Автор: Желанная Вера Валериевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Островецкая средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Московская область, Раменский район, д.Островцы Наименование материала: Урок русского языка во 2 классе Тема: Урок систематизации знаний "Ударение" Раздел: начальное образование
деятельности.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
- Посмотрите всё готово у вас к уроку.
- А прежде чем мы его начнём, покажите
мне, пожалуйста, свои карточки настроения.
- Я желаю, тем у кого хорошее настроение –
не растерять его до окончания занятия, а
тем у кого настроение не очень – чтобы оно
улучшилось…
- настраиваются
на работу,
- проверяют
готовность к
уроку.
Планируемые результаты
нравственно-этическая
ориентация (этические
чувства:
доброжелательность и
эмоционально-нравственная
отзывчивость)
№1
2 мин
2. Чистописание.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
- Назовите тему этого стихотворения.
(Доброта)
- С какого звука начинается слово Доброта?
([Д])
- Какая орфограмма есть в этом слове?
(безудар.глас.О)
- Как ее проверить? (добрый)
- Сегодня мы повторим написание
заглавной и строчной буквы Д.
- читают,
- участвуют в
обсуждении
проблемных
вопросов,
- работают над
чистописанием.
Познавательные УУД
(понимать заданный вопрос
и строить сообщение в
устной форме;
анализировать
предложенный материал).
Коммуникативные УУД
(умение слушать других,
отстаивать свою точку
зрения).
№ 2, 3, 4
3 мин
3. Грамматическая
разминка
- Ребята, давайте начнем урок с небольшой
разминки.
Приготовьте
свои
сигнальные
карточки. Я буду задавать вам вопрос, если
утверждение верное – поднимайте зеленую
карточку, если неверное – красную.
1.
-
в
русском
языке
звуки
бывают
гласные и согласные,
2.
-слова могут состоять из 1, 2 и более
слогов.
3.
-сколько в слове звуков, столько и
слогов
4.
-ударными бывают согласные звуки
5.
-
ударный
гласный
произносится
сильнее
6.
- в русском языке ударение падает
только на первый слог
7.
-
ударный слог в слове может быть
только один
8.
- в слове лучи безударный гласный в
1 слоге
-
у ч а с т в у ю т
в
работе,
используют
сигнальные
карточки
Регулятивные УУД
(умение слушать в
соответствии с целевой
установкой, умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание).
Предметные УУД
( - осуществлять сравнение,
строить логическое
рассуждение.
- определять умения на
основе изученного правила.
- определить круг своего не
знаю на этом этапе урока)
Личностные УУД
(применять правила
делового сотрудничества.)
3 мин
4 .
З н а к о м с т в о
с
т ем о й
и
ц ел я м и
урока.
- Ребята, вот уже несколько уроков мы с
вами работает по одной теме. Напомните,
пожалуйста, по какой. (Ударение).
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься
на уроке сегодня, если наш урок называется
– урок-закрепление? Какую цель мы
поставим перед собой?
- Чему будем учиться на уроке?
1.
Учиться делить слова на слоги
2.
Выделять ударный слог.
3.
Работать в паре, с учителем, в
группе.
- участвуют в
обсуждении
проблемных
вопросов
- формулируют
цели урока
Коммуникативные УУД
(умение слушать других,
отстаивать свою точку
зрения).
Регулятивные УУД
(умение слушать в
соответствии с целевой
установкой, умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание).
№5
2 мин
4.
Учиться оценивать себя, товарища.
- Правильно! Мы на уроке повторим все,
что мы знаем об ударении.
- Что такое ударение?
5. Работа по теме
урока.
Актуализация
знаний.
- Ребята, сейчас я прочитаю вам историю
одного очень важного участника нашей
школьной жизни… Вы послушайте ее и
попробуйте ответить на вопрос, который он
задает в конце…
Рассказ школьного портфеля
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет...»
«Закрыт магазин на обед...»
«Хозяйка моет стаканы...»
«Секёт свеклу...»
