Напоминание

"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Автор: Валенская Лиана Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 998
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ Школа 998

Методическая разработка

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: « ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Форма проведения: Открытые занятия

Выполнила:

Музыкальный руководитель 1 категории

Валенская Лиана Викторовна

Москва 2016


План:
I Введение. Общая характеристика. 3 II Теоретическая часть. 1. Цель и задачи ритмики. 5 2. Виды ритмики. 5 3. Репертуар по ритмике. 8 4. Содержание работы по музыкально-ритмической деятельности. 11 III Методика обучения ритмике в детском саду. 1. Методы и приёмы. 13 2. Этапы и методика обучения. 14 3. Развитие творческой активности детей. 17 IV Заключение. 19 2

Ритмика
– один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно- образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания. Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак – Далькроз (1865 – 1950). Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально- ритмического воспитания – в её гуманном характере. Э. Жак – Далькроз был убеждён, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях. Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально- ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак- Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, М.А. Румер, Е.В. Конорова и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам. Уже в 20-е гг. в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных 3
школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений и т.д. В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, позднее – Н.А.Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и др. В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально- ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение – средством её усвоения. Так, Т.С. Бабаджан абсолютно правильно обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом. Эти положения подтверждаются исследованиями Б.М. Теплова, где он пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка: «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает». Итак, вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная. Вместе с тем специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. В мировой практике музыкального воспитания по-прежнему используется термин «ритмика», поэтому возможно и целесообразно признать его и в дошкольном воспитании.
Теоретическая часть.
4

Цель ритмики
состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.
Задачи ритмики
: - учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности; - развивать основы музыкальной культуры; - развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма); - учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.); - формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении; - развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно – образных движений. Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).
Виды ритмики
тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания – поскоки) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). 5
В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций). Сюжетно – образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т.д. На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики: 1) музыкально-ритмические упражнения; 2) танцы, пляски, хороводы; 3) музыкальные игры. Музыкально-ритмические упражнения условно можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринужденно выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и т.д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики, лошадки, петрушки и др.). Например, в средней группе упражнения «Пружинка» (русская народная мелодия), «Весёлые мячики» (музыка М. Сатулиной), «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко) помогают детям усвоить игру «Лошадки в конюшне» (музыка М. Раухвергера): ребята начинают легко, ритмично, с настроением «скакать» под динамичную, стремительную музыку. Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Вертушки» (украинская народная мелодия), «Упражнение с лентами» (музыка В.А. Моцарта), «Насмешливая кукушка» (австрийская народная мелодия). Этот тип упражнений по сравнению с предыдущими имеет более законченную форму; вместе с тем в нём ещё нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев. 6
Следующий вид ритмики - танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска» (русские народные мелодии), «Парная пляска» (чешская народная мелодия «Аннушка») и «Дружные тройки» («Полька» И. Штрауса), хороводы «Елочка» (музыка М. Красева) и «Веснянка» (украинская народная мелодия) и др. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины и др.). К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Это «Зеркало» (русская народная мелодия), «Танцуйте, как я» (музыка В. Золотарева), «Мы весёлые матрёшки» (музыка Ю. Слонова) и др. Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду – важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки. Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, 7
её выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» (музыка С. Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, лёгкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением (на подпрыгивание) зайца и т.д. В несюжетной игре « Игра с бубнами» (польская народная мелодия) ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танцевального характера. В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах», в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг (уменьшается и расширяется): дети идут к центру и возвращаются на свои места дробным шагом. При разучивании этой игры внимание ребят обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанементе пьесы. (Фортепианную партию следует сыграть отдельно). Для ощущения многократно повторяющегося ритмического рисунка (с небольшим изменением в последней вариации) детям предлагают похлопать, походить под музыку. Вся работа над отдельными средствами выразительности помогает углубить восприятие образа ворона в прибаутке и ярко передать его в движениях.
Подбору

