
войск
по
вкладу
в
ОПП
в
этих
военных
конфликтах могут быть ракетные войска и артиллерия. Это подтверждается
опытом боевых действий на территории Афганистана (1979-1989), Чеченской
республики в первой (1994-1996) и второй (1999-2001) контртеррористических
операциях.
Например,
среднемесячное
долевое
участие
артиллерии
в
выполнении огневых задач с августа 1999 по май 2000 г. составляло более 65%,
а ВВС и армейской авиации - около 30%. К тому же участие авиации в
16
отдельные
периоды
боевых
действий
сильно
ограничивалось
погодными
условиями, поэтому артиллерия в это время выполняла до 90% огневых задач.
В
целом
развитие
артиллерии
предполагает
совершенствование
ее
структуры и боевого состава, системы ракетно-артиллерийского вооружения,
системы боевого и технического обеспечения, подготовки войск и кадров,
развитие
теории
и
практики
боевого
применения.
В
качестве
основных
мероприятий
совершенствования
организационной
структуры
и
боевого
состава
артиллерии
в
ближайшей
перспективе
предлагается
следующее:
сохранение
комплектов
артиллерии
в
общевойсковых
формированиях
и
в
резерве
ВГК
с
уточнением
их
боевого
состава;
создание
и
содержание
в
постоянной боевой готовности соединений и частей РСЗО крупного калибра,
ствольной артиллерии и артиллерийской разведки, входящих в резерв ВГК;
содержание
в
мирное
время
в
одинаковом
состоянии
боевой
готовности
общевойсковых и артиллерийских частей и подразделений, входящих в одно и
то же общевойсковое формирование; приведение состава и структуры органов
управления рода войск в соответствие с возросшими требованиями к ним;
оснащение ряда формирований постоянной готовности опытными образцами
АСУ и разведки.
Приоритетными
направлениями
совершенствования
технического
оснащения РВиА в современных условиях и на перспективу до 2005-2010 гг.
являются разработка и создание новых перспективных образцов, модернизация
наиболее
важных
образцов,
комплексов
и
систем
ракетно-артиллерийского
вооружения,
дальнейшее
развитие
средств
разведки
и
автоматизированных
систем
управления
войсками.
Главным
направлением
в
развитии
средств
автоматизированного
управления
РВиА
должно
стать
с озд а ние
унифицированных машин управления, сопрягаемых с комплексами средств
автоматизации
тактического
и
оперативного
звеньев
управления
общевойсковых
формирований,
в
том
числе
формирований
боевого
и
технического обеспечения. Реализация этого направления позволит не только
повысить эффективность боевого применения артиллерии в 1,3-1,5 раза (за
счет одновременного охвата средствами автоматизации нескольких уровней и
инстанций
управления),
но
и
существенно
сократить
расходы
на
автоматизацию.
1.6. Приоритеты завтрашнего дня.
Важнейшей
проблемой
повышения
эффективности
ОПП
является
сбалансированное
развитие
средств
разведки,
систем
топогеодезического,
гидрометеорологического
и
баллистического
обеспечения
боевых
действий
артиллерии. Для ее решения требуется создать современные, работающие на
новых
физических
принципах
средства
определения
координат
объектов
поражения
и
условий
стрельбы,
обе спечить
их
интеграцию
с
автоматизированными системами управления войсками и оружием, провести
совершенствование организационных структур систем боевого обеспечения.
Повышается также роль и значение научных исследований. Их основными
задачами
на
ближайшую
перспективу
в
области
развития
теории
боевого
применения РВиА являются:
17
-
завершение
разработки
новой
концепции
ОПП
в
операции
(бою)
и
ее
внедрение в практику войск;
-
разработка
перспективных
форм
и
способов
ведения
боевых
действий;
-
завершение
создания
единой
общевойсковой
методики
планирования
поражения
противника;
уточнение
и
совершенствование
существующих
методик
оперативно-тактических
расчетов
по
планированию
огневого
поражения;
-
проведение
исследований
и
экспериментальных
работ
по
созданию
разведывательно-огневых систем общевойсковых объединений и соединений
на основе существующего ВВТ и ВТО;
-
разработка
(уточнение)
современной
концепции
построения,
организации и ведения разведки в интересах боевого применения артиллерии,
ориентированной на создание и функционирование разведывательно-огневых
систем
общевойсковых
формирований
в
реальном
масштабе
времени;
- завершение разработки новых боевых документов артиллерии и их освоение.
Большое внимание планируется уделить подготовке офицерских кадров.
В вузах рода войск уточняются учебные программы и планы в целях привития
офицерам и курсантам практических навыков в выполнении функциональных
обязанностей при планировании боевых действий, руководстве подчиненными
в бою (боевых действиях), полевой выучке, тактической подготовке, работе на
средствах автоматизации и связи, эксплуатации и вождения штатной техники.
Пристальное внимание необходимо уделять подготовке младших
специалистов. Ее следует направить на получение специалистами твердых
умений и навыков в действиях при боевой (специальной) технике, в обращении
со штатным вооружением. Отрабатываются вопросы подготовки
артиллерийских корректировщиков для разведывательных дозоров и групп,
назначаемых от общевойсковых и разведывательных формирований ВС РФ.
