Напоминание

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ


Автор: Титаренко Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Шайковская СОШ №1"
Населённый пункт: п.Шайковка Кировского района Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Раздел: начальное образование





Назад





Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Доклад на педагогическом совете МКОУ «Шайковская СОШ№1» Титаренко Е.В., учитель начальных классов
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ШКОЛЫ
Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
Что такое здоровье?
По определению римского врача, представителя античной медицины К.Галена, «…это состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности…». «Здоровье – всему голова», - гласит народная мудрость. Здоровье есть сама жизнь, с её радостями и тревогами. «Здоровье – это оптимальный баланс всего, чем мы являемся», - говорил Ф.Перлз. Всемирная организация здравоохранения дала такое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». Здоровье – тема актуальная для всех времён и народов, в XXI веке она становится первостепенной. Специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов на планете, сегодня стал одним из самых больных. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся I класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития. Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний. Это неблагоприятно отражается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. В своём Послании Федеральному Собранию Д.А.Медведев охарактеризовал сегодняшнюю статистику здоровья человека как ужасающую. Многое зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Раскрывая пятое направление инициативы «Новая школа», он отметил, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход – минимизирующий риски здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов. Президент уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то общество гораздо легче справится с формированием современной системы здравоохранения в целом. Это отмечено недаром. К сожалению, медицина сегодня фактически не справляется с возложенными на неё обязанностями, в связи с этим возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Доклад на педагогическом совете МКОУ «Шайковская СОШ№1» Титаренко Е.В., учитель начальных классов Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности. Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье. Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 31,3% учащиеся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41,4% - иногда, а 23,5% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Наше общество подвергается сегодня информационному шквалу. Каждое десятилетие объём информации удваивается, а каждые 7 лет обновляется на 50%, поэтому категория «объём знаний» перестаёт играть ведущую роль. Вопрос «что учить?» закономерно заменяется вопросом «как учить?». Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья. Как отметил Д.В.Колесов, «…только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование…».
Задача

школы



научить

детей

самим

заботиться

о

своём

здоровье
, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является сегодня актуальным.
Эта работа является одним из приоритетных

направлений

деятельности

нашего

методического

объединения.
Педагогический коллектив чётко осознаёт, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей учащихся. Мы понимаем, что только здоровый ребёнок способен успешно овладеть школьной программой, а нарушения здоровья ведут к трудностям обучения. Поэтому мы ведём работу по максимальному валеологическому просвещению школьников.
Основы, способствующие сохранению здоровья учащихся, заложены в учебном

материале
, который изучается на уроках окружающего мира и ОБЖ. Например, на окружающем мире изучаются такие темы: «Организм человека. Органы и системы органов», «Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена», «Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка, значение физкультуры и труда» и т.п. На уроках ОБЖ: «Здоровый образ жизни», «Отравление газообразными и токсическими веществами. Признаки отравления угарным газом. Профилактика отравлений», «Отработка навыков оказания первой медицинской помощи» и др. Проводились
Уроки здоровья
. Учащиеся получают первые знания по валеологии, ведётся ранняя профилактика вредных привычек, формируются гигиенические истины, воспитывается культ здоровья.
Физкультурные минутки.
Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8 – 20-й минутах занятия). Занимают 1 – 3 минуты для проведения физических упражнений,

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Доклад на педагогическом совете МКОУ «Шайковская СОШ№1» Титаренко Е.В., учитель начальных классов связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушения осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика, мудры); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика. У ч и т е л я м и н а ч а л ь н о й ш к о л ы и с п о л ь з у ю т с я
элементы

