Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем
Автор: Погудо Светлана Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №28 "Жемчужинка" Населённый пункт: Республика Хакасия, город Саяногорск Наименование материала: статья Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем Раздел: дошкольное образование
Бык Екатерина Павловна воспитатель;
Погудо Светлана Борисовна 1к.к. воспитатель
г.Саяногорск МБДОУ д\с 28 «Жемчужинка»
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей
дошкольного возраста через ознакомление с родным краем в условиях
ФГОС ДО»
В
современных
условиях,
когда
происходят
глубочайшие
изменения
в
жизни
общества,
одним
из
центральных
направлений
работы
с
подрастающим
поколением
становится патриотическое воспитание. Это сложное чувство возникает еще в детстве,
когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется
в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к
родным местам, к стране.
В
законе
«Об
образовании»
говорится,
что
дошкольное
образование
направлено
на
формирование
общей
культуры,
развитие
нравственных
качеств
детей
дошкольного
возраста.
Атрибутным
признаком
образовательного
пространства
в
нашем
ДОУ
№28
«Жемчужинка»
выступает
осознанная,
целенаправленная
деятельность
по
самоизменению,
самостановлению,
саморазвитию.
В
связи
с
данной
проблемой
определена
задача:
создать
условия
для
усвоения
новых
форм
использования
национально-регионального компонента в воспитании у дошкольников любви и уважения
к родному краю.
В
условиях
реализации
ФГОС
ДО
в
2015г
разработан,
долгосрочный
проект
«Родной свой край, люби и знай», а так же детско-родительский проект художественно-
творческой направленности «В гостях у тетушки Тарины». С целью создание условий для
приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе
духовно – нравственного и патриотического воспитания с использованием национально-
регионального компонента.
Для успешного внедрения проектов соблюдаются следующие условия:
непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей;
использование народного опыта непосредственно в жизни детей;
усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их
родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Проект «Родной свой край, люби и знай», состоит из нескольких блоков :
моя семья;
мой город;
мой край родной;
Остановимся
подробнее
на
особенностях
организации
данной
деятельности.
Отметим, что работа начиналась с самого близкого понятия для ребенка – его семьи. В
рамках блока «Моя семья» был проведен одноименный проект, который подразумевал
тесный
контакт
с
родителями
воспитанников,
другими
педагогами
детского
сада.
В
завершении проекта была организованна выставка рисунков детей и родителей.
Работа в рамках проекта «Мой город» позволила не только расширить знания детей
о Саяногорске, но и познакомиться с его историей, геральдикой. Проект был завершен
коллективной работой «Улица моего города», в которой каждый ребенок с удовольствием
принял участие.
В
блоке «Моя
Хакасия»
широко используем в работе чтение произведений
местных писателей и поэтов о республике. Знакомим детей с поговорками и пословицами
о
родном
крае,
народных
традициях.
Во
время
работы
в
мастерской
дети
имели
возможность изучать дидактический материал, разработанный с учетом регионального
компонента.
В
частности,
дидактический
материал
«Животные,
птицы,
растения
республики Хакасии» знакомят детей с разнообразием животного и растительного мира
родного
края.
Дидактический
материал
«Камни
республики
Хакасии»,
формирует
их
представления о богатстве и уникальности родного края. При помощи дидактического
материала «Национальные костюмы» позволяет детям познакомиться с разнообразием
национальностей, проживающих на территории республики. Игра «Город и его жители»
помогла детям расширить представления детей о городах республики Хакасии, расширить
их
словарный
запас;
игра
«Узнай
флаг
(герб)»
—
закрепить
знания
детей
о
государственном
флаге
(гербе),
научить
узнавать
флаг,
(герб)
России
среди
флагов
(гербов) других стран; а такие дидактические игры как «Кто я?», «Назови ласково»
ставили целью обогащение знаний детей понятиями о родственных связях внутри семьи.
Большое
внимание
при
решении
поставленных
задач
мы
уделяем
семьям
воспитанников, так как считаем, что именно семья способна взять на себя функции
воспитания
в
дошкольнике
многих
социальных
норм
и
правил
этикета,
а
также
поддерживать и обогащать эмоциональный мир ребенка. Каждое из запланированных
мероприятий
по
развитию
компетентности
дошкольников
проходило
в
тесном
сотрудничестве
с
родителями.
В
2016г.
разработан
детско-родительский
проект
художественно-творческой
направленности
«В
гостях
у
тетушки
Тарины»,
работа
которого, основана на хакасских народных сказок. Сказка открывает ребенку уникальную
культуру
степного
хакасского
народа.
Добро
и
зло,
трудолюбие
и
лень,
верность
и
предательство, правда и обман – беседы на эти темы помогают привить нравственные
качества,
описание
природы
нашего
края
побуждает
оценить
неповторимую,
своеобразную красоту, которую необходимо беречь и охранять. Чтобы описание быта
хакасов в сказах не вызывало сложность восприятия детей, сначала мы познакомили их с
непонятными названиями жилища, предметов быта. В проекте использовали ролевое
чтение, театрализованные игры по сказкам, для которых дети своими руками и с помощью
родителей создавали костюмы и атрибуты, необходимые
по сценарию. Результатом
работы
проекта
стала
постановка
сказки
«Лягушка
и
муравей».
Многие
родители
принимали
участие
в
подборке
информации
по
краеведению,
изготовлению
дидактического
материала,
были
непосредственными
участниками
праздников,
что
помогло изменить представление родителей о назначении детского сада и организации
педагогической деятельности.
Участие
в
проектах
дает
ребенку
возможность
приобретать
и
усваивать
знания,
практические навыки взаимодействия с окружающим миром, возможность выражать свое
отношение
к
освоенному,
замечать
проблемы
и
противоречия
в
окружающей
действительности, искать пути их преодоления.
Таким образом, проводимая системная углубленная работа по данной проблеме
способствует
созданию
условий
для воспитания нравственно-патриотических чувств у
детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем, как в условиях семьи, так
и в условиях ДОУ.
Список литературы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(действующая редакция, 2016) (статья 64)