КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Автор: Титаренко Елена Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Шайковская СОШ №1" Населённый пункт: п.Шайковка Кировского района Калужской области Наименование материала: Статья Тема: КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ Раздел: начальное образование
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Доклад на педагогическом совете МКОУ «Шайковская СОШ№1»
Титаренко Е.В., учитель начальных классов
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ШКОЛЫ
Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой,
заменить который нельзя ничем.
Что такое здоровье? По определению римского врача, представителя античной
медицины
К.Галена,
«…это
состояние,
при
котором
мы
не
страдаем
от
боли
и
не
ограничены в своей жизнедеятельности…». «Здоровье – всему голова», - гласит народная
мудрость. Здоровье есть сама жизнь, с её радостями и тревогами.
«Здоровье – это
оптимальный
баланс
всего,
чем
мы
являемся»,
-
говорил
Ф.Перлз.
Всемирная
организация
здравоохранения
дала
такое
определение:
«Здоровье
–
это
состояние
полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие
болезни и физических дефектов».
Здоровье – тема актуальная для всех времён и народов, в XXI веке она становится
первостепенной.
Специалисты
констатируют,
что
наш
народ,
некогда
один
из
самых
здоровых народов на планете, сегодня стал одним из самых больных. Данные многих
авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых
учащихся
сокращается
в
несколько
раз.
Различные
патологические
изменения
обнаруживаются у 81% учащихся
I класса и у 93% старшеклассников. По статистическим
данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного
аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено
снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития. Также
отмечается
незрелость
эмоционально-волевой
сферы
школьников,
нарастание
невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний.
Это
неблагоприятно
отражается
на
процессе
адаптации
детей
к
школьным
нагрузкам,
являясь
причиной
дальнейшего
ухудшения
их
здоровья
и
плохой
успеваемости.
В
своём
Послании
Федеральному
Собранию
Д.А.Медведев
охарактеризовал
сегодняшнюю статистику здоровья человека как ужасающую. Многое зависит от условий
жизни
в
семье,
от
родителей.
Но
бесконечно
«кивать»
только
в
их
сторону
нельзя.
Раскрывая пятое направление инициативы «Новая школа», он отметил, что именно в
школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети
проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе
и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику
должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующий риски здоровья в
процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе
тоже много вопросов.
Президент уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере
реализован
в
школе,
то
общество
гораздо
легче
справится
с
формированием
современной системы здравоохранения в целом.
Это
отмечено
недаром.
К
сожалению,
медицина
сегодня
фактически
не
справляется с возложенными на неё обязанностями, в связи с этим возникает
явная
необходимость
активного
участия
педагогов
в
разработке
и
внедрении
здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со
здоровьем учащихся.
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Доклад на педагогическом совете МКОУ «Шайковская СОШ№1»
Титаренко Е.В., учитель начальных классов
Результаты
проведённых
в
школах
России
исследований
позволяют
выявить
у
многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда
невнимательное
к
нему
отношение,
низкий
уровень
валеологической
грамотности.
Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его
улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.
Яркой
иллюстрацией
низкой
валеологической
культуры
школьников
и
их
родителей
является
тот
факт,
что
только
31,3%
учащиеся
во
время
болезненных
проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41,4% -
иногда, а 23,5% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего
здоровья,
способствуя
переходу
заболеваний
в
хроническую
форму.
Вместе
с
тем,
посещая
занятия
в
болезненном
состоянии,
они
подвергают
опасности
здоровье
окружающих.
Здоровье
нельзя
удержать
лекарствами.
Но
есть
другое
средство
–
движение.
Наше общество подвергается сегодня информационному шквалу. Каждое десятилетие
объём информации удваивается, а каждые 7 лет обновляется на 50%, поэтому категория
«объём
знаний»
перестаёт
играть
ведущую
роль.
Вопрос
«что
учить?»
закономерно
заменяется вопросом «как учить?».
Поэтому
учитель
должен
не
только
строить
свой
учебный
процесс
с
учётом
возраста,
пола,
специфики
развития
организма,
физиологических
и
психологических
процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья. Как
отметил Д.В.Колесов, «…только при таком подходе может быть реализован принцип –
здоровье через образование…».
Задача
школы
–
научить
детей
самим
заботиться
о
своём
здоровье ,
сформировать
установки
на
поддержание
здорового
образа
жизни.
