Напоминание

Урок систематизации знаний "Ударение"


Автор: Желанная Вера Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Островецкая средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Московская область, Раменский район, д.Островцы
Наименование материала: Урок русского языка во 2 классе
Тема: Урок систематизации знаний "Ударение"
Раздел: начальное образование





Назад





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

УУД

Время

СЛАЙД

1.Организационный

момент.

Мотивирование к

учебной

деятельности.
В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. - Посмотрите всё готово у вас к уроку. - А прежде чем мы его начнём, покажите мне, пожалуйста, свои карточки настроения. - Я желаю, тем у кого хорошее настроение – не растерять его до окончания занятия, а тем у кого настроение не очень – чтобы оно улучшилось… - настраиваются на работу, - проверяют готовность к уроку. Планируемые результаты нравственно-этическая ориентация (этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость)
№1

2 мин

2. Чистописание.
Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта — не пряник, не конфета. - Назовите тему этого стихотворения. (Доброта) - С какого звука начинается слово Доброта? ([Д]) - Какая орфограмма есть в этом слове? (безудар.глас.О) - Как ее проверить? (добрый) - Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной буквы Д. - читают, - участвуют в обсуждении проблемных вопросов, - работают над чистописанием. Познавательные УУД (понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; анализировать предложенный материал). Коммуникативные УУД (умение слушать других, отстаивать свою точку зрения).
№ 2, 3, 4


3 мин

3. Грамматическая

разминка
- Ребята, давайте начнем урок с небольшой разминки. Приготовьте свои сигнальные карточки. Я буду задавать вам вопрос, если утверждение верное – поднимайте зеленую карточку, если неверное – красную. 1. - в русском языке звуки бывают гласные и согласные, 2. -слова могут состоять из 1, 2 и более слогов. 3. -сколько в слове звуков, столько и слогов 4. -ударными бывают согласные звуки 5. - ударный гласный произносится сильнее 6. - в русском языке ударение падает только на первый слог 7. - ударный слог в слове может быть только один 8. - в слове лучи безударный гласный в 1 слоге - у ч а с т в у ю т в работе, используют сигнальные карточки Регулятивные УУД (умение слушать в соответствии с целевой установкой, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание). Предметные УУД ( - осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. - определять умения на основе изученного правила. - определить круг своего не знаю на этом этапе урока) Личностные УУД (применять правила делового сотрудничества.)
3 мин

4 .

З н а к о м с т в о

с

т ем о й

и

ц ел я м и

урока.
- Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами работает по одной теме. Напомните, пожалуйста, по какой. (Ударение). - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке сегодня, если наш урок называется – урок-закрепление? Какую цель мы поставим перед собой? - Чему будем учиться на уроке? 1. Учиться делить слова на слоги 2. Выделять ударный слог. 3. Работать в паре, с учителем, в группе. - участвуют в обсуждении проблемных вопросов - формулируют цели урока Коммуникативные УУД (умение слушать других, отстаивать свою точку зрения). Регулятивные УУД (умение слушать в соответствии с целевой установкой, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание).
№5

2 мин

4. Учиться оценивать себя, товарища. - Правильно! Мы на уроке повторим все, что мы знаем об ударении. - Что такое ударение?
5. Работа по теме

урока.

Актуализация

знаний.
- Ребята, сейчас я прочитаю вам историю одного очень важного участника нашей школьной жизни… Вы послушайте ее и попробуйте ответить на вопрос, который он задает в конце… Рассказ школьного портфеля Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор». «Дилектор входит в кабинет...» «Закрыт магазин на обед...» «Хозяйка моет стаканы...» «Секёт свеклу...» «Пекёт блины...» И до меня дошел черёд: Портфель он «портфелем» зовет. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал не шутя: Пусть и его зовут Петя. – Петя! – несется со двора. – Тебе домой идти пора! – Не трогай малыша, Петя! Ведь ты большой, а он дитя! «Петя» обижен на ребят: – Скажите, в чем я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил, За что же среди бела дня Отняли имя у меня? (Ю.Тимянский) - участвуют в обсуждении проблемных вопросов Познавательные УУД (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков) Регулятивные УУД (определить план выполнения заданий; контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой само регуляции)
№6

5 мин

- Так что же произошло с портфелем? (мальчик неправильно поставил ударение) - Как вы найдёте ударение в словах? - Давайте вспомним алгоритм постановки ударения в словах. У вас на столах разрезанные пункты алгоритма, соберите их в правильном порядке, для этого вам понадобится клей. - Давайте проверим, что у вас должно было получиться… Алгоритм постановки ударения: 1.Вспоминаю правило: «Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов». 2.Для выделения ударного слога надо произносить слово целиком (не по слогам). 3.Вспоминаю приёмы постановки ударения в словах: «Зовём слово в гости» (интонация обращения). Мы в слове слог ударный Найдём элементарно. А когда его найдём, Громче всех произнесём. - участвуют в обсуждении проблемных вопросов - вспоминают алгоритм постановки ударения. Познавательные УУД информационные (анализ информации, передача информации (устным, цифровым способом) Познавательные УУД логические (построение рассуждения; обобщение).
6. Формирование

новых знаний
- А теперь давайте понаблюдаем над ударением и определим, нужно ли знать на какой слог поставить ударение и на что влияет ударение. - У вас на столе
листочки
: нарисуйте простой рисунок слова, которое записано у вас на карточках. Только чур, не
Работа в парах
. - работают, а затем объясняют выполненное задание. Регулятивные УУД (ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль) Познавательные УУД
5 мин

