Автор: Семеева Нина Семёновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Центр образования г. Певек Населённый пункт: город Певек Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку Тема: Повторение блока знаний по теме "Глагол" Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4 классе с применением технологии развивающего обучения.
Тема урока: закрепление блока знаний по теме «Глагол».
Цель: 1.Актуализировать знания учащихся о временах и видах глаголов,
совершенствовать навык правописания гласных перед суффиксом «Л» в глаголах
прошедшего времени.
2. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, память, внимание и
речь.
3. Учить детей критически оценивать свою работу на уроке, свои возможности, работать в
паре с товарищами.
Ход урока:
I.
Организационный момент. Добрый день. Начинаем урок русского языка.
Девизом нашего урока будут такие правила: Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай,
Здесь не нужен шум и гам,
Выполняй задания сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
II.
Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.
Чтобы узнать тему урока, послушайте следующие строки.
Интересная часть речи Вышивает или пашет
В русском языке живёт. Или забивает гол
Кто что делает, расскажет: Варит, жарит, моет, чистит -
Чертит, пишет иль поёт. Всё расскажет нам …(глагол) (слайд 1)
Ребята, откуда у глагола такое название?
Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро.
Рассказать нам об этом может толковый словарь живого великорусского языка Владимира
Ивановича Даля « Глагол – слово, речь, мысль…
Глаголь – название буквы Г в славянской и русской
азбуке (слайд 2).
Сегодня на уроке мы повторим ваши знания о глаголе, закрепим умение писать их.
Прочитайте пословицу
(На экране пословица «Деньги хорошо, а ум дороже»). (Cлайд 3)
- Как вы понимаете ее смысл?
- Какие пословицы о значимости знаний вы знаете? (Дети называют пословицы)
- Сегодня мы будем увеличивать свой умственный капитал, и я предлагаю вам вложить
его в банк Знаний. Вы будете клиентами (вкладчиками) банка. Ваши умственные вклады
будут исчисляться валютой, название которой зашифровано во фразе: На экране:
« Умный клиент» (Умик) (слайд 4)
- Кто угадал, как называется валюта?
Словарная работа.
- Для развития капитала вам выдан банком кредит (выдача «умиков», на партах лежат
умики в конвертах, выложите их на парту.)
Чтобы заработать первый капитал, вам нужно узнать какую должность в банке буду
занимать я..
З И Х Я О Н ( слайд 5)
Жёлтый голубой красный зелёный оранжевый синий
- Вспомните как расположены цвета в радуге, выберите по порядку первые 6 цветов,
соотнесите с нужной буквой, и вы прочитаете название моей должности.
- Запишем это слово, выделим орфограмму. Какое слово получилось?
(Комментирует Саша К.)
- Слово ХОЗЯИН имеет несколько значений. Как называются такие слова? (омонимы)
Определим их с помощью данных выражений:
1. На экране: «хозяин встречал гостей» (слайд 6)
Какое значение имеет слово хозяин? (глава семьи)
Запишите рядом со словом хозяин. (Продолжает комментировать Саша)
- Составим с этим значением предложение, запишем его и разберём по членам
предложения и частям речи. ( Хозяин пригласил гостей в дом.)
2. На экране: «хозяин и работник» (слайд 7) В этом случае хозяин что означает?
(работодатель), запишите слово. (Я работаю в школе. Кто является моим работодателем?)
3. На экране: «хозяин банка» (слайд 8) В данном случае какими словами можно выразить
слово хозяин?
(управляющий банка, банкир, президент банка)
Запишите слово управляющий. (Комментирует…)
- Сегодня я побуду в роли управляющей банка. Правила нашей работы будут такими:
Правила работы с банком.
1. Правильно выполненное задание соответствует вложению одного УМИКА.
2. Банк работает только с честными и ещё какими клиентами? Для того, чтобы узнать
второе качество, вам необходимо пройти тестирование (мини тест):
Тест по теме «Глагол»
1. Выберите верное утверждение и нужную букву запишите в тетрадь: (слайд 9)
М) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:
какой? какая? какое? какие?
О) Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: что
делать? что сделать?
Н) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы:
что делать? что сделать?