Глава 2. Военные образовательные организации высшего
профессионального образования Сухопутных войск. Перечень
специальностей подготовки кадров.
2.1. Структура военных образовательных организаций.
18
2.2. Перечень специальностей подготовки
Глава 3. Ознакомление с профессией офицера - артиллериста.
3.1. Специальности профессиональной подготовки
Специальность «Баллистика»
Квалификация — инженер.
19
Профиль
военно-профессиональной
деятельности
—
инженерно-
технический.
От
качества
выполнения
специалистом
своих
обязанностей
зависят
надежность,
эффективность
и
безопасность
боевого
применения
ракетно-
артиллерийского вооружения.
Требования к специалисту.
Личностные качества : пунктуальность, способность к аналитическому
мышлению, хорошая долговременная память, математические способности.
Общеобразовательная и специальная подготовка : хорошие знания и
практические
навыки
по
специальным
дисциплинам:
б а ллистике
(экспериментальной
баллистике),
теоретической
и
прикладном
механике,
конструкции и устройству баллистических установок и летательных аппаратов,
аэрогидрогазодинамике,
инженерной
графике,
основам
автоматизированного
проектирования,
материаловедению»
информатике,
электротехнике
и
элект-
ронике, химии, метрологии, стандартизации.
Помимо
этого
специалист
должен
иметь
необходимый
уровень
тактической,
огневой,
строевой
и
автомобильной
подготовки,
владеть
иностранным
языком.
Требования
к
физической
подготовке
средние
(умеренные).
Типовыми первичными офицерскими должностями , на которые могут
быть
назначены
специалисты
при
распределении,
являются:
инженер-
испытатель отдела, инженер отдела полигона, инженер лаборатории полигона,
младший научный сотрудник НИИ, начальник отделения лаборатории военно-
учебного заведения, военный представитель, инженер вычислительного отдела.
За работу в полевых условиях офицер в должности инженера-испытателя
получает
доплату
в
размере
10
%
должностного
оклада.
Кроме
того,
при
испытании
специальных
образцов
техники
специалист
может
получать
дополнительно до 50 % должностного оклада.
Общие сведения о деятельности специалиста.
Характеристика рабочего места, средств и орудий труда . Специалист
и м е е т
с в о й
р а б оч и й
с т о л ,
у ком п л е к т о в а н н ы й
к а н ц е л я рскими
принадлежностями. В распоряжении офицера находятся персональная ЭВМ,
техническая и секретная библиотеки. Рабочий персонал, средства измерения и
контроля предоставляются вышестоящим начальником по заявке специалиста.
Средствами
и
орудиями
труда
специалиста
служат
современные
образцы
ракетно-артиллерийского вооружения, артиллерийские боеприпасы, различные
артиллерийские приборы, оптические и квантовые приборы, навигационная
аппаратура
средств
разведки
и
топопривязки,
техническая
и
справочная
литература, вычислительные средства и многое другое.
Подразделение,
в
котором
специалист
выполняет
свои
обязанности,
состоит из 21—30 человек. Степень самостоятельности в ходе работы средняя.
Интенсивность
профессионального
общения
внутри
коллектива
и
с
взаимодействующими подразделениями высокая.
Описание
основных
операций
на
рабочем
месте
специалиста .
Специалист выполняет операции по сбору информации, ее анализу, выполняет
большое количество сложных расчетов и контрольных операций, необходимых
20
для эффективного и безопасного боевого применения ракетно-артиллерийского
вооружения.
В целом специалист может выполнять следующие операции:
ведение тактических расчетов по организации боевых действий;
веление
инженерных
расчетов
по
определению
параметров
движения
ракет, реактивных и артиллерийских снарядов;
анализ структуры и параметров функционирования основных образцов
ракетно-артиллерийского
вооружения
в
процессе
эксплуатации
с
использованием современных методов;
решение военно-прикладных задач вероятностными методами;
разработку алгоритмов и программ решения задач аэродинамики, внешней
баллистики,
теории
стрельбы
и
боевой
эффективности
(в
том
числе
с
применением ЭВМ).
Основное
содержание
должностных
обязанностей
офицера
на
первичных
должностях .
Специалист
в
своей
повседневной
деятельности
руководствуется
уставами
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации,
приказами
Министра
обороны
Российской
Федерации,
инструкциями
и
другими
документами,
регламентирующими
деятельность
полигона,
требованиями
безопасности
при
испытании
комплексов
ракетно-
артиллерийского вооружения.
Основными должностными обязанностями офицера являются:
составление
программ
испытаний
образцов
ракетно-артиллерийского
вооружения;
организация и руководство проведением испытаний согласно стандартам
предприятия;
составление отчетов по испытаниям;
проведение анализа полученных опытных данных;
совершенствование методик проведения испытаний по профилю отдела;
изучение
штатных
и
поступающих
на
испытания
образцов
ракетно-
артиллерийского вооружения.
Характеристика условий деятельности.
