"Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"
Автор: Захарова Наталья Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №24 "Солнышко" Населённый пункт: Челябинская область, г. Верхний Уфалей Наименование материала: Статья (из опыта работы) Тема: "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями" Раздел: дошкольное образование
Статья (из опыта работы).
«Родительский клуб – одна из эффективных форм
взаимодействия с родителями»
Автор: Захарова Н.В.
Неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя-логопеда
ДОУ
является
вовлечение
родителей
в
коррекционно-образовательный
процесс,
для повышения
их
компетентности
в
вопросах
развития
и
воспитания дошкольников.
Осознанное включение родителей в совместную деятельность позволяет
значительно
повысить
эффективность
коррекционной
работы,
а
также
обеспечить полноценное развитие ребенка с нарушениями речи. Ведь давно
доказано,
что развитие
речи
происходит
в
тесной
взаимосвязи
с
формированием всех психических процессов.
Но как, же привлечь к сотрудничеству таких занятых и далёких от
педагогической теории современных родителей?
Данный вопрос я думаю, не раз возникал у большинства педагогов. Три года
назад
я
тоже
заинтересовалась
этой
проблемой,
так
как
число
детей
с
тяжёлыми нарушениями речи стало неукоснительно расти, а большинство
родителей стали склоняться к мнению, что коррекция недостатков речевого
развития
должна
полностью
«ложится
на
плечи»
педагогов
дошкольного
учреждения. Традиционные формы работы с родителями в виде родительских
собраний,
лекций,
отчетов,
информационных
уголков
уже
не
приносили
желаемых результатов. Я отчётливо понимала, что необходимо создать такие
условия,
чтобы
родители
желали
сотрудничать
и
стали
активными
участниками коррекционно-образовательного процесса.
Знакомясь с опытом работы других педагогов, моё внимание привлекла такая
форма взаимодействия с семьёй, как «Родительский клуб».
Коренное отличие клуба от других форм работы — это позиция равенства его
участников — родителей и педагогов. Здесь люди собираются для того, чтобы
обмениваться
мнениями,
общаться,
обсуждать
волнующие
их
темы.
Вся
работа клуба направлена на максимальную результативность встреч для всех
его
участников.
А
участниками
являются
не
только
учитель-логопед
и
родители, но и дети. Приход в клуб совершенно доброволен, но для того чтобы
максимально
заинтересовать,
как
можно
больше
родителей,
необходима
мотивировка.
И здесь возникает ещё одна проблема. Ежегодно в нашем детском саду
состав
группы
компенсирующей
направленности
меняется,
так
как
в
ней
находятся дети двух возрастов (старшие и подготовительные). Конечно же,
меняются родители. На первом родительском собрании им снова приходится
знакомиться друг с другом, они скованны, как правило, просто молча, слушают
педагогов, почти не задают никаких вопросов. В такой ситуации большинство
родителей с опаской и недоверием относятся к предлагаемым новым формам
работы, так как не хотят быть обременёнными какими-либо дополнительными
обязанностями.
Как же увлечь их, чтобы они добровольно согласились стать активными
участниками
клуба? Наблюдая за родителями не один год, я заметила, что
лучше
всего
они
раскрепощаются
в
совместной
деятельности
с
детьми.
Поэтому первое заседание клуба было решено провести в виде развлечения
«По дороге красивой речи» с участием детей. В начале заседания я довела до
сведения
родителей
о
том,
что
в
нашем
детском
саду
начинает
функционировать родительский клуб «Мы вместе».
Целью данного клуба является - приобщение родителей к коррекционному
процессу, путем совместных с детьми практических занятий и консультаций.
Основные задачи клуба:
1. Повышение родительской компетентности в вопросах коррекции речевого
развития детей.
2. Оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.
3. Обсуждение волнующих тем, обмен опытом.
Затем
немного
теоретических
знаний
об
основных
составляющих
этапах
логопедического
развлечения,
таких
как
пальчиковая
и
артикуляционная
гимнастики,
упражнения
для
развития
дыхания,
фонематического
слуха,
лексико-грамматических категорий.
Следующий этап – само развлечение. В котором родители, вместе с детьми,
выстроившись
друг
за
другом
«паровозиком»
под
весёлую
музыку
отправились в путь. Начиная с этого момента, на лицах родителей появились
улыбки. Они с легкость включались в совместную деятельность с детьми,
более заинтересованно слушали мои комментарии, советы, рекомендации по
поводу
правильности
выполнения
заданий
и
даже
задавали
вопросы.
Так
эмоции, полученные родителями и детьми от совместно проведенного досуга,
послужили стимулом дальнейшей работы клуба.
В конце заседания я ознакомила родителей с положением о создании клуба
и планом работы на год. Приоритетным направлением нашего клуба была
выбрана
практическая
деятельность:
мастер-классы,
совместные
занятия
с
детьми, семинары с использованием мультимедии. Так на каждом заседании
клуба родители на практике знакомились с методами и приёмами развития
тех или иных сторон речевой деятельности, учились адекватно оценивать
возможности своего ребёнка.
Несомненно,
поиск
и
подбор
материала,
его
компоновка,
поиск
эффективных практических упражнений и приемов занимает много времени и
сил, но эти усилия несравнимы с теми результатами, которые приносит клуб в
работе
с
родителями.
За
несколько
лет
взаимодействия
с
семьями
воспитанников в рамках функционирования клуба я убедилась в том, что
выбранная
структура
и
схема
подачи
информации
формируют
атмосферу
доверия и настоящего сотрудничества между педагогом и родителями.
Для
тех,
педагогов,
которых
заинтересовала
данная
форма
работы
с
родителями, ниже приведен примерный план заседаний нашего родительского
клуба «Мы вместе».
Примерный перспективно - тематический план заседаний
для родителей детей группы компенсирующей направленности
подготовительного возраста.
Тема заседания
Участники
Форма
Сроки
1. « По дороге красивой речи »
Цель: показатьнеобходимость
совместной обучающей
деятельности родителей и детей,
обучение практическим приемам
формирования навыков речевого
развития.
родители, дети,
учитель –
логопед,
развлечение,
памятки
сентябрь
2.«Занимательные игровые
упражнения для развития дыхания
у детей дошкольного возраста».
Цель: научить основным правилам
проведения дыхательной
гимнастики, привлечь родителей к
изготовлению пособий.
родители,
учитель –
логопед,
Мастер-класс с
использованием
мультимедиа
ноябрь
3. «Работа над звуковой культурой
речи».
Цель: познакомить родителей со
спецификой проведения
подгрупповых занятий по
звукопроизношению, научить
основным приемам работы над
звуковым и слоговым анализом
слов.
родители,
учитель –
логопед.
Практическое
занятие с
использованием
мультимедиа
февраль
4.«Профилактика дисграфических
и дислексических нарушений у
детей»
Цель: повышение родительской
компетентности в понимании
данной темы, научить различать
неспецифические ошибки на
письме.
родители, дети,
учитель –
логопед,
Семинар –
практикум,
презентация
памятки
апрель