Напоминание

Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду ( возрастные особенности)


Автор: Наникова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 2089
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду ( возрастные особенности)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка , он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследоватильское повидение и создаёт условия для того, чтобы психологичиское развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Задача педагога – не пресекать исследовательскую ,поисковую активность детей , а наобарот, активно помогать.
Давайте же определимся, что же такое

познавательно-исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения». По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается « субъект деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы

имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на

постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего

мира, их упорядочение и систематизацию.

Структура поисковой деятельности.
Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи; Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;
Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи; Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи; Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности; Анализ полеченных фактов и формирование видов; Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.
Алгоритм действий для осуществления

исследовательской деятельности ( по А.И. Савенкову)
Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследователя – умение отыскивать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия в том, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Шаг 2. Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новыхзнаний. Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование ). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить. Шаг 4. Определение задач исследования ( основных шагов направления исследования). Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположение, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» ( гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны). Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: « Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».
Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы. Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследование, это начало работы следующей.
Типы исследования, доступные и интересные детям

старшего дошкольного возраста ( по И.М. Коротковой).
Опыт (экспериментирование) (задача – освоение причинно- следственных связей и отношений). Деятельность в контексте «опыты»: - привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; - предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; - формулирование причинно-следственных связей ( если ….,то; потому…., что); Самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности. Коллекционирование ( классификационная работа) (задача – освоение родовидовых отношений). Действие в контексте « коллекционирование»: - поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения- рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; - размещение материала в квалификационной таблице ( если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на квалификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов). Путешествие по карте ( задача – освоение пространственных схем и отношений ( представление о пространстве мира)). Деятельность в контексте « путешествие по карте»: - обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути; - изучение растительного, животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей данной местности и т.п.; - заполнение участка контурно- физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов вырезками-метками ( животных, растений, людей, занятых типичным трудом). Путешествие по «реке времени» ( задача – освоение временных отношений ( представление об историческом времени – от прошлого к настоящему)). Более подробное описание работы с детьми см: И.М. Короткова . Организация познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. – журнал « Ребенок в детском саду», № 1,2002г.


В раздел образования