«Пекёт блины...»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
(Ю.Тимянский)
- участвуют в
обсуждении
проблемных
вопросов
Познавательные УУД
(осуществлять анализ
объектов с выделением
существенных и
несущественных признаков)
Регулятивные УУД
(определить план
выполнения заданий;
контроль, коррекция и
оценка выполненных
действий при волевой само
регуляции)
№6
5 мин
- Так что же произошло с портфелем?
(мальчик неправильно поставил ударение)
- Как вы найдёте ударение в словах?
- Давайте вспомним алгоритм постановки
ударения в словах. У вас на столах
разрезанные пункты алгоритма, соберите
их в правильном порядке, для этого вам
понадобится клей.
- Давайте проверим, что у вас должно было
получиться…
Алгоритм
постановки ударения:
1.Вспоминаю правило: «Ударение – это
выделение в слове голосом одного из
слогов».
2.Для выделения ударного слога надо
произносить слово целиком (не по слогам).
3.Вспоминаю приёмы постановки ударения
в словах: «Зовём слово в гости» (интонация
обращения).
Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.
- участвуют в
обсуждении
проблемных
вопросов
- вспоминают
алгоритм
постановки
ударения.
Познавательные УУД
информационные (анализ
информации, передача
информации (устным,
цифровым способом)
Познавательные УУД
логические (построение
рассуждения; обобщение).
6. Формирование
новых знаний
- А теперь давайте понаблюдаем над
ударением и определим, нужно ли знать на
какой слог поставить ударение и на что
влияет ударение.
- У вас на столе листочки : нарисуйте
простой рисунок слова, которое записано у
вас на карточках. Только чур, не
Работа в парах .
- работают, а затем
объясняют
выполненное
задание.
Регулятивные УУД
(ставить учебную задачу,
корректировать
деятельность, осуществлять
пошаговый контроль)
Познавательные УУД
5 мин
подсматривать, что рисует сосед. (кружки,
гвоздики).
- Посмотрим на рисунки. Что вы заметили?
(что рисунки разные)
- Как такое могло получиться, ведь слово –
то одно, а рисунки разные?
- Знаете, ребята, русском языке встречаются
слова, которые пишутся одинаково, но
произносятся и слышатся по-разному. Об
этом мы будем говорить на следующих
уроках. Если вам интересно, как они
называются, вы можете поискать о них
дома информацию и рассказать нам потом.
- Для чего же надо знать постановку
ударения?
- Составим с этими словами предложения и
запишем их в тетрадь.
- (от этого
зависит значение
слова).
(анализировать с целью
выделения существенных
признаков, построение
логической цепочки
рассуждений)
Коммуникативные УУД
(умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с заданиями и
условиями коммуникации)
7. Физкультминутка
- выполняют
расслабляющие
упражнения
Личностные УУД
самоопределение
(экологическая культура:
здоровьесберегающее
поведение)
1 мин
8. Формирование
новых знаний
(продолжение)
- Что записано на доске? (предложения)
- Некоторые слова в них выделены. Эти
слова написаны одинаково. А как же они
читаются?
- Прочитаем предложения.
- Запишите предложения в тетрадь.
Поставьте в выделенных словах ударение.
- Так для чего нам нужно ударение?
ВЫВОД: ударение может изменить смысл
слова. От ударения меняется лексическое
Работа в группе .
- объясняют, что
нужно сделать.
- работают, а затем
объясняют
выполненное
задание.
-
формулируют
вывод о том, что
Коммуникативные УУД
- инициативное
сотрудничество
(проявлять активность во
взаимодействии);
- взаимодействие
(формулировать собственное
мнение и позицию, вести
диалог, слушать
№ 7
значение слова.
- А сейчас вы будете работать в группах, вот
и посмотрим, как вы можете дружить,
помогать друг другу, насколько вы добры.
- У вас на столах карточки со словами.
Соберите из них пословицу и запишите ее в
тетрадь.
