Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность
Автор: Чепчигашева Елена Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №28 "Жемчужинка" Населённый пункт: Республика Хакасия, город Саяногорск Наименование материала: статья Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность Раздел: дошкольное образование
Чепчигашева Е.В.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
МДОУ д/с № 28 «Жемчужинка»
МО г. Саяногорска
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях
реализации ФГОС.
В настоящее время вновь происходит осознание важности воспитания гражданских
качеств личности и понимание того, насколько значимую роль в этом играет образование.
Необходимость
целенаправленной
работы
гражданско-правовому
воспитанию
подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документах.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015года №1493
«
О
государственной
программе
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации на 2016-2020 годы», «Федерального государственного стандарта и в рамках
Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия №30-п от 29.03.2016г.
«Об
утверждении
Плана
мероприятий
по
реализации
в2016
году
государственной
политики патриотического воспитания граждан, проживающих в Республике Хакасия.
В трудах современных педагогов и психологов: Лихачёвой Б.Т., Запорожца А.В.,
Нечаевой В.Г., Логиновой В.И., Рузской А.Г., отражена деятельность по формированию у
дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю,
природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся
человеку),
личностных
качеств
(ответственность,
дисциплинированно сть,
организованность).
Воспитание патриотизма, основ гражданственности начинается с малой Родины, города,
села, своей школы, детского сада. Любовь к Родине большой можно обрести, привив
любовь
к
Родине
малой.
Любой
край,
область,
город,
даже
небольшая
деревня
неповторимы и славны своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими
людьми.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт
ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды,
историю
своих
предков,
их
культуру,
историю
героев,
своей
страны.
Эти
знания
непременно помогут дошкольникам в дальнейшем с большим вниманием и уважением
отнестись к истории и культуре других народов.
Для меня актуальной стала тема: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у
дошкольников
через
проектную
деятельность»,
что
позволило
мне
разработать
два
проекта:
«Наследие
для
потомков»
и
«Маленький
саяногорец-
будущий
гражданин
России.»
Цель: создание условий для « Воспитания нравственно-патриотических чувств у старших
дошкольников через проектную деятельность». Определились задачи:
Создать
условия
для
формирования
гражданско-правовой
культуры
детей
дошкольного возраста.
Становление
в
ребенке
благородного
человека,
благородной
личности,
благородного гражданина.
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.
Создание условий для развития эмоционального отклика и позитивного отношения
к явлениям социальной действительности.
Работая над первым проектом в основу которого легло ознакомление дошкольников с
природой родного края, знакомство с бытом, обычаями и традициями хакасского народа,
изучение памятников археологии Хакасии ( курганы, стелы, петроглифы), в результате у
детей
были
сформированы
стойкие
знания
о
достопримечательностях
Республики
Хакасия, о культуре хакасского народа ( сказания, легенды, изобразительное искусство), о
труде взрослых и результатах их деятельности, об их общественной значимости, о истории
и философии хакасского народа, где красной нитью прослеживается бережное чистое
отношение к земле – матери, кормилице, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим,
терпение, милосердие и гостеприимство.
Огромный интерес у детей вызвал просмотр видео фильма «Наедине с Хакасией» А.
Курочка, просмотр слайдов о древних курганах «Гепорбория» А.В. Ерёмина,
Н. Новожиловой «Озёра Хакасии» (где останавливаются при перелётах лебеди).
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется, что вызывает отклик в его душе, и хотя детские впечатления ещё не осознаны
ребёнком глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную роль в
становление личности ребёнка.
Формирование основ гражданско-правовой культуры дошкольников предполагает
успешную социализацию в обществе. Изучив, программу становление основ гражданско-
правовой культуры детей дошкольного возраста «Растим юного гражданина» разработан
проект
«Маленький
саяногорец-будущий
гражданин
России»,
работа
которого
была
направлена
на
ознакомление
дошкольников
с
конституционными
правами
и
обязанностями граждан, исполнительными органами власти, знакомство с известными
людьми г. Саяногорска, с культурой, традициями горожан. Реализация поставленной цели
была достигнута путем решения следующих задач:
Создать условия для формирования первичных представлений и понятий о
демократическом обществе, элементарных правовых нормах, избирательном праве.
Создать
условия
для
развития
эмоционального
отклика
и
позитивного
отношения к явлениям социальной действительности.
Создать
условия
для
формирования
предпосылок
активной
гражданской
позиции
ребёнка
(умение
осуществлять
свободный
выбор
и
нести
за
него
ответственность).