Следовательно,
введение здоровьесберегающих основ
в учебно-воспитательный процесс в начальной
школе является сегодня актуальным.
Эта работа является одним из приоритетных
направлений
деятельности
нашего
методического
объединения.
Педагогический
коллектив чётко осознаёт, что эффективность учебного процесса во многом определяется
степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся. Мы понимаем, что
только
здоровый
ребёнок
способен
успешно
овладеть
школьной
программой,
а
нарушения
здоровья
ведут
к
трудностям
обучения.
Поэтому
мы
ведём
работу
по
максимальному валеологическому просвещению школьников.
Основы, способствующие сохранению здоровья учащихся, заложены в учебном
материале ,
который
изучается
на
уроках
окружающего
мира
и
ОБЖ.
Например,
на
окружающем
мире
изучаются
такие
темы:
«Организм
человека.
Органы
и
системы
органов», «Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и
гигиена»,
«Опорно-двигательная
система,
её
роль
в
организме.
Осанка,
значение
физкультуры и труда» и т.п. На уроках ОБЖ:
«Здоровый образ жизни», «Отравление
газообразными
и
токсическими
веществами.
Признаки
отравления
угарным
газом.
Профилактика отравлений», «Отработка навыков оказания первой медицинской помощи»
и др. Проводились Уроки здоровья . Учащиеся получают первые знания по валеологии,
ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины,
воспитывается культ здоровья.
Физкультурные минутки. Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8 – 20-й
минутах
занятия).
Занимают
1
–
3
минуты
для
проведения
физических
упражнений,
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Доклад на педагогическом совете МКОУ «Шайковская СОШ№1»
Титаренко Е.В., учитель начальных классов
связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомления,
восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушения осанки. Виды
физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук
(пальчиковая
гимнастика,
мудры);
гимнастика
для
глаз;
упражнения
на
осанку;
дыхательная гимнастика.
У ч и т е л я м и
н а ч а л ь н о й
ш к о л ы
и с п о л ь з у ю т с я элементы
различных
здоровьесберегающих
технологий.
Автор
одной
из
методик
здравоохранительной
системы
обучения
и
воспитания,
руководитель
отдела
сенсорных
систем
Института
медицинских
проблем
профессор
В.Ф.Базарный
считает
необходимым
вернуть
«движущийся мир» в сады и школы. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы –
режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Стоя за
конторкой,
сидя
за
партой
на
стульчике.
Вместо
близорукого
обучения,
когда
взгляд
прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо
шариковой ручки – перьевая.
Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в возрасте 6-7
лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность –
наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка
для такого глаза – рассматривание удалённых предметов. В наших школах дети большую
часть учебного времени работают с книгой, тетрадью на близких расстояниях. Орган
зрения
претерпевает
вначале
функциональные,
а
затем
структурные
изменения,
позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз
адаптируется к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению
вдали.
Профессор
предлагает
выход
из
создавшейся
ситуации
в
приёмах,
которые
позволят расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.
Один из приёмов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала.
Каждый ученик находится во время классных занятий
строго на своей рабочей
дистанции, на расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1см.
Для этого используют стандартную разрезную кассу букв и слогов. В начале учебного года
учитель и медицинский работник проверяют зрение детей на рабочую дистанцию и,
исходя из полученных данных, рассаживают их в классе.
Следующая
особенность
проведения
учебных
занятий
в
режиме
«зрительных
горизонтов» - размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки,
карточки, цифровой материал). Самые мелкие детали по высоте должны быть не менее
1см, а самые крупные – не более 2 - 3см.
Тем самым создаются предпосылки для
интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время
функционировавших
в
режиме
ближнего
зрения.
Продолжительность
таких
пауз
в
течение
учебного
часа
должна
составлять
не
менее
8
–
10
минут.
Эту
работу
целесообразно чередовать с занятиями на близком расстоянии. Ещё лучше, если учитель
во время демонстрации будет плавно передвигаться вдоль доски, принося тем самым
дополнительную активность для всех групп мышц.
Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение
физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной
комнаты
ориентиров.
Физкультурные
минутки
выполняются
через
10
–
15
минут
напряжённого зрительного труда на близких расстояниях.
Для этого используют такие
приёмы:
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Доклад на педагогическом совете МКОУ «Шайковская СОШ№1»
Титаренко Е.В., учитель начальных классов
1.