Большую
часть
рабочего
времени
специалист
проводит
в
закрытом
помещении,
имеющем
близкие
к
комфортным
значения
температуры,
влажности и скорости воздуха и концентрацию вредных веществ в воздухе в
пределах
нормы.
Напряженность
электромагнитного
поля
радиочастот
и
электрического поля токов промышленной (50 Гц) частоты на рабочем месте
соответствует
гигиеническим
нормам.
В
процессе
эксплуатации
ракетно-
артиллерийского
вооружения
воздействует
импульсный
высокоинтенсивный
шум.
Для
предотвращения
неблагоприятного
воздействия
на
специалиста
артиллерийского
шума
возможно
использование
различных
технических
устройств. При проведении пробеговых испытаний и вибрационных испытаний
образцов ракетно-артиллерийского вооружения специалист может подвергаться
вибрационным воздействиям. На рабочих местах используется совмещенный
тип освещения.
21
Медицинские
требования
к
состоянию
здоровья
специалистов
соответствуют требованиям к состоянию здоровья лиц, поступающих в военно-
учебные заведения.
Подготовку
по
специальности
осуществляет
Пензенский
артил-
лерийский инженерный институт имени главного маршала артиллерии Н.Н.
Воронова. 440005, г. Пенза-5.
Специальность «Стрелково-пушечное, артиллерийское
и ракетное оружие»
Квалификация - инженер.
Профиль
военно-профессиональной
деятельности
—
и н ж е н е рно-
технический.
От
качественного
выполнения
специалистом
своих
функцио нальных
обязанностей
зависит
техническое
состояние
ракетно-артиллерийского
вооружения
и,
следовательно,
возможность
их
эффективного
боевого
применения.
Требования к специалисту.
Личностные
качества: быстрота
и
гибкость
мышления,
умение
ориентироваться
в
изменяющейся
обстановке,
способность
к
выделению
в
потоке информации главного, умение принять правильное решение в короткие
сроки,
то
е сть
каче ства,
определяющие
у с п е ш н о с т ь переработки
информации; ответственность,
самостоятельность,
требовательность,
само-
обладание
(лидерские
качества); правильная
дикция,
умение
четко
формулировать
сообщения и распоряжения.
Общеобразовательная и специальная подготовка :
хорошие знания по
общеобразовательным
дисциплинам
(физике,
химии,
теоретической
механике,
сопротивлению
материалов),
прочные
знания
и
навыки
по
специальным
дисциплинам
(материалам
и технологии
машиностроения,
инженерной
графике,
электротехн и ке
и
э л е к т р о н и ке ,
о с н о в а м
автоматизированного
проектирован и я ,
т е х н о л о г и и
п р о и з в о д с т в а
баллистических устройств и летательных
аппаратов,
баллистике,
системам
управления комплексами
ракетно-артиллерийского
вооружения,
эксплуата-
ции и ремонту стрелкового оружия и средств ближнего боя.
Помимо
этого
специалист
должен
иметь
необходимый
уровень
тактической,
огневой,
строевой
и
автомобильной
подготовки, владеть
иностранным
языком.
Требования
к
физической
подготовке
средние
(умеренные).
Типовой первичной офицерской должностью, на которую назначают
специалиста
при
распределении,
является
должность командира ремонтного
взвода
артиллерийского
вооружения,
противотанковых
управляемых
ракет
(ПТУР)
и
стрелкового
оружия отдельного
ремонтно-восстановительного
батальона мотострелковой (танковой) дивизии.
Офицер может проходить службу:
в
Ракетных
войсках
стратегического
назначения
—
на должностях
помощника начальника службы РАВ части, инженера службы РАВ части; в
Военно-Морском Флоте — на должностях начальника службы РАВ отдельного
22
батальона
морской
пехоты, помощника начальника службы РАВ технической
части полка морской пехоты; в Воздушно-десантных войсках — на должнос-
тях
начальника
службы
РАВ
отдельного
самоходного
артиллерийского
дивизиона отдельной воздушно-десантной бригады, заместителя
командира
ремонтной
роты
парашютно-десантного полка,
начальника
службы
РАВ
отдельного парашютно-десантного батальона отдельной воздушно-десантной
бригады;
в военных округах — на должностях начальникаслужбы РАВ отдельного
батальона (дивизиона), помощника начальника службы РАВ полка (дивизии),
командира роты по ремонту РАВ отдельного
ремонтно-восстановительного
батальона
ракетно-артиллерийского
вооружения,
начальника
службы
РАВ
отдельного батальона сопровождения воинских грузов, командира ремонтного
в з в о д а
в о о р у ж е н и я
р е м о н т н о й
р о т ы
в о о р у ж е н и я
р е м о н т но-
восстановительного батальона отдельной мотострелковой бригады;
в Главном ракетно-артиллерийском управлении Министерства обороны
Российской
Федерации
—
на
должностях
инженера цеха,
помощника
начальника
отдела
хранения,
инженера-технолога
производственно-
технического
отдела,
инженера
отдела
технического
контроля,
младшего
научного сотрудника НИИ, командира взвода — преподавателя.
3.2.Общие сведения о деятельности специалиста.
