Напоминание

"Требование и организация проведения умывания и кормления детей дошкольного возраста"


Автор: Наделяева Елена Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №71
Населённый пункт: город Ангарск Иркутская область
Наименование материала: Публикация
Тема: "Требование и организация проведения умывания и кормления детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 71 «Требование и организация проведения умывания и кормления детей дошкольного возраста» Подготовила: Воспитатель МБДОУ № 71 Наделяева Елена Георгиевна г.Ангарск
В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Режим дня – это физиологически обоснованное рациональное чередование периодов бодрствования и отдыха. Умывание и питание – режимные моменты жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении. Цель режимных моментов:  укрепление здоровья,  профилактика заболеваний,  физическое и умственное развитие детей,  воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи режимных моментов:  сохранять и укреплять здоровье детей;  способствовать восстановлению детского организма;  оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;  способствовать повышению уровня навыков самообслуживания детей дошкольного возраста. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Организация умывания - один из важных элементов в режиме детского сада, способствует привитию устойчивых гигиенических навыков, развитию самостоятельности, воспитанию взаимопомощи. Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в
определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков. Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания». Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи и имеет большое воспитательное значение. Предварительно дети убирают игрушки на свои места, моют руки. Прием пищи должен проходить только в чистой, хорошо проветренной комнате. Столы расставляются таким образом, чтобы детям было удобно садиться и вставать. Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий. Особенно осторожным нужно быть по отношению к легко возбудимым, нервным детям, не перегружать их впечатлениями. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка стола. Посуда должна соответствовать возрастным возможностям, быть удобной, приятной по виду, одинаковой по форме и рисунку. Вилки нужны широкие, плоские, легкие, с четырьмя зубцами. Малышам удобно пользоваться десертными тарелками и ложками. Если на третье дается компот, кисель, то их следует подавать в чашках с блюдцами и ложечками. Кофе, чай, молоко подаются не горячими и без ложек, фрукты — на блюдцах. К приему пищи столы накрываются заранее, и в подготовке их принимают участие дежурные дети. Обязанности дежурных зависят от их возраста. Перед приемом пищи дети тщательно моют руки, а если нужно, и лицо. Первыми умываются те, кто ест медленнее; они садятся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных. Не должно быть длинных интервалов в подаче блюд, но короткие промежутки неизбежны. В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Необходимо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено. После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой. Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство умыванием и питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания. С этой целью нужно соблюдать следующие правила:  все необходимое для организации питания (в установленном порядке расставить столы, правильно для детей каждого возраста сервировать их и т.д.) готовить к тому моменту, когда дети начинают мыть руки  умывание и рассаживание за стол проводить постепенно, начиная с младших детей и тех, которые едят медленно  не задерживать детей после окончания еды  пищу для младших детей готовить заранее (разрезать мясо, блины и т.д.)
 порядок обслуживания детей, требования воспитателя и младшего воспитателя должны быть едины и постоянны.


В раздел образования