репертуара
по ритмике всегда придавалось важное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой. 8
В истории отечественного музыкально-ритмического воспитания в детском саду наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, танцев, хороводов и упражнений. В 20 – 40-е гг., когда далькрозовская школа ритмики проявлялась в большей степени, чаще всего звучали отрывки из произведений западноевропейских композиторов, главным образом танцевальная музыка (К.М. Вебер, И. Штраус, Ф. Зуппе, Ж. Оффенбах и др.), а также аранжировки и импровизации самих педагогов. В 50 – 60-е гг., когда постепенно складывалась современная система музыкального воспитания в детском саду (под руководством Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, А.В. Кенеман и др.) возникает новая тенденция – к созданию произведений для музыкально-ритмических движений специально привлекаются композиторы. Эта направленность особенно усилилась в последние два десятилетия. Композиторы учитывают возможности детей и навыки, которые необходимо развить. В созданном ими репертуаре находят единство музыка и движение. Таким образом, репертуар по ритмике для детского сада прошёл эволюцию – от приспособления музыки к движениям или движений к музыке до создания музыкально-ритмических произведений. Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие: - художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов; - моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям («дансантность»); - разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки; - соответствие движений характеру, образам музыки; - разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения). 9
Репертуар музыкально-ритмических движений для всех возрастных групп рекомендовался программой. В ней учтены основные принципы отбора. Однако педагогу в каждой группе следует подбирать репертуар в зависимости от конкретных условий. Это уровень общего, музыкального и физического развития детей, материально-техническая база детского сада, уровень квалификации музыкального руководителя и воспитателей, наполняемость группы и т.д. Педагог должен помнить о развитии каждого ребёнка, а поэтому с большим вниманием подбирать практический материал, учитывая к тому же и последовательность усложнения музыкально-образного содержания музыки, её выразительные средства. Так как каждое музыкальное сочинение включает сочетание всех средств, следует систематизировать репертуар на основе того доминирующего средства, на которое композитор возложил особо яркую выразительную роль. Например, усложнение по динамике дети легче воспринимают и воспроизводят в движениях в следующей последовательности: внезапные изменения форте – пиано, усиление и ослабление звучности, внезапные акценты. Необходимо также учитывать усложнение двигательных заданий, последовательность которых устанавливается в соответствии с доминирующим видом движений. Например, задание, совершенствующее навык подпрыгиваний – поскоков, рекомендуется выполнять от простых подпрыгиваний на двух ногах на месте к переходу на прямой и боковой галоп и, наконец, к поскокам с ноги на ногу.


Развитие музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей

раннего возраста
10

Характер музыки,

средства

выразительности,

движения

Группа

первая раннего возраста

вторая, раннего

возраста

первая младшая
Общий характер музыки, регистровые изменения Откликаться общим оживлением, ритмично двигать руками и ногами. Отвечать на музыку плясового характера; самостоятельно хлопать в ладоши, помахивать руками, приплясывая, ударять по бубну, переступать ногами, держась за руки взрослого, слушая мелодию марша. Передавать весёлый характер плясовой мелодии: притопывать, переступая с ноги на ногу, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться на месте. Передавать в движениях бодрый и спокойный характер музыки. Динамические оттенки Отмечать хлопками тихое и громкое звучание музыки, подражая взрослому Отмечать хлопками тихое и громкое звучание музыки Темповые изменения Метроритм Звенеть под музыку погремушкой, под пение взрослого ударять по бубну Отмечать в движениях различный равномерный ритм Форма музыкального произведения Со сменой частей марша менять ходьбу на подпрыгивание Физкультура: основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания - поскоки), общеразвивающие упражнения строевые упражнения Передавать ритм ходьбы и бега, делать ритмичные полуприседания. Ходить с флажком. Ходить стайкой за педагогом, выполнять движения в парах Ходить под пение взрослого, ходить и бегать под музыку. Двигаться с предметами – бубном, погремушкой, выполнять упражнения с предметами. Двигаться по кругу, держась за руки, в парах, в разных направлениях. Уметь становиться в круг Танец Хлопать в ладоши, помахивать руками Притопывать, переступая ногами, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться на месте; выполнять плясовые движения в парах, полуприседая по приказу взрослого Выполнять танцевальные движения: хлопки, притопывания, повороты кистей по одному и в парах; передавать характер пляски помахиванием, кружением, полуприседаниями Сюжетно-образные движения Выполнять игровые действия: петушки, мячик, где же наши ручки?, поиграем с мишкой Передавать игровые действия: паровоз, прятки, зайчики и лисичка, котята и кошка, разбудим Таню; выполнять различные упражнения по тексту песни
Развитие музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей

