"Взаимодействие детского сада "Звездочка" с семьями воспитанников"
Автор: Рогачёва Юлия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №17 Населённый пункт: город Нерюнгри Наименование материала: Статья Тема: "Взаимодействие детского сада "Звездочка" с семьями воспитанников" Раздел: дошкольное образование
Статья для педагогов ДОУ на тему:
«Взаимодействие детского сада «Звездочка» с семьями воспитанников»
Рогачёва Юлия Сергеевна
Воспитатель, МБДОУ №17, г. Нерюнгри
«Взаимодействие детского сада «Звездочка» с семьями воспитанников».
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт
семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип
взаимопроникновения
двух
социальных
институтов…
Тенденция,
направленная
на
укрепление семьи, и минимизирует общественное воспитание в пользу семейного»
(Из Концепции дошкольного воспитания)
В
соответствии
с
Законом
РФ
«Об
образовании»
и
Типовым
положением
о
дошкольном
образовательном
учреждении
одной
из
основных
задач,
стоящим
перед
детским
садом,
является
«взаимодействие
с
семьей
для
обеспечения
полноценного
развития ребенка».
Достичь
высокого
качества
образования
наших
воспитанников,
полностью
удовлетворить
запросы
родителей
и
интересы
детей,
создать
для
ребенка
единое
образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы
взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы,
обусловили
необходимость
поиска
решения
проблем
взаимодействия
ДОУ
с
семьей,
создания
условий
для
повышения
педагогической
культуры
родителей.
Современные
тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым
критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной
к о м п е т е н т н о с т и
п е д а г о г о в
и
п е д а г о г и ч е с к о й
к у л ь т у р ы
родителей. Качество
семейного
воспитания,
расширение
воспитательных
возможностей
семьи,
повышение
ответственности
родителей
за
воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики.
· Их
решение
возможно
при
условии
всесторонней
психолого-
педагогической
подготовки
семьи,
родителей
к
выполнению
своих
воспитательных
функций.
Именно
этими
обстоятельствами
диктуется
необходимость
постоянного
повышения
уровня
педагогической
компетентности
родителей,
необходимость
и
актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются
основные цели и задачи родительского образования в ДОУ: Формируются у родителей
восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и
педагогического явления;
· Формируются представления об этапах развития личности ребенка;
· Выявляются принципы взаимодействия между родителями ребенка,
родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Для работы с семьей мы выделили основные задачи перед ДОУ:
· Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
· Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию
ДОУ с семьей;
· Расширение способов-методов взаимодействия с родителями;
· Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
· Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
· Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
В нашем детском саду ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план
совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким
образом,
чтобы
они
отвечали
задачам
ДОУ,
интересам
и
потребностям
родителей
возможностям воспитателей. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо
хорошо знать своих воспитанников. Поэтому мы всегда начинаем с анализа социального
состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребёнка в детском саду.
В
работе
с
родителями
используем
разнообразные
формы
работы,
как
традиционные, так и нетрадиционные. Родительские собрания, консультации, беседы,
анкетирование по разным вопросам. Посещение ребенка на дому, совместные вечера и
праздники,
оформление
информационных
стендов,
участие
родителей
в
творческих
конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ
по
изодеятельности. Для
выявления
педагогической
культуры
родителей,
педагогом-
психологом,
нашего
детского
сада
используется
анкетирование,
мониторинги,
собеседования, тестирование. Старшим воспитателем, воспитателями, инструктором по
физической
культуре,
старшей
медицинской
сестрой,
музыкальным
руководителем
проводится
большая
совместная
работа
по
всем
направлениям
о сновной
общеобразовательной программы детского сада. Родители вовлекаются в воспитательно-
образовательный процесс.
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.
Практика показывает, что традиционные родительские собрания, консультации не дают
нужного эффекта. Потому, что родители принимают в них лишь формальное участие. Мы
пришли к выводу, что нетрадиционные (устный журнал, круглый стол, деловая игра и др.)
формы
проведения
этих
мероприятий
наиболее
привлекают
внимание
родителей
и
вызывают интерес.
Побудить
желание родителей
к
жизни
детей
в
МДОУ
детский
с а д
«Звездочка», привлечь их к участию в мероприятиях, установить тёплые, доверительные
отношения помогают досуговые формы организации общения.
В
нашем
детском
саду
традиционным
стали
проведение
спортивных
праздников. При их проведении создаются условия не только для физического развития и
укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между
родителями и детьми взаимопонимания. Очень полюбились детям и родителям праздники
«Папа,
мама,
я
-
спортивная
семья»,
«Семейные
старты»,
ежегодный
музыкально-
спортивный праздник, приуроченный к «Дню защитника Отечества» и «Праздник мам».
Дети вместе с родителями поют песни, читают стихи, отгадывают загадки. Глаза детей
светятся
от счастья,
потому,
что
рядом
с
ними
бывают
их
мамы
и
папы
и
им
интересны их игры и конкурсы, вместе с ними они переживают и радуются. Огромное
удовольствие от совместной деятельности получают и дети и взрослые. Очень тёплой
традицией
является ежегодное
проведение
в
ноябре
месяце
праздника
посвящённого
«Дню матери». Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети
рисуют маму, делают для неё подарки, познавательные занятия имеют нравственную
направленность.
А вечером на праздничное чаепитие приглашаются мамы, бабушки. В тёплой
обстановке, за чаем проходит чествование женщин-матерей, которые, воспитывая своих
детей, дарят им тепло своих сердец.
Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей:
«Рисуем вместе с папой», «23 февраля» «Новогодняя Елка»», «Осенние фантазии» и т. д.
