Автор: Анисимова Вера Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ОГБОУ "Елатомская школа - интернат для детей - сирот" Населённый пункт: Рязанская область, Касимовский район, р/п.Елатьма Наименование материала: проект Тема: "Ловкие пальчики" Раздел: дошкольное образование
(развитие мелкой моторики рук)
Подготовила воспитатель
ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей-сирот»
Анисимова Вера Викторовна
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность……………………………………………………………….. 1
Паспорт проекта…………………………………………………………….2
Этапы реализации проекта…………………………………………………3
Организация работы по проекту…………………………………………..5
Список литературы……………………………………………………….7
Приложения……………………………………………………………….8
Проект «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Актуальность
Детям с отклонениями в развитии характерно замедленное развитие локомоторных функций. Это подтверждает и некоторое отставание в развитии
двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений,
неуверенности в точном воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности
представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально
развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают
последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным
чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении
задания.
У детей с ОВЗ наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук
(например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка. Института физиологии детей и подростков было установлено, что уровень
развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была установлена такая закономерность, что если развитие движений пальцев
рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие, т.е. устанавливается тесная связь функции руки и речи.
Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы необходимо уделять внимание развитию движения пальцев рук, путем
тренировки движений пальцев рук.
Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически – 3-5 минут ежедневно. С этой целью
могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, способствующие коррекции движений как общей, так и мелкой моторики.
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Ловкие пальчики»
Тип проекта:
Практико-ориентированный
.
По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение.
Участники проекта:
Дети, воспитатели.
Возраст детей: 3-7 лет
По продолжительности:
долгосрочный.
Проблема проекта: диагностика нарушений мелкой моторики руки дошкольников с отклонениями в развитии и наиболее эффективные средства,
обеспечивающие коррекцию ее развития.
Цель и задачи:
Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический
материал.
Развивать речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивать эмоциональное благополучие.
Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
Сроки:
Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь-май) и включает следующие этапы
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап:
изучение научно-методической литературы по данной теме.
Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для педагогов.
2. Диагностический этап:
Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня
сформированности мелкой моторики пальцев.
Задачи
Выявить уровень сформированности у детей навыков продуктивной деятельности;
Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.
определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования.
3. Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и
оформление наглядно – информационного и консультативного материала для педагогов) .
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с ОВЗ:
Работа с детьми по всем образовательным областям:
o
в процессе занятий (продуктивной деятельности);
o
индивидуальной работы;
o
на прогулке;
o
утренней гимнастики;
o
самообслуживания;
o
использования нетрадиционных приемов.
4. Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики
на конец проекта.
Организация работы по проекту:
мероприятие
цель
сроки
Изучение литературы по теме.
Получить необходимые знания
и умения.
сентябрь
Составление картотеки игр для
развития мелкой моторки
Распределить игры по
лексическим темам
сентябрь
Разработка перспективного
плана работы по развитию
мелкой моторики на текущий
учебный год
Разработать практические
мероприятия на период
проекта.
сентябрь
Подбор наглядно –
информационного и
консультативного материала
для педагогов.
Обобщить и распространить
опыт работы
сентябрь
Обследование детей.
Выявление уровня развития
мелкой моторики.
1-2 недели сентября
Экспериментальная
деятельность: Познание
свойств: предметов быта,
природного материала (орехи,
Формирование сенсорных
представлений, развитие
познавательно-
исследовательской
В течение всего срока
обучения
фасоль, крупа, мука, прищепки
пластиковые крышки, бумага)
деятельности.
Выполнение продуктивной
деятельности (нетрадиционные
техники) «Веселые картины»,
«Узоры на подносе» и т. д.
Развивать интерес к
продуктивной деятельности .
В течение всего срока
обучения
Использование
нетрадиционных методов
укрепления здоровья
Укрепление здоровья
В течение всего срока
обучения
Изучение пальчиковых игр
Тренировка пальцев рук,
развитие внимания,
воображения.
В течение всего срока
обучения
Выявление результатов по
проекту (диагностическое
обследование детей).
Май
Оформление наглядно –
информационного и
консультативного материала.
В течение всего срока
обучения
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами продуктивной деятельности.
Овладение нормами этики поведения.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме:
игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
Принцип гуманности - предполагает индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
Принцип системности - решение задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках учреждения.
Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно- уровневого развития.
Методическое обеспечение:
1.
Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов. - М.: НЦ
2.
Гончарова Е. Парадоксы отклоняющегося развития // Дошкольное воспитание, 2006. - №2.
3.
Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2006. - №11
4.
Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. - №01.
5.
Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
6.
Специальная дошкольная педагогика / под ред. Стребелевой. – М., 2001.
7.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. - 1994. №5
8.
Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И.
Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
9.
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский
Дом Литера, 2005. -208с.
10. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. -