дошкольного возраста
11

Характер музыки,

средства

выразительности,

движения

Группа

вторая младшая

средняя

старшая
Общий характер музыки, регистровые изменения Различать высокое и низкое звучание и соответственно двигаться. Передавать характер танца Передавать различные по характеру музыкальные образы. Двигаться в соответствии с бодрым, энергичным, спокойным характером музыки. Двигаться в соответствии с различным характером музыки: шуточным, весёлым, изящным, чётким, акцентированным. Динамические оттенки Отмечать в движениях тихое и громкое звучание Передавать в движениях динамические оттенки (тихо – громко) Менять движения с изменением динамики. Темповые изменения Менять характер и направление движений с изменением темпа Двигаться в спокойном, небыстром темпе, замедляя темп Метроритм Точно менять движения на сильную долю такта, точно выполнять ритмический рисунок из четвертных и восьмых нот Форма музыкального произведения Менять движения соответственно куплетной форме, чувствовать окончание пьесы; отмечать в движениях двухчастную форму, точно отмечать начало и конец каждой части Менять движения в соответствии с двухчастной формой, музыкальными фразами; точно останавливаться с окончанием пьесы Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, делать остановку в конце музыкальных фраз Физкультура: основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания - поскоки), общеразвивающие упражнения строевые упражнения Осваивать ритм ходьбы, бега Маршировать с флажком в руках Маршировать по кругу, двигаться и кружиться в парах Ритмично ходить, легко бегать, подвижно и ритмично скакать; выполнять плавные приседания и лёгкие подскоки Выполнять энергичные и плавные движения с предметами и без предметов Двигаться в парах легко и свободно, уметь находить пару Ритмично ходить, легко бегать, выполнять плавные пружинные движения ногами, лёгкие, ритмические поскоки. Бегать, поднимая колени; прямой галоп Выполнять мягкие, плавные движения рук. Плавно поднимать руки и энергично встряхивать кистями Перестраиваться в большой круг и маленькие круги Танец Притопывать одной ногой, кружиться в парах Точно выставлять ногу на пятку, притопывать одной ногой; исполнять элементы движений по показу взрослого Исполнять дробный шаг, «пружинку», ритмические хлопки; чередовать простой и дробный шаг; кружиться лёгким бегом и дробным шагом Сюжетно-образные движения Передавать характерные движения игровых образов: зайчики, мишки и т.д. Инсценировать тексты песен, передавать музыкальные образы: котята, барабанщики и т.д. Инсценировать сюжеты игр и тексты песен, передавать музыкально-игровые образы: лошадки, матрёшки и т.д.
Методика обучения ритмике в детском саду.
12
При обучении ритмике используются традиционные
методы
: наглядный, словесный и практический. Выделим то общее, что характерно для их применения во всех возрастных группах. В наглядном методе это, прежде всего, постоянное сочетание наглядно- слухового и наглядно-зрительного приёмов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне её обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В этом случае аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение. Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т.е. прикосновение к ребёнку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т.д. Этот приём характерен для раннего и младшего дошкольного возраста, а в средней и старшей группах, как правило, достаточно объяснения. Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах её выразительности, объяснение, рассказ о её образах, напоминание, оценка и т.д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приёмов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей 13
группе); к объяснению, напоминанию – в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и старшей группах и т.д. При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребёнок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче её в выразительных движениях. Вместе с тем, нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж – необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы. Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает
три этапа
. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах). Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка 14
педагогом действий каждого ребёнка, чтобы сохранить эмоционально- положительное отношение детей к занятиям. Н а втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения. Методика обучения состоит в многократном повторении как движения в целом, так и его элементов. Педагог даёт необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, её выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задаёт вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т.д. Эти приёмы помо г а ют д е тя м глубже пр оч у вс т во ват ь му зы ку, з а п о м н и т ь последовательность движений, найти соответствующий образ. На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение). Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создаёт условия для эмоционального, чёткого и уверенного выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца. 15
В качестве примера приведём разучивание «Круговой пляски» на русскую народную мелодию (в обр. С. Разоренова). Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, плясовой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко – тихо, громко – не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дробным шагом по кругу и в кружении. Занятие 1. Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), её характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и её динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает её. Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музыки и её построением (по фразам). Занятие 3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку. Занятие 4. Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного движения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу). Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным выразительным исполнением пляски – ритмичность, пластичность, синхронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом). 16
С первых занятий детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Если сразу не пробудить любовь и стремление к самостоятельному творческому движению, то позднее сделать это весьма трудно. Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются выявлять её в движениях. Расторможенные, они начинают естественно и непосредственно двигаться (бегать, прыгать, покачиваться, двигать руками и т.п.). Такие движения отражают лишь общий характер музыки, но они усиливают её эмоциональное воздействие. Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: дети начинают отвечать на музыку движениями, более точно и детализировано передающими их индивидуальное восприятие. Вначале большинство ребят стесняются самостоятельно двигаться под музыку. Педагог должен подводить их к этому постепенно и незаметно. Например, если в знакомой игре, где они в соответствии со звуками марша привыкли ходить, педагог неожиданно заменит марш музыкой другого характера, темпа, ритма, под которую ходить нельзя (неудобно), дети, подчиняясь музыке, невольно начнут искать другое движение (бег, поскоки). Позднее дети осваивают игры и упражнения с элементами импровизации. Импровизируя, дети двигаются свободно, так, как им подсказывает музыка. Руководитель только следит, чтобы дети всё время слушали музыку, чтобы их движения передавали её характер – прежде всего в смысле эмоциональной окраски и динамической напряженности, чтобы все сразу включились в движение с началом музыки и останавливались с её окончанием. Никакого предварительного прослушивания музыки не проводится, дети находят нужные движения под непосредственным её воздействием. Объясняя задание, руководитель не должен подсказывать 17
детям вид движения (надо говорить «будете двигаться», а не «бегать», «скакать» и т.п.). При повторении музыки часть группы выполняет прежнее движение, другая, более активная, находит новые варианты, также отвечающие общему характеру восприятия; не следует мешать детям свободно импровизировать. На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успевающих, иначе все дети начинают перенимать их движения. Руководитель должен всегда следить, чтобы дети не придумывали движений, не связанных с музыкой. Нередко дети, особенно девочки, сразу же делятся на пары и начинают комбинировать общераспространенные элементы парных танцев, мальчики увлекаются придумыванием сложных, недоступных им технически движений. Всё это, конечно, не имеет никакого отношения к развитию у детей музыкально-двигательного творчества. Такие импровизации недопустимы. Педагог должен тактично направить внимание ребят на восприятие подлинного характера музыки. 18