Основная цель таких мероприятий - сближение поколений (детей, родителей, бабушек и
дедушек), укрепление детско-родительских отношений.
Кроме
того,
выставки
совместного
творчества
воспитывают
трудолюбие,
аккуратность, внимание, уважение к труду. Это и начало патриотического воспитания,
любовь
к
Родине
рождается
из
чувства
любви
к
родителям,
своей
семье.
Выставки
«Мамочка любимая», «Папа- лучший друг», «Наши праздники», «Моя дружная семья»,
«Помощница»
и
другие
воспитывают
уважение
к
родителям,
чувство
гордости
и
собственного достоинства, укрепляют взаимоотношение в семье.
Дети с удовольствием показывают свои фотографии, родителей. Рассказывают, чем
они занимаются, когда ездят в отпуск, ходят в походы, на экскурсии. Делятся своими
чувствами, переживаниями.
Взрослые и дети приносят из дома настольные игры и игрушки, книги и
комнатные цветы. Пусть игра не новая, но теперь, играя в неё с друзьями, ребёнок может
познакомить
их с
придуманными
в
семье
вариантами
этой
игры.
А
любимая
книга
зазвучит по - новому, станет ещё интереснее.
Есть ещё одна маленькая традиция в наших группах - акция. Просто так: у многих
есть книги, игрушки, из которых дети выросли. Можно собрать их и отнести в младшую
группу. Сколько воспитательных моментов таит наша маленькая акция. Это бережное
отношение к старым вещам и желание сделать сюрприз, маленький подарок: при этом
дети учатся не только принимать подарки, но и дарить их,- это большой труд, воспитание
души. Оказалось, что и для родителей это непросто. Мы стали жёстче, равнодушнее - не
каждый способен на добрый порыв. Но искренняя и неподдельная радость в глазах наших
детей заставляет нас быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим.
Для
знакомства
родителей
со
структурой
проведения
образовательной
деятельности, питанием, с жизнью ДОУ проводятся дни открытых дверей. В результате
каждый раз увеличиваются посещения мам и пап, посетивших это мероприятие.
Воспитатели знакомят родителей, как идет подготовка к школе, дают
необходимые консультации.
Совместные субботники родителей и сотрудников по благоустройству территории
проводятся ежегодно. Наиболее важным в информационно - просветительской работе
является оформление наглядных материалов для родителей. Это информационные стенды,
визитные карточки групп и детского сада, стенгазеты, творческие объявления, которые
постоянно
присутствуют
в
общении
с
родителями:
о
дне
проведения
утренников,
родительских собраний, различных мероприятий и т.д. Чаще всего объявление носит
официальный
характер
и
оформлено
в
деловом
стиле.
Но
даже
к
объявлению
для
родителей
воспитатели
подходят
творчески,
тем
самым,
повышая
уровень
их
заинтересованности
к
полученной
информации
и
настроив
на
положительные
взаимодействия с педагогами.
Работа с родителями - это процесс общения людей, которое не всегда проходит
гладко.
Сегодняшние
родители
внимательно
отнесутся
к
консультации
специалиста:
психолога, логопеда, врача. Но когда дело доходит до воспитания, многие из них считают
себя
грамотными
в
этих
вопросах,
имеют
своё
видение
проблемы
и
способы
её
разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя.
Важным
моментом
в
предупреждении
возникновения
проблемных
ситуаций
являются
установление
личного
контакта
воспитателя
с
родителем,
ежедневные
информирование родителей о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов
достиг.
Взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществить по - разному. Важно
избежать формализма.
Всей своей работой педагоги ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в
педагогическую
деятельность,
заинтересованное
участие
в
во спитательно-
образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это
необходимо для развития их собственного ребёнка.
Шаг
за
шагом
отношения
углубляются,
родители
проникают
доверием,
у
них
возрастает чувство уважения к самим себе вместе с осознанием своих возможностей. Ведь
воспитание детей в семье и в ДОУ преследуют единые цели и задачи. Так давайте же
решать проблему взаимодействия «всем миром» - детским садом, семьёй, обществом.
Литература:
1. Баринов Т.М. «Семья и семейное воспитание» /Педагогические вести/ под
ред.Е.М.Кокорева. Магадан 1993г.
2. «Взаимодействие
дошкольного
учреждения
с
социумом:
Пособие
для
практических работников ДОУ» / автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. –
М., 2004 г.
3. Волжина
О.И. «Аксиологическая
концепция
семьи»/Мир
образования
–
образование в мире/ 2001 г. № 4
4. Дуброва В.П. «Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада
и семьи» Минск 1997 г.
5. Давыдова О.И. Богословец Л.Г. , Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» –
М., 2005 г.
6. Зверева
О.Л.
Кротова
Т.В. «Общение
педагога
с
родителями
в
ДОУ»
/Методический аспект/ – М, 2005 г.
7. Кошелева
А.Д.
Алексеева
Л.С. «Диагностика
и
коррекция
гиперактивности
ребенка» М., 1997 г.
8. Конягина
Л.Н. «Положение
семьи
и
детства
в
современной
России».
/Неизвестный Макаренко/ сост. С.С.Невская. М.,1999 г.
9. Луков В.А. «О концепции фамилистической экспертизы»/Семья в России/, 1996
г. № 3-4;
10. Лобза О.В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального
мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни» 2000г.
11. Николаева Е.И. «Тоталитаризм в семье» Самара, 2002 г.
12. Солодянкина
О.В. «Сотрудничество
дошкольного
учреждения
с
семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.
13. «Социальная
защита
семьи:
Современная
ситуация,
проблемы,
пути решения» ред.кол. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова. Ставрополь 1997 г