"Требование и организация проведения умывания и кормления детей дошкольного возраста"
Автор: Наделяева Елена Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №71 Населённый пункт: город Ангарск Иркутская область Наименование материала: Публикация Тема: "Требование и организация проведения умывания и кормления детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 71
«Требование и организация
проведения умывания и кормления детей
дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ № 71
Наделяева Елена Георгиевна
г.Ангарск
В
работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей
культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в
соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий
возрасту и индивидуальным особенностям режим дня.
Режим дня – это физиологически обоснованное рациональное чередование периодов
бодрствования и отдыха.
Умывание и питание – режимные моменты жизнедеятельности детей в дошкольном
учреждении.
Цель режимных моментов:
укрепление здоровья,
профилактика заболеваний,
физическое и умственное развитие детей,
воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, восстановление
сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи режимных моментов:
сохранять и укреплять здоровье детей;
способствовать восстановлению детского организма;
оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
способствовать повышению уровня навыков самообслуживания детей дошкольного возраста.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же
время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Организация умывания - один из важных элементов в режиме детского сада, способствует
привитию устойчивых гигиенических навыков, развитию самостоятельности, воспитанию
взаимопомощи.
Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей.
Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны
разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же
закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми.
Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава,
намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной.
Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры
умывания нужно аккуратно вешать его на свое место.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В
связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к
показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из-за стола,
мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением.
Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что
обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.
Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда,
поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в
определенной последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для
еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий,
сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному
формированию требуемых навыков.
Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя
понятие «эстетика питания».
Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи и имеет
большое воспитательное значение. Предварительно дети убирают игрушки на свои места, моют
руки. Прием пищи должен проходить только в чистой, хорошо проветренной комнате. Столы
расставляются таким образом, чтобы детям было удобно садиться и вставать.
Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры
заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и
занятий. Особенно осторожным нужно быть по отношению к легко возбудимым, нервным детям,
не перегружать их впечатлениями.
Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка стола.
Посуда должна соответствовать возрастным возможностям, быть удобной, приятной по виду,
одинаковой по форме и рисунку. Вилки нужны широкие, плоские, легкие, с четырьмя зубцами.
Малышам удобно пользоваться десертными тарелками и ложками. Если на третье дается
компот, кисель, то их следует подавать в чашках с блюдцами и ложечками. Кофе, чай, молоко
подаются не горячими и без ложек, фрукты — на блюдцах.
К приему пищи столы накрываются заранее, и в подготовке их принимают участие дежурные
дети. Обязанности дежурных зависят от их возраста.
Перед приемом пищи дети тщательно моют руки, а если нужно, и лицо. Первыми умываются те,
кто ест медленнее; они садятся за стол и приступают к еде, не ожидая остальных.
Не должно быть длинных интервалов в подаче блюд, но короткие промежутки неизбежны.
В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними
разговорами, замечаниями.
Необходимо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности,
приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что
предложено.
После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят
за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или
с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.
Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство умыванием и питанием детей
позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические
навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.
С этой целью нужно соблюдать следующие правила:
все необходимое для организации питания (в установленном порядке расставить столы,
правильно для детей каждого возраста сервировать их и т.д.) готовить к тому моменту, когда
дети начинают мыть руки
умывание и рассаживание за стол проводить постепенно, начиная с младших детей и тех,
которые едят медленно
не задерживать детей после окончания еды
пищу для младших детей готовить заранее (разрезать мясо, блины и т.д.)
порядок обслуживания детей, требования воспитателя и младшего воспитателя должны быть
едины и постоянны.