В
структуру
данного
проекта
вошли
два
модуля,
раскрывающих
сущность
становления основ гражданско-правовой культуры личности.
I. “Ребёнок - гражданин России”.
II. “Государство - это мы и наши права”.
В рамках проекта разработан перспективный тематический план мероприятий.( в
который вошли беседы, выставки, наблюдения, экскурсии, праздники с приглашением
популярных людей). Особое восхищение детей вызвали посещения здания Физкультурно-
оздоровительного комплекса, художественной школы «Колорит», Администрации города
Саяногорска, краеведческого музея, детской поликлиники, детской библиотеки, экскурсии
к Енисею, по улицам города, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
Тесное
сотрудничество
с
территориальной
избирательной
комиссией
МО
г.Саяногорск,
позволило
детям
посетить
экскурсией
здание
администрации
МО
г.
Саяногорска и поучаствовать в городском мероприятии «Школа юного избирателя» в
рамках Всероссийской акции «День молодого избирателя», где была проведена с детьми
подготовительной логопедической группы сюжетно-ролевая игра «Выбираем будущее»,
что способствовало дошкольникам познакомиться с избирательным правом гражданина
выбирать и быть избранным в органы власти, а так же с процедурой тайного голосования
и
проведения
демократических
выборов
в
органы
власти
местного
самоуправления.
Занятие
в
виде
деловой
игры
«Выборы
президента
группы»
закрепили
знания
о
гражданском праве «голос каждого значим», проведение праздника «12декабря - День
Конституции
России»
позволил
показать
значимость
конституционных
прав:
на
образование, жизнь и охрану здоровья, право на собственное волеизъявление. Участие в
Республиканской акции «Пожелание будущему избирателю» позволило детям осознать
значимость
своего
выбора,
своего
мнения.
Старшие
дошкольники
с
позитивными
ощущениями своей деятельности делились с тележурналистами и с нетерпением ждали
выхода
репортажа
в
эфир.
Проведение
республиканской
акции
«Я
голосую
за…»
позволило старшим дошкольникам выразить свое отношение к своей стране, президенту,
к родителям, к меру города, к председателю ТИК г.Саяногорска.
Дошкольники активно участвовали в проведении мастер-класса «Выбираем символ
весны-2014года» самостоятельно выбрали счетную комиссию, избирательную комиссию,
председателя комиссии, вели подсчет голосов избирателей, заполняли протокол выборов,
объявили
о
результатах
голосования.
Проявили
взрослую
ответственно сть,
самостоятельность
воспитанность,
умение
делать
выбор.
Все
мероприятия
были
освещены в средствах массовой информации городского телевидения «Первое городское»
и
в
городской
газете
«Саянские
ведомости».
Дошкольники
ощутили
значимость
проводимых
мероприятий
,
что
вызвало
положительное
отношение
и
одобрение
родителей.
Активное участие в проектной деятельности способствовало детям преодолеть
речевую и коммуникативную робость, суждения стали полными и развернутыми. Ребята
научились выражать свои мысли, чувства и эмоции. Дети научились свободно вступать в
контакт
и
диалог
с
окружающими
людьми,
освоили
правила
речевого
общения.
У
дошкольников
развились
такие
качества,
как
самостоятельность,
любознательность,
инициативность, творческое воображение, умение планировать поисковую деятельность.
Данная работа позволила сформировать представления о ближайшем окружении, т.е. о
сотрудниках ДОУ, о социально-значимых объектах города, о работе административных
организаций, своей значимости в жизни города, что предусматривает становление основ
гражданско-правовой культуры ребенка, оказывая комплексное влияние на формирование
коммуникативной
компетентности
дошкольников,
и
предполагает
формирование
гражданственности у дошкольников.
Список литературы:
1.
Детство: Образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г.
Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2014.
2.
Программа «Растим юного гражданина» составители И.И. Гончарова, О. Н.
Шадрина. - 2007г.
3.
С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/
Под Л. А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
28 «Жемчужинка»
муниципального образования г. Саяногорск
655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный мкр., дом 11 тел. 2-
91-
92, 2-37-11
Республиканская конференция
«Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и
современного опыта»
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста через проектную деятельность»
Автор: Чепчигашева Е. В.
воспитатель
г. Саяногорск 2016г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
28 «Жемчужинка»
муниципального образования г. Саяногорск
655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный мкр., дом 11 тел. 2-
91-
92, 2-37-11
Республиканская конференция
«Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и
современного опыта»
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
Автор: Погудо С. Б.
воспитатель,
Бык Е.А.
воспитатель
г. Саяногорск 2016г.