2. Выбери группу глаголов : (слайд 10)
С) тихий, белое, красивая
А) затихать, белеет, покрасят
У) тишина, белизна, краски
3. Глагол в предложении является : (слайд 11)
К) подлежащим
Д) сказуемым
М) определением
Н) дополнением
О) обстоятельством
4. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: (слайд 12)
З) что делает? что делают?
Ё) что делать? что сделать?
К) что делали? что сделали?
5. На конце глаголов неопределенной формы мягкий знак: (слайд 13)
Ж) пишется
Щ) не пишется
6 . В каких глаголах пишется Ь? (слайд 14)
М) катает…
Н) катат….
Ы) катат…ся
П) катает…ся
Й) купаеш…ся
- Проверим тест . Какое слово получилось? (Ученики отвечают).На экране: НАДЁЖНЫЙ
(слайд 15)
- У кого получилось такое же слово? Наш банк работает с честными и надёжными
вкладчиками. Вы заработали 1 умик.
Молодцы! Повторили, что такое глагол и правописание мягкого знака.
III. Работа по теме урока.
1. Включение в блок.
- Чтобы банк преуспевал , необходим сплоченный коллектив и постоянный контроль за
своими умственными вкладами. Контроль осуществим в парах.
На экране: (слайд 16)
Запишите по значению слова : ( Те, кто хочет заработать дополнительные умики, можете
разобрать слова по составу.)
1. Становиться серебристым.
2. Испытывать ощущение.
3. Поддаваться огню, уничтожаться огнем.
4. Участвовать в соревновании.
5. Передать известие, информацию.
6. Ярко осветиться, сверкнуть.
- Проверим задание.
На экране слова появляются на слайде 17:
1.серебриться
2. чувствовать
3. гореть
4. состязаться
5. сообщить
6. блеснуть
- Вы заработали ещё по 1 умику.
( Кто разобрал слова по составу ? Проверим. Вы заработали дополнительный умик)
- С какой частью речи мы сейчас работали? (С глаголами)
Что общего в этих глаголах? (Это глаголы в неопределенной форме, имеют суффикс – ть,
2 глагола имеют постфикс - ся)
Что мы знаем о глаголах неопределенной формы?
- Отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
- Имеют суффиксы –ть,-ти.
Хорошо! Вспомнили глаголы неопределённой формы .
2. Комментированная работа:
- Скажите, пожалуйста, как изменяются глаголы ? (по временам)
- Какие три формы времени глаголов знаем ? (Прош, наст, и буд время)
- Выберем 1 глагол и изменим его по временам. (Устная коллективная работа, если
позволит время, записать в тетрадь с комм-м)
Молодцы. Вспомнили время глаголов. Пришло время отдохнуть.
IV. Физкульминутка.
3. Поисковая работа.
Какой материал о глаголе мы сейчас будем повторять – вы узнаете путем рассуждения
сами.
- Прочитайте глаголы (слайд 25): кричите, объедет, вид…ли, зовёте, объявит, выслуш…
л
Распределите их в 2 группы . (Дети распределяют самостоятельно)
- По какому принципу вы разбили на 2 группы ? (По спряжению)
(1 группа - глаголы 1спряжения, 2 группа – 2 спряжения)
Какие глаголы вы отнесли к 1 спряжению ? Объедет, зовёте, выслушал. У кого так ?
А ко 2 спряжению ? Кричите, видели, объявит. Кто согласен?
По какому принципу можно ещё разбить эти глаголы на 2 группы ? (по виду)
1 группа – кричите, вид.ли, зовёте; (Это глаголы несовершенного вида, мн. ч.)
2 группа – объедет, объявит, выслуш.л. (Глаголы совершенного вида, ед. ч.)
- В каждой группе выделите лишний глагол по двум признакам.
(1 группа-видели – прош. в., а остальные наст. времени; в первом слоге ударная глас., а в
остальных проверяемая безударная гласная)
(2 группа - выслушал - прош. в., а остальные в будущем времени; приставка ВЫ-, а в
остальных ОБ)
- Какой признак для этих двух глаголов является объединяющим ? (глаголы
прошедшего времени)
- Какой существенный признак глаголов прошедшего времени мы знаем ? (наличие
суффикса Л)
- Ориентируясь на запись и ваши рассуждения, сформулируйте то, что мы сейчас
будем повторять . (Маша, пожалуйста).
