Напоминание

Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность


Автор: Чепчигашева Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №28 "Жемчужинка"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чепчигашева Е.В. Воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ д/с № 28 «Жемчужинка» МО г. Саяногорска
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего

дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях

реализации ФГОС.
В настоящее время вновь происходит осознание важности воспитания гражданских качеств личности и понимание того, насколько значимую роль в этом играет образование. Необходимость целенаправленной работы гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документах. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015года №1493 « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», «Федерального государственного стандарта и в рамках Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия №30-п от 29.03.2016г. «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в2016 году государственной политики патриотического воспитания граждан, проживающих в Республике Хакасия. В трудах современных педагогов и психологов: Лихачёвой Б.Т., Запорожца А.В., Нечаевой В.Г., Логиновой В.И., Рузской А.Г., отражена деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственность, дисциплинированно сть, организованность). Воспитание патриотизма, основ гражданственности начинается с малой Родины, города, села, своей школы, детского сада. Любовь к Родине большой можно обрести, привив любовь к Родине малой. Любой край, область, город, даже небольшая деревня неповторимы и славны своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру, историю героев, своей страны. Эти знания
непременно помогут дошкольникам в дальнейшем с большим вниманием и уважением отнестись к истории и культуре других народов. Для меня актуальной стала тема: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность», что позволило мне разработать два проекта: «Наследие для потомков» и «Маленький саяногорец- будущий гражданин России.» Цель: создание условий для « Воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность». Определились задачи:  Создать условия для формирования гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста.  Становление в ребенке благородного человека, благородной личности, благородного гражданина.  Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.  Создание условий для развития эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности. Работая над первым проектом в основу которого легло ознакомление дошкольников с природой родного края, знакомство с бытом, обычаями и традициями хакасского народа, изучение памятников археологии Хакасии ( курганы, стелы, петроглифы), в результате у детей были сформированы стойкие знания о достопримечательностях Республики Хакасия, о культуре хакасского народа ( сказания, легенды, изобразительное искусство), о труде взрослых и результатах их деятельности, об их общественной значимости, о истории и философии хакасского народа, где красной нитью прослеживается бережное чистое отношение к земле – матери, кормилице, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство. Огромный интерес у детей вызвал просмотр видео фильма «Наедине с Хакасией» А. Курочка, просмотр слайдов о древних курганах «Гепорбория» А.В. Ерёмина, Н. Новожиловой «Озёра Хакасии» (где останавливаются при перелётах лебеди). Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе, и хотя детские впечатления ещё не осознаны ребёнком глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную роль в становление личности ребёнка. Формирование основ гражданско-правовой культуры дошкольников предполагает успешную социализацию в обществе. Изучив, программу становление основ гражданско- правовой культуры детей дошкольного возраста «Растим юного гражданина» разработан проект «Маленький саяногорец-будущий гражданин России», работа которого была
направлена на ознакомление дошкольников с конституционными правами и обязанностями граждан, исполнительными органами власти, знакомство с известными людьми г. Саяногорска, с культурой, традициями горожан. Реализация поставленной цели была достигнута путем решения следующих задач:  Создать условия для формирования первичных представлений и понятий о демократическом обществе, элементарных правовых нормах, избирательном праве.  Создать условия для развития эмоционального отклика и позитивного отношения к явлениям социальной действительности.  Создать условия для формирования предпосылок активной гражданской позиции ребёнка (умение осуществлять свободный выбор и нести за него ответственность). В структуру данного проекта вошли два модуля, раскрывающих сущность становления основ гражданско-правовой культуры личности. I. “Ребёнок - гражданин России”. II. “Государство - это мы и наши права”. В рамках проекта разработан перспективный тематический план мероприятий.( в который вошли беседы, выставки, наблюдения, экскурсии, праздники с приглашением популярных людей). Особое восхищение детей вызвали посещения здания Физкультурно- оздоровительного комплекса, художественной школы «Колорит», Администрации города Саяногорска, краеведческого музея, детской поликлиники, детской библиотеки, экскурсии к Енисею, по улицам города, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Тесное сотрудничество с территориальной избирательной комиссией МО г.Саяногорск, позволило детям посетить экскурсией здание администрации МО г. Саяногорска и поучаствовать в городском мероприятии «Школа юного избирателя» в рамках Всероссийской акции «День молодого избирателя», где была проведена с детьми подготовительной логопедической группы сюжетно-ролевая игра «Выбираем будущее», что способствовало дошкольникам познакомиться с избирательным правом гражданина выбирать и быть избранным в органы власти, а так же с процедурой тайного голосования и проведения демократических выборов в органы власти местного самоуправления. Занятие в виде деловой игры «Выборы президента группы» закрепили знания о гражданском праве «голос каждого значим», проведение праздника «12декабря - День Конституции России» позволил показать значимость конституционных прав: на образование, жизнь и охрану здоровья, право на собственное волеизъявление. Участие в Республиканской акции «Пожелание будущему избирателю» позволило детям осознать значимость своего выбора, своего мнения. Старшие дошкольники с позитивными
ощущениями своей деятельности делились с тележурналистами и с нетерпением ждали выхода репортажа в эфир. Проведение республиканской акции «Я голосую за…» позволило старшим дошкольникам выразить свое отношение к своей стране, президенту, к родителям, к меру города, к председателю ТИК г.Саяногорска. Дошкольники активно участвовали в проведении мастер-класса «Выбираем символ весны-2014года» самостоятельно выбрали счетную комиссию, избирательную комиссию, председателя комиссии, вели подсчет голосов избирателей, заполняли протокол выборов, объявили о результатах голосования. Проявили взрослую ответственно сть, самостоятельность воспитанность, умение делать выбор. Все мероприятия были освещены в средствах массовой информации городского телевидения «Первое городское» и в городской газете «Саянские ведомости». Дошкольники ощутили значимость проводимых мероприятий , что вызвало положительное отношение и одобрение родителей. Активное участие в проектной деятельности способствовало детям преодолеть речевую и коммуникативную робость, суждения стали полными и развернутыми. Ребята научились выражать свои мысли, чувства и эмоции. Дети научились свободно вступать в контакт и диалог с окружающими людьми, освоили правила речевого общения. У дошкольников развились такие качества, как самостоятельность, любознательность, инициативность, творческое воображение, умение планировать поисковую деятельность. Данная работа позволила сформировать представления о ближайшем окружении, т.е. о сотрудниках ДОУ, о социально-значимых объектах города, о работе административных организаций, своей значимости в жизни города, что предусматривает становление основ гражданско-правовой культуры ребенка, оказывая комплексное влияние на формирование коммуникативной компетентности дошкольников, и предполагает формирование гражданственности у дошкольников. Список литературы: 1. Детство: Образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. 2. Программа «Растим юного гражданина» составители И.И. Гончарова, О. Н. Шадрина. - 2007г. 3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под Л. А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №

28 «Жемчужинка»


муниципального образования г. Саяногорск
655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный мкр., дом 11 тел. 2- 91- 92, 2-37-11
Республиканская конференция

«Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и

современного опыта»

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего

дошкольного возраста через проектную деятельность»

Автор:
Чепчигашева Е. В. воспитатель г. Саяногорск 2016г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №

28 «Жемчужинка»


муниципального образования г. Саяногорск
655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный мкр., дом 11 тел. 2- 91- 92, 2-37-11
Республиканская конференция

«Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и

современного опыта»

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего

дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

Автор:
Погудо С. Б. воспитатель, Бык Е.А. воспитатель г. Саяногорск 2016г.


В раздел образования