Напоминание

Учебный исследовательский проект "Живи, родник!"


Автор: Кочеткова Мария Николаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ "Кошелихинская основная школа"
Населённый пункт: село Кошелиха городской округ город Первомайск Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Учебный исследовательский проект "Живи, родник!"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кошелихинская основная школа» городской округ город Первомайск Нижегородская область
Методическая разработка

Учебный исследовательский проект «Живи, родник!»
Выполнила: Кочеткова Мария Николаевна, учитель биологии, химии, географии, I квалификационной категории с. Кошелиха, 2016г.
Предметное содержание проекта: география. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в “Концепции модернизации российского образования” говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. География – это один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной работы, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся. Организация внеурочной работы способствует расширению навыков практической деятельности учащихся. Она связывает теоретические основы знаний с их практическим применением, а также предполагает большое количество форм исследовательской деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Одним из педагогических условий для успешной организации исследовательской и проектной работы учащихся является сочетание урочной и внеурочной работы 2
Занятия кружка «Юннатский» помогают ребятам повысить интерес к наукам эколого-биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии. Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными. Проект предполагает развитие практико-созидательной компетенции учащихся. В проектной основе собственных исследований и найденной информации учащиеся рассматривают проблемы экологического состояния памятников природы местного значения; проект позволит осознать и почувствовать каждому школьнику включённость в жизнь своего населённого пункта, ощутить личную значимость в выявлении и решении экологических проблем своей местности. Используемый УМК: 1. Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г 2 . Г е о г р а ф и я Р о с с и и . П р и р о д а . 8 к л . : у ч е б . д л я общеобразоват.учреждений / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2014г. 3
3. Географический атлас. Нижегородская область. (Департамент образования и науки Администрации Нижегородской области) Раздел программы: Раздел 5. «Природные комплексы Нижегородской области» (5 часов). Предметная тема: Внутренние воды (2 часа). Раздел программы кружка «Юннатский»: Антропогенное воздействие на биосферу (17 часов). Предметная тема: Антропогенное воздействие на гидросферу (6 часов). Класс: 8.
Актуальность проекта:
Современное общество ставит перед школьным образованием такие задачи как: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций, чувства ответственности за судьбу страны, своего родного края. А это напрямую связано с краеведческим принципом обучения в образовании. Проблема заброшенности малых родников актуальна не только для нашего села, но и для всей страны в целом. Экологическое состояние родников может быть показателем отношения населения к окружающей нас природе. К сожалению не везде и не всегда население бережно относится к источникам. И это не допустимо. Вблизи каждого населенного пункта имеется один или несколько родников и наша задача сохранить их в чистоте и благоустроить. На территории нашего села находится Святой источник Боголюбской Божьей Матери, или как в народе его называют «Ключик», над которым мы решили взять шефство. Разработка данного проекта даёт возможность выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, 4
направленной на формирование и развитие метапредметных умений и навыков школьника.
Педагогической основой создания проекта
стали идеи личностно- ориентированного образования и проблемного обучения, создающие условия для становления субъективного опыта эмоционально-ценностного и деятельностного отношения учащихся к природе своего края.
Проблема
Разработка и решение проблемы «водного кризиса», дефицита пресной воды возможно на основе изучения водных экосистем, а именно: исследование различных параметров состояния и изменений водной среды, изучение местных проблем рационального использования и охраны водных ресурсов своей местности и этому способствует школьный курс географического краеведения. Есть места, которые тянут к себе. Таким местом для жителей села Кошелихи является родник. Не важно, служит ли он истоком знаменитой реки или питает своими прохладными струями безымянный ручей, любое голубое оконце одинаково дорого. Испокон веку люди бережно и с трепетом относились к родникам. Воду родников считали особенной, даже святой. Верили, что она излечивает от недугов. Грустно порой видеть мусор, который оставляют люди вблизи родника. Многим родник дарит отдых и радость. Но попробуй напиться из родника, если замутнено его зеркало, если забито дно грязью и мусором.
Цель

проекта:
Воспитание экологической культуры учащихся, формирование активной гражданственной позиции, повышение социальной активности.
Задачи проекта:
- воспитание экологического мировоззрения учащихся; - вовлечение обучающихся в активную природоохранную деятельность; - трудовое воспитание учащихся; 5
- привлечение детей к участию в волонтерской деятельности; - формирование интереса к природе родного края.
Метапредметными