Характеристика рабочего места, средств и орудий труда. Рабочими
местами специалиста
служат
места
проведения
работ
с вооружением и
военной
техникой,
места
размещения
и
профессиональной
деятельности
подчиненного
специалисту
личного состава,
в
том
числе
мастерские
и
производственные
палатки.
Средствами
и
орудиями
труда
являются
металлообрабатывающие
с т а н к и ,
с л е с а р н ы й ,
с тол я р н ы й
и
и зм е р и т е л ь н ы й
и н с т р умент,
электросварочное
оборудование,
зарядные
станции,
грузоподъемные
устройства.
В
подчинении
у
специалиста
находится
личный
состав
ремонтного
взвода вооружения, ПТУР и стрелкового оружия. В ходе боевой работы от
сплоченности коллектива зависит качество выполнения боевой задачи. Работа
каждого мастера обусловливает успех коллективной работы.
Степень
самостоятельности специалиста
в
ходе
работы
высокая.
Интенсивность
профессионального
общения
внутри
коллект и в а
и
с
взаимодействующими
подразделениями
высокая.
Цена профессиональной
ошибки высокая.
Описание основных операций на рабочем месте . Специалист выполняет
операции
по
сбору
и
анализу
информации,
большое
количество
сложных
расчетов и контрольных операций, от которых зависит техническое состояние
ракетно-артиллерийского
вооружения
и,
следовательно,
возможность
их
эффективного
боевого применения.
Он
лично
выполняет
наиболее
ответственные и сложные ремонтные работы и обучает им подчиненных.
В
целом
специалист
может
выполнять
следующие
виды
про-
фессиональной деятельности: командную; военно-специальную (организация
23
выполнения
подразделением
задач
инженерного
о б е с п еч е н и я ) ,
воспитательную (педагогическую), административно-хозяйственную.
Основное
содержание
должностных
обязанностей
офицера
на
первичных должностях:
знать
вооружение
соединения
(части),
правила
его
технического
обслуживания и ремонта, а также оборудование стационарных и подвижных
мастерских
(контрольно-ремонтных
станций);
знать руководящие документы по эксплуатации (ремонту) вооружения,
состояние и производственные возможности мастерской (роты, отделения) по
техническому обслуживанию и ремонту вооружения;
руководить
боевой
и
специальной
подготовкой
личного
состава
мастерской (роты, отделения);
планировать работу, составлять план-график;
организовывать
и
контролировать
прием
вооружения
на
техническое
обслуживание и ремонт, а также выдачу его;
обеспечить
сохранность
вооружения,
поступившего
на
техническое
обслуживание и ремонт;
вести учет ремонта вооружения;
организовывать
проведение
комплексного
технического
обслуживания
и ремонта вооружения;
организовывать
взаимодействие
подразделений
ремонтного органа при
проведении
технического
обслуживания
и
ремонта
вооружения
в
соответствии с месячным планом-графиком;
выделять бригады специалистов для проведения комплексного
технического обслуживания и ремонта вооружения в местах сто янки в
соответствии с распоряжением заместителякомандира соединения (части) по
вооружению;
контролировать
качество
выполненного
комплексного
технического
обслуживания и ремонта вооружения;
обеспечивать
своевременное
и
качественное
выполнение
работ
по
техническому
обслуживанию иремонту вооружения;
обеспечивать выполнение личным составом установленных заданий:
не реже одного раза в месяц проверять наличие, состояние и учет техники
и
оборудования,
инструментов, материалов
и
технического
имущества
мастерской
(роты,
отделения),
правильность
использования
оборудования
и
запасных частей, инструмента и материалов, а также правильность ведения
документации;
ежемесячно подводить итоги расхода ЗИП и материалов и ежеквартально
представлять ведомость об их расходе;
проводить мероприятия по безопасности выполняемых работ и пожарной
безопасности в мастерской (роте, отделении);
руководить рационализаторской и изобретательской работой в мастерской
(роте, отделении).
Специалист,
проходящий
службу
на
промышленных
предприятиях,
связанных с производством и ремонтом вооружения, обязан:
анализировать проекты месячных планов и разрабатывать
предложения в них;
24
принимать участие лично и привлекать других специалистов для участия в
разработке
бизнес-плана
предприятия
(для
хозрасчетных предприятий) или
производственного плана и сметы расходов (для бюджетных предприятий);
своевременно
представлять
заявки
на
необходимые
средства
измерении,
общепромышленное
и
нестандартизированное
оборудование,
инструмент,
нормативную
документацию,
рабочую силу;
организовывать
работу
цеха
в
строгом
соответствии
с
утвержденным
технологическим процессом и действующей документацией;
организовывать
и
проводить
мероприятия
по
обеспечению
сохранности
стрелкового оружия в процессе ремонта;
своевременно и систематически осуществлять проверки качества
ремонта
и
соблюдения
технологической
дисциплины
в цехе;
организовывать
эффективное
и
экономное
использование материалов,
ЗИП.