Заключение.
Для того чтобы дети могли легко и непринужденно реагировать на музыку движением, надо воспитывать у них необходимые качества движения, дать им ряд двигательных навыков. Движения в упражнениях, играх, танцах просты и естественны: это основные движения человеческого тела (ходьба, бег, поскоки, прыжки, сгибания – разгибания, повороты в различных суставах); простейшие элементы танцев и русской пляски; движения подражательные и изобразительные (образы человеческой деятельности, повадки зверей, особенности предметов и т.п.). Широко использованы движения, которыми дети естественно выражают свои чувства. Форма и выразительность всех этих движений в каждом упражнении, игре, танце зависит от данного музыкально двигательного образа. Дети должны научиться понимать язык движений. Знакомя детей с музыкой и движением в их единстве, руководитель для каждого упражнения, игры, танца определяет, как он будет объяснять детям данное музыкально двигательное задание. При работе с детьми над новым материалом одинаково важны как словесные объяснения, так и показ движений. Проведение занятий по музыкальному движению требует от руководителя серьезной и тщательной подготовки. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, насколько ему удается донести до детей её содержание. 19

Литература:
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. 2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983. 3. Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989. 4. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Сост. Раевская Е.П. и др. – М.: Просвещение, 1991. 5. Руднева С. и Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: Просвещение, 1972. 6. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение: Владос, 1994. 20


В раздел образования