результатами
освоения обучающимися опыта учебно-исследовательской деятельности будут являться:  умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;  умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;  умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Ожидаемые проектные продукты: чистая территория родника, презентация, буклет, листовки. Продолжительность времени проведения проекта: среднесрочный (занимает изучение одной темы). По количеству участников: коллективный. П о с п о с о б у п р е о б л а д а ю щ е й д е я т е л ь н о с т и у ч а щ и х с я : исследовательский. При использовании проектной технологии каждый ученик:  учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;  приобретает коммуникативные навыки и умения; 6
 овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения ,представляет своё исследование. Характер проекта: междисциплинарный (география, биология, экология, географическое краеведение) Тип проекта:исследовательский. Участники: обучающиеся 8 класса. Продолжительность: 3 урока. Формы организации работы: Индивидуальная работа; групповая работа; практикум. Этапы работы: 1. Озвучить проблему проекта. 2. Познакомить с целями и задачами проекта. 3. Определить рабочие группы и распределить в них роли. 4. Определить критерии оценки результатов. 5. Выбрать источники информации. 6. Собрать данные. 7. Дать характеристику экологической ситуации родника села Кошелихи. 8. Провести исследование воды в роднике. 9. Определить пути решения проблемы. 9. Представить результаты проекта. Форма презентации: урок-конференция. Необходимое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, проектор, фотоаппарат, карты России и Нижегородской области, атласы.
Описание проектного продукта/результата с критериями оценки
Основополагающий вопрос Экологическое состояние родника в селе 7
Главные вопросы проекта Кошелиха, причины загрязнения. Проблемные вопросы: 1. Каковы положительные и отрицательные стороны взаимодействия человека и природы? 2. Как сохранить природную красоту родного края для будущих поколений? Учебные вопросы: 1.Какова история возникновения родника (его происхождение) и топонимика? 2 . Ка к и е э кол о г и ч е с к и е п р о бл е м ы характерны для родника? 3. Какое качество воды в роднике? 4. Какие меры нужно предпринять для улучшения состояния родника? Оценивание проекта 1.До работы над проектом: 2.В процессе работы над проектом: 3.После завершения работы над проектом: Социологический опрос, знакомство учащихся с критериями оценки. Планирование совместной деятельности; самооценка деятельности; рефлексия; представление продуктов проектной деятельности. Оценка работы учителем; самооценивание; рефлексия. 8
Описание методов оценивания В начале работы выявить знания учащихся по теме «Внутренние воды»; формирование оценивания позволяет направить мысль детей, контролировать ход работы, вносить необходимые коррективы в работу; выявить ч е м у д е т и н а у ч и л и с ь , о ц е н и т ь эффективность проделанной работы. Необходимые начальные знания, умения и навыки  Базовые знания по предмету география, экология, краеведение и биология;  н а в ы к и р а б о т ы с р а з л и ч н ы м и источниками информации: литературой, краеведческим материалом в музее, ресурсами Интернет;  вл а д е н и е м е тод а м и о п р е д е л е н и я о р г а н ол е п т и ч е с к и х и н е ко т о р ы х гидрохимических показателей воды родника;  в л а д е н и е н а в ы к а м и р а б о т ы с компьютером (набор текста, создание презентаций). Учебные действия на разных этапах проекта Продукты практической деятельности Подготовительный этап: Разделение на группы; знакомство с темами и с с л е д о в а н и й . Р а з р а б о т к а п л а н а , распределение обязанностей. Практическая часть:  Изучение литературы по данной теме, с а м о с т о я т е л ь н о е и с с л е д о в а н и е , социологический опрос, обработка результатов. 9
 Ф ото г р а ф и и , т а бл и ц ы , б у к л е т ы , презентации. Заключительный этап: п р ед с т а вл е н и е п р од у кто в п р о е к т а ; оценивание, рефлексия. Класс, объём урочных и внеурочных часов, необходимых для реализации проекта 8 класс. 2 урочных часа и 3 внеурочных часа.
Этапы проектной деятельности
1 этап - подготовительный Содержание работы: Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы. Деятельность учащихся: обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. Деятельность учителя: знакомят со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. 2 этап – планирование Содержание работы: а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Составление вопросов анкеты для обучающихся школы и для местных жителей. г) Определение способа представления результатов (формы проекта). д) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. 10
Деятельность учащихся: Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Составляют вопросы для анкетирования учащихся и местных жителей. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. Деятельность учителя: Предлагает идеи, высказывает предположения, помогает в составлении вопросов к анкете. Наблюдает за работой учащихся. 3 этап – исследовательский Содержание работы: а) Сбор и уточнение информации.  Опрос учащихся школы и жителей села Кошелиха. Вопросы анкеты: 1. Известно ли вам о существовании родников в селе Кошелиха? 2. Пользуется ли Ваша семья водой из какого - либо родника? 3. Знаете ли Вы, почему родник в селе Кошелиха в называется «Ключик»? 4 . Какие меры, по Вашему мнению, следует предпринять по благоустройству родника? 5 . От кого, по Вашему мнению, зависит состояние родников и их благоустройство? 6. Следует ли уделять особое внимание природным водным источникам, или человек не должен изменять то, что создано природой? б) Определение органолептических и некоторых гидрохимических показателей родниковой воды.  Взятие пробы воды из родника и исследование ее свойств в сравнении с водопроводной водой (контроль). в) Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. г) Выбор оптимального варианта хода проекта. д) Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. 11
Деятельность учащихся: поэтапно выполняют задачи проекта. Деятельность учителя: Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. 4 этап – формулировка выводов Содержание работы: а) Анализ полученной в ходе опроса информации.  Сбор легенд и преданий, связанных с родником в селе Кошелиха, в том числе и легенд, связанных с его названием.  Анализ качества родниковой воды в сравнении с водопроводной. б) Формулирование выводов. В) Экскурсия на «Ключик», очистка родника, благоустройство территории вокруг родника. Деятельность учащихся: Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Организуют совместно с учителями и обучающимися школы, сельсоветом села экскурсию на источник, очищают родник и территорию вокруг родника. Оформляют проект. Деятельность учителя: Наблюдает, советует (по просьбе учащихся), организует экскурсию на родник. 5 этап – защита проекта и оценка его результатов Содержание работы: Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого. Деятельность учащихся: Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Деятельность учителя: Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта. 12

Критерии оценивания проектов учащихся
Оценку проектов проводят и учащиеся (самооценка), и учитель.
Критерии

о ц е н к и

проекта

Содержание критерия оценки

Кол-во баллов

Актуальность

поставленной

проблемы
Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? От 0 до 1 Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? От 0 до 1 Верно ли определил автор актуальность работы? От 0 до 1 Верно ли определены цели, задачи работы? От 0 до 2
Теоретическая

и

\

или

практическая

ценность
Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. От 0 до 2 Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области От 0 до 2 Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость От 0 до 1
Методы

исследования
Целесообразность применяемых методов 1 Соблюдение технологии использования методов 1
Качество содержания
выводы работы соответствуют 2 13

проектной работы
поставленным целям оригинальность, неповторимость проекта 2 в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы 1 есть ли исследовательский аспект в работе 2 есть ли у работы перспектива развития 1
Качество

продукта

проекта

(презентации,

сайта,

информационного

диска)
интересная форма представления, но в рамках делового стиля От 0 до 3 логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. От 0 до 3 форма материала соответствует задумке 2 текст легко воспринимается, 1 отсутствие грамматических ошибок, стиль речи. 2
Компетентность

у ч а с т н и к а

п р и

защите работы
Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов От 0 до 3 Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе От 0 до 3 Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. От 0 до 3 14
Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. От 0 до 2 Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта. От 0 до 3
ИТОГО

СУММА БАЛЛОВ

МАКСИМУМ

45 БАЛЛОВ
Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:  65-80% - оценка “3”  80-90% - оценка “4”  90-100% - оценка “5” Итоговые уроки защиты продуктов включают:  предварительное консультирование учителем;  презентацию продукта;  совместную оценку качества продукта;  выставление итоговых оценок в журнал, рекомендации к дальнейшей работе.
Заключение
15
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться школе. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Список литературы
1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 2. Географический атлас. Нижегородская область. (Департамент образования и науки Администрации Нижегородской области) 3. Ге о г р а ф и я Р о с с и и . П р и р о д а . 8 к л . : у ч е б . д л я общеобразоват.учреждений / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2014г. 4. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6. 5. Кучеряева Л.А., Шадуро Е.А. Организационные формы обучения в классно-урочной системе – Саратов, 2005 6. Огородникова Н.В. “Проектная деятельность старшеклассников” “География в школе” 1,2006 г. 16
7. Примерные программы по учебным предметам. География. Серия Стандарты второго поколения.-М.:Просвещение,2013. 8. Программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г 9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. 10. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. – “Директор школы” 1998, № 4. 17


В раздел образования