Автор: Мезенцева Татьяна Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Михайловская СОШ" Населённый пункт: с. Михайловка, Кормиловского района, Омской области Наименование материала: Статья Тема: Развитие творческих способностей учащихся Раздел: начальное образование
Мезенцева_ТА_методический семинар
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В
ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно
мыслящих,
активных,
творческих,
способных
нестандартно
решать
поставленные
цели
и
задачи.
Поэтому
требования,
предъявляемые
к
современному
образованию,
определяют
и
требования
к
современным
образовательным технологиям, которые должны не только решать задачи
освоения
содержания
предмета,
но
и
способствовать
становлению
образовательных
компетентностей
обучающихся:
информационной,
социальной, личностной, коммуникативной. Учащиеся должны овладеть
универсальными учебными действиями (УУД), позволяющими искать и
находить решения личностно социально значимых и проблемных задач. В
арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место
занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта
работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в
этом возрасте у детей закладывается фундамент знаний, умений и навыков
активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов
анализа,
синтеза
и
оценки
результатов
своей
деятельности.
А
исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной
проблемы.
Подобная
деятельность,
ставящая
учащихся
в
позицию
«исследователя»,
занимает
ведущее
место
в
современных
системах
р а з в и в а ю щ е г о
о б у ч е н и я .
Детская
потребность
в
исследовательском
поиске
обусловлена
биологически,
ребёнок
рождается
исследователем.
Неутомимая
жажда
новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать
и
экспериментировать,
самостоятельно
искать
новые
сведения
о
мире
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это
внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы
психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс
1
Мезенцева_ТА_методический семинар
с
а
м
о
р
а
з
в
и
т
и
я
.
Педагогической наукой и практикой установлено, что, если к «творческой
деятельности»
не
начать
приучать
с
достаточно
раннего
возраста,
то
ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную
литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Поэтому
так
важно
именно
в
школе
выявить
всех,
кто
интересуется
различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их
планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни,
помочь
наиболее
полно
раскрыть
свои
способности.
Именно
поэтому
обучение
ребёнка
умениям
и
навыкам
исследовательского
поиска
становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Всё
э т о
и
о бу с л о в и л о
а к т у а л ь н о с т ь
т е м ы
и с с л е д о в а н и я .
Я работаю по ФГОС шестой год. В своей работе активно использую
проектный и исследовательский метод. Считаю, что приобщение детей к
исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а
на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в атмосферу
поиска.
Исследовательская
деятельность
позволяет
раскрыть
индивидуальные особенности детей, даёт им возможность применить свои
знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И
пусть дети не сделают новых открытий, но они повторяют путь учёного от
выдвижения
гипотезы
до
доказательства
или
опровержения.
Метод
исследования использую в урочной и внеурочной деятельности. На уроках
создаю ситуацию столкновения мнений или находим места затруднений.
Для
выявления
причины
затруднений
организую
мини-исследование.
Например: урок русского языка в 4 классе по теме «Изменение имён
прилагательных» (слайд 4-5).
В процессе осуществления исследования у
детей
нарабатываются
теоретические
знания
и
практические
умения
и
навыки. Во внеурочной деятельности с первой исследовательской работой
2
Мезенцева_ТА_методический семинар
Русавский
Виталий
выступил
на
школьной
научно-практической
конференции «Поиск» с работой «Как тяжёл мой рюкзак». Целями своей
работы ребёнок ставил выяснить, почему наши ранцы такие неудобные,
соответствуют ли они необходимым требованиям. В ходе исследования
мальчик
научился
взвешивать
предметы
на
весах
«безмен»,
находить
информацию в интернете и справочной литературе, оформлять полученные
сведения в виде таблицы. Во втором классе Фишер Виктория и Зявенко
Мария
выступали
уже
на
муниципальной
научно-практической
конференции
с
работой
«Люблю
берёзу
русскую».
Девочки
обратили
внимание
на
то,
что
много
стихов,
песен
сложено
о
берёзке.
Тогда
задумались, а почему люди так любят это дерево? Тем более, это очень
актуально, т. к. люди не только любят, но и губят берёзу, когда выпиливают
её на дрова, собирают сок весной. Решили это выяснить. В ходе работы
девочки научились проводить анкетирование, собирать и анализировать
литературные источники, делать выводы. А так же они проанализировали
анкеты
ребят,
прочитали
познавательную
литературу
о
берёзе,
познакомились с обычаями и обрядами Древней Руси, с произведениями
поэтов и художников, посвященных красавице-берёзке, и пришли к выводу,
что люди действительно очень любят берёзу, берёза полезное дерево. Она
заслуженно считается символом нашей Родины – России. А свою Родину
надо любить и беречь, значит, надо любить и беречь русскую берёзку.
Конечно,
мне
пришлось
учиться
вместе
с
детьми.
И
сначала
не
всё
получалось. Мы учились подбирать тему работы, ставить гипотезу, цель и
задачи, проводить опрос одноклассников, делать выводы. Дети переходили
из класса в класс, выросли их умения и интерес к исследовательской
деятельности. Мои труды не прошли даром. В 4 классе Божко Татьяна,
выступая
на
муниципальном
НПК
«Поиск»
по
теме
«Русский
национальный сарафан» получила высокую оценку жюри и заняла 2 место.
Сейчас
мои
ребята
в
шестом
классе.
Они
такие
же
активные,
любознательные, целеустремлённые. Другие мои ученики так же очень
3
Мезенцева_ТА_методический семинар
любознательные и я стремлюсь развивать их интересы и способности.
Первоклассница
Спиридонова
Катя
заняла
3
место
на
муниципальной
НПК с исследовательской работой «Кукла – древняя игрушка». Девочка
была приглашена на выступление в региональной
научно-практической
конференции «Поиск». Ребёнок был счастлив.
Думаю, что
исследовательские работы имеют немалую практическую ценность: они
представляют
собой
полезный
материал
для
уроков,
классных
часов.
Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам
ораторского
искусства,
приобретают
опыт
публичных
выступлений,
слушают доклады старшеклассников, видят критерии оценки работ – всё
это
активизирует
познавательный
интерес
учащихся,
способствует
повышению
их
интеллектуального
уровня
и
творческого
потенциала.
Конечно, при подготовке исследовательской работы у нас не обходится без
помощи и поддержки родителей. Поэтому, хочу сказать, что совместная
деятельность учителя, родителей и детей даёт положительные результаты.
Успехи моих учеников
- это и мои успехи. Пусть наши ученики будут
всегда успешными и счастливыми.
4