всех
видов
энергии,
топлива,
сжатого
воздуха,
воды,
а
также
соблюдать
установленные
нормы
запасов
материалов,
инструментов
и
нормативов
незавершенного
производства;
осуществлять
контроль
за
выполнением
рабочими
установленных
норм
выработки,
анализировать
причины невыполнения норм и принимать меры
по устранению лих причин;
обеспечивать
соблюдение
противопожарного
режима в
цехе
и
н а
закрепленных территориях;
распределять
работников
по
участкам
и
сменам,
осуществлять
их
тарификацию, определять размеры выработки и заработной платы.
Характеристика условий деятельности.
Значительную
часть
рабочего
времени
(около
50
%)
специалист
проводит
на
открытом
воздухе;
температура
и
влажно сть воздуха
обусловленыклиматическими условиями района службы. Шум при работе на
оборудовании, как правило, не превышает 30 дБ. Тепловые воздействия при
р а б от е
в н у т р и
ма с т е р с к и х регулируются
фильтровентиляционными
установками.
Выполняемые специалистомработы не связаны с источниками
ионизирующих
излучений,
ускорений
и
перегрузок.
Напряженность
электромагнитного
поля
радиочастот
и
электрического
поля
токов
промышленной
(50
Гц)
частоты
на
рабочем
месте
не
превышает
гигиенических
норм.
На
рабочих
местах
используется
совмещенный
тип
освещения. В качестве наиболее специфических внешних воздействийможно
отметить
влияние
низких
температур
при
работе
в
мастерских
в
зимнее
время.
Физиолого-гигиеническая
характеристика
одежды
и
защитных
приспособлений не
имеет
специфических
особенностей
и
отвечает
требованиям безопасности.
Подготовку
но
специальности
осуществляет
Пензенский артил-
лерийский инженерный институт имени
главного маршала артиллерии
Н.Н.
Воронова. 440005, г. Пенза-5.
Специальность « Электромеханика»
25
Квалификация - инженер.
Профиль
военно-профессиональной
деятельности
—
и н ж е н е рно-
технический.
Специалист данного профиля проходит службу в подразделениях пакетных
войск
и
артиллерии
Вооруженных
Сил
Ро ссийской
Федерации,
артиллерийских подразделениях видов и родов войск
Вооруженных Сил (в
том
числе
воздушно-десантных в о й с к )
и осуществляет
управление
артиллерийским, ракетным или ракетно-техническим подразделением в ходе
боевой и повседневной
деятельности.
Требования к специалисту.
Личностные качества :
лично стные
о собенно сти
:
о р г а н и з а т о р с к и е
с п о с о бности,
ответственность, инициативность и находчивость, самообладание, смелость и
решительность,
выдержка
и
высокий
уровень
самоконтроля,
умение
п р а в и л ь н о
о ц е н и в а т ь
о к р у ж а ю щ и х
л юд е й , умение
сохранять
работоспособность
в
условиях
аварийных
ситуаций,
наблюдательность,
аккуратность;
сенсорно-персептивные
свойства
:
различение
величины
углов,
пространственное
воображение,
правильная
глазомерная
опенка
размеров,
расстояний,
выносливость
(малая
утомляемость)
зрительного анализатора,
быстрое восстановление зрительнойфункции после воздействия внезапного и
сильного раздражителя;
особенности мышления и памяти
: умение принять решение в короткие
сроки, действовать нешаблонно, выделить в информации главное, быстрое и
точное выполнение арифметических действий в уме, хорошая долговременная
память, способность к анализуи прогнозированию развития событий.
Общеобразовательная и специальная подготовка : хорошие знания по
общеобразовательным
дисциплинам
(психологии,
истории,
педагогике,
филологии,
математике,
информатике,
теории информации,
физике,
химии),
прочные
знания и навыки по специальным дисциплинам (теории принятия
решений,
моделированию
систем,
информационным
технологиям,
электротехнике
и электронике,
системотехнике, алгоритмическим языкам и
компьютерной графике, организации базы данных). Помимо этого специалист
должен иметь необходимый уровень тактической и общевоенной
подготовки.
Требования к физической подготовке высокие.
3.3.Типовые первичные должности.
Подготовленный специалистможет быть назначен на должности командира
огневого
взвода, командире взвода
управления, командира противотанкового
взвода (взвода ПТУР). Помимо указанных офицер может проходить службу на
должностях командира артиллерийского дивизиона и равных им.
Типовыми
первичными
должностями,
на
которые
могут
быть
назначены
офицеры
при
распределении,
являются
должности
начальника
26
расчета
пусковой
установки
(боевой
машины),
начальника
расчета
—
старшего оператора, начальника отделения транспортирования и перегрузки,
командира
технического
ракетного взвода,
командира
ремонтного
взвода
вооружения,
командира
топогеодезического
взвода,
командира
взвода
управления,
командира
взвода
хранения
и
транспортирования,
помощника
начальника штаба.
Общие сведения о деятельности специалистов на этих должностях.
Характеристика рабочего места, средств и орудий труда .
Рабочими
местами
специалиста
являются
места
расположения
и
проживания,
подчиненного ему личного состава, командирский отсек командной машины
управления,
наблюдательный
пункт, огневая позиция взвода, батареи.
