Современные подходы к повышению качества преподавания учебных предметов в вечерней школе.
Автор: Смолеева Раиса Павловна Должность: учитель математики Учебное заведение: Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2" Населённый пункт: город Зеленокумск Наименование материала: статья Тема: Современные подходы к повышению качества преподавания учебных предметов в вечерней школе. Раздел: среднее образование
Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2 г. Зеленокумска
Советского района»
Учитель математики
Смолеева Раиса Павловна
2016-2017 уч. год
Современные подходы к повышению качества преподавания
учебных предметов в вечерней школе.
Понятия современный урок, современные подходы неразрывно связаны с
понятием
современный
учитель,
к
которому
предъявляются
следующие
требования:
во-первых, это профессионал, который
•демонстрирует универсальные и предметные способы действий
•инициирует действия учащихся
•консультирует и корректирует их действия
•находит способы включения в работу каждого ученика
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-т ретьих,
современный
учитель
обладает
и н ф о рм а ц и о н н о й
компетентностью.
Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает
учить
по-новому.
А
урок
остается
по-прежнему
основной
формой
организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее
спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить
коррекцию
своих
действий
и
действий
учащихся
с
учётом
анализа
(самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Но здесь возникают проблемы. С
одной стороны, вечерняя школа должна давать те же знания, что и массовая,
того же качества, но за меньший промежуток времени. С другой стороны, она
имеет
дело,
как
правило,
со
слабо
подготовленным
контингентом,
повышенной
психической
возбудимостью,
частыми
нервными
срывами.
Наши
ученики
отличаются
низкими
учебными
способностями,
плохой
памятью, не умением анализировать, сравнивать и делать выводы. Поэтому
для
поддержания
познавательного
интереса
учащихся
к
предмету
надо
выработать
такие
направления
и
методы,
которые
помогут
им
освоить
учебную программу.
Для реализации данной задачи самым важным для учителя всегда считался
вопрос: «Как?»
- как вызвать интерес к учебе?
- как повысить мотивацию?
- как добиться активности на уроке и одновременно обеспечить усвоение
материала?
- как обеспечить успешность каждого ученика в обучении?
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации
системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому одной из главных задач учителя является организация учебной
деятельности
таким
образом,
чтобы
у
учащихся
сформировались
потребности
в
осуществлении
творческого
преобразования
учебного
материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией
и
познавательной
и
самостоятельной
деятельностью
-
это
значит
формировать
положительное
отношение
обучающихся
к
учебной
деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых
предметов. Моей главной задачей является не просто осуществить передачу
опыта, но и укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его
способностей.
Зачастую,
именно
на
уроке,
у
ученика
появляется
заинтересованность
в
более
глубоком
изучении
какого-либо
вопроса
или
явления.
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью
школьного
образования
становится
развитие
способности
ученика
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться
В 6 классе учащиеся должны хорошо усвоить тему с положительными и
отрицательными числами, в 7- м – хорошо изучить формулы сокращенного
умножения, в 8 –м- решение квадратных уравнений. Это глобальные темы,
которые нельзя запускать.
В конце 7-го класса учащихся необходимо познакомить со сборником заданий
для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
П р и
в ы п ол н е н и и
з а д а н и й
п е р в о й
ч а с т и
у ч а щ и е с я
д о л ж н ы
продемонстрировать
определенную
системность
знаний,
умение
пользоваться разными математическими языками, распознавать стандартные
задачи в разнообразных формулировках.
Задания части 2, как и части 1, базируются на содержании алгебраических
блоков
"Обязательного
минимума
содержания
основного
общего
образования".
Но даже умения решать задания по всем основным темам не достаточно.
Очень важно «видеть» тест и как можно эффективнее его выполнить. Для
этого надо учить ученика работать по плану.
Наиболее эффективно выстраивать подготовку по тематическому принципу.
Не
следует
стараться
решить
как
можно
больше
вариантов
заданий
предыдущих лет. Такой путь, как правило, неперспективен. Во - первых,
варианты не повторяются. Во – вторых, в этом случае у школьника не
формируется
устойчивый
общий
способ
деятельности
с
заданиями
соответствующих видов. Запомнить все решения всех заданий невозможно,
поэтому
разумнее
учить
школьников
общим
универсальным
приемам
и
подходам к решению задач соответствующих типов.
Чтобы
достичь
хороших
образовательных
результатов
необходимо
использование
следующих
способов
включения
учащихся
в
учебно-
познавательную деятельность.
На
каждом
уроке
проводиться
обязательный устный
счет,
обучающие
самостоятельные
работы,
тесты.
