Напоминание

Развитие творческих способностей учащихся


Автор: Мезенцева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Михайловская СОШ"
Населённый пункт: с. Михайловка, Кормиловского района, Омской области
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Мезенцева_ТА_методический семинар
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В

ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому требования, предъявляемые к современному образованию, определяют и требования к современным образовательным технологиям, которые должны не только решать задачи освоения содержания предмета, но и способствовать становлению образовательных компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной. Учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД), позволяющими искать и находить решения личностно социально значимых и проблемных задач. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах р а з в и в а ю щ е г о о б у ч е н и я . Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс 1
Мезенцева_ТА_методический семинар с а м о р а з в и т и я . Педагогической наукой и практикой установлено, что, если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Всё э т о и о бу с л о в и л о а к т у а л ь н о с т ь т е м ы и с с л е д о в а н и я . Я работаю по ФГОС шестой год. В своей работе активно использую проектный и исследовательский метод. Считаю, что приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей, даёт им возможность применить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, но они повторяют путь учёного от выдвижения гипотезы до доказательства или опровержения. Метод исследования использую в урочной и внеурочной деятельности. На уроках создаю ситуацию столкновения мнений или находим места затруднений. Для выявления причины затруднений организую мини-исследование. Например: урок русского языка в 4 классе по теме «Изменение имён прилагательных» (слайд 4-5). В процессе осуществления исследования у детей нарабатываются теоретические знания и практические умения и навыки. Во внеурочной деятельности с первой исследовательской работой 2
Мезенцева_ТА_методический семинар Русавский Виталий выступил на школьной научно-практической конференции «Поиск» с работой «Как тяжёл мой рюкзак». Целями своей работы ребёнок ставил выяснить, почему наши ранцы такие неудобные, соответствуют ли они необходимым требованиям. В ходе исследования мальчик научился взвешивать предметы на весах «безмен», находить информацию в интернете и справочной литературе, оформлять полученные сведения в виде таблицы. Во втором классе Фишер Виктория и Зявенко Мария выступали уже на муниципальной научно-практической конференции с работой «Люблю берёзу русскую». Девочки обратили внимание на то, что много стихов, песен сложено о берёзке. Тогда задумались, а почему люди так любят это дерево? Тем более, это очень актуально, т. к. люди не только любят, но и губят берёзу, когда выпиливают её на дрова, собирают сок весной. Решили это выяснить. В ходе работы девочки научились проводить анкетирование, собирать и анализировать литературные источники, делать выводы. А так же они проанализировали анкеты ребят, прочитали познавательную литературу о берёзе, познакомились с обычаями и обрядами Древней Руси, с произведениями поэтов и художников, посвященных красавице-берёзке, и пришли к выводу, что люди действительно очень любят берёзу, берёза полезное дерево. Она заслуженно считается символом нашей Родины – России. А свою Родину надо любить и беречь, значит, надо любить и беречь русскую берёзку. Конечно, мне пришлось учиться вместе с детьми. И сначала не всё получалось. Мы учились подбирать тему работы, ставить гипотезу, цель и задачи, проводить опрос одноклассников, делать выводы. Дети переходили из класса в класс, выросли их умения и интерес к исследовательской деятельности. Мои труды не прошли даром. В 4 классе Божко Татьяна, выступая на муниципальном НПК «Поиск» по теме «Русский национальный сарафан» получила высокую оценку жюри и заняла 2 место. Сейчас мои ребята в шестом классе. Они такие же активные, любознательные, целеустремлённые. Другие мои ученики так же очень 3
Мезенцева_ТА_методический семинар любознательные и я стремлюсь развивать их интересы и способности. Первоклассница Спиридонова Катя заняла 3 место на муниципальной НПК с исследовательской работой «Кукла – древняя игрушка». Девочка была приглашена на выступление в региональной научно-практической конференции «Поиск». Ребёнок был счастлив. Думаю, что исследовательские работы имеют немалую практическую ценность: они представляют собой полезный материал для уроков, классных часов. Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают доклады старшеклассников, видят критерии оценки работ – всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала. Конечно, при подготовке исследовательской работы у нас не обходится без помощи и поддержки родителей. Поэтому, хочу сказать, что совместная деятельность учителя, родителей и детей даёт положительные результаты. Успехи моих учеников - это и мои успехи. Пусть наши ученики будут всегда успешными и счастливыми. 4


В раздел образования