Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду ( возрастные особенности)
Автор: Наникова Ольга Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа 2089 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Конспект Тема: Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду ( возрастные особенности) Раздел: дошкольное образование
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние
ребенка , он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его
познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает
исследоватильское повидение и создаёт условия для того, чтобы
психологичиское развитие ребёнка изначально разворачивалось как
процесс саморазвития.
Задача педагога – не пресекать исследовательскую ,поисковую
активность детей , а наобарот, активно помогать.
Давайте же определимся, что же такое
познавательно-исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует
рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности,
порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой
активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как
высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из
«субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается « субъект
деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую
активность в форме тех или иных исследовательских действий.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы
имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на
постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего
мира, их упорядочение и систематизацию.
Структура поисковой деятельности.
Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми
познавательной задачи;
Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;
Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах
решения познавательной задачи;
Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной
задачи;
Непосредственную проверку выбранных способов решения и
выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу
деятельности;
Анализ полеченных фактов и формирование видов;
Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.
Алгоритм действий для осуществления
исследовательской деятельности ( по А.И. Савенкову)
Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и хотелось
бы разрешить. Главное качество любого исследователя – умение отыскивать
что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия в том, где
другим все кажется привычным, ясным и простым.
Шаг 2. Выбор темы исследования. Исследование – процесс
бескорыстного поиска неизвестного, новыхзнаний.
Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос
о том, зачем проводится исследование ). Примерные формулировки целей
исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить.
Шаг 4. Определение задач исследования ( основных шагов
направления исследования).
Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположение, догадки, недоказанной
логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка
предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу
«чем больше, тем лучше» ( гипотезы дают возможность увидеть проблему в
другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Для того,
чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: « Как мы
можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».
Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы,
сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для
настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание
исследование, это начало работы следующей.
Типы исследования, доступные и интересные детям
старшего дошкольного возраста ( по И.М. Коротковой).
Опыт (экспериментирование) (задача – освоение причинно-
следственных связей и отношений). Деятельность в контексте «опыты»:
- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или
демонстрацией необычного эффекта;
- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и
обсудить полученный эффект;
- формулирование причинно-следственных связей ( если ….,то;
потому…., что);
Самостоятельное использование оборудования в свободной
деятельности.
Коллекционирование ( классификационная работа) (задача – освоение
родовидовых отношений). Действие в контексте « коллекционирование»:
- поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения-
рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;
- размещение материала в квалификационной таблице ( если материал
реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на
квалификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или
ярлычки с названиями этих предметов).
Путешествие по карте ( задача – освоение пространственных схем и
отношений ( представление о пространстве мира)). Деятельность в контексте
« путешествие по карте»:
- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для
путешествия вида транспорта;
- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание
предположений, что может встретиться на пути;
- изучение растительного, животного мира данной местности,
особенности жизнедеятельности людей данной местности и т.п.;
- заполнение участка контурно- физической карты полушарий, линиями
пройденных маршрутов вырезками-метками ( животных, растений, людей,
занятых типичным трудом).
Путешествие по «реке времени» ( задача – освоение временных
отношений ( представление об историческом времени – от прошлого к
настоящему)).
Более подробное описание работы с детьми см: И.М. Короткова .
Организация познавательно-исследовательской деятельности для детей
старшего дошкольного возраста. – журнал « Ребенок в детском саду», №
1,2002г.