различных

здоровьесберегающих

технологий.
Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем профессор В.Ф.Базарный считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады и школы. Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Стоя за конторкой, сидя за партой на стульчике. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки – перьевая. Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в возрасте 6-7 лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удалённых предметов. В наших школах дети большую часть учебного времени работают с книгой, тетрадью на близких расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению вдали. Профессор предлагает выход из создавшейся ситуации в приёмах, которые позволят расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Один из приёмов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждый ученик находится во время классных занятий строго на своей рабочей дистанции, на расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1см. Для этого используют стандартную разрезную кассу букв и слогов. В начале учебного года учитель и медицинский работник проверяют зрение детей на рабочую дистанцию и, исходя из полученных данных, рассаживают их в классе. Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» - размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, цифровой материал). Самые мелкие детали по высоте должны быть не менее 1см, а самые крупные – не более 2 - 3см. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять не менее 8 – 10 минут. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близком расстоянии. Ещё лучше, если учитель во время демонстрации будет плавно передвигаться вдоль доски, принося тем самым дополнительную активность для всех групп мышц. Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняются через 10 – 15 минут напряжённого зрительного труда на близких расстояниях. Для этого используют такие приёмы:

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Доклад на педагогическом совете МКОУ «Шайковская СОШ№1» Титаренко Е.В., учитель начальных классов 1. Высоко на стенах классной комнаты развешивают мелкие сюжетные (или предметные) картинки размером не более 3 – 5 см, карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1см) и т.д. Дети встают и отыскивают глазами местоположение той или иной картинки. 2. Использование траекторий, по которым дети «бегают глазами» (размер листа ватмана). Желательно придать упражнению игровой характер. Например, в начале спиральной линии прикрепляют жёлтый кленовый листочек или бабочку. Предлагают детям проследить, как этот листочек или бабочка будут кружиться по заданной траектории под порывом ветра. 3. Упражнения для глаз в сочетании с физическими упражнениями, например, в виде игры «Весёлые человечки» Показывают нарисованную фигуру человечки размером 1 – 2 см в движении. Дети рассматривают человечка – «рисуют его глазами», а затем повторяют его движение сами. Выполнив задание раньше, дети могут самостоятельно «пробежаться глазами» по тренажёру или выполнить мудры. Очень полезно для отдыха глаз и нервной системы смотреть вдаль на зелёные луга, лес, голубое небо, облака, воду. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья. Именно комплексное использование позволяет выполнить примерный объём двигательной активности. Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. Среди различных форм физкультурно- оздоровительных мероприятий особое место отведено
проведению подвижных игр и

физических упражнений на переменах
. Учителями начальных классов и воспитателями ГПД накоплен большой опыт по организации подвижных игр на переменах, во время прогулок на свежем воздухе. Это такие игры, как «Третий лишний», «Гуси-гуси», «Кошки- мышки» и др. Помимо этого мы ведём просветительскую работу, знакомя детей с обычаями русского народа, приуроченными к определённым христианским праздникам, дням народного календаря. На таких мероприятиях обучаем различным народным играм. Отрадно отметить, что дети не только знакомятся с этими играми, но и активно играют в них в дальнейшем. Нужно быть реалистами: школу невозможно изменить в одночасье. В то же время важно оставаться оптимистами и настойчиво воплощать те задачи, которые поставлены перед учебными заведениями. Для решения проблемы охраны и укрепления здоровья школьников мало определиться с методиками обучения, необходимо создать условия, в которых эти методики будут осуществляться. Следуя прописной истине, что здоровые дети учатся лучше, можно провести аналогию:
здоровые учителя лучше учат
. Обращаясь к Посланию Федеральному Собранию Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, где раскрыта национальная образовательная стратегия - инициатива «Новая школа», отметим её четвёртое составляющее. Четвёртое. Сам облик школы, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Доклад на педагогическом совете МКОУ «Шайковская СОШ№1» Титаренко Е.В., учитель начальных классов увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Президент подчеркнул, что российская школа не имеет права быть «ветхой» - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребёнку должно быть комфортно – и психологически, и физически. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. «Наша новая школа», из Послания Федеральному Собранию Президента РФ Д.А.Медведева//Начальная школа. 2010. №1. – С.1. 2. Боева Н.Я., Волкова И.В. Личностно-ориентированное образование (Проблема здоровья учащихся)//Начальная школа. 2004. №6. – С.23. 3. Рагимова О.А. Пути оздоровления младших школьников. //Начальная школа. 2009. №1. – С.72. 4. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе.// Начальная школа. 2005. №11. – С.78. 5. Козык Н.И. Наше здоровье. //Начальная школа. 2007. №7. – С.51. 6. Свалова О.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.//Начальная школа. 2009. №2. – С.43.


В раздел образования