Если
офицер
проходит
службу
в
ракетном
или
ракетно-техническом
подразделении, его рабочими местами являются специально
оборудованные
машины
(кабины,
кузова-фургоны,
рубки), хранилища
(цехи),
в
которых
смонтирована
стационарно
или имеется выносная контрольно-проверочная и
измерительная
аппаратура,
предназначенная
для
проведения
работ
по
подготовке ракет и наземного оборудования к боевому применению, а также
аппаратура управления и вспомогательное оборудование.
Орудиями труда офицера-артиллериста служат:
на
наблюдательном
пункте
—
приборы
артиллерийской
раз ведки
(дальномер, буссоль, бинокль, гирокомпас и т. д.), командно-штабная машина
у п р а в л е н и я ,
о с н а щ е н н а я
п р и б о р а м и
о п р ед е ле ния
у с т а н о в о к
топогеодезической
привязки
и
средствами связи
(возможно
применение
ЭВМ, таблицы стрельбы, прибора управления огнем):
на
огневой
позиции
—
артиллерийские
орудия
(буксируемые и
самоходные), командно-штабная машина старшегоофицера батареи, таблицы
стрельбы,
прибор
управления
огнем,
приборы
артиллерийской разведки
и
наблюдении ходом боя.
В
подчинении
офицера
может
находиться
3—8
артиллерийских
подразделений,численность каждого из которых составляет 5—7 человек.
Объектами
военно-профессиональной
деятельности специалиста
являются
современные
средства
ракетно-артиллерийского вооружения
(самоходные
и
буксируемые
артиллерийские
орудия,
минометы),
реактивные
комплексы
залпового
огня,
ракетные
комплексы
(в
том
числе
комплексы
тактических
ракет и
противотанковые
ракетные
комплексы),
средства разведки, топогеодезической, метеорологической и баллистической
подготовки,
средства
связи
и
транспорта.
Степень
автоматизации
труда
высокая.
При
выполнении
отдельных
задач
первичный коллектив действует
автономно,
но
в
большинстве
случаев
—
в составе
взвода,
батареи.
В
последнем случае командир планирует иорганизует выполнение боевых задач
лично и совместно со штабом дивизиона.
Описание
основных
операций
на
рабочем
месте
специалиста .
Специалист
управляет
артиллерийскими,
ракетными,
ракетно-техническими
подразделениями
входе повседневной и боевой деятельности. Он выполняет
операции
по
сбору
информации
(например,
о
районе
особого
внимания,
27
порядке
выдвижения
и
месте
развертывания
командного
пункта,
районе
огневых
позиций,
нумерации
целей,
порядке
маневра
в
ходе
боя,
порядке
установления связи, позывных и частотах, порядке и времени доклада данных
в
штаб
дивизиона),
ее
анализу,
выполняет
большое
количество
весьма
сложных
расчетов
и
контрольных
операций.
Степень
самостоятельности
в
ходе
боевой
работы
высокая.
Интенсивность
профессионального
общения
внутри коллектива и с взаимодействующими подразделениями средняя. Цена
профессиональной ошибки высокая.
В
целом
специалист
может
выполнять
следующие
виды
про-
фессиональной
деятельности:
командную,
инженерно-эксплуатационную,
административно-хозяйственную,
воспитательную.
Основное
содержание
должностных
обязанностей
офицера
на
первичных должностях. Должностные обязанности специалиста определены
положениями боевых уставов, наставлений по организации и ведению боевых
действий артиллерийскими подразделениями, других документов.
Командир
артиллерийского
взвода
является
непосредственным
организатором
артиллерийского
огня,
артиллерийской
разведки
и
связи
в
батарее. При подготовке боевых действий и управлении взводом он обязан:
уяснить
полученную
задачу
и
оценить
обстановку,
выбрать
место
для
командно-наблюдательного пункта;
провести
топогеодезическую привязку и
руководить развертыванием и инженерным оборудованием пункта; установить
и непрерывно поддерживать устойчивую связь с огневыми взводами батареи и
взаимодействующими
подразделениями;
лично
вести
разведку
противника;
ставить
задачи
на
засечку
целей
и
обслуживание
стрельбы;
обрабатывать
разведывательные сведения и докладывать о результатах разведки командиру
батареи, вести наблюдения за действиями общевойсковых подразделений и
результатамиогня батареи. Специалист получает задачу от командира батареи,
как правило, на местности. В отдельных случаяхзадача может быть поставлена
по
карте
с
последующим
уточнением
ее
на местности.
Получаемые
разведывательные
сведения
имеют
различную
достоверность,
точность
и
полноту
и
поэтому
должны тщательно
обрабатываться
специалистом.
При
этом специалист проводит анализ и оценку поступивших сведений, обобщает
разведывательные сведения об объектах (целях) и делает выводы из оценки
противника,
готовит
доклад
командиру
батареи
(донесение
в
шт аб
дивизиона).