(В каждой строчке лишний глагол прошедшего времени и в каждом из них пропущена
гласная перед суффиксом Л. Значит повторим как определить в глаголах прошедшего
времени суффикс перед суффиксом Л)
- Какой алгоритм мы знаем? (Наташа). (Чтобы определить гласный суффикс перед
суффиксом Л, нужно поставить глагол в неопределенную форму ВИДЕТЬ. Перед
суффиксом ТЬ гласная Е, значит в глаголе прошедшего времени будет суффикс Е –
ВИДЕЛИ, ВЫСЛУШАТЬ – гласная А, значит будет ВЫСЛУШАЛ)
Итак, вспомнили правописание глаголов перед суффиксом Л в прошедшем времени.
4. Актуализация знаний учащихся. Развитие образности речи. (Парная работа)
Прочитайте. Что здесь записаны? (Фразеологизмы) (слайд 19)
Для чего нужны фразеологизмы ? (Чтобы украсить нашу речь)
Найдите такие слова в файлах. Это карточки жёлтого цвета.
Заменим каждый фразеологизм глаголом . Возьмите карточки оранжевого цвета и
соотнесите.
Душа в пятки ушла.
Дернуло за язык.
Как в воду канул.
Кровь застыла в жилах.
Держать ухо востро.
Сорвалось с языка.
Сквозь землю провалился.
(На экране добавляем слова во второй столбик):
испугался
проболтался
потерялся
испугался
насторожиться
проболтался
потерялся
- Посмотрите внимательно на глаголы. Что общего у них ? (совершенного вида, ед
числа)
- Какой глагол лишний и почему? ( Насторожиться - все глаголы прошедшего времени,
а этот инфинитив). Назовем орфограммы в нем . (жи пишем с буквой и, сочетание –оро,
суффикс глагола неопр.формы – ть, безударная гласная а в приставке).
- Какой фразеологизм лишний? (Держать ухо востро. Так как в нем глагол – инфинитив,
а в остальных глаголы прошедшего времени, совершенного вида, единственного числа).
- Назовите пары фразеологизмов по значению :
1)
Душа в пятки ушла, и кровь застыла в жилах.
2)
Сквозь землю провалился и как в воду канул.
- Остановимся на фразеологизмах со значением потерялся .
Сквозь землю провалился. Как в воду канул.
- Что отличает эти глаголы ? (провалился- 2 спряжения, канул – 1 спряжения).
Молодцы. Закрепили знания о спряжении глаголов .
5. Развитие речи. Правильное употребление глаголов в речи.
Как вы думаете , какой речью обладают интеллектуальные люди? (правильной)
Мы сейчас с вами тоже будем учиться правильно употреблять глаголы в своей речи.
Найдите у себя на партах карточки со словами надеть и одеть.
Выберите нужный глагол и покажите. Как будет правильно: надеть или одеть на себя
(что?) шапку.
Надеть или одеть (на кого? что?) на сестрёнку платье.
Одеть или надеть (кого?) братишку
Исправьте ошибки : оплатить за проезд (в автобусе). Работаем с карточками зелёного
цвета
Правильно: заплатить за проезд
оплатить проезд
уплатить проезд.
Хорошо.
V. Итак, подведём итоги . (Составление кластера)
- Какую часть речи мы повторяли ?
- Какой блок знаний о глаголе мы закрепили ? (инфинитив, времена глаголов, виды
глаголов, определение гласного суффикса перед суффиксом Л в глаголах прошедшего
времени).
- Как можно практически произвести систематизацию знаний о глаголе ? (произвести
морфологический разбор)
- (1 ученик работает у доски, остальные – на местах)
VI. Определение успешности учащихся.
- Подсчитаем размер ваших вкладов. Оцените свою работу на уроке . Выставление
оценок.
VII. Домашнее задание: С одним из фразеологизмов составить предложение. Выполнить
морфологический разбор глагола.
Молодцы. Всем спасибо за работу.