Внеурочная деятельность-составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Автор: Шильке Светлана Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 Населённый пункт: город Междуреченск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Внеурочная деятельность-составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
Внеурочная деятельность - составная часть
учебно-воспитательного процесса в начальной
школе.
Шильке Светлана Викторовна,
учитель начальных классов,
классный руководитель 4 «б» класса
г. Междуреченск
2015г.
Внеурочная
деятельность
является
составной
частью
учебно-
воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
обучающихся.
Внеурочная
деятельно сть
понимает ся
с е год н я
преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения
потребностей
обучающихся
в
содержательном
досуге,
их
участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса
образования
детей
младшего
школьного
возраста.
Это
проявляемая
вне
уроков
активность
детей,
обусловленная
в
основном
их
интересами
и
потребностями,
обеспечивающая
развитие,
воспитание
и
социализацию
младшего школьника.
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая
нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной
деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность
способствует
расширению
образовательного
пространства,
создаёт
дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание
сети,
обеспечивающей
детям
сопровождение,
поддержку
на
этапах
адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях,
отличных от учебных.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для
проявления
и
развития
ребёнком
своих
интересов
на
основе
свободного
выбора,
постижения
духовно-нравственных
ценностей
и
культурных
традиций,
создание
условий
для
физического,
интеллектуального
и
эмоционального отдыха детей.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стал:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной
деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Данные
принципы
определяют
способы
организации
внеурочной
деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его
логическим
продолжением
и
неотъемлемой
частью
системы
обучения,
созданной в школе.
Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития
личности:
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Общекультурное
Общеинтеллектуальное
Задачи:
Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях
игровых и творческих ситуаций
Развитие инициативы и творчества детей
Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного
творчества
Пропаганда здорового образа жизни
Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных
условий для развития и отдыха детей ; творческая самореализация детей;
формирование
навыков
коллективной
и
организаторской
деятельности;
психологический
комфорт
и
социальная
защищённость
каждого
ребёнка;
реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей.
Общаясь с детьми, родителями отмечают, что это даёт положительный опыт
общения,
позволяет
проявить
себя
активной,
творческой
личностью,
расширяет
его
представления
об
окружающем
мире.
Дети
оживлённо
общаются
с
педагогами
и
друг
с
другом.
В
классах
складываются
доброжелательные
отношения,
что
является
условием
формирования
здоровье сберегающей среды.
Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками.
Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных
уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как
есть
возможность
проявить
инициативу
и
с ам о стоя тел ь н о сть ,
ответственность и открытость.
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только
богатства
содержания
отдельных
мероприятий,
но
и
чётко сти,
выразительности
организационных
форм.
Они
должны
быть
гибкими,
простыми,
помогающими
делать
жизнь
детей
радостной,
интересной.
Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех
или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается
игра.
В
игре
преодолеваются
трудности,
дается
выход
энергии;
элемент
соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация
внеурочной деятельности на базе школы позволяет использовать свободное
время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на
психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.
Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из 5
направлений, представленных программами.
№ п/п
Наименование рабочей программы
Количество
часов в
неделю
1.Спортивно-оздоровительное направление
1.1.
Клуб «Здоровый ребёнок - успешный
ребёнок»
2
2.Духовно-нравственное
2.1.
Кружок «Школа радостного чтения»
2
3.Социальное
3.1.
Проектно- исследовательская
деятельность: кружок «Кузбасс- наш край
родной»
1
4.Общеинтеллектуальное
4.1.
Надпредметный курс «Мир деятельности» 1
4.2.
Курс «Решение проектных задач»
1
4.3.
Развивающий курс «Мир фантазии»
1
4.4.
Кружок «Юным умникам и умницам»
1
5.Общекультурное
5.1.
Театральная студия «Тик-Так»
1
1. Спортивно-оздоровительное направление . Оно представлено в нашей школе
клубом «Здоровый ребёнок- успешный ребёнок». Цель: укрепление здоровья,
развитие двигательных способностей, получение теоретических и практических
знаний о здоровом образе жизни. Повышенная двигательная активность -
биологическая потребность младшего школьника, от степени удовлетворения
которой зависит его здоровье и общее развитие.
2. Общекультурное направление представлено театральной студией «Тик-Так»
Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области
творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По
этому направлению педагоги осуществляют свою
работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей,
конкурсов, выставок.
3. Общеинтеллектуальное направление представлено курсами «Мир
«Юным умникам и умницам»
Ведущей идеей программ является поиск средств и способов такой организации
учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма
самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной
практике взаимодействия с миром.
Формы организации занятий данных
кружков разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные)
игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования,
коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита
исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение
объектов с исследовательской целью.
4. Духовно-нравственное направление осуществляется в кружке «Школа
радостного чтения». Программа данного кружка определяет содержание,
основные пути развития, становления личности. Работа проводится в форме
бесед, сообщений, экскурсий, тематических праздников, просмотра
видеофильмов и др.
5. Социальное направление представлено программой «Кузбасс-наш край
родной»
При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо
понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. В сфере
школьного воспитания имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и
«эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятель-
ности педагога является развитие личности школьника, формирование его
социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или
невольно), что развитие личности ребёнка зависит не только от усилий педагогов,
но и от его собственных усилий, от воспитательных «вкладов» в него семьи,
друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности
ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов
воспитания (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём
же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания
самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно
предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и не-
доверие к педагогической деятельности.
Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в
деятельности. Например, школьник, работая над проектом, не только преодолел
сложности (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и
окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт
самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание,
пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как
личность, способствовали формированию его компетентности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное
приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие)
того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Но может быть, гораздо более серьёзное последствие неразличения педагогами
результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла
педагогической деятельности. Например, сегодня в школьном образовании резко
обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому,
что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и
воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея
внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны,
учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных
неудач.
Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы
прежде эффектов. Ничто не отменяет для него необходимости добиваться
воспитательного результата. Но в любом воспитательном эффекте он должен
уметь различать свой вклад и вклад других субъектов воспитания и
социализации.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие первоклассника со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает
информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого
педагога. Информации не будет вызывать доверия, если сам педагог
культивирует здоровый образ жизни. Об этом мы, педагоги часто говорим
родителям.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
природа, культура) отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в
защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии,
действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для
других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно
положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не
просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным
человеком.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает
вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников
могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная,
гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом,
этническом, тендерном и других аспектах.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо
учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому
социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.
Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми
формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня
результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития
детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие
младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для
достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня
результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к
результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у
младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство
общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой
выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как
выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации
конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени
ограниченны.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню
результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма
(точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно
близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми
формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми
сложными формами внеурочной деятельности.
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего
уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время
в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты
предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и
форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе-
дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого
уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более
третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно
позволить педагогам:
разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности
с чётким и внятным представлением о результате;
подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют
достижение результата определённого уровня;
выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам
другого;
диагностировать результативность и эффективность вне урочной
деятельности;
оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой
результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы
предполагаемым результатам и т. д.).