Помимо этого офицер-артиллерист должен уметь:
организовывать
сбор,
хранение,
обработку
и
передачу
информации
в
системах управлениявойсками и оружием;
рассчитывать
погрешности
измерений
и
исключать
их
влияние на
качество
подготовки
комплексов
ракетно-артиллерийского
вооружения
к
боевому
применению;
пользоваться справочным аппаратом по выбору электротехнических и
конструкционных материалов; рассчитывать электрические и магнитные поля;
проводить метрологическую экспертизу;
выбирать
и
рассчитывать
электрические
машины
и
электроприводы,
р а с с ч и т ы в а т ь
с т а т и ч е с к и е
и
д и н а м и ч е с к и е
х а р а к т е р истики
28
электромеханических
устройств,
применяемых
в
ракетно-артиллерийском
вооружении;
читать и переводить оригинальную литературу по специальности (300—
320 терминов военной специальности);
составлять
растворы,
электролиты
и
жидкости,
применяемые
в
артиллерии; составлять метательные заряды;
выполнять чертежи и схемы изделий военной техники и вооружения;
читать техническую и эксплуатационную документацию на вооружение.
При
прохождении
службы
в
ракетных
и
ракетно-технических частях
офицер-ракетчик
управляет
боевыми
действиями
ракетного
(технического
ракетного)
взвода
в
бою.
Он
руководит
работой расчетов
(взводов),
выполняющих
различные
эксплуатационные мероприятия,
непосредственно
участвует
в
проведении
наиболее
сложных
и
ответственных
операций
технического обслуживания, поиска и устранения неисправностей и отказов, в
управлении сложными и ответственными техническими средствами. Наибо-
лее ответственной операцией является проведение проверок боевой
ракеты
при подготовке к пуску и пуске ракеты.
Характеристика условий деятельности.
Командир
подразделения
решает
свои
задачи,
находясь
либо на
командном
наблюдательном
пункте,
в
командирском
отсеке машины
управления (в рубке или специально оборудованной кабине
ограниченного
объема), либо наогневой (стартовой) позиции. Условия труда в мирное время
отвечают
санитарно-гигиеническим
требованиям.
Исключения
составляют
различные виды учений, по своемусодержанию приближающиеся к реальным
боевым
действиям.
При эксплуатации ракетно-артиллерийского
вооружения
возможно
неблагоприятное
воздействие
на
органы
дыхания
продуктов
неполного
сгорания
ракетных
топлив
и взрывчатых
веществ.
Большую
часть
рабочего
времени
(около 70 %) специалист проводит на открытом
воздухе. Уровень звукового давления на рабочих местах для широкополосного
шума
соответствует
нормативным
требованиям.
В
процессе
эксплуатации
артиллерийских
и
ракетных
систем
и
комплексов
возможно
воздействие
и м п у л ь с н о г о
в ы с о к о и н т е н с и в н о г о
ш у м а .
Н а п р я ж е нность
электромагнитного
поля
радиочастот
и
электрического поля
токов
промышленной
(50
Гц)
частоты
на
рабочем
месте
не превышает
гигиенических
норм.
На
рабочих
местах
используется совмещенный
тип
освещения.
Противопоказания к деятельности (медицинские и психологические):
ограничения в зрении, затрудняющие продолжительное наблюдение
за
полем боя в различные периоды года и суток;
пониженная переносимость звуковых раздражителей большой силы;
замедленная реакция на быстро изменяющуюся обстановку;
резкое
снижение
работоспособности
(восприятие
речи,
световых
и
других раздражителей) в условиях боя;
29
низкая
эмоциональная
устойчивость,
неразвитое
самообладание,
выдержка;
низкий уровень физической подготовки, недостаточная выносливость.
Возможности продвижения по службе.
Помимо
первичных
должностей
(без
дополнительного
обучения)
специалист
может
занимать
должности
командира
артиллерийской
(реактивной)
батареи,
командира
стартовой
(реактивной)
б ат а р е и,
командира
техниче ской
батареи,
командира батареи
хранения
и
транспортирования,
командира
батареи
регламента
и
ремонта,
командира
подразделения
курсантов.
После дополнительной подготовки специалист может быть назначен на
должность командира (начальника штаба) артиллерийского
дивизиона
и
ей
равную.
Глава 4. Порядок подготовки и поступления в военные
образовательные учреждения профессионального образования
В соответствие с приказом Министра обороны Российской Федерации от
20 мая 2002 г. № 205 “Об утверждении Инструкции об условиях и порядке
приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального
образования
Министерства
обороны
Российской
Федерации”
в
качестве
кандидатов для зачисления в военно–учебные заведения курсантами могут быть
рассмотрены
следующие
категории
граждан
Российской
Федерации,
окончивших
образовательные
учреждения
среднего
(полного)
общего
или
среднего профессионального образования:
• не проходившие военную службу в возрасте от 16 до 22 лет, выпускники
суворовских военных училищ и кадетских корпусов;
• прошедшие военную службу и военнослужащие, проходящие военную
службу по призыву, до достижения ими возраста 24 лет;
• военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (кроме
офицеров), по истечении половины срока военной службы, указанного в первом
контракте, до достижения ими возраста 24 лет.