Высоко
на
стенах
классной
комнаты
развешивают
мелкие
сюжетные
(или
предметные) картинки размером не более 3 – 5 см, карточки с буквами, слогами, словами
(размер букв 1см) и т.д. Дети встают и отыскивают глазами местоположение той или иной
картинки.
2. Использование траекторий, по которым дети «бегают глазами» (размер листа
ватмана).
Желательно
придать
упражнению
игровой
характер.
Например,
в
начале
спиральной линии прикрепляют жёлтый кленовый листочек или бабочку. Предлагают
детям проследить, как этот листочек или бабочка будут кружиться по заданной траектории
под порывом ветра.
3. Упражнения для глаз в сочетании с физическими упражнениями, например, в
виде игры «Весёлые человечки» Показывают нарисованную фигуру человечки размером 1
– 2 см в движении. Дети рассматривают человечка – «рисуют его глазами», а затем
повторяют его движение сами.
Выполнив задание раньше, дети могут самостоятельно «пробежаться глазами» по
тренажёру или выполнить мудры. Очень полезно для отдыха глаз и нервной системы
смотреть вдаль на зелёные луга, лес, голубое небо, облака, воду.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе
позволяет
снижать
утомляемость,
повышать
эмоциональный
настрой
и
работоспособность,
а
это,
в
свою
очередь,
способствует
сохранению
и
укреплению
здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объём
двигательной активности.
Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация
физкультурно-оздоровительной работы в школе. Среди различных форм физкультурно-
оздоровительных мероприятий особое место отведено проведению подвижных игр и
физических упражнений на переменах . Учителями начальных классов и воспитателями
ГПД накоплен большой опыт по организации подвижных игр на переменах, во время
прогулок на свежем воздухе. Это такие игры, как «Третий лишний», «Гуси-гуси», «Кошки-
мышки»
и
др.
Помимо
этого
мы
ведём
просветительскую
работу,
знакомя
детей
с
обычаями русского народа, приуроченными к определённым христианским праздникам,
дням народного календаря.
На таких мероприятиях
обучаем различным народным
играм. Отрадно отметить, что дети не только знакомятся с этими играми, но и активно
играют в них в дальнейшем.
Нужно быть реалистами: школу невозможно изменить в одночасье. В то же время
важно оставаться оптимистами и настойчиво воплощать те задачи, которые поставлены
перед учебными заведениями. Для решения проблемы охраны и укрепления здоровья
школьников мало определиться с методиками обучения, необходимо создать условия, в
которых эти методики будут осуществляться. Следуя прописной истине, что здоровые дети
учатся лучше, можно провести аналогию: здоровые учителя лучше учат .
Обращаясь
к
Посланию
Федеральному
Собранию
Президента
Российской
Федерации Д.А.Медведева, где раскрыта национальная образовательная стратегия
-
инициатива «Новая школа», отметим её четвёртое составляющее.
Четвёртое.
Сам
облик
школы,
как
по
форме,
так
и
по
содержанию,
должен
значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Доклад на педагогическом совете МКОУ «Шайковская СОШ№1»
Титаренко Е.В., учитель начальных классов
увлекательно,
и
интересно,
если
она
станет
центром
не
только
обязательного
образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
Президент подчеркнул, что российская школа не имеет права быть «ветхой» - и в
прямом,
и
в
переносном
смысле
этого
слова.
Необходимы
не
только
новые
образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и
кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе
ребёнку должно быть комфортно – и психологически, и физически.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
«Наша
новая
школа»,
из
Послания
Федеральному
Собранию
Президента
РФ
Д.А.Медведева//Начальная школа. 2010. №1. – С.1.
2.
Боева
Н.Я.,
Волкова
И.В.
Личностно-ориентированное
образование
(Проблема
здоровья учащихся)//Начальная школа. 2004. №6. – С.23.
3.
Рагимова О.А. Пути оздоровления младших школьников. //Начальная школа. 2009.
№1. – С.72.
4.
Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе.//
Начальная школа. 2005. №11. – С.78.
5.
Козык Н.И. Наше здоровье. //Начальная школа. 2007. №7. – С.51.
6.
Свалова
О.Г.
Сохранение
и
укрепление
здоровья
учащихся.//Начальная
школа.
2009. №2. – С.43.