Развитие творческих способностей у детей раннего возраста методом сотворчества
Автор: Крупник Наталья Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №629 Дошкольное отделение №1 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: Развитие творческих способностей у детей раннего возраста методом сотворчества Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
МЕТОДОМ ИГРОВОГО СОТВОРЧЕСТВА
В один год,и в два,и в пять
Все дети любят рисовать.
Цветы,машины,сказки,пляски…
Всё нарисуют:были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В.Берестов.
Кадый ребёнок по своей натуре-творец.Творческие способности детей,формируемые
изобразительной деятельностью,совершенствуются постепенно,но их источники закладываются в
раннем детстве.Поэтому необходимо своевременно создать условия для их зарождения,вовремя
заменить их и совершенствовать в той области,где наметился большой интерес-в
рисовании,лепке,аппликации т.д.Как правило, творческие возможности детей раннего возраста
находятся в скрытом состоянии и не полностью реализуются.Создавая игровые условия
побуждающие ребёнка к занятиям изодеятельности,можно развить творческие наклонности.В
процессе изобразительной деятельности идёт интенсивное развитие эстетического
мировоззрения,способности к творчеству,позволяющих в будущем комплексно воспринимать
любое явление окружающего мира во всех его взаимосвязях с другими явлениями.
Именно позтому обучение изобразительной деятельности и воспитание эстетического
мировоззрения обеспечивает развитие творческих способностей и интеллекта детей.
Дети,которые занимаются изобразительной деятельностью,более эмоционально откликаются на
окружающий мир,чувствуют красоту природы,гармонию человеческих отношений.
Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше.Первым этапом мотивации малыша к
изодеятельности является игра ,как основной и любимый вид деятельности ребёнка.Любой
материал, попадающий в руки ребёнка,становясь игрушкой,обретает новую жизнь,новый
смысл.Этим материалом могут быть:ватные палочки,паролон,смятая в комок бумага,природный
материал и т.д.
Вторым и очень важным этапом мотивации и обучения детей раннего возраста изобразительной
деятельности является метод сотворчества.
Навыки у ребёнка на этом этапе ещё не сформированы,малыши не могут получить
удовлетворение от своего творчества,поэтому взрослый должен протянуть ему руку
помощи,создавая ситуацию сотворчества. Так ,как ребёнок не может в силу своего возраста
представить целостную картину мира,то эту картину должен представить для него взрослый,а
ребёнок дополняет её.Взрослый заранее продумывает композицию работы и выполняет один
или несколько из её фрагментов:изображает лес(а ребёнок :следы на снегу,падает
снег),деревья(ребёнок-листья,дождик),зонт,грибок(точки на
мухоморе,дождик),ёжика(иголочки,листочки)и т.д.Действуя вместе со взрослым,ребёнок легче и
быстрее осваивает изобразительные навыки и умения,он испытывает творческое
удовлетворение,которое способствует развитию интереса к изобразительной деятельности.
С детьми раннего возраста лучше всего использовать нетрадиционный метод рисования,где
можно использовать нестандартные приёмы и инструменты(ватные палочки,паролон,скомканная
бумага,природный материал,ручками и пальчиками,что очень качественно способствует развитию
мелкой моторики и тактильной чувствительности)
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.
А поскольку рисование для малыша-это радостный вдохновенный труд, к которому его не
надо принуждать, но очень важно мотивировать и поддерживать ребёнка, постепенно
открывая перед ним новые возможности.
Комплексное развитие – использование в качестве инструментов рисования пальцев,
ладошки и других необычных материалов, способствует развитию мелкой моторики и речи
ребенка.
Простота и доступность – краски, бумага и желание ребенка – единственные условия
рисования, ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие творческого
потенциала личности ребенка
Целостность образа – гармоничное развитие личности ребенка достигается путем
освоения предметного и образного мира, поэтому важно предлагать ребенку не просто
лист бумаги, а целостную картину. Например, мышонка под зонтом, где капельки дождя,
нарисованные пальчиками, возникнут из тучки, нарисованной кулачком.
Разнообразие сюжетов - новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и
разнообразные материалы и заготовки, неповторяющиеся задания, возможность выбора –
важное условие развитие детского творчества.