Организация образовательного процесса в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты"
Автор: Мишина Нина Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МКОУ"Дьяконовская СОШ" Населённый пункт: Курская область,Октябрьский район Наименование материала: статья Тема: Организация образовательного процесса в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты" Раздел: среднее образование
Статья по теме «Организация образовательного процесса
в условиях перехода на новые государственные
образовательные стандарты»
Статья по темете «Организация образовательного процесса в условиях перехода на новые
государственные образовательные стандарты» - Укрепление позитивных тенденций в
развитии воспитания сегодня является точкой отсчета для качественной нового этапа в
развитии социальной политики, образования и социально-педагогического обеспечения
процесса духовно-нравственного становления детей и молодежи. Ведущую роль в этом
вопросе занимает реализация воспитательного компонента Федерального государственного
стандарта начального общего образования (далее – Стандарт).
Наличие воспитательного компонента в Стандартах является знаковым. Воспитательный
компонент включается в Стандарты впервые в истории отечественной системы образования.
Включение воспитательного компонента в Стандарты второго поколения позволяет
преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи
гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в
предшествующих образовательных Стандартах положений о содержании, организации и
результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Остановимся более подробно на отдельных методологических позициях духовно-
нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые
образовательные стандарты.
Первая позиция – определение статуса Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания школьников и Примерной программы воспитания и социализации
обучающихся.
Воспитательный компонент Стандарта представлен несколькими документами. В их числе
концепция духовно-нравственного воспитания школьников (далее – Концепция), примерная
программа воспитания и социализации обучающихся (далее – Программа) и др.
В Концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и
социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей,
лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и
методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной
и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского
общества.
Примерная программа разрабатывается на основе концепции. Она является концептуальной и
методической основой для разработки образовательным учреждением собственной
программы воспитания и социализации школьников с учетом культурно-исторических,
этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона,
запросов обучающихся и их родителей, регионального сообщества.
Вторая позиция – раскрытие основных категорий духовно-нравственного развития
и воспитания младших школьников.
Поправки в закон «Об образовании» 2007 года ввели в язык документов, регламентирующих
деятельность системы образования, категориальное определение – «духовно-
нравственный». Закон определяет две категории – духовно-нравственное развитие
обучающихся и формирование духовно-нравственной личности; через эти категории
раскрываются нормативные характеристики результатов деятельности образовательной
системы страны.
Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании» понятия
« духовно-нравственное развитие обучающегося ». Оно понимается как педагогически
организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой
сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать
отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом
на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Третья позиция – определение современного национального воспитательного идеала
и ценностных установок духовно-нравственного развития и воспитания младших
школьников.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный
воспитательный идеал , понимаемый как высшая цель образования, высоконравственное
(идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого
направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы,
политических партий, религиозных и общественных организаций.
Содержание воспитательного идеала определяют два важнейших источника. Первый
источник – Закон «Об образовании».
В ст. 14, п. 1-2 сформулированы национальные задачи, решение которых должно
обеспечивать содержание образования:
самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
укрепление и совершенствование правового государства;
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграция личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
формирование духовно-нравственной личности;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Второй источник – отечественный педагогический опыт во всей его исторической
полноте.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для
православных христиан, прежде всего, в образе Христа…
После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту
власти над гражданином и его частной жизнью. Спектр жизненных смыслов сжимается до
веры в коммунизм и служения партии. Вместе с тем эта эпоха в отечественной истории
формирует высокий педагогический идеал– воспитание всесторонне развитой личности, дает
примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во
имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя
идеального.
Конец прошлого и первые годы нынешнего века – особое время в российской истории и
образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал –
свободная в своем самоопределении и развитии личность.
Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне
времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане
современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству, приверженность традициям.
Таким образом, современный национальный воспитательный идеал – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные
ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных
традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного
воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.
Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение
Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь,
достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический
мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших
и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость,
трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в
государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских
религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических
представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество).