Напоминание

"Взаимодействие детского сада "Звездочка" с семьями воспитанников"


Автор: Рогачёва Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие детского сада "Звездочка" с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья для педагогов ДОУ на тему: «Взаимодействие детского сада «Звездочка» с семьями воспитанников» Рогачёва Юлия Сергеевна Воспитатель, МБДОУ №17, г. Нерюнгри
«Взаимодействие детского сада «Звездочка» с семьями воспитанников».
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, и минимизирует общественное воспитание в пользу семейного» (Из Концепции дошкольного воспитания) В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной к о м п е т е н т н о с т и п е д а г о г о в и п е д а г о г и ч е с к о й к у л ь т у р ы родителей. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. · Их решение возможно при условии всесторонней психолого- педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и
актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ: Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления; · Формируются представления об этапах развития личности ребенка; · Выявляются принципы взаимодействия между родителями ребенка, родителями и педагогами, педагогами и детьми. Для работы с семьей мы выделили основные задачи перед ДОУ: · Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей; · Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей; · Расширение способов-методов взаимодействия с родителями; · Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ; · Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; · Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии. В нашем детском саду ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям воспитателей. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать своих воспитанников. Поэтому мы всегда начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду. В работе с родителями используем разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам. Посещение ребенка на дому, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности. Для выявления педагогической культуры родителей, педагогом- психологом, нашего детского сада используется анкетирование, мониторинги, собеседования, тестирование. Старшим воспитателем, воспитателями, инструктором по физической культуре, старшей медицинской сестрой, музыкальным руководителем проводится большая совместная работа по всем направлениям о сновной общеобразовательной программы детского сада. Родители вовлекаются в воспитательно- образовательный процесс. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания, консультации не дают
нужного эффекта. Потому, что родители принимают в них лишь формальное участие. Мы пришли к выводу, что нетрадиционные (устный журнал, круглый стол, деловая игра и др.) формы проведения этих мероприятий наиболее привлекают внимание родителей и вызывают интерес. Побудить желание родителей к жизни детей в МДОУ детский с а д «Звездочка», привлечь их к участию в мероприятиях, установить тёплые, доверительные отношения помогают досуговые формы организации общения. В нашем детском саду традиционным стали проведение спортивных праздников. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания. Очень полюбились детям и родителям праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Семейные старты», ежегодный музыкально- спортивный праздник, приуроченный к «Дню защитника Отечества» и «Праздник мам». Дети вместе с родителями поют песни, читают стихи, отгадывают загадки. Глаза детей светятся от счастья, потому, что рядом с ними бывают их мамы и папы и им интересны их игры и конкурсы, вместе с ними они переживают и радуются. Огромное удовольствие от совместной деятельности получают и дети и взрослые. Очень тёплой традицией является ежегодное проведение в ноябре месяце праздника посвящённого «Дню матери». Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют маму, делают для неё подарки, познавательные занятия имеют нравственную направленность. А вечером на праздничное чаепитие приглашаются мамы, бабушки. В тёплой обстановке, за чаем проходит чествование женщин-матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят им тепло своих сердец. Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей: «Рисуем вместе с папой», «23 февраля» «Новогодняя Елка»», «Осенние фантазии» и т. д. Основная цель таких мероприятий - сближение поколений (детей, родителей, бабушек и дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Кроме того, выставки совместного творчества воспитывают трудолюбие, аккуратность, внимание, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье. Выставки «Мамочка любимая», «Папа- лучший друг», «Наши праздники», «Моя дружная семья», «Помощница» и другие воспитывают уважение к родителям, чувство гордости и собственного достоинства, укрепляют взаимоотношение в семье.
Дети с удовольствием показывают свои фотографии, родителей. Рассказывают, чем они занимаются, когда ездят в отпуск, ходят в походы, на экскурсии. Делятся своими чувствами, переживаниями. Взрослые и дети приносят из дома настольные игры и игрушки, книги и комнатные цветы. Пусть игра не новая, но теперь, играя в неё с друзьями, ребёнок может познакомить их с придуманными в семье вариантами этой игры. А любимая книга зазвучит по - новому, станет ещё интереснее. Есть ещё одна маленькая традиция в наших группах - акция. Просто так: у многих есть книги, игрушки, из которых дети выросли. Можно собрать их и отнести в младшую группу. Сколько воспитательных моментов таит наша маленькая акция. Это бережное отношение к старым вещам и желание сделать сюрприз, маленький подарок: при этом дети учатся не только принимать подарки, но и дарить их,- это большой труд, воспитание души. Оказалось, что и для родителей это непросто. Мы стали жёстче, равнодушнее - не каждый способен на добрый порыв. Но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставляет нас быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. Для знакомства родителей со структурой проведения образовательной деятельности, питанием, с жизнью ДОУ проводятся дни открытых дверей. В результате каждый раз увеличиваются посещения мам и пап, посетивших это мероприятие. Воспитатели знакомят родителей, как идет подготовка к школе, дают необходимые консультации. Совместные субботники родителей и сотрудников по благоустройству территории проводятся ежегодно. Наиболее важным в информационно - просветительской работе является оформление наглядных материалов для родителей. Это информационные стенды, визитные карточки групп и детского сада, стенгазеты, творческие объявления, которые постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.д. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей воспитатели подходят творчески, тем самым, повышая уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительные взаимодействия с педагогами. Работа с родителями - это процесс общения людей, которое не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют своё видение проблемы и способы её разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта воспитателя с родителем, ежедневные информирование родителей о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг. Взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществить по - разному. Важно избежать формализма. Всей своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в во спитательно- образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Шаг за шагом отношения углубляются, родители проникают доверием, у них возрастает чувство уважения к самим себе вместе с осознанием своих возможностей. Ведь воспитание детей в семье и в ДОУ преследуют единые цели и задачи. Так давайте же решать проблему взаимодействия «всем миром» - детским садом, семьёй, обществом.
Литература:
1. Баринов Т.М. «Семья и семейное воспитание» /Педагогические вести/ под ред.Е.М.Кокорева. Магадан 1993г. 2. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» / автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М., 2004 г. 3. Волжина О.И. «Аксиологическая концепция семьи»/Мир образования – образование в мире/ 2001 г. № 4 4. Дуброва В.П. «Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи» Минск 1997 г. 5. Давыдова О.И. Богословец Л.Г. , Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» – М., 2005 г. 6. Зверева О.Л. Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» /Методический аспект/ – М, 2005 г. 7. Кошелева А.Д. Алексеева Л.С. «Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка» М., 1997 г. 8. Конягина Л.Н. «Положение семьи и детства в современной России». /Неизвестный Макаренко/ сост. С.С.Невская. М.,1999 г. 9. Луков В.А. «О концепции фамилистической экспертизы»/Семья в России/, 1996 г. № 3-4;
10. Лобза О.В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни» 2000г. 11. Николаева Е.И. «Тоталитаризм в семье» Самара, 2002 г. 12. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г. 13. «Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения» ред.кол. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова. Ставрополь 1997 г


В раздел образования