Граждане,
прошедшие
или
не
проходившие
военную
службу
и
изъявившие желание поступить в военно-учебные заведения, подают заявления
в военный комиссариат по месту жительства до 20 апреля года поступления. В
заявлении
они
указывают
фамилию,
имя
и
отчество,
год,
число
и
месяц
рождения, адрес места жительства, наименование военно–учебного заведения и
специальность, по которой желают обучаться. К заявлению прилагаются копия
свидетельства о рождении, автобиография, характеристика с места работы или
учебы, копия документа о среднем образовании (суворовцы предоставляют
справку о текущей успеваемости, а лица, окончившие первые и последующие
курсы образовательных учреждений высшего профессионального образования,
предоставляют академическую справку), три фотографии размером 4,5 х 6 см
без головного убора. Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина,
подлежащего призыву на военную службу, и подлинный документ о среднем
30
образовании
предоставляются
кандидатом
в
приемную
комиссию
военно-
учебного заведения по прибытии.
Предварительный отбор кандидатов из числа граждан, прошедших или не
проходивших военную службу, проводится призывными комиссиями военных
комиссариатов районов до 15 мая года поступления на учебу и заключается в
определении их соответствия вышеуказанным требованиям и пригодности к
обучению
в
военно–учебных
заведениях
по
результатам
медицинского
освидетельствования и профессионального психологического отбора. Решение
о направлении кандидатов из числа этих граждан в военно–учебные заведения
для
прохождения
профессионального
отбора
принимается
призывными
комиссиями военных комиссариатов, оформляется протоколом и объявляется
кандидатам в десятидневный срок.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР КАНДИДАТОВ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В
ВОЕННО–УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.
Профессиональный отбор кандидатов для зачисления в вузы курсантами
проводится
приемными
комиссиями
(выездными
приемными
комиссиями)
военно–учебных заведений и включает в себя определение годности кандидатов
к поступлению в вуз по состоянию здоровья и вступительные испытания.
Вступительные испытания состоят из трех этапов:
• определение профессиональной пригодности кандидатов для обучения
на
основе
их
социально–психологического
изучения,
психологического
и
психофизиологического обследования;
• оценка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по
результатам ЕГЭ;
• оценки уровня физической подготовленности кандидатов.
Кандидаты,
успешно
прошедшие
профессиональный
отбор,
на
конкурсной
основе
зачисляются
на
учебу
в
военные
образовательные
учреждения профессионального образования.
Вне конкурса зачисляются успешно прошедшие профессиональный отбор
следующие кандидаты:
дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
• граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя –
инвалида
I
группы,
если
среднедушевой
доход
семьи
ниже
величины
прожиточного
минимума,
установленного
в
соответствующем
субъекте
Российской Федерации;
• граждане, уволенные с военной службы и поступающие в вузы по
рекомендациям командиров воинских частей;
• участники боевых действий;
•
другие
граждане,
которым
в
соответствии
с
законодательством
РФ
предоставлено
право
внеконкурсного
поступления
в
учреждения
высшего
профессионального образования.
Преимущественным
правом
при
зачислении
в
вузы
курсантами
пользуются
следующие
кандидаты,
показавшие
в
ходе
вступительных
испытаний равные результаты:
• граждане, уволенные с военной службы;
31
• дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и
имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
•
дети
граждан,
уволенных
с
военной
службы
по
достижении
ими
предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или
в
связи
с
организационно–штатными
мероприятиями,
общая
продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
• дети военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной
службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо
заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
• выпускники общеобразовательных школ–интернатов с первоначальной
летной подготовкой;
•
другие
граждане,
которым
в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации
предоставлено
преимущественное
право
при
поступлении в вузы.
Приемная комиссия вуза, рассмотрев конкурсный список, принимает
решение о зачислении установленного количества кандидатов на учебу.
Выпускники суворовских военных училищ, кому отказано в зачислении,
направляются
к
месту
жительства
родителей
(лиц,
их
заменяющих),
а
документы на них направляются в районные (городские) военные комиссариаты
по месту жительства для постановки на воинский учет.
Заключение.
Методическое пособие включает историческую и содержательную часть
структуры Ракетных войск и артиллерии – как одного из основных родов войск
Сухопутных
Вооруженных
сил
РФ
и
раскрывает
специфику
профессиональной деятельности офицера-артиллериста.
Практическая значимость пособия заключается в возможности его
применения
педагогами в подготовке классных часов по тематике военно-
профессиональной ориентации.
Использование материалов способствует повышению эффективности
военно-профессиональной ориентации суворовцев, оказанию
практической
помощи
воспитанникам
училища
в
профессиональном
самоопределении,
сознательному выбору будущей офицерской профессии, продолжению обучения
в образовательных учреждениях профессионального образования Сухопутных
войск Российской Федерации.
Список использованных источников.
1.
Краткая история Российской армии. Москва, МО РФ, 2014.
32
2.
Военный энциклопедический словарь. Москва, Воениздат, 2007.
3.
Есть такая профессия - Родину защищать. Москва, ГУК МО РФ,2016.
4.
Информационные буклеты вузов Сухопутных войск ВС РФ, 2016.
5.
Официальный сайт Минобороны РФ – mil, раздел – Образование.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ВУЗЫ РАКЕТНЫХ ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ!
Пособие рассмотрено на методическом совещании ЦПР
протокол № ___ от ___________________ 2016 года.
33