Напоминание

Лекарственные растения Южного Урала


Автор: Шагадатова Анна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ № 14
Населённый пункт: Челябинская область, г.Усть-Катав
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Лекарственные растения Южного Урала
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ «Детский сад №14»
Конспект занятия

«Лекарственные растения Южного Урала»

В целях реализации проекта ТЭМП.
Разработала: Воспитатель Шагадатова. А.О Г. Усть-Катав 2016г.
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная. Цели: Закрепить знания детей о названии лекарственных растений Урала; научить узнавать и правильно называть лекарственные растения Урала, расширить знания детей о пользе и применении лекарственных растений для человека, познакомить с новым лекарственным растением - душицей. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её, защищать; закрепить правила поведения в природе. Развивать речь, память, мышление детей, находчивость. Целевые ориентиры дошкольного образования: обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память; воспитывать любовь друг к другу, уважительное отношение к семье. Материалы и оборудование: Картинки из серии "Семья", изображение домов, альбомные листы, карандаши. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, открыток, оформление экологической газеты «Мы юные защитники природы», беседы о родном крае, просмотр видеофильмов, оформление для родителей библиотечки «Лекарственные травы нашего края», родительское собрание - беседа с родителями о пользе витаминных, травяных чаёв. Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения.
Содержание организованной деятельности детей 1. Организационный момент. Дети здороваются с гостями (звучит музыка) Воспитатель: Мы поздоровались с гостями, пожелали им здоровья, а теперь каждый из вас передаст друг другу частичку своего тепла, скажем, друг другу добрые слова (будь здоров, всего тебе хорошего, я желаю тебе здоровья, я хочу, чтобы ты никогда не болел, счастья, добра и др.) Воспитатель: Мне кажется, что я слышу шум Раздается стук в дверь. Входит Колобок с корзинкой. Колобок: Здравствуйте, ребята! А куда же я попал? Воспитатель: Колобок, ты попал в д/с «Лукоморье». А где он находится, ребята тебе сейчас расскажут (Челябинская область, г. Усть-Катав) Колобок: Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. У меня дедушка с бабушкой болеют, я их должен вылечить. Помогите мне. Воспитатель: Давайте поможем Колобку и назовем растения, которые он собрал (педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, они называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива) . Прочитайте Колобку стихотворение, которое мы с вами учили. Как оно называется? Дети: «Что растет? » На лугу растет ромашка, Лютик едкий, клевер-кашка, Что ещё? Гвоздика, смолка, колокольчик, Хвощ – как елка, А ещё? Подорожник, васильки, Граммофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок. У тропинок, у канавок. И красивых, и пушистых! Разноцветных и душистых! Воспитатель: Мы живем на Урале. Это красивый край со сказочной природой. Здесь растет огромное количество лекарственных растений и трав. Кто знает, как хранятся травы? Дети: в брикетах, пакетах и коробочках в сухом виде. Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови и расскажи». Послушайте её правила. Перед вами лежат лекарственные растения (сухие и нарисованные на картинках). Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место произрастания (на обочинах дорог и тропинок, в полях, лугах, лесу, оврагах, у ручейков) ; время сбора для заготовки для и употребления в медицинских целях, например ромашку двудольную (цветы) собирают летом, подорожник (только листики без ножек) – весной и в начале лета, одуванчики (все части растения) – когда они цветут, крапива – весной, когда она только-только вырастает, лопух (корни) – на протяжении всего лета, душицы и тысячелистник (верх стебля с цветами) – тоже в течение лета. Можно рассказать, при каких заболеваниях используется то или иное растение, и в каком виде, например, отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника; весной, когда организму не хватает витаминов, рекомендуется пить отвар шиповника и т. д. (педагог выслушивает два-три рассказа детей) . Воспитатель: Вы, наверное, устали сидеть? Давайте устроим физкультминутку и поиграем в «одуванчики». Повторяйте за мной движения. Пальчиковая гимнастика «Одуванчики»: А уж ясно солнышко (разводим руки в стороны) Припекло, припекло (опускаем и поднимаем руки перед собой) И повсюду золото, золото, золото Ручейки на улице (пальчики бегут по столу)
Всё бегут, все бегут. Одуванчики, одуванчики (дуем на пальцы) Всё летят, и летят (движения кистей рук). Воспитатель: Кто знает стихотворение об одуванчике? Дети: (разные ответы детей) . Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Вырастет, нарядится. В беленькое платьице, Белое, воздушное, ветерку послушное. Воспитатель: Отгадайте загадку: «Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел» Дети: одуванчик. Воспитатель: Послушайте задание: я буду описывать лекарственные растения, а вы должны найти его на своих картинках и показать. Листья узорные, головка белая Дети: ромашка. Воспитатель: Растет у дороги, семена идут в стрелки. Применяются для остановки кровотечения из ран. Дети: подорожник. Воспитатель: Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяются при ангине и для промывания ран. Дети: календула. Воспитатель: Назовите Колобку еще раз растения, которые он собрал. Скажите, почему они называются лекарственными Дети: употребляются для лечения различных болезней. Колобок: Какой же чудесный ваш край Урал! Сколько целебных растений в ваших лесах. Но мне не понятно, как, же ими лечиться, сорвать растение и просто съесть?
Воспитатель: Ребята, расскажите нашему гостю об этом. Есть и такие растения, которые сразу можно есть. Что это, ребята? Дети: Ягоды. Воспитатель: Какие ягоды вы знаете? Дети: Малина, черника, калина, рябина…. Воспитатель: А многие растения заготавливают впрок. лекарственные растения сушат, упаковывают в пакеты, коробочки, прессуют в брикеты. Дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. Колобок: А что можно приготовить из сухих растений? Дети: настои, отвары. Воспитатель: Мы сейчас тебе покажем некоторые растения и расскажем, что они лечат (показ иллюстрации) . 1) Аптечная ромашка - когда болит горло, полоскать отваром 2) Подорожник - применяют для остановки кровотечения из ранок и для их заживления. 3) Календула - для полоскания горла и для заживления ран. 4) Черника - улучшает зрение, используют ягоды и отвары из листьев. 5) Шиповник - богат витаминами, особенно полезен весной. 6) - Какое растение лечит сердце? (Ландыш) 7) - Какое растение узнает и слепой? (Крапива) 8) - Какие растения лечат простуду? (мать – и – мачеха, липа, малина) Воспитатель: Бесценна Уральского леса краса, Зеленое золото - наши леса. Чтобы сохранить эту красоту, Мы соблюдаем правила поведения в лесу: Дети: 1) Не рубить живые растения и кустарники;
2) Не разводить костры под деревьями; 3) Не оставлять мусор в лесу; 4) Не разорять гнезда птиц; 5) Не рвать цветы; 6) Не брать домой детенышей животных. Воспитатель: Молодцы, умеете вы себя вести в лесном царстве. А сейчас, ребята, мы научим Колобка заваривать волшебный, целебный чай. Состав чая: - крапива - шиповник - черная смородина 3:1:1 (дети кладут сухие растения в термос, Колобок заливает кипятком) Воспитатель: Колобок, пока ты катишься домой, чай настоится, станет вкусным, ароматным, полезным. Колобок: - Спасибо, ребята! Вы меня многому научили, теперь я отправлюсь домой лечить своих дедушку и бабушку. Воспитатель: И мы очень рады гостям и приглашаем всех отведать нашего целебного чаю.


В раздел образования