Напоминание

Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем


Автор: Погудо Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №28 "Жемчужинка"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бык Екатерина Павловна воспитатель; Погудо Светлана Борисовна 1к.к. воспитатель г.Саяногорск МБДОУ д\с 28 «Жемчужинка»
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей

дошкольного возраста через ознакомление с родным краем в условиях

ФГОС ДО»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к стране. В законе «Об образовании» говорится, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста. Атрибутным признаком образовательного пространства в нашем ДОУ №28 «Жемчужинка» выступает осознанная, целенаправленная деятельность по самоизменению, самостановлению, саморазвитию. В связи с данной проблемой определена задача: создать условия для усвоения новых форм использования национально-регионального компонента в воспитании у дошкольников любви и уважения к родному краю. В условиях реализации ФГОС ДО в 2015г разработан, долгосрочный проект «Родной свой край, люби и знай», а так же детско-родительский проект художественно- творческой направленности «В гостях у тетушки Тарины». С целью создание условий для приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе духовно – нравственного и патриотического воспитания с использованием национально- регионального компонента. Для успешного внедрения проектов соблюдаются следующие условия:  непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей;  использование народного опыта непосредственно в жизни детей;  усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. Проект «Родной свой край, люби и знай», состоит из нескольких
блоков
:  моя семья;
 мой город;  мой край родной; Остановимся подробнее на особенностях организации данной деятельности. Отметим, что работа начиналась с самого близкого понятия для ребенка – его семьи. В рамках блока «Моя семья» был проведен одноименный проект, который подразумевал тесный контакт с родителями воспитанников, другими педагогами детского сада. В завершении проекта была организованна выставка рисунков детей и родителей. Работа в рамках проекта «Мой город» позволила не только расширить знания детей о Саяногорске, но и познакомиться с его историей, геральдикой. Проект был завершен коллективной работой «Улица моего города», в которой каждый ребенок с удовольствием принял участие. В блоке
«Моя

Хакасия»
широко используем в работе чтение произведений местных писателей и поэтов о республике. Знакомим детей с поговорками и пословицами о родном крае, народных традициях. Во время работы в мастерской дети имели возможность изучать дидактический материал, разработанный с учетом регионального компонента. В частности, дидактический материал «Животные, птицы, растения республики Хакасии» знакомят детей с разнообразием животного и растительного мира родного края. Дидактический материал «Камни республики Хакасии», формирует их представления о богатстве и уникальности родного края. При помощи дидактического материала «Национальные костюмы» позволяет детям познакомиться с разнообразием национальностей, проживающих на территории республики. Игра «Город и его жители» помогла детям расширить представления детей о городах республики Хакасии, расширить их словарный запас; игра «Узнай флаг (герб)» — закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг, (герб) России среди флагов (гербов) других стран; а такие дидактические игры как «Кто я?», «Назови ласково» ставили целью обогащение знаний детей понятиями о родственных связях внутри семьи. Большое внимание при решении поставленных задач мы уделяем семьям воспитанников, так как считаем, что именно семья способна взять на себя функции воспитания в дошкольнике многих социальных норм и правил этикета, а также поддерживать и обогащать эмоциональный мир ребенка. Каждое из запланированных мероприятий по развитию компетентности дошкольников проходило в тесном сотрудничестве с родителями. В 2016г. разработан детско-родительский проект художественно-творческой направленности «В гостях у тетушки Тарины», работа которого, основана на хакасских народных сказок. Сказка открывает ребенку уникальную культуру степного хакасского народа. Добро и зло, трудолюбие и лень, верность и
предательство, правда и обман – беседы на эти темы помогают привить нравственные качества, описание природы нашего края побуждает оценить неповторимую, своеобразную красоту, которую необходимо беречь и охранять. Чтобы описание быта хакасов в сказах не вызывало сложность восприятия детей, сначала мы познакомили их с непонятными названиями жилища, предметов быта. В проекте использовали ролевое чтение, театрализованные игры по сказкам, для которых дети своими руками и с помощью родителей создавали костюмы и атрибуты, необходимые по сценарию. Результатом работы проекта стала постановка сказки «Лягушка и муравей». Многие родители принимали участие в подборке информации по краеведению, изготовлению дидактического материала, были непосредственными участниками праздников, что помогло изменить представление родителей о назначении детского сада и организации педагогической деятельности. Участие в проектах дает ребенку возможность приобретать и усваивать знания, практические навыки взаимодействия с окружающим миром, возможность выражать свое отношение к освоенному, замечать проблемы и противоречия в окружающей действительности, искать пути их преодоления. Таким образом, проводимая системная углубленная работа по данной проблеме способствует созданию условий для воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем, как в условиях семьи, так и в условиях ДОУ.
Список литературы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) (статья 64)


В раздел образования