подсматривать, что рисует сосед. (кружки, гвоздики). - Посмотрим на рисунки. Что вы заметили? (что рисунки разные) - Как такое могло получиться, ведь слово – то одно, а рисунки разные? - Знаете, ребята, русском языке встречаются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся и слышатся по-разному. Об этом мы будем говорить на следующих уроках. Если вам интересно, как они называются, вы можете поискать о них дома информацию и рассказать нам потом. - Для чего же надо знать постановку ударения? - Составим с этими словами предложения и запишем их в тетрадь. - (от этого зависит значение слова). (анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений) Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации)
7. Физкультминутка
- выполняют расслабляющие упражнения Личностные УУД самоопределение (экологическая культура: здоровьесберегающее поведение)
1 мин

8. Формирование

новых знаний

(продолжение)
- Что записано на доске? (предложения) - Некоторые слова в них выделены. Эти слова написаны одинаково. А как же они читаются? - Прочитаем предложения. - Запишите предложения в тетрадь. Поставьте в выделенных словах ударение. - Так для чего нам нужно ударение?
ВЫВОД: ударение может изменить смысл

слова. От ударения меняется лексическое

Работа в группе
. - объясняют, что нужно сделать. - работают, а затем объясняют выполненное задание. - формулируют вывод о том, что Коммуникативные УУД - инициативное сотрудничество (проявлять активность во взаимодействии); - взаимодействие (формулировать собственное мнение и позицию, вести диалог, слушать
№ 7


значение слова.
- А сейчас вы будете работать в группах, вот и посмотрим, как вы можете дружить, помогать друг другу, насколько вы добры. - У вас на столах карточки со словами. Соберите из них пословицу и запишите ее в тетрадь. ЛЕЧИТ, ЗЛОЕ, КАЛЕЧИТ, СЛОВО, А, ДОБРОЕ ДОБРЕЕ, БУДЕШЬ, МИЛЕЕ, ВСЕМ, ЖИВИ (Доброе слово лечит, а злое калечит. Живи добрее, будешь всем милее.) - Как вы понимаете эти пословицы? ударение меняет смысл слова. собеседника); управление коммуникацией (аргументировать свою позицию) Регулятивные УУД коррекция (вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе учёта сделанных ошибок); контроль и самоконтроль (сличать способ действия и его результат с заданным эталоном) Познавательные УУД логические (классификация по заданным критериям)
2 мин

№ 8

3 мин

9. Работа с кейсом

Добро и Зло


В одном прекрасном городе жила-была принцесса Доброта. Она была очень красива и умна. Доброта творила только хорошие поступки, она помогала жителям города. Принцесса всем очень нравилась. В другом городе жила королева Зло. Зло была уродлива и делала только плохие вещи и гадости. За это ее никто не любил. Зло очень завидовала, потому что Доброта была очень красива. Однажды Зло сказала, что хочет устроить состязания по разным делам: добрым и злым. К
Работа в группе
. - объясняют, что нужно сделать. - работают, а затем объясняют выполненное задание - защита перед классом Регулятивные УУД (корректировать деятельность: вносить изменения в процесс, анализировать) Личностные УУД (принимать правила делового сотрудничества) Познавательные УУД (- классифицировать объекты: - объединять в группы по
5 мин

кому потянутся люди, тот и выиграл. Вот настал день соревнований. Зло стала пакостить всем. Она думала, что люди будут бояться ее и за это уважать и любить. Доброта делала хорошие дела и людям это нравилось. Победила Доброта. Зло очень расстроилась, но Доброта пожалела ее и научила делать добро. С тех пор королеву зовут не Зло, а Злата. И она творит только добро.
Задание:
1. Найти 2 слова, в которых ударение падает на 1 слог 2. Найти 2 слова, в которых падает ударение на 2 слог существенному признаку. - выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения) Коммуникативные УУД (- анализировать текст, - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации)
10. Рефлексия.

Подведение итогов

урока.
- О чем мы говорили сегодня на уроке? - Продолжите предложения… Сегодня на уроке: 1. Мы учились… 2. Мы смогли… 3. Было трудно… - На ваших партах лежат листочки, на которых отметьте насколько понятен был вам урок и как вы работали на сегодняшнем уроке. - продолжают предложения - на карточках рефлексии отмечают на сколько понятен был им урок и как они оценивают свое участие в нем. Регулятивные УУД (- оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии) Личностные УУД (- мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания)
№ 9, 10

2 мин


Технологическая карта урока русского языка по учебнику

УМК «Перспектива»

Класс: 2 «Г»

Учитель: Желанная В.В.

Тема

Ударение. Ударный слог.

Цель темы
1) развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся. 2) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание; 3) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Планируемые

результаты

Познавательные умения:
— определять постановку ударения на примере слов-омографов; — понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
Регулятивные умения
: — выполнять учебное задание в соответствии с правилом; — проверять правильность выполненного задания при работе в паре.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные для партнёра высказывания.

Предметные умения:
— выполнять деление слова на слоги; — определять ударный слог.
Личностные умения:.
- сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмет, интерес к предметно-исследовательской деятельности; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Межпредметные связи
Литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы:

- основные

- дополнительные
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал; Компьютер, мультимедийнный проектор, интерактивная доска
Организация

пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах


В раздел образования