Напоминание

Организация образовательного процесса в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты"


Автор: Мишина Нина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ"Дьяконовская СОШ"
Населённый пункт: Курская область,Октябрьский район
Наименование материала: статья
Тема: Организация образовательного процесса в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты"
Раздел: среднее образование





Назад





Статья по теме «Организация образовательного процесса

в условиях перехода на новые государственные

образовательные стандарты»
Статья по темете «Организация образовательного процесса в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты» - Укрепление позитивных тенденций в развитии воспитания сегодня является точкой отсчета для качественной нового этапа в развитии социальной политики, образования и социально-педагогического обеспечения процесса духовно-нравственного становления детей и молодежи. Ведущую роль в этом вопросе занимает реализация воспитательного компонента Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт). Наличие воспитательного компонента в Стандартах является знаковым. Воспитательный компонент включается в Стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Включение воспитательного компонента в Стандарты второго поколения позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных Стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении. Остановимся более подробно на отдельных методологических позициях духовно- нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
Первая позиция – определение статуса Концепции духовно-нравственного развития

и воспитания школьников и Примерной программы воспитания и социализации

обучающихся.
Воспитательный компонент Стандарта представлен несколькими документами. В их числе концепция духовно-нравственного воспитания школьников (далее – Концепция), примерная программа воспитания и социализации обучающихся (далее – Программа) и др. В Концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества. Примерная программа разрабатывается на основе концепции. Она является концептуальной и методической основой для разработки образовательным учреждением собственной программы воспитания и социализации школьников с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов обучающихся и их родителей, регионального сообщества.
Вторая позиция – раскрытие основных категорий духовно-нравственного развития

и воспитания младших школьников.
Поправки в закон «Об образовании» 2007 года ввели в язык документов, регламентирующих деятельность системы образования, категориальное определение – «духовно- нравственный». Закон определяет две категории – духовно-нравственное развитие
обучающихся и формирование духовно-нравственной личности; через эти категории раскрываются нормативные характеристики результатов деятельности образовательной системы страны. Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании» понятия «
духовно-нравственное развитие обучающегося
». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Третья позиция – определение современного национального воспитательного идеала

и ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших

школьников.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит
национальный

воспитательный идеал
, понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый источник – Закон «Об образовании». В ст. 14, п. 1-2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования:  самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;  укрепление и совершенствование правового государства;  адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;  формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;  интеграция личности в национальную и мировую культуру;  формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;  формирование духовно-нравственной личности;  воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Второй источник – отечественный педагогический опыт во всей его исторической полноте. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа… После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и служения партии. Вместе с тем эта эпоха в отечественной истории формирует высокий педагогический идеал– воспитание всесторонне развитой личности, дает примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во
имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального. Конец прошлого и первые годы нынешнего века – особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал – свободная в своем самоопределении и развитии личность. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традициям. Таким образом,
современный национальный воспитательный идеал
– это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Традиционными источниками нравственности являются:  патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);  социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);  гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);  семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);  труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);  наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);  традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;  искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);  природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);  человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).


В раздел образования