Устные
упражнения
содержат
огромные
потенциальные
возможности
для
развития
мышления,
активизации
познавательной деятельности учащихся. Они позволяют так организовать
учебный процесс, что в результате их выполнения у учащихся формируется
целостная картина рассматриваемого явления. Это обеспечивает возможность
не только удерживать в памяти, но и воспроизводить именно те фрагменты,
которые оказываются необходимыми в процессе прохождения последующих
шагов
познания.
Использование
устных
упражнений
сокращает
число
заданий
на
уроке,
требующих
полного
письменного
оформления,
что
приводит к более эффективному развитию речи, мыслительных операций и
творческих способностей учащихся.
В начале урока можно использовать в качестве актуализации опорных знаний
мини экзамен. Любой учащийся выходит к доске и отвечает на вопросы своих
одноклассников на знание определений и понятий пройденного материала
или вытягивает билетики с вопросами, заготовленными учителем заранее.
Если ученик затрудняется ответить на вопрос, то отвечает любой ученик из
класса. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то,
что учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать,
исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
В
целях
оперативного
контроля
усвоения
алгоритма
решения
заданий,
проводятся
небольшие самостоятельные
работы,
цель
которых
–
не
выставление оценок, а выявление затруднений тех учащихся, которые что-то
не поняли.
При
организации работы
в
группах,
часть
учащихся
получает
задания,
направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём,
некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только
алгоритм,
более
сильные
учащиеся
получают
задания
на
продвинутом
уровне. На таком уроке работа сосредоточена на более слабых учениках. В
сильной
группе,
как
правило,
всегда
коллективными
усилиями
находят
верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в
новой ситуации. Оценивая учащихся нельзя спешить выставлять оценки в
журнал, необходимо дать возможность получить более высокую отметку и
обязательно поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над
ошибками
самостоятельно
или
с
помощью
консультантов
(с
помощью
учителя), а затем решить аналогичное задание на уроке. Главное, что со
временем
ребята
перестают
бояться
"двоек”,
смелее
задают
вопросы,
справляются
с
задачами
обязательного
уровня.
Обстановка
на
уроке
доброжелательная, спокойная.
Обучение
алгоритмам даёт
возможность
достичь
обязательного
уровня
обучения наиболее слабым учащимся и не может привести к стандартизации
мышления и подавлению творческих сил детей, так как выработка различных
автоматизированных
действий
(навыков)
–
необходимый
компонент
творческого
процесса,
без
них
он
просто
невозможен.
Применение
проблемного изложения знаний включает в себя, прежде всего открытие
нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их
решения. Суть проблемного изложения знаний в том, что знания даются не в
готовом виде, а ставятся перед учащимися проблемные задачи, побуждая
искать
пути
и
средства
их
решения.
Ученики
становятся
активными
«творцами» нового, а не пассивными «запоминателями» их.
Можно использовать
карточки на этапе устной самостоятельной работы,
которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель».
Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент
времени.
На
работу
отводится
до
10
минут
урока.
В
это
время
осуществляется
включённый
контроль,
т.е.
учитель
слушает
ответы
то
одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно
оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию
учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не
только отвечающего, но и качественную работу «учителя».
Развитию мышления и речи учащихся способствует фронтальная работа, в
ходе
которой
учащиеся
получают
образцы
рассуждений,
образцы
оформления
записей.
Они
имеют
возможность
быстро
и
своевременно
исправлять допущенные ошибки. Коллективная работа в классе стимулирует
поиск наиболее рационального пути решения задачи, поощряет инициативу и
изобретательность.
Способствует активизации образовательного процесса такой этап урока, как
мини игра «Я учитель». По желанию ученик готовит материал для работы у
доски в качестве учителя, чаще всего это материал прошлого урока, в течение
5-10 минут излагает суть нового материала. Учащиеся внимательно слушают
выполняющего в данный момент функцию учителя, корректируют ошибки в
момент их возникновения, учитель оценивает не только отвечающего на
вопросы, но и качественную работу «учителя».
Построенная таким образом фронтальная работа способствует развитию у
учащихся
таких
качеств
мыслительной
деятельности
как
гибкость
ума,
рациональность мышления, критичность мышления, а также способствует
формированию основных умений, связанных с самостоятельным решением
различных учебных и практических задач.
Согласно системно-деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением
формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками,
выдвигать
гипотезы,
осуществлять
доказательства
правильности
гипотез,
формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной
деятельности, что формирует нравственные качества личности.
Базовыми
понятиями
данного
подхода
являются:
воспитание
и
развитие
качеств
личности,
соответствующих
требованиям
современности,
коими
являются
гражданственность,
универсальность
познавательных
действий,
социальность,
индивидуализация.
Достижение
результата
возможно
через
включение в деятельность.
В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя
успешным: «Я это могу, я это умею»!