ЛЕЧИТ, ЗЛОЕ, КАЛЕЧИТ, СЛОВО, А, ДОБРОЕ
ДОБРЕЕ, БУДЕШЬ, МИЛЕЕ, ВСЕМ, ЖИВИ
(Доброе слово лечит, а злое калечит. Живи
добрее, будешь всем милее.)
- Как вы понимаете эти пословицы?
ударение
меняет
смысл слова.
собеседника); управление
коммуникацией
(аргументировать свою
позицию)
Регулятивные УУД
коррекция (вносить
необходимые коррективы в
действия после его
завершения на основе учёта
сделанных ошибок);
контроль и самоконтроль
(сличать способ действия и
его результат с заданным
эталоном)
Познавательные УУД
логические (классификация
по заданным критериям)
2 мин
№ 8
3 мин
9. Работа с кейсом
Добро и Зло
В одном прекрасном городе жила-была
принцесса
Доброта. Она была очень красива и умна. Доброта
творила только хорошие
поступки, она помогала жителям города. Принцесса
всем очень нравилась.
В другом городе жила королева Зло.
Зло была уродлива и делала только плохие вещи и
гадости. За это ее никто не любил. Зло очень
завидовала, потому что Доброта была очень
красива.
Однажды Зло сказала, что хочет устроить
состязания по разным делам: добрым и злым. К
Работа в группе .
- объясняют, что
нужно сделать.
- работают, а затем
объясняют
выполненное
задание
- защита перед
классом
Регулятивные УУД
(корректировать
деятельность: вносить
изменения в процесс,
анализировать)
Личностные УУД
(принимать правила
делового сотрудничества)
Познавательные УУД
(- классифицировать
объекты:
- объединять в группы по
5 мин
кому потянутся люди, тот и выиграл. Вот настал день
соревнований. Зло стала пакостить всем. Она
думала, что люди будут бояться ее и за это уважать и
любить.
Доброта делала хорошие дела и людям это
нравилось. Победила Доброта.
Зло очень расстроилась, но Доброта пожалела
ее и научила делать добро. С тех пор королеву зовут
не Зло, а Злата. И она творит только добро.
Задание:
1. Найти 2 слова, в которых ударение падает на 1
слог
2. Найти 2 слова, в которых падает ударение на 2
слог
существенному признаку.
- выполнять учебные задачи,
не имеющие однозначного
решения)
Коммуникативные УУД
(- анализировать текст,
- умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с заданиями и
условиями коммуникации)
10. Рефлексия.
Подведение итогов
урока.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Продолжите предложения…
Сегодня на уроке:
1. Мы учились…
2. Мы смогли…
3. Было трудно…
- На ваших партах лежат листочки, на
которых отметьте насколько понятен был
вам урок и как вы работали на сегодняшнем
уроке.
- продолжают
предложения
- на карточках
рефлексии
отмечают на
сколько понятен
был им урок и как
они оценивают
свое участие в
нем.
Регулятивные УУД
(- оценивать учебные
действия, освоение
начальных форм
познавательной рефлексии)
Личностные УУД
(- мотивировать свои
действия,
выражать положительное
отношение к процессу
познания)
№ 9, 10
2 мин
Технологическая карта урока русского языка по учебнику
УМК «Перспектива»
Класс: 2 «Г»
Учитель: Желанная В.В.
Тема
Ударение. Ударный слог.
Цель темы
1) развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова; развивать
орфоэпическую культуру учащихся.
2) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
3) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия на уроке,
чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Планируемые
результаты
Познавательные умения:
— определять постановку ударения на примере слов-омографов;
— понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;
Регулятивные умения :
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
— проверять правильность выполненного задания при работе в паре.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные для партнёра высказывания.
Предметные умения:
— выполнять деление слова на слоги;
— определять ударный слог.
Личностные умения:.
- сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмет,
интерес к предметно-исследовательской деятельности; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Межпредметные связи
Литературное чтение, изобразительное искусство.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал;
Компьютер, мультимедийнный проектор, интерактивная доска
Организация
пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах