Начальный этап изучение иностранного языка в образовательных учебных заведениях СПО в контексте современного образования
Автор: Симонова Светлана Геннадьевна Должность: преподаватель иностранного языка Учебное заведение: ГБПОУ "ЗлатИК им. П. П. Аносова" Населённый пункт: город Златоуст, Челябинская область Наименование материала: статья Тема: Начальный этап изучение иностранного языка в образовательных учебных заведениях СПО в контексте современного образования Раздел: среднее профессиональное
учебных заведениях СПО в контексте современного образования
Симонова С. Г.
переводчик,
аспирант
ЧГАКИ,
преподаватель
высшей
категории
ГБПОУ
«Златоустовский
индустриальный
колледж
им.
П.П.
Аносова»,
город Златоуст, Челябинская область
Каждый преподаватель, особенно в начале своего педагогического
пути, обязан чётко знать чему и как учить учащегося/студента, а для этого
необходимо владеть информацией о целях и задачах учебной дисциплины,
т.е.
знать
требования,
предъявляемые
к
результатам
освоения
учебной
дисциплины. Так, например, в результате освоения учебной дисциплины
«Иностранный язык» в СПО, реализующем программу среднеспециального
учебного заведения, студент должен уметь:
Говорение:
1.
вести диалог в ситуациях официального и неофициального общения в
бытовой,
социокультурной
и
учебно-трудовой
сферах,
используя
аргументацию и эмоционально-оценочные средства;
2.
рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой
прочитанных и прослушанных текстов; описывать события, излагать
факты, делать сообщения;
3.
создавать словесный социокультурный портрет своей страны и страны
изучаемого
языка
на
основе
разнообразной
страноведческой
и
культуроведческой информации.
Аудирование:
1.
понимать
относительно
полно
(общий
смысл)
высказывания
на
изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
2.
понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов
познавательного
характера
на
темы,
предлагаемые
в
рамках
курса,
выборочно извлекать из них необходимую информацию;
3.
оценивать важность и новизну информации, определять своё отношение
к ней.
Чтение:
Читать
аутентичные
тексты
разных
стилей
( публицистиче ские,
художественные,
научно-популярные
и
технические),
используя
основные
виды
чтения
(ознакомительное,
изучающее,
просмотровое/поисковое)
в
зависимости от коммуникативной задачи.
Письмо:
1.
описывать
явления,
события,
излагать
факты
в
письме
личного
и
делового характера;
2.
заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме,
принятой в стране изучаемого языка.
В
результате
освоения
учебной
дисциплины
студент
должен
знать/понимать:
1.
значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного
этапа и с соответствующими ситуациями общения;
2.
языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику,
единицы
речевого
этикета,
обслуживающие
ситуации
общения
в
рамках изучаемых тем;
3.
новые
значения
изученных
глагольных
форм
(видовременных,
неличных),
средства
и
способы
выражения
модальности;
условия,
предположения, причины, следствия, побуждения к действию;
4.
лингвострановедческую,
страноведческую
и
социокультурную
информацию, расширенную за счёт новой тематики и проблематики
речевого общения;
5.
тексты,
построенные
на
языковом
материале
повседневного
и
профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные
документы по специальностям СПО.
Всё это необходимо, в результате изучения курса иностранного языка, но в
начале изучения любого предмета, в том числе и иностранный язык, перед
преподавателем стоит сверхзадача: узнать, «изучить» контингент студентов
или
другими
словами
говоря,
диагностировать
«+»
и
«-»
в
знаниях
первокурсников.
В
большинстве
учебных
заведений
диагностирование
осуществляется
при
помощи
тестирования,
куда
включаются
вопросы
школьной
программы.
За
многолетнюю
работу
в
среднем
специальном
учебном заведении был сделан вывод о том, что студенты первого курса, к
сожалению, не владеют элементарными знаниями иностранного языка. В
нашем колледже все первокурсники проходят «Входной контроль», который
выглядит
как
компьютерный
тест
или
тест
на
бумажных
носителях.
Преподаватели предлагают тест закрытого типа. В тесте присутствуют только
те аспекты грамматики и лексики, которые изучены студентами ещё в школе,
в соответствии со школьной программой. После проведения тестирования
преподаватель подводит итоги и определяет стратегию преподавания, уделяя
внимание ликвидации пробелов в знаниях школьной программы. Предлагаю
вашему вниманию примерный тест для определения знаний студентов 1
курса, составленный на уровне знаний 5-6 класса средней школы(!).
Результат
подводится
следующим образом, по пятибалльной системе оценок, принятой в РФ, тест,
содержащий 20 заданий определяет:
если из 20 заданий студент дал только 4 правильных ответа, то он получает
«1», 8 - «2», 12 – «3», 16 – «4», 20 – «5»:
Отчёт по результатам входного контроля за 2015-2016 год преподавателя
Симоновой С.Г.
1
Группа
Студентов по
списку
выпол
няли
«5
»
«4
»
«3
»
«2
»
«1
»
Сред
ний
балл
Абсолют
Качес
тво
Ю-81
13
6
-
-
3
3
-
2,5
50
-
Ю-82
13
12
-
-
8
2
2
2,7
66
-
П-81
11
7
-
-
2
5
-
2,3
28
-
ТМ-91
12
7
-
-
3
4
-
2,4
42
-
Итого:
49
36
-
-
16
14
2
2,5
46
-
Проанализировав работы учащихся, сделан вывод о том, что необходимо
сделать преподавателю на начальном этапе:
1 . Обратить внимание на значительные пробелы в знаниях школьной
программы
2. Организовать ознакомительно-коррекционный цикл уроков на учебных
занятиях, организовать консультации студентам, посетить родительские
собрания с целью разъяснения задач изучения иностранного языка в
контексте современного образования, привлечь студентов к творческой и
научной деятельности, рекомендовать литературу и интернет-ресурсы для
ознакомления и улучшения знаний.