Автор: Никитина Ирина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 25" Населённый пункт: город Тулун, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Развитие УУД через создание мультфильма. Раздел: начальное образование
Развитие УУД через создание мультфильма.
Опыт работы.
Никитина Ирина Анатольевна
Когда – то очень давно
Герберт Спенсер сказал:
«Великая цель
образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной
системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных
действий»,
которые
выступают
в
качестве
основы
образовательного
и
воспитательного
процесса
дают
возможность
ученику
самостоятельно
успешно усваивать новые знания.
Одним
из
важных
мотивов
учения
школьников
является
интерес.
Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или
иной
предмет,
явление
или
деятельность,
связанная
с
положительным
эмоциональным отношением к ним. А стимулятором деятельности выступает
личная заинтересованность ученика. Предметом такой заинтересованности
может стать создание мультипликационного фильма. Далее я остановлюсь на
возможностях формирования УУД через создание мультфильмов.
Создание мультфильма - это, по сути, проектное обучение. Личностный
смысл деятельности ученика повышает его мотивацию в учении и развивает
его творческий потенциал.
Создание
мультфильмов
развивает
аналитическое
мышление,
самостоятельное видение проблем и путей их решения, умение применять
знания в новой нестандартной ситуации. Для этого использую следующие
формы
организации
успешной
деятельности
учащихся:
сотрудничество
ученика и учителя, работа в группе, в паре с целью совместного решения
коммуникативных задач. Все это повышает мотивацию к достижению успеха,
творчеству,
самовыражению,
самоопределению,
самореализации,
рост
познавательной активности.
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая
реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта
учителем
(названия,
темы
и
проблемы)
следует
самостоятельное
для
учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение
ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее
осуществление.
Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных
результатов.
Поскольку
деятельность
детей
в
проекте
в
основном
самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам
это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной
работы.
Тема первой проектной работы был «Пластилиновый мультфильм».
Какие же можно выделить этапы работы и виды деятельности при создании
мультфильма
Этапы работы
Виды деятельности
1
О п р е д е л е н и е
т е м ы «Мозговой
штурм».
Групповая
мультфильма, круга зрителей.
Определение
практической
значимости.
работа.
Защита проекта.
2
Р а з р а б о т к а
с ц е н а р и я
и
заполнение монтажного листа.
Работа в группах.
3
И з го т о в л е н и е
г е р о е в
и
декораций.
Лепка, рисование, аппликация.
4
Покадровые
съёмки
сцен
мультфильма.
Планирование и раскадровка.
5
Монтаж фильма.
Р а б о т а
с
п р о г р а м м а м и
компьютера.
6
С о з д а н и е
в х о д н ы х
и
финальных титров.
Работа над созданием текста
7
П о д б о р
м у з ы к а л ь н о г о
сопровождения.
Р а б о т а
с
м у з ы к а л ь н ы м
произведениями
8
П р е з е н т а ц и я
г о т о в о г о
мультфильма и обсуждение.
Умение
оценивать
работы
других групп, умение корректно
высказывать своё мнение.
В результате обучения младших школьников созданию мультфильмов
формируются универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе;
способность
к
самооценке
на
основе
критерия
успешности
деятельности;
ориентация
в
нравственном
содержании
и
смысле
поступков
как
собственных, так и окружающих людей;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Для формирования личностных действий на занятиях я использую такие
приемы
Используемые
(приемы)
Описание
Театрализация.
разыгрывание сценок
Вопрос к тексту.
дети учатся выявлять подтекстовую информацию
и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопро-
Комментированное
чтение.
сы
Формирование регулятивных универсальных действий:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение
планировать
свое
действие
в
соответствии
с
поставленной
задачей и условиями ее реализации.
Использую такой методический прием для формирования регуля-
тивных действий на занятиях
Используемые
(приемы)
Описание
Приём «Создай пас-
порт»
Может быть использован для создания характери-
стик героев.
Данную стратегию уместно использовать для разви-
тия у школьников следующих умений:
• анализировать текст совместно с другими ребята-
ми;
• вести исследовательскую работу в группе;
• доступно передавать информацию другому.
Формирование познавательных универсальных действий:
- осуществление поиска необходимой информации;
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выделение существенной информации из текстов разных видов.
Методические приемы для формирования познавательных действий
на занятиях
Используемые
(приемы)
Описание
Прием моделиро-
вания
Позволяет включить каждого ребенка в активную чита-
тельскую деятельность и каждому ученику работать в соот-
ветствии со своими возможностями. Прием реализуется че-
рез упражнения:
расположи модели по порядку,
прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствую-
щую модель,
прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, со-
чини её сам,
соотнеси план пересказа с моделями,
определи, из какой части сказки взяты строки,
разложи модели по тексту произведения;
найди ошибку в наложении моделей на текст
Раскадровка
При чтении сказки дети карандашом или фломастером ри-
суют
«мультик»
–
схематичное
изображение
событий,
происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщён-
ного восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюже-
та.
Формирование
коммуникативных
универсальных
учебных
действий:
умение
учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
координации
различных позиций в сотрудничестве;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение контролировать действия партнера;
умение
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных коммуникативных задач.
Методические приемы для формирования коммуникативных дей-
ствий на занятиях
Используемые
(приемы)
Описание
«Вырасти дерево»
«Построй улицу»
«Наполни домик»
Приёмы, активизирующие речемыслительную де-
ятельность, направленную на определение темы, глав-
ной мысли, выявление микротем, составление плана,
определение типа текста.
«Секреты слова»
Вид работы, предполагающий наблюдение над ис-
пользованием ярких, точных слов, форм слов; преду-
преждение различных речевых недочетов.
«Перефразирование»
Приём, предполагающий пересказ текста «своими
словами»
В рамках недели Ломоносова проходил «Кулибинский фестиваль». При
подготовке к этому фестивалю мы создали «Копилку идей». Дети изучали
жизнь
и
деятельность
Ломоносова,
народное
творчество,
мастерство
ремесленников и приняли решение изготовить кукол из бумаги и